Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Механические средства и методы использования



2018-07-06 627 Обсуждений (0)
Механические средства и методы использования 0.00 из 5.00 0 оценок




Зубные щетки. Зубная щетка является основным инструментом для удаления микробного налета с поверхности зубов и десен.

В настоящее время существует множество моделей зубных щеток. Каждая зубная щетка состоит из ручки и рабочей части — головки с посаженными в нее кустами щетины. Имеющиеся типы зубных щеток отличаются формой и размерами головок, расположением, густотой, длиной и качеством щетинок, размером и формой ручек.

Размер зубной щетки подбирается индивидуально. Рабочая часть щетки должна захватывать 2,5 зуба по длине, а по ширине примерно равняться высоте коронки, (для взрослых — 22–28 мм длина, 10–13 мм ширина, для детей — 20 мм длина, 10 мм ширина).

Эффективность использования зубных щеток и их правильный индивидуальный подбор зависит от так называемой жесткости щеточного поля.

Существует 5 степеней жесткости зубных щеток:

• очень мягкие щетки предназначены для детей на этапе обучения гигиене полости рта;

• мягкие — для пациентов с наличием острых воспалительных процессов слизистой оболочки полости рта и тканей периодонта;

• средней степени жесткости — для пациентов с патологией твердых тканей зуба кариозного и некариозного происхождения и с хроническим течением заболеваний периодонта;

• жесткие щетки предназначены для лиц со здоровыми зубами и периодонтом;

• очень жесткие — для пациентов, пользующихся металлическими протезами.

Другой вариант классификации:

• мягкие — Soft — для лиц с заболеваниями твердых тканей зуба и слизистой оболочки;

• средней жесткости — Medium — для всех;

• жесткие — Hard — для лиц, пользующихся протезами и/или имеющих повышенную склонность к образованию зубного налета и камня.

Зубные нити — флоссы — применимы для всех, используются для очищения проксимальных поверхностей зубов. Изготавливаются из искусственного волокна, могут быть круглыми, плоскими, различного сечения и формы. В ряде случаев их обогащают фтором или другими добавками. Нить длиной 35–40 см накручивают вокруг первых фаланг третьих пальцев обеих рук, фиксируют при помощи первого и второго пальцев в межзубном промежутке и вертикальными движениями удаляют зубные отложения (6–7 движений для каждого зуба). Нить постоянно должна быть прижата к зубу, чтобы не травмировать межзубный сосочек.

Зубочистки предназначены для удаления остатков пищи, налета из промежутков между зубами. Следует пользоваться деревянными или пластмассовыми зубочистками однократного применения. Дети не должны самостоятельно применять флоссы и зубочистки.

Стимуляторы — деревянные или резиновые приспособления с длинной конической рабочей частью вводятся между сосочком и поверхностью зуба, в результате чего усиливается ороговение эпителия сосочка, он становится более грубым и менее чувствительным.

Массажеры имеют форму зубной щетки, только вместо щетинок вмонтированы резиновые образования в форме грибочков для массажа десны. В результате применения улучшается кровоснабжение, обменные процессы, усиливается ороговение эпителия десны.

Ирригаторы — маленькие сифончики для орошения слизистой оболочки полости рта.

Контрольные вопросы

1. Что такое индивидуальная гигиена?

2.Что такое профессиональная гигиена?

3.Методика определения ГИ по Федорову - Володкиной.

4.Пелликула зуба.

5.Зубная бляшка.

6.Средства ингибирования -зубной бляшки.

7.Назвать средства ухода за полостью рта.

8.Как классифицируются зубные щетки?

9.Чем отличаются зубные щетки для детей различного возраста?

10.Для чего применяются зубочистки, флоссы?

11.Как осуществлять гигиенический уход за зубной щеткой?

 

Занятие №8.

