Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Д.И. ФОНВИЗИН. «НЕДОРОСЛЬ»



2018-07-06 831 Обсуждений (0)
Д.И. ФОНВИЗИН. «НЕДОРОСЛЬ» 0.00 из 5.00 0 оценок




Фонвизину принадлежат комедии «Недоросль», «Бригадир», ряд сатирических и публицистических произведений. По своим убеждениям он был близок к просветительскому лагерю. Ведущая тема его драматургии – дворянское «злонравие». Любовь к театру зародилась у Фонвизина еще с гимназических лет. Первым опытом будущего знаменитого комедиографа был перевод трагедии Вольтера «Альзира». Следующая пьеса – «Корион» связана с его участием в кружке И.П. Елагина. Первая оригинальна комедия – «Бригадир», в которой автор показывает истинное лицо дворянства, осмеивает отрицательные стороны действительности, ищет их причины.

В 1782 г. была написана пьеса «Недоросль», ставшая вершиной драматургии 18 в. это первая социально-политическая комедия на русской сцене. Основная проблемы – проблемы крепостного права, вопрос о ложном и истинном воспитании и формы государственной власти.

В пьесе Фонвизин выводит на сцену представителей некультурного, развращенного помещичьей властью дворянства, показывает, каким испорченным вырастает молодое поколение в этой среде, и заявляет свой протест против Скотининых.

Сюжет строится на традиционно-классической основе – соперничество достойного и недостойного претендентов на руку.

Простакова – главный образ комедии, типичная помещица-крепостница, твердо убежденная в своем праве обирать и грабить крестьян. Особенно тяжело от нее приходится дворовым (Тишка, нянька Еремеевна и др.). на почве крепостничества вырозло и невежество Простаковой. Просвещение ей не нужно. На обучение сына смотрит как на тяжелую повинность, и всячески мешает его занятиям. Горячо и страстно любит своего сына Митрофана, чье счастье стало целью ее жизни. простакова терпит двойное фиаско. Правдин хочет отдать ее под суд за попытку похитить Софью. Простакова вымаливает у него прощение и тут же пытается расправиться с нерасторопными слугами. Тогда Правдин объявляет свое решение о передаче ее имения в опеку.

Митрофан – не менее важный персонаж. 16-летний «недоросль» все еще считается ребенком, сопровождается няней, закармливается и т.д. Он догадлив – видит господствующее положение матери в доме, хитер – умеет использовать ее привязанность к себе, отказывается учиться, положение избалованного барчука и пример, матери рано развивают в нем задатки будущего деспота, крепостника. Обжорство, лень и распущенность, тупость, невежество и бессердечие – результаты крепостнического быта и барского воспитания.

Скотинин – братец Простаковой и дядюшка Митрофана, побывал на военной службе, но до офицерского чина дослужиться не смог. Принес домой только склонность по любому поводу пускать в ход кулаки. Он занялся хозяйством, и любовь к «свинкам» вытеснила из его «души» все человеческое. Он свирепый крепостник, в искусстве собирать оброк даже превосходит свою сестрицу.

В противоположность отрицательным лицам в комедии выступают герои добродетельные. Стародум, Правдин, Милон и Софья. Это обличители, раскрывающие идеи самого автора.

Стародум представляет старое поколение культурного дворянства, просвещение и воспитание являются темой большинства его высказываний. Правильным считает воспитание нравственное, правильное воспитание должно быть залогом благосостояния государства. Выступает против рабских форм крепостного права его времени.

Правдин – местный дворянин, выполняет обязанности неподкупного чиновника, выбранного в помощь наместнику для наблюдением за отношением помещиков к крепостным. «Именем правительства» наказывает он Простакову, отбирая в государственную опеку ее дом и деревни. Но, конечно, в действительности, произвол дворян не доходил до правительства, потому что крепостным запрещено было жаловаться.

Милон (образцовый офицер, который, не смотря на свою молодость участвовал уже в военных действиях и проявил геройство) и Софья, нужные главным образом для любовного сюжета в пьесе, являются бледными образами «благонравных» молодых людей.

