Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 5. Анализ внутренней среды предприятия



2018-07-06 695 Обсуждений (0)
Тема 5. Анализ внутренней среды предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




Анализ внутренней среды организации обычно проводится для сравне- ния положения компании с положением ближайших конкурентов (для оцен- ки конкурентной стратегической позиции организации).

В частности, для этого можно использовать метод исследования факто- ров внутренней среды организации.

Требования к организации со стороны внешней среды могут быть представлены в виде перечня факторов внутренней среды (то есть тех пара- метров организации, которые играют более или менее важную роль при ее взаимодействии с внешней средой), являющейся частью внешней.

Существует множество рекомендуемых наборов факторов, по которым следует проводить анализ внутренней среды, но при этом большинство ис- следователей склоняются к тому, что необходимо рассматривать различные “срезы” организации, например, следующие:

· кадровый;

· организационный;

· маркетинговый;

· финансовый.

Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как:

· взаимодействие менеджеров ирабочих;

· наем, обучение и продвижениекадров;

· оценка результатов труда истимулирование;

· создание и поддержание отношений между работниками и т.п. Организационный срезвключает:

· коммуникационные процессы внутриорганизации;

· организационныеструктуры;

· нормы, правила ипроцедуры;

· распределение прав, обязанностей иответственности;

· иерархию подчинения ит.п.

В производственный срез входят:

· изготовлениепродукта;

· снабжение и ведение складскогохозяйства;

· обслуживание технологическогопарка;

· осуществление НИР ит.п.

Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает сле- дующие стороны, связанные с реализацией продукции:

· продуктовая ассортиментная стратегия, стратегияценообразования;

· стратегия продвижения продукта нарынке;

· выбор рынков сбыта и систем распределения ит.п.

Финансовый срез включает процессы, связанные с обеспечением эф- фективного использования и движения денежных средств в организации:

· поддержание должного уровня ликвидности и обеспечение при- быльности;


· создание инвестиционных возможностей ит.п.

На практике анализ внутренней среды организации может проходить разными способами, например, путем изучения отчетных документов компа- нии или анкетирования ключевых сотрудников.

Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, как: силь- ными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны — это пред- мет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.

Дж. Пирсом и Р. Робинсоном был выделен набор ключевых внутренних факторов, которые могут быть источником как силы, так и слабости органи- зации. Анализ этих факторов позволяет составить комплексное представле- ние о внутренней среде организации и о ее слабых и сильных сторонах. Ниже приводится перечень этих факторов и ключевых вопросов для их анализа.

Таблица 20

Анализ сильных и слабых сторон организации

Сфера Факторы Вопросы для анализа
Кадры • Управленческийперсо- • Какой стиль управле-
  нал; ния использует высшее
  • Мораль иквалификация руководство;
  сотрудников; • Что являетсядоминан-
  • Совокупность выплат той в системе ценностей
  работникам в сравнении высшего руководства;
  с аналогичным показа- • Как долго высшиеру-
  телем у конкурентов и в ководители находятся
  среднем по отрасли; на своих позициях и как
  • Кадроваяполитика; долго они собираются
  • Использование стиму- оставаться в организа-
  лов для мотивирования ции;
  выполнения работы; • Насколько квалифика-
  • Возможность контро- ция менеджеров средне-
  лировать циклы найма го уровня позволяет им
  рабочей силы; справляться свопроса-
  • Текучесть кадров ипро- ми планирования икон-
  гулы; троля, относящимся к
  • Особая квалификация календарному графику
  сотрудников; действий, снижению
  • Опыт. издержек и повышению
    качества;
    • Соответствует ликва-
    лификация персонала
    организации ее теку-
    щим и будущимзада-
    чам;

    • Каково, в общем, рас- положение работников, и каковы мотивы их ра- боты ворганизации; • Какова политика опла- ты труда в организации по сравнению с другими организациямианало- гичного профиля;
Организация общего • Организационная • Четко лираспределены
управления   структура; в организации права и
    • Престиж и имиджфир- обязанности;
    мы; • Существует ли ворга-
    • Организация системы низации практика сни-
    коммуникаций; жения управленческих
    • Общая для всейоргани- издержек;
    зации система контроля • Эффективно ли взаи-
    (эффективность и ис- модействие различных
    пользование); структурных подразде-
    • Организационный кли- лений в процессе дос-
    мат, культура; тижения целей органи-
    • Использование систе- зации.
    матизированных проце-  
    дур и техники в процес-  
    се принятия решений;  
    • Квалификация,способ-  
    ности и интересы выс-  
    шего руководства;  
    • Система стратегическо-  
    го планирования;  
    • Внутриорганизационная  
    синергия (для многоот-  
    раслевых фирм).  
Производство • Стоимость сырья иего • Соответствуют липро-
  доступность, отношения изводственные мощно-
  с поставщиками; сти конкурентным тре-
  • Система контролязапа- бованиямсегодняшнего
  сов, оборот запасов; дня, являются ли они
  • Местонахождения про- самыми современными
  изводственных помеще- или они уже морально
  ний, расположение и ис- устарели;
  пользование мощностей; • Насколькоэффективно
  • Экономия отмасштаба используются произ-
  производства; водственныемощности,
  • Техническаяэффектив- есть ли недогрузка и