Тема:Назначение, состав, классификация зубных паст. Зубные эликсиры, их назначение. Режим применения эликсиров с гигиенической и лечебной целью. Гигиенические зубные пасты (пеняшиеся и непенящиеся). Выбор гигиенических паст. Лечебно-профилактические пасты противокариозного действия, содержащие соли кальция, фосфора, ионы фтора. Лечебно-профилактические пасты противовоспалительного действия.

Цель: Изучить назначение средств гигиены полости рта, свойства и состав зубных паст, порошков.

Необходимый исходный уровень знаний:

-гигиенические индексы;

-красители, используемые для выявления зубного налета.

Содержание занятия

В настоящее время принято выделять три основные группы таких зубных паст:

1.Гигиенические.

2.Лечебно-профилактические.

3.Лечебные, сложносоставные.

Гигиенические зубные пасты используются только для механического устранения мягкого зубного налета и остатков пищи и освежения (дезодорирования) ротовой полости. Они показаны при полном отсутствии каких-либо заболеваний зубов, пародонта и слизистых оболочек и предназначены для людей с высоким уровнем гигиены. Исключительно гигиенические пасты сейчас можно купить только для детей, поскольку взрослого человека с абсолютно здоровыми зубами найти практически невозможно.

Лечебно-профилактические средства предназначены для устранения ряда факторов, которые могут со временем стать причиной развития заболеваний зубов и околозубных тканей. В частности, пасты с высоким содержанием фторидов укрепляют эмаль, препятствуя развитию кариеса.

Лечебные зубные пасты содержат активные ингредиенты, влияющие на те или иные патологические процессы. В качестве примера можно привести составы с противогрибковыми соединениями для борьбы с кандидозом.

Зубные эликсиры и полоскания. Вспомогательные средства, которые можно использовать для гигиенического ухода за полостью рта и в лечебно-профилактических целях. Подразделяются по половозрастному признаку: для детей и для взрослых. По характеру действия: противовоспалительные, антисептические, противокариозные.

Зубные эликсиры являются вспомогательным средством, которое можно использовать для гигиенического ухода за полостью рта и в профилактических целях.

Все зубные эликсиры так же, можно разделить на две группы: гигиенические и лечебно-профилактические.

Основное назначение гигиенических эликсиров - дезодорация полости рта, поэтому они, применяются в виде полосканий после чистки зубов.

 

 

 

К числу гигиенических эликсиров относятся: "Идеал", "Свежесть", "Мятный", "Флора" и др. К водно-спиртовому раствору, составляющему их основу, добавляют ванилин, душистые масла, ментол.

В последние годы ассортимент эликсиров расширен за счет выпуска эликсиров, содержащих добавки различных лекарственных веществ, оказывающих то или иное профилактическое или лечебное действие. Так, например эликсир "Специальный" содержит фторид натрия и может быть рекомендован в качестве кариес-профилактического средства.

При наличии заболеваний пародонта следует пользоваться эликсирами, содержащими противовоспалительные средства. Например такое действие оказывает зубной эликсир "Здоровье", в состав которого введен настой зверобоя. При полоскании этим эликсиром не только исчезает неприятный запах изо рта, но и уменьшаются воспалительные явления в тканях пародонта.

Основным действующим началом "Биоэликсира", выпускаемого Рижским парфюмерно-косметическим объединением "Дзинтарс", является прополис, наличием которого и объясняется противовоспалительное, противомикробное и обезболивающее действие этого средства.

В состав многих эликсиров входит хлорофилл, под влиянием которого ускоряются процессы восстановления поврежденных тканей.

В составе эликсира "Лесной" хвойно-хлорофилловая масса сочетается с комплексом витаминов, а в эликсире "Эвкалипт" - с настоями лекарственных растений и дубящих веществ. Оба эликсира оказывают выраженное противовоспалительное, бактерицидное и дезодорирующее действие, и могут быть рекомендованы к применению при наличии заболеваний пародонта и слизистой оболочки полости рта.