Есть персонажи, наделенные как положительными, так и отрицательными качествами: Еремеевна (няня), Тришка и Цифиркин. Первая превратилась в рабу и по положению и по сознанию. Тришка еще не сломлен окончательно и пытается перечить самой Простаковой, отлично понимая, что за это его ждет очередная расправа. Служивший государю, а не господам, Цифиркин сохранил человеческое достоинство, самоуважение, он отказывается от вознаграждения за безрезультатный труд (обучение Митрофана).

Подлинный переворот совершил Фонвизин в области комедийного языка. Речь многих его героев заранее задана спецификой образа. Это и обращение к живому разговорному языку, к просторечию, к вульгаризмам со всеми их отклонениями от «правильной» литературной речи. Особенно колоритны речи Тришки, Простаковой, Скотинина, Еремеевны. Фонвизин сохраняет все неправильности языка своих невежественных героев. Языковая практика Фонвизина ведет к комедиям Гоголя и Островского.

«Недоросль» - это мастерски созданная бытовая и общественно-политическая комедия-сатира. Широкий охват жизни, глубокое проникновение в характеры, острота и важность поставленных проблем возвысили пьесу как художественный памятник эпохи. Обобщающая сила и типичность образов комедии оказалась настолько значительной, что вышла далеко за рамки породившего их времени.

Историческое значение Ф. хорошо определил Пушкин, назвав его «сатиры смелый властелин», «друг свободы». Эстетические завоевания Фонвизина как бы стимулировали оживление в последующей русской драматургии.

Гоголь писал: «…Все побледнело перед двумя яркими произведениями: перед комедией Ф. «Недоросль» и Грибоедова «Горе от ума». В них уже не легкие насмешки над смешными сторонами общества, но раны и болезни нашего общества…Обе комедии взяли две разные эпохи. Одна поразила болезни от непросвещения, другая – от дурно понятого просвещения».

А.С. ГРИБОЕДОВ

Точная дата рождения Грибоедова неизвестна, вероятнее всего он родился 4(15) января 1790 г. В Москве. Его семья относилась к среднепоместному дворянству, но родством была связана с кругами старинного барства. Грибоедов получил прекрасное домашнее воспитание, кончил благородный пансион, а потом словесное отделение философского факультета Московского университета. Увлеченный волной патриотического движения покинул университет и вступил в ряды ополчения. Оставив военную службу в 1816 н. живет в Петербурге, где быстро входит в литературно-общественную жизнь, пишет стихи, статьи и комедии. В 1817 г. Поступил на службу в ведомство Коллегии иностранных дел. Разделал воззрения декабристов. Ранние комедии – «Молодые супруги» (1815) и «Проба интермедии» (1818). Уже в самых первых пьесах Грибоедов складывался как драматург прогрессивного направления.

Замысел «Горя от ума», по-видимому, возникает в 1816 г. Непосредственно к работе над комедией драматург приступил позднее. Два акта написаны им во время пребывания на Кавказе в 1821 – 1822 гг. в Петербурге осенью 1824 г. Работа была закончена, но и в 1825 г., вплоть до своего возвращения из отпуска, писатель вносил в текст комедии отдельные поправки. 1826 -1828 – служба на Кавказе, в Грузии, ведет дипломатические отношения с Турцией и Персией. В 1828 г. Назначен полномочным послом в Персии. Обладая выдающимися дипломатическими способностями, смелостью и неподкупностью, стал жертвой преступной провокации, погиб 11 февраля 1829 г.

Пьеса знаменует победу реализма в творчестве Грибоедова. В пьесе ставятся самые жгучие вопросы: положение русского народа, крепостное право, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности и т.д. в пьесе отражена борьба двух лагерей, двух миров московского общества, консервативного поместного и чиновного барства, с одной стороны, и прогрессивного дворянства – с другой.

