Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Логико-экономические (традиционные) приемы анализа



2018-07-06 461 Обсуждений (0)
Логико-экономические (традиционные) приемы анализа 0.00 из 5.00 0 оценок




Способ сравнения. Этот способ является наиболее распространенным в экономическом анализе, позволяет дать предварительную оценку изучаемого явления. Суть его заключается в сопоставлении аналогичных данных за разные периоды, разных подразделений, с плановыми или нормативными показателями и т.д. Отсюда вытекает главное требование к показателям – их сопоставимость, возможность сравнения. Так, не имеет смысла сравнивать количественные показатели с качественными, разные по своему содержанию, частные показатели с общими и пр. (например, стоимость производственных фондов прошлого года с фондоотдачей текущего).

В экономическом анализе используются одномерное и многомерное сравнения.

При одномерном сравнительном анализе сопоставления делаются по одному или нескольким показателям одного объекта или нескольких объектов по одному показателю.

С помощью многомерного сравнительного анализа проводится сопоставление результатов деятельности нескольких предприятий (подразделений) по широкому спектру показателей.

Группировка. Систематизация аналитической информации в виде группировки – распространенный прием анализа. Группировкапредполагает классификацию явлений и процессов по определенному признаку.

В зависимости от поставленных целей и задач могут использоваться следующие виды группировок, разработанных в статистике: типологическая, структурная или аналитическая.По существу каждая группировка является аналитической.

В основе типологической группировки лежит определенный именованный признак. Примеры типологической группировки: группы населения по размеру доходов, группы организаций по формам собственности и т.д.

Структурные группировки используются при изучении состава анализируемых объектов (по производственной мощности, уровню механизации, производительности труда и другим признакам), а также структуры выпускаемой ими продукции (по видам и заданному ассортименту).

Аналитическая (причинно-следственная) группировка используется для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями. При построении аналитических группировок из двух взаимосвязанных показателей один рассматривается в качестве фактора, а второй – результативный признак складывающийся под влиянием первого.

Таблицы с группировкой можно строить как по одном признаку (простые группировки), так и по нескольким (комбинированные группировки).

В качестве информационной основы группировки служат генеральная или выборочная совокупность однотипных объектов.

Абсолютные, относительные и средние величины. Абсолютные величины показывают количественные размеры явления в единицах меры, веса, объема, протяженности, площади, стоимости и прочее безотносительно к размеру других явлений. Относительные величины получают путем деления абсолютных показателей. В качестве базы сравнения (делитель) могут использоваться плановые, базисные, среднеотраслевые, нормативные данные. Относительные величины выражаются в форме коэффициентов (при базе 1), процентов (при базе 100) или индексов.

Оценка многих экономических явлений в анализе основывается на относительных величинах. Например, темпы роста или финансовые коэффициенты.

В анализе хозяйственной деятельности используются разные виды относительных показателей: планового задания, выполнения плана, динамики, структуры, координации, интенсивности, сравнения.

Средние величины служат для обобщающей характеристики массовых, качественно однородных экономических явлений. Средняя величина выражает собой отличительную особенность данной совокупности явлений, устанавливает наиболее типичные черты этой совокупности. Выделяют несколько видов средних: арифметическая, геометрическая, хронологическая, гармоническая и др., в формах простой и взвешенной.

Средняя арифметическая простая определяется суммированием показателей и делением на их число.

Средняя арифметическая взвешенная определяется для сгруппированных данных с учетом веса, значения каждой группы по формуле: , где, ∑xf – сумма произведений величины показателей на их частоты (веса); ∑f – сумма частот единиц совокупности (число показателей в каждой группе).

Если частоты (веса) представлены относительными величинами (в долях единицы, коэффициентах) то применяется формула: , где d – частость.

Средняя геометрическая простая в основном используется для расчета средних относительных величин, таких как средний коэффициент темпа роста, а также для комплексной оценки интенсивности использования ресурсов на предприятии:

, где x1, x2, x3 xn – коэффициенты относительных показателей; n – число коэффициентов.

Табличный способ. Это наиболее рациональная и удобная для восприятия форма представления аналитической информации. Табличный материал дает возможность охватить аналитические данные в целом как единую систему.

Составление аналитических таблиц – важный элемент в методике анализа хозяйственной деятельности. Этот процесс требует, в первую очередь, знания сущности изучаемых явлений, методики их анализа, целей и задач конкретного аналитического исследования.