Учитывая важную роль зубного налета в развитии кариеса зубов и болезней пародонта, предпринята попытка создать зубной эликсир, препятствующий образованию налета. Эликсира "Олимпийский", оказывает выраженное тормозящее влияние на рост зубного налета. При четырехразовом полоскании полости рта этим эликсиром в течение двух суток количество зубного налета уменьшается втрое.

Дозировка эликсира зависит от его назначения: гигиенические эликсиры разводят в количестве 10-15 капель на стакан воды.

Для получения надлежащего эффекта от лечебно-профилактических эликсиров их концентрация должна быть выше, 30-40 капель на стакан. Эликсир растворяют в воде при комнатной температуры. Не следует пользоваться горячей водой, так как могут разрушаться входящие в состав эликсира биологически активные вещества.

Зубные пасты.

Детские зубные пасты:

Детские зубные пасты от 0 до 4 лет

Зубная паста-гель «PRESIDENT Baby 0-3» от 0 до 3 лет

Итальянская зубная паста «PRESIDENT Baby» предназначена для детей от 0 до 3 лет. Паста имеет низкую абразивность и приятный аромат малины. Паста содержит кальций в виде кальция глицерофосфата, за счет которого и происходит укрепление зубов. Содержание Ксилитола позволяет пасте эффективно нейтрализовывать кислоты в полости рта. Также ксилитол обладает и кариесстатическим эффектом

 

Зубная паста «LACALUT baby» от 0 до 4 лет

Зубная паста для детей от 0 до 4 лет со вкусом малины, которая предназначена именно для молочных зубов. Содержит аминофторид – самый лучший фтористый компонент из возможных. Аминофторид не только эффективно укрепляет эмаль в момент чистки зубов, его особенностью является то, что уже за 30 секунд чистки зубов он образует на зубах тонкую пленку, из которой фтор проникает в зубы в течение еще нескольких часов.

Зубная паста «Элмекс детская» от 1 до 6 лет

Элмекс – зубная паста для детей от 1 до 6 лет, которая создана для молочных зубов. Паста обладает прекрасным кариес-профилактическим эффектом за счет содержания Аминофторида. Эту пасту мы бы порекомендовали детям, у которых кариес появляется регулярно.

 

Зубная паста «SPLAT JuicySet» от 0 до 99 лет

Зубная паста «SPLAT JuicySet» подходит для интенсивного насыщения эмали зубов кальцием. Подходит эта зубная паста как детям, так и взрослым. Все компоненты безопасны при проглатывании. «SPLAT JuicySet» содержит одну из самых легкоусвояемых форм активного кальция – гидроксиапатит, который восстанавливает ослабленную эмаль, делая ее крепче.

 

Кроме того в этой пасте содержатся ферменты, которые направлены на повышение местного иммунитета слизистой оболочки полости рта. Поэтому применение такой пасты будет полезным не только для укрепления зубов, но и для профилактики воспаления слизистой, например стоматита.

 

Зубная паста «ROCS – PRO Baby» от 0 до 3 лет

Детская зубная паста Рокс про Беби безопасна при проглатывании. Как и большинство других паст без фтора – она содержит глицерофосфат кальция и ксилитол .Паста имеет низкую абразивность
Детские зубные пасты от 3 до 8 лет

Зубная паста «LACALUT kids 4+» от 4 до 8 лет

Зубная паста содержит фтор в составе Аминофторида – для предотвращения развития кариеса. Аминофторид не только эффективно укрепляет эмаль в момент чистки зубов, его особенностью является то, что уже за 30 секунд он образует на зубах тонкую пленку, из которой фтор проникает в зубы в течение еще нескольких часов.