В комедии выступают люди самого различного общественного положения: от Фамусова и Хлестаковой, представителей барства, до крепостных слуг. Содержание «Горя от ума» раскрывает прежде всего столкновение двух больших эпох русской жизни – «века нынешнего» и «века минувшего». В сознании передовых людей того времени историческим рубежом между ними была Отечественная война 1812 г. – пожар Москвы, разгром Наполеона, возвращение армии из заграничных походов.

«Горе от ума» – новый этап в развитии русской и мировой драматургии критического реализма. Ее новаторство проявляется в характере типизации и индивидуализации действующих лиц. Каждый его образ – тип широкого масштаба и одновременно портрет, т.е. будучи типичным, является в то же время неповторимой личностью.

Фамусов олицетворяя собой «век минувший», представляет собой крупных чиновников, но это не московский туз, не столбовой дворянин. Поэтому он так лебезит перед Скалозубом, завидным женихом для Софьи. Это бюрократ и формалист, воспринимающий службу как собственную вотчину, поэтому окружил себя близкими родственниками. На самом деле все его дела – безделье.

Скалозуб – невежественный и грубый карьерист, любитель пышного мундира, несет в себе типичные черты реакционной военщины. Армейский щеголь, который перетягивает ремнем талию, чтобы грудь выпирала колесом и голос напоминал рык.

Молчалин воплощает особенности низшей и средней части самодержавно-крепостнической бюрократии. Чацкий справедливо считает его бессловесным ничтожеством. Он не может поверить, что Молчалин стал избранником Софьи, но иронически допускает, что тот сделает удачную карьеру. Но таких много, и они вытесняют Чацких отовсюду. Вот откуда черпает пополнение фамусовское общество. Основная черта Молчалина – подлость. Он входит в этом мир из провинциального и непросвещенного круга. Провинциальность и безродность – главные признаки молчалинского мира.

Софья Павловна Фамусова названа Грибоедовым девушкой неглупой, но, несмотря на это предпочитает Молчалина. Не будучи жестокой, она зло клевещет на друга и любимого своей юности, объявляя его сумасшедшим. Душевно чистая, пылкая сердцем и умом, за три года разлуки переменилась и впитала в себя все правила фамусовского общества, стала наиболее активной силой в борьбе против Чацкого. Софья любит в Молчалине идеал, созданный ее воображением. Она представляет его человеком доброй души, скромным, тихим, положительных правил и в результате глубоко ошибается. Выдуманный ею сентиментальный роман рушится, жених оказывается подлым и корыстным негодяем, а самой Софье грозит домашняя опала и ссылка – Фамусов намерен заточить ее в глуши, в деревне.

Репетилов – ярчайшее олицетворение дворянского паразитизма, клубные завсегдатай, пустомеля и болтун, живущий без царя в голове и теряющий границы между днем и ночью.

Князь Тугоуховский – образец непроходимой глупости высоких сановников.

Чацкий – самый яркий образ пьесы. Он покоряет своим умом, благородной пылкостью, чувством долга и чести, силой воли и мужественностью, независимостью и принципиальностью, язвительной иронией, нежностью. Он дан в развитии, в преодолении своих социальных иллюзий, в отрезвлении от обманчивых мнений о Софье. В душе героя не преодолено еще столкновение между прошлым и настоящим. Ум героя связан с настоящим, а сердце с прошлым. До самого последнего действия он мечется между счастливым прошлым и безнадежным настоящим. Он уходит со сцены, потеряв надежду на личное счастье.

Новаторство раскрывается и в языке. Разговорно-просторечный язык стал определяющим, а индивидуализация речи действующих лиц – естественной. Каждое действующее лицо обладает своей речью, раскрывающей его социальный, идейный и моральный облик. Богатство русского языка: его образность, меткость, гибкость, музыкальность – воплотились с такой полнотой.

Композиционное новаторство заключается в естественности и простоте действия.. Драматург ломает законы классицизма и вводит в пьесу сцены и действующих лиц, важный не для развития любовной интриги, а для изображения избранной драматургом социальной среды, ее нравов. В пьесе органически переплетены два конфликта – любовный и социально-политический.

