Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2. Сущность стратегического управления



2018-07-06 750 Обсуждений (0)
Тема 2. Сущность стратегического управления 0.00 из 5.00 0 оценок




Слово «стратегия» заимствовано из военной науки. Оно произошло от греческого strategos – «искусство полководца». Именно strategos помогла Александру Македонскому завоевать мир. Многие проблемы полководческо- го искусства, главная из которых – находить правильные пути к достижению победы, аналогичны проблемам управления бизнес-деятельностью организа- ции, действующей в условиях сложной окружающей среды.

В настоящее время существует множество определений стратегии, но всех их объединяет понятие стратегии как осознанной и продуманной сово- купности норм и правил, лежащих в основе выработки и принятия стратеги- ческих решений, влияющих на будущее состояние предприятия, как средства связи предприятия с внешней средой.

Например, А. Чандлер, автор одной из пионерских работ в области стратегического планирования, считает, что стратегия – «это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих це- лей».

Можно выделить определение Г. Кунца: «стратегия – это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для дос- тижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения».

Стратегия разрабатывается на длительный период времени (не менее 1 года) и ориентирована на выживание и развитие организации в долгосрочной перспективе. Она может быть определена как эффективная деловая концеп- ция (концепция бизнеса), дополненная набором реальных действий, который способен привести эту деловую концепцию к достижению реального конку- рентного преимущества, способного сохраняться длительное время.

Ансофф выделяет несколько особенностей стратегии:

1. Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедлен- ным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направле- ний, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позицийфирмы.

2. Сформулированная стратегия должна быть использована для разра- ботки стратегических проектов, методов поиска. Роль стратегии в поиске со- стоит в том, чтобы, во-первых, сосредоточить внимание на определённых участках или возможностях, во-вторых, отбросить все остальные возможно- сти как несовместимые состратегией.

3. Необходимость в данной стратегии отпадает, как только реальный ход событий выведет организацию на желаемоеразвитие.

4. В ходе формулирования стратегий нельзя предвидеть все возможно- сти, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться сильно обобщённой, неполной и неточной информацией о различныхальтернативах.

5. При появлении более точной информации может быть поставлена под сомнение обоснованность первоначальной стратегии. Поэтомунеобхо-


дима обратная связь, позволяющая обеспечить своевременное переформули- рование стратегии.

Исходя из вышеприведенного, можно сказать, что предприятие имеет стратегию развития, если его руководством были поставлены цели, которые требуется достичь в долгосрочной перспективе, выбраны способы их дости- жения, а также определены необходимые для этого ресурсы и источники их привлечения. При этом важно отметить, что стратегия в процессе реализации может корректироваться и видоизменяться. Следовательно, ее можно рас- сматривать как симбиоз запланированных действий и адаптивной реакции на возникшую ситуацию.

Необходимость стратегии можно обосновать тем, что, являясь основой развития организации на многие годы вперед, она помогает уточнить воз- можные пути действия и снижает риск принятия неправильного решения. По существу стратегию можно рассматривать как набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.

Стратегическое управление – «это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегиче- ский выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потен- циала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в ко- тором оно действует».

Стратегия является стержнем стратегического менеджмента. Ее можно рассматривать как основное связующее звено между тем, что организация хочет достичь – ее целями, и линией поведения, выбранной для достижения этих целей. Стратегия – это “нить времени”, связывающая настоящее и бу- дущее.

Можно добавить, что стратегический менеджмент – это управление ор-ганизацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу орга-низации, ориентирует производственную деятельность на запросы потреби-телей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения орга-низации, адекватные воздействию окружающей среды и позволяющие доби-ваться конкурентных преимуществ, что в конечном счете позволяет органи-зации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

Сущность стратегического управления заключается в ответе на три важнейших вопроса:

• В каком положении предприятие находится в настоящеевремя?

• Вкакомположениионохотелобынаходитьсячерезтри,пять,десять


лет?


 

• Каким способом достигнуть желаемогоположения?

Для ответа на первый вопрос менеджеры должны хорошо понимать те-


кущую ситуацию, в которой находится предприятие, прежде чем решать, ку- да двигаться дальше. А для этого необходима информационная основа, обес- печивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. При этом, оценивая потенциальные возможности компании в части организационного потенциала (маркетингового, производственного, кадрового и т. п.), руково-


дители должны определить, чего реально может добиться организация и ка- кими ресурсами она обладает для достижения намеченных целей. Такая ди- агностика дает представление о возможностях организации в части реализа- ции новых целей и о том, чего не хватает для этого в организационных ре- сурсах.

Второй вопрос отражает такую важную особенность стратегического менеджмента, как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходи- мо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить. Таким образом, создается некий идеал организации, к которому следует двигаться.

Отвечая на третий вопрос, руководители организации должны как в общих чертах, так и конкретно решить, что должно быть сделано для выпол- нения поставленных целей. По сути, это и есть понятие стратегии как сово- купности главных целей организации и основных способов их достижения. Безусловно, этот вопрос связан с процессом реализации стратегии, в ходе ко- торого может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важ- нейшими составляющими или ограничениями данного этапа являются ресур- сы, система управления, организационная структура и персонал, который бу- дет реализовывать выбранную стратегию.

Практикум Задания Задание 1

Методические указания по выполнению задания:

На примере стратегии описанной ниже компании:

1.Проранжируйте по степени важности направления ее стратегического развития. Для этого необходимо построить список целей по степени их важ- ности для организации, начиная, по Вашему мнению, с самой важной цели.

2. Выделите, какие цели должны быть достигнуты в долгосрочной пер- спективе, в среднесрочной перспективе и тактическиецели.

3. Ответьте на следующиевопросы:

· в каком положении предприятие находится в настоящеевремя?

· в каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, де- сятьлет?

· каким способом достигнуть желаемогоположения?

 

Компания видит свою миссию в организации и развитии единой управ- ляющей энергосбытовой компании на территории Волгоградской области, которая позволит обеспечить надежное и бесперебойное снабжение потреби- телей Волгограда и Волгоградской области энергетической продукцией.

Стратегия развития заключается в создании конкурентоспособной ком- пании на базе увеличения ее стоимости посредством диверсификации видов деятельности, капиталовложений в ценные бумаги, в том числе акции энер-


госбытовых организаций, осуществляющих свою деятельность на террито- рии Волгоградской области.

Основными элементами стратегии являются:

· использование наиболее эффективных методов управления биз- нес-процессами;

· капиталовложения в ценныебумаги;

· оптимизация структуры затраткомпании;

· совершенствование инвестиционной политикикомпании;

· совершенствование принципов корпоративного управления и их приведение к передовым стандартам российских и зарубежныхкомпаний;

· совершенствование профессионального уровня сотрудников и социально-трудовыхотношений;

· сохранениеиразвитиепозицийкомпаниинарынкеэлектроэнер-


гии;


 

· стабильное получение прибыли в долгосрочной перспективеот


управления активами акционеров;

· увеличение конкурентных преимуществ, повышение качества предоставляемыхуслуг.

 

Контрольные вопросы по теме 2.

1. Сформулируйте определение понятия«стратегия».

2. Каковы особенностистратегии?

3. Дайте определение стратегическомууправлению.

4. Выделите отличие стратегического управления иуправления.

5. Какая информация необходима для правильной формулировки стра- тегии?




2018-07-06 750 Обсуждений (0)
Тема 2. Сущность стратегического управления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 2. Сущность стратегического управления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (750)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)