 

Это важно, т.к. маленькие пациенты чистят зубы, как правило, хуже и меньше по времени, чем взрослые. Таким образом, аминофторид начинает действовать быстрее, чем другие соединения фтора, а укрепляет зубы лучше. Поэтому для детей от 4х до 8 лет – это хороший выбор зубной пасты.
Зубная паста «SPLAT JUNIOR 3-8» от 3 до 8 лет

Сплат для детей от 3 до 8 лет имеет очень насыщенный состав: тут и соединение фтора (аминофторид) и кальций, и комплекс ферментов для повышения защитных свойств слизистой оболочки полости рта
Зубная паста «ROCS kids – ягодная фантазия» от 4 до 7 лет. Эта детская зубная паста ROCS имеет вкус малины и клубники. Содержит аминофторид и ксилит.

Детские зубные пасты от 6 до 12 лет

Зубная паста «ELMEX юниор» от 6 до 12 лет.

Зубная паста Элмекс Юниор также содержит аминофторид, который укрепляет эмаль и эффективно защищает от кариеса. Дозировка аминофторида лечебная, что также позволяет не только защищать зубы от кариеса, но и использовать пасту для лечения начального кариеса в стадии белого пятна .

Зубная паста-гель «PresiDENTJunior 6+» от 6 до 12 лет

Паста со вкусом лайма. Дозировка фторидов скорее профилактическая, и сам фтор содержится в виде чуть менее эффективных соединений (натрия фторид и монофторфосфат), чем аминофторид в составе предыдущих зубных паст.

 

Контрольные вопросы:

1. Состав зубных паст.

2.Свойства зубных паст.

3. Какие средства гигиены полости рта вы знаете?

4.Назначение эликсиров.

5.Состав гигиенических зубных паст.

6.Классификация зубных паст.

7.Состав и свойства противокариозных паст, содержащие соли кальция, фосфора.

8.Состав и свойства противокариозных паст, содержащих ионы фтора.

9.Как применяются зубные пасты в период созревания эмали.

10.Состав и свойства противовоспалительных паст.

11.Показания к применению противовоспалительных паст.

 

Занятие № 9.

Тема: Методы чистки зубов. Практическое освоение стандартного метода чистки зубов.Контролируемая чистка чубов. Практическое освоение методики проведения контролируемой чистки зубов. Методы индивидуального контроля самостоятельнойчистки зубов.

Цель: Освоить стандартный метод чистки зубов. Ознакомиться с другими методами чистки зубов. Продолжительность занятия 2 часа.

Необходимый исходный уровень знаний:

-последовательность осмотра полости рта;

-зоны риска зубов для возникновения кариеса;

-индексы гигиены полости рта.

Содержание занятия

Методы чистки зубов

Стандартный метод чистки зубов.

Зубной ряд условно делят на несколько сегментов: моляры, премоляры (если таковые имеются) и передние зубы с каждой стороны. (получается 4-6 сегментов).

Чистку зубов осуществляют при несомкнутых зубных рядах. Щетку располагают под углом 45 градусов к поверхности зуба.

Начинают чистить зубы с щечной поверхности верхней челюсти слева (сегмент 1), где выполняют щеткой 10 подметающих движений, после чего проходят постепенно по всем остальным сегментам (по 10 движений на каждый сегмент).

После этого чистят небную поверхность верхних зубов, проходя по сегментам слева направо, делая на каждом сегменте по 10 подметающих движений.

Следующим этапом чистки зубов является чистка жевательной поверхности моляров и премоляров. Чистка осуществляется скребущими движениями по их жевательной поверхности по направлению изо рта. Необходимо произвести 10-15 движений с каждой стороны.

На нижней челюсти осуществляют чистку зубов в той же последовательности. Сначала на щечной, а затем на язычной и в конце на жевательной поверхности зубов (слева направо).

При чистке небной поверхности верхних резцов и язычной поверхности нижних щетка располагается перпендикулярно зубному ряду. Процедура чистки должна заканчиваться массажем десен, который осуществляют при сомкнутых зубных рядах круговыми движениями зубной щетки с захватом зубов и десен, перемещаясь в направлении слева направо.

Основные ошибки при чистке зубов.