Новаторство в стихе. Стиховая форма придает языку пьесы живость, собранность, упорядоченность. Но при этом привносит в речь искусственность, условность. Мастерство Грибоедова сказалось в том, что он «соблюдал в стихах всю живость языка разговорного». Драматург обратился к вольному стиху, раскрыл его возможности и превратил в определяющий для всего развития русской драматургии.

А.С. ПУШКИН. ЛИРИКА.

Пушкин развивает традиции русских поэтов, своих предшественников и старших современников - представителя позднего классицизма Державина и в особенности своих непосредственных литературных учителей, поэтов-новаторов – Батюшкова и главы русского романтизма начала века Жуковского.

Основной круг мотивов лирики Пушкина в первые лицейские годы (1813—1815) замкнут рамками так называемой «легкой поэзии», «анакреонтики». Молодой поэт рисует себя в образе мудреца-эпикурейца, беспечно наслаждающегося легкими радостями бытия. Начиная с 1816 г. преобладающими в лицейской поэзии Пушкина становятся элегические мотивы в духе Жуковского. Поэт пишет о муках неразделенной любви, о преждевременно увядшей душе, горюет об угасшей молодости. В этих ранних стихотворениях Пушкина еще много литературной условности, поэтических штампов. Но сквозь подражательное, литературно-условное уже и теперь пробивается самостоятельное, свое: отголоски реальных жизненных впечатлений и подлинных внутренних переживании автора. Особенно важно, что уже в это время еще совсем юный Пушкин стремится выйти из сферы узколичной, камерной лирики и обращается к темам общественного, всенародного значения. Таковы его подсказанные войной 1812 г. и проникнутые высоким патриотическим пафосом «Воспоминания в Царском Селе» (1814), послание «Лицинию» (1815), смело набрасывающее в традиционных образах древнеримской античности широкую сатирическую картину русской общественно-политической действительности и гневно бичующее Аракчеева.

Выход в середине 1817 г. из лицейских стен в большую жизнь был выходом и в большую общественную тематику. Пушкин начинает создавать стихотворения, отвечающие мыслям и чувствам наиболее передовых людей русского общества в период нарастания в нем революционных настроений, возникновения первых тайных политических обществ, ставивших своей задачей борьбу против самодержавия и крепостничества. В своих, так называемых «вольных стихах» («Вольность», «Чаадаеву», «Деревня», убийственно острые политические эпиграммы) Пушкин становится выразителем дум и чаяний этих передовых кругов, «эхом русского народа», каким он уже в ту пору сам себя начинает ощущать.

Период южной ссылки (май 1820 – июль 1824 гг.) составляет новый, романтический по преимуществу, этап пути Пушкина-поэта, имеющий очень важное значение для всего дальнейшего творческого его развития. Именно в эти годы в соответствии с одним из основных требований романтизма все нарастает стремление Пушкина к «народности» – национальной самобытности творчества, что явилось существенной предпосылкой последующей пушкинской «поэзии действительности» – пушкинского реализма.

Подобно своим передовым современникам, Пушкин в 1820–1823 гг. страстно увлекается вольнолюбивым, мятежным творчеством Байрона – главы европейского революционного романтизма (по собственным словам, от него «сходит с ума»). Первое же значительное стихотворение, написанное в ссылке, элегию «Погасло дневное светило» (1820), поэт скромно называет в подзаголовке «Подражанием Байрону». Это стихотворение – один из самых проникновенных образцов пушкинской романтической лирики. Вместе с тем вольнолюбивым духом проникнута и интимная лирика Пушкина этих лет, одними из основных мотивов которой являются мотивы изгнанничества и жажды свободы: новое послание к Чаадаеву (1821), «К Овидию» (1821), «Узник» (1822), ставший популярнейшей народной песней, «Птичка» (1823).

Большое значение для выработки совершеннейшей художественной формы имело для Пушкина обращение к великим образцам древнегреческой поэзии. Сам Пушкин в своих «Подражаниях древним» и других многочисленных стихотворениях в антологическом роде, которые пишутся им в годы южной ссылки («Нереида», «Редеет облаков летучая гряда», 1820, «Муза», «Дева», «Дионея», 1821, «Ночь», 1823, и многие другие) показал, что он прошел через мастерскую древнегреческого художества, овладел образно-пластическим мышлением древнегреческих поэтов.

На почве романтизма начал складываться и пушкинский историзм — стремление познать и отразить народную жизнь в ее движении, дать конкретное художественное изображение данной исторической эпохи. Пушкин пишет свою «Песнь о вещем Олеге» (1822), «Наполеон», написанное в 1821 г.

Кризис пушкинского романтизма ярко проявляется также в двух больших стихотворениях этой поры: «К морю», начатом им в самом конце южной ссылки и законченном уже в Михайловском (июль – октябрь 1824 г.) и в «Разговоре книгопродавца с поэтом», написанном вскоре по приезде в Михайловское (сентябрь 1824 г.).

В новой, «северной» ссылке, в Михайловском, Пушкина со всех сторон обступил мир русской народной жизни. Находясь в окружении русской природы, вступая в близкое соприкосновение с крестьянами, слушая сказки и песни няни, поэт непосредственно приобщался к глубоко захватившему и пленившему его русскому народному творчеству. Творчество поэта в Михайловском – один из самых насыщенных, плодоносных и в то же время значительных этапов литературной биографии Пушкина Замечательно расцветает в эту пору и пушкинская лирика. Меньше чем за полтора года поэтом были написано около ста стихотворений и стихотворных набросков. Пушкинская лирика 1824–1825 гг. не была замкнута в эгоистический круг «самолюбивых», узколичных переживания поэта, она откликалась на все зовы жизни, на «все впечатленья бытия». По-прежнему широко развернуты в ней мотивы дружбы, любви (третье послание Чаадаеву: «К чему холодные сомненья..», «Ненастный день потух..», «П. А. Осиповой», «19 октября», «Сожженное письмо», «Храни меня, мой талисман..», «Я помню чудное мгновенье...» и т. п.). Звучит в стихах этих лет и тема гонения («К Языкову», «19 октября»). Особенно значительна в этом отношении историческая элегия «Андрей Шенье» (1825), посвященная трагической гибели столь любимого Пушкиным французского поэта.

Особенно значительным для всего дальнейшего развития творчества Пушкина является то, что поэт глубоко проникает в русскую народную жизнь и русское народное творчество. Он создает в 1825 г. такие произведения, как пролог к «Руслану и Людмиле» («У лукоморья дуб зеленый..»), баллада-сказка «Жених», стихотворение «Зимний вечер».

Поэтом создается в эту пору один из величайших образцов его лирики, стихотворение «Пророк», в котором с исключительной силой выражена мысль о гражданском назначении поэта-пророка, борца с общественным злом и неправдой, призванного «глаголом жечь сердца людей». По свидетельству ряда осведомленных современников.

Новый период в развитии пушкинского творчества, существенно отличающийся от творческого периода первой половины 20-х гг., начинается после возвращения поэта в сентябре 1826 г. из ссылки. Продолжает развиваться и личная, интимная лирика, и лирика гражданская, общественно-политическая. Однако в связи с изменившейся общественно-исторической обстановкой содержание той и другой существенно меняется. В поэзии Пушкина начинают занимать все большее место стихотворения общефилософского характера — раздумья о человеческом существовании, его смысле и цели («Три ключа», «Воспоминание», «Дар напрасный, дар случайный..» и др.), мысли о смерти («Дорожные жалобы», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др.).

Очень выразительна в этом отношении хронологическая последовательность написания Пушкиным его интимно лирических и гражданских стихов данного периода. Так, вскоре после минорной, овеянной глубокой грустью «Зимней дороги» (ноябрь — декабрь 1826 г.) поэт создает мажорные «Стансы» («В надежде славы и добра..», декабрь 1826 г.) и выдержанное в той же бодрой, мажорной тональности послание декабристам в Сибирь («Во глубине сибирских руд», конец декабря 1826 г. — начало января 1827 г.); примерно месяц спустя после безнадежно-пессимистических «Трех ключей» (18 июня 1827 г.) пишет стихотворение «Арион» (16 июля 1827 г); после «Воспоминания» («Когда для смертного умолкнет шумный день...», 19 мая 1828 г.) и самого безнадежно мрачного во всей пушкинской лирике стихотворения, написанного поэтом на день своего рождения, «Дар напрасный, дар случайный...» (26 мая 1828 г.) Пушкин создает (в основном в октябре 1828 г.) героико-патриотическую поэму «Полтава».

В своей гражданской лирике второй половины 20-х гг. Пушкин остается верен не только чувству большой личной привязанности к своим «братьям, друзьям, товарищам», как называет он декабристов (послание «И. И. Пущину», 1826, «19 октября 1827» и др.), но и «высокому стремленью» их «дум» — освободительным идеям декабризма («Во глубине сибирских руд..»). В стихотворении «Арион», иносказательно изображая гибель декабристов и свою тесную связь с ними («Пловцам я пел...»), поэт подчеркнуто заявляет, что он продолжает слагать «гимны прежние». Именно таким «прежним гимном», развивающим с исключительной художественной силой радищевскую тему протеста против «зверообразного самовластия... когда человек повелевает человеком», является один из самых замечательных образцов пушкинской гражданской поэзии — стихотворение «Анчар» (1828).

Приехав ненадолго для устройства имущественных дел в связи с предстоящей женитьбой в родовую нижегородскую вотчину, село Болдино, Пушкин неожиданно, из-за вспыхнувшей холерной эпидемии, вынужден был пробыть здесь около трех месяцев. Как в 1824—1825 гг. в Михайловском, Пушкин снова очутился в глухой русской деревне, в еще более полном одиночестве и еще более тесном соприкосновении с простым народом, вдали от столичной неволи. Из лирических произведений болдинской осенью 1830 г. было написано около тридцати стихотворений, среди которых такие величайшие создания, как «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), любовные стихотворения — «Прощание», «Заклинание» и в особенности «Для берегов отчизны дальней...», такие, как «Герой», «Бесы», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы». Поражает широчайший тематический диапазон лирики болдинского периода: от проникновенного любовного стихотворения («Для берегов отчизны дальной...») до бичующего социального памфлета («Моя родословная»), от философского диалога на большую этическую тему («Герой») до антологической миниатюры («Царскосельская статуя», «Труд» и др.), до веселой шутки («Глухой глухого звал...»), до меткой и злой эпиграммы. Этому соответствует и исключительное разнообразие жанров и стихотворных форм: элегия, романс, песня, сатирический фельетон, монолог, диалог, отрывок в терцинах, ряд стихотворений, написанных гекзаметром, и т. д.

Среди произведений последующих годов мы встречаем такие замечательнейшие образцы пушкинской лирики, как большое стихотворение «Осень» (1833), дающее не только ярко живописную и вместе с тем проникновенно лирическую картину осенней природы, но и ярко рисующее одну из вдохновенных минут могучего прилива творческой энергии, подобной той, которая проявилась болдинской осенью 1830 г. В этом же году написано отличающееся подлинно трагическим колоритом «Не дай мне бог сойти с ума...». Замечательны такие стихотворения, как «Пора, мои друг, пора!» (1834), «Полководец» (1835), «Вновь я посетил» (1835) и др.

В созданном незадолго до последней лицейской годовщины стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» Пушкин подвел итог и всей своей творческой жизни. Он подчеркивал, как самое ценное в своем поэтическом творчестве, гуманистический его характер («чувства добрые я лирой пробуждал») и освободительный пафос («В мой жестокий век восславил я свободу»).



2018-07-06 831 Обсуждений (0)
Д.И. ФОНВИЗИН. «НЕДОРОСЛЬ» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Д.И. ФОНВИЗИН. «НЕДОРОСЛЬ»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (831)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)