  ность мощностей и их существуют ли возмож-
загруженность; ности для расширения
• Использованиесистемы производственной базы;
субконтрактирования; • Какова отдача отис-
• Степень вертикальной следований и разрабо-
интеграции, чистаяпро- ток;
дукция и прибыль; • Приводят ли НИР к
• Отдача отиспользова- созданиюпринципиаль-
ния оборудования; но новых продуктов.
• Контроль запроцессом  
изготовления продукта;  
• Проектирование, со-  
ставление графика рабо-  
ты;  
• Закупка;  
• Контролькачества;  
• Сравнительная по от-  
ношению к конкурентам  
и средней по отрасливе-  
личина издержек;  
• Исследования иразра-  
ботки, инновации;  
• Патенты, торговыемар-  
ки и аналогичныеправо-  
вые формы защиты то-  
вара.  
Маркетинг • Продукты (услуги), • Что являетсясильными
  производимые фирмой; и слабыми сторонами
  • Сбор необходимойин- продукта организации:
  формации о рынке; дизайн, качество, дос-
  • Долярынка; тавка, гарантии;
  • Номенклатура товаров( • Какова ценоваяполи-
  услуг) и потенциал рас- тика организации, явля-
  ширения; ется ли она лидером или
  • Жизненный цикл ос- ценовым последовате-
  новных продуктов; лем;
  • Каналыраспределения: • Какую долю рынкаи
  число, охват и контроль; насколько твердо удер-
  • Организация сбыта: живает организация, ка-
  знание потребностей по- ковы тенденции в изме-
  купателей; нении ее доли рынка;
  • Имидж, репутация ика- • Имеются ливозможно-
  чество товара (услуги); сти для выхода на ры-
  • Продвижение товаров нок с новыми продук-
  на рынке и их реклама; тами и для освоенияно-

  • Ценоваяполитика; вых рынков;
• Процедура установле- • Обеспечивают лиорга-
ния обратной связи с низацию проводимые ее
рынком; исследования рынка не-
• Развитие новыхпродук- обходимой информаци-
тов, услуг и рынков; ей, позволяющей ей
• После продажное об- ориентировать свою
служивание и отслежи- деятельность назапро-
вание проданноготова- сы покупателей.
ра;  
• Отношение кмарке.  

 

 

Наряду с изучением различных аспектов внутренней среды организа- ции очень большое значение имеет также анализ организационной культуры. Нет ни одной организации, которая бы не имела организационной культуры. Она пронизывает любую организацию насквозь, проявляясь в том, как осу- ществляют свою работу сотрудники организации, как они относятся друг к другу и к организации в целом. Организационная культура может способст- вовать тому, что организация выступает сильной, устойчиво выживающей в конкурентной борьбе структурой. Но может быть и так, что организационная культура ослабляет организацию, не давая ей успешно развиваться даже в том случае, если она имеет высокий технико-технологический и финансовый потенциал. Особая важность анализа организационной культуры для страте- гического управления состоит в том, что она определяет не только отноше- ния между людьми в организации, но также оказывает сильное влияние на то, как организация строит свое взаимодействие с внешним окружением, как относится к своим клиентам и какие методы выбирает для ведения конку- рентнойборьбы.

Так как организационная культура не имеет явного проявления, то ее сложно изучать. Однако, тем не менее есть несколько устойчивых признаков, которые помогают оценить те слабые и сильные стороны, которые организа- ционная культура порождает в организации. Информацию об организацион- ной культуре можно получить из различных публикаций, в которых органи- зация представляет себя. Организации с сильной организационной культурой стремятся подчеркнуть важность людей, работающих в ней, уделяют боль- шое внимание разъяснению своей философии, пропаганде своих ценностей. В то же время для организаций со слабой организационной культурой харак- терно стремление в публикациях говорить о формальных организационных и количественных аспектах своейдеятельности.

Представление об организационной культуре дает и то, как сотрудники трудятся на своих рабочих местах, как они взаимодействуют друг с другом, чему они отдают предпочтение в разговорах. Для понимания организацион- ной культуры важно знать, как построена система карьеры в организации, и какие критерии служат для продвижения работников. В случае если в орга-


низации работников продвигают быстрее и по результатам индивидуальных достижений, то можно предположить, что существует слабая организацион- ная культура. Если же карьера сотрудников имеет долгосрочный характер и предпочтение при продвижении отдается умению хорошо трудиться в кол- лективе, то такая организация имеет явные признаки сильной организацион- ной культуры.

Пониманию организационной культуры способствует изучение того, существуют ли в организации устойчивые заповеди, неписаные нормы пове- дения, ритуальные мероприятия, предания, герои и т.п. и насколько об этом осведомлены все сотрудники организации, насколько серьезно они относятся ко всему этому. Если сотрудники хорошо осведомлены об истории организа- ции, серьезно и с уважением относятся к правилам, ритуалам и организаци- онным символам, то можно уверенно предположить, что организация обла- дает сильной организационной культурой.

 

Практикум

Задание 1

Проведите кадровый срез внутренней среды ООО «Алькор», по пред- ставленным статистическим данным

Объектом исследования является ООО «Алькор» - сеть магазинов по продаже книжной продукции.

Полное наименование организации: Общество с ограниченной ответст- венностью «Алькор».

Сокращенное наименование: ООО «Алькор». Местонахождение Общества: Российская Федерация, г. Москва. Основными видами деятельности Обществаявляются:

- осуществление розничной торговой деятельности книжной и сопутствующейпродукцией;

- создание сети магазинов, в том числе открытие фирменных магазинов в любых торговыхпредприятиях;

- осуществление других работ и оказание других услуг, не запрещенных и не противоречащих действующему законодательствуРФ.



2018-07-06 695 Обсуждений (0)
Тема 5. Анализ внутренней среды предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 5. Анализ внутренней среды предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (695)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)