1. Преобладание горизонтальных движений причистке всех поверхностей зубов.

2. Возвратно-поступательный характер движений.

3. Чистка только вестибулярной поверхности зубов.

4. Недостаточное количество движений, совершаемых на каждом этапе чистки.

Метод Леонарда.

Зубную щетку располагают перпендикулярно поверхности зубов, производя вертикальные движения в направлении от десны к коронке зуба. Вестибулярные поверхности зубов чистят при сомкнутых зубных рядах, небные - при несомкнутых, жевательные очищают движениями щетки вперед-назад. Этот метод позволяет избежать повреждения десен.

МетодБасс.

Щетинки щетки, расположенные под углом 45 градусов к оси зуба, частично проникают в десневую бороздку и межзубные пространства.

Чистку вестибулярной и оральной поверхностей зубов производят вибрирующими движениями без передвижения концов щетины. Жевательные поверхности чистят движениями вперед-назад.

Данный метод позволяет хорошо очистить пришеечную область моляров.

Метод Фонеса.

При сомкнутых зубных рядах щетинками щетки, расположенными перпендикулярно к вестибулярной поверхности зубов, выполняют круговые движения. Язычные и жевательные поверхности зубов очищают теми же движениями при несомкнутых зубных рядах поочередно на верхней и нижней челюсти.

Данный метод применяется у лиц, не имеющих заболеваний пародонта.

Метод Рейте. (1970 г.)

Щетка ставится параллельно оси зуба в начале и под углом 90 градусов к оси зуба в конце движения. Производятся скатывающие движения от десны к коронке. Жевательные поверхности зубов очищают движениями щетки вперед-назад.

Метод Смита-Белла. (1948 г.)

Зубную щетку устанавливают перпендикулярно жевательной поверхности. Движения зубной щетки повторяют движения пищи при жевании: надавливая и вращая, головка щетки продвигается к десне, скользит по ней и перемещается к следующему зубу.

Метод Стилмана. (1933 г.)

Зубная щетка устанавливается под углом 45 градусов к оси зуба и максимально надавливается на десневой край до видимой анемичности десны. Далее проводится слабое вращательное движение до восстановления кровотока в десне данного участка. Язычные поверхности зубов очищают, ставя щетку параллельно оси зуба. Жевательные поверхности очищают движениями, направленными перпендикулярно к окклюзионной плоскости.

Метод Чартера. (1922 г.)

Зубную щетку устанавливают под углом 45 градусов к десневому краю. Осуществляют круговые, встряхивающие и вибрирующие движения, чтобы щетинки проникали в межзубные пространства. Этот метод рекомендуется для массажа десен. Применяется данный метод для профилактики рецидивов после проведения курса лечения воспалительных заболеваний пародонта: гингивита, пародонтита.

Контролируемая чистка зубов- чистка зубов под контролем состояния гигиены полости рта (с помощью гигиенического индекса).

После профилактического осмотра полости рта у ребенка определяют гигиенический индекс с красителями. Затем ребенка обучают правильной чистке зубов. В присутствии врача он чистит зубы после этого с помощью красителя определяется гигиенический индекс зубов и выявляют дефекты очистки. При этом сравнивается, на сколько улучшилась гигиена полости рта у одного и того же ребенка. Если и после повторной чистки не удалились все зубные отложения, то пациент нуждается в профессиональной чистке зубов.

Практическое освоение методики проведения контролируемой чистки зубов. В обучении гигиены полости рта большая роль отводится контролю за качеством чистки зубов, коррекции ошибок, повторному контролю, так как их данные являются наглядным показателем качества и умения ухода за полостью рта.

Практическое освоение методики начинаем с обучения на фантоме.