В процессе анализа используют все виды таблиц: простые, групповые и комбинированные.

В таблицах принято располагать: сначала абсолютные показатели, потом – расчетные показатели; сначала факторные показатели, потом результативные; далее – последовательные действия факторного анализа и баланс отклонений, сводные результаты анализа.

Каждая таблица должна иметь номер (если она не единственная в тексте) и заголовок, который кратко отражает ее содержание. В строках или столбцах необходимо указывать единицы измерения показателей. В случае, когда все элементы таблицы выражены в одинаковых единицах, наименование показателя можно указать в заголовке таблицы.

Графический прием. Графики в экономических исследованиях имеют как иллюстративное, так и аналитическое значение. На графиках более выразительно проявляются тенденции и связи изучаемых показателей.

Основные формы графиков, которые используются в экономическом анализе – это диаграммы и линейные графики.

По формеразличают диаграммы: столбиковые, полосовые, круговые, линейные, квадратные, фигурные.

По содержанию различают диаграммы: сравнения, структурные, динамические, графики связи, контроля и т.д.

Графические способы эффективны и при решении методических задач экономического анализа, например, при построении схем взаимосвязей между результативными и факторными показателями, блок-схем аналитического исследования и т.д.

График должен иметь название и нумерацию.

Балансовый способ позволяет соотнести показатели хозяйственной деятельности с целью выяснения и измерения полноты их использования и взаимного влияния. В качестве технического приема используется для проверки правильности аналитических расчетов путем составления баланса отклонений.

Балансовый прием используется:

- для проверки качества исходной аналитической информации;

- для детализации факторов в экономической модели;

- для определения количественного влияния отдельных факторов на результативный показатель.

В экономическом анализе используются различные балансовые уравнения, принятые в бухгалтерском учете и планировании:

а) баланс ресурсов (рабочей силы, основных фондов, сырья, топлива, финансовых средств и др.): НП+П-И-В=КП, где НП- остаток на начало периода; П- поступления за отчетный период; И- использовано за период; В - выбыло по различным причинам; КП – остаток на конец периода.

б) баланс продукции (товаров, готовой продукции, т.д.):

ОПН+П-Р-ПП=ОПК, где ОПН- остатки продукции на начало периода; П- поступило на склад за отчетный период; Р- реализовано продукции за период; ПП – потери продукции по различным причинам; ОПК – остатки продукции на конец периода.

в) платежный баланс: ОДН+ПД=ВД+ОДК, где ОДН – остаток денежных средств на начало периода; ПД – поступления денежных средств за период; ВД – выбытие денежных средств за период; ОДК – остаток денежных средств на конец периода.

г) бухгалтерский баланс: А=П;ВА+ОА=СК+ДО+КО

гдеА– актив бухгалтерского баланса (средства предприятия), включающий внеоборотные активы (ВА) и оборотные активы (ОА); П – пассив бухгалтерского баланса (источники средств предприятия), включающий собственный капитал (СК), долгосрочные обязательства (ДО) и краткосрочные обязательства (КО).

Коэффициентный способ особенно часто используется при финансовом анализе для определения финансового положения организаций, их устойчивости, платежеспособности, ликвидности активов и др. Финансовые коэффициенты – это относительные показатели финансового состояния организации, рассчитываемые в виде отношений абсолютных показателей финансового состояния или их линейных комбинаций. Например, чтобы определить степень обеспеченности организации собственным капиталом нужно рассчитать коэффициент финансовой независимости (автономии): . Более подробно расчет финансовых коэффициентов рассматривается в соответствующих разделах финансово-экономического анализа.

«Вертикальный» и «горизонтальный» приемы используются для анализа в динамике сложных структурных показателей за несколько периодов времени. Например, анализ бухгалтерского баланса целесообразно начинать с составления сравнительного аналитического баланса. В нем с помощью вертикального анализа изучается состав статей баланса, их удельный вес, причины изменения их размеров, а с помощью горизонтального анализа исследуется изменение статей баланса за два периода, определяются причины существенных изменений от начала до конца финансового года.



2018-07-06 461 Обсуждений (0)
Логико-экономические (традиционные) приемы анализа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Логико-экономические (традиционные) приемы анализа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (461)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)