Зубной ряд условно деляг на несколько сегментов- Чистку зубов начинают с верхних правых моляров. Рекомендуется делать по 5-I0 движений щеткой на каждом сегменте с вестибулярной, оральной, жевательной поверхности зубов. Чтобы максимально очистить все поверхности, чередуют вертикальные, горизонтальные и круговые движения. Чистка зубов должна длиться не менее 3 минут

После того, как ребенок ознакомился с движениями щетки на фантоме, приступает к чистке своих зубов, стоя у раковины перед зеркалом. Медицинский работник следит за его движениями, гели где то ребенок чистит неправильно он помигает ему.

Затем определяют гигиенический индекс методом окрашивания, если показатель не улучшился, он продолжает обучение. Полученные данные следует внести в документацию, в последующем проанали­зировать и использовать для динамического наблюдения детей и определения эффективности обучения.

Гигиена полости рта проводится систематически в организованных детских учреждениях под контролем воспитателей в детских садах или педагогов в школе, а также в комнатах гигиены полости рта детских стоматологических поликлиник под контролем медицинской сестры. Контроль за качеством приобретенных навыков осуществляется с помощью гигиенического индекса. Эти мероприятия дают возможность либо обучить правильной методике чистке зубов детей и родителей, либо своевременно откорректировать навыки ребенка.

Самостоятельная гигиена полости рта предусматривает чистку зубов 2 раза в сутки: утром после завтрака, вечером после ужина и полоскание полости рта после каждого приема пищи. Учить ребенка чистить зубы можно и нужно начинать с 2-х лет, так как в этом возрасте ребенок по уровню нервно- психического и физического развития готов не только к восприятию, но и к воспроизведению правил чистки зубов. Кроме этого, в дошкольном возрасте значительно быстрее можно выработать и закрепить условный рефлекс на необходимость проведения этой процедуры.

Исследования показывают, что систематическая чистка зубов, удаление мягких зубных отложений способствует физиологическому процессу созревания эмали зубов. Биологически активные компоненты средств гигиены (зубные пасты, зубные эликсиры) обогащают ткани зуба и пародонтита солями фосфатов, кальция, микроэлементами, витаминами, повышая их устойчивость к вредным воздействиям. Регулярный массаж десен при чистке зубов щеткой способствует активации обменных процессов в тканях пародонта и улучшает кровообращение в них.

Контрольные вопросы

1.Методы чистки зубов (по методике вращения щетки, Леонарда, Рейте, Басс, Смитта- Белла, Чартера, Фонеса, Стилмана),

2.Стандартный метод чистки зубов.

3.Что такое контролируемая чистка зубов?

4.Практическое освоение методики проведения контролируемойчистки зубов.

 

Занятие № 10.

Тема:Требования к уровню знаний и практических навыков ухода за зубами у детей в возрасте 3-4, 5-6, 6-7 лет. Методы санитарного просвещения и медико-педагогического убеждения детей и их родителей. Обучение детей и их родителей практическим навыкам гигиены полости рта в кабинете гигиены в поликлиники.

Цель:Научиться проводить беседу в детском коллективе о профилактике кариеса зубов и обучить детей методу чистки зубов. Научить студентов организации санитарно-просветительской работе. Научиться проводить обучение детей и их родителей гигиене полости рта в кабинете гигиены полости рта поликлиники.

Продолжительность занятия 2 часа.

Необходимый исходный уровень знания:

-предметы гигиены полости рта;

-средства гигиены полости рта;

-методы гигиены полости рта.

Содержание занятия

Беседу можно построить в форме сказки, задавать детям вопросы. В ходе беседы следует выяснить: чистят ли дети зубы, имеют ли свою зубную щетку, пасту. Дети старшей группы мот назвать пасты. Занятия в каждой возрастной группе имеют свои особенности. Так в младшей группе беседу лучше вести от имени какой-либо игрушки.

Последовательность обучения дошкольников гигиеническим навыкам следующая: в возрасте 2-3 лет заканчивается прорезывание всех временных зубов, первостепенным становится воспитания активного акта жевания, от чего зависит и крепость эмали, и самоочищение зубов от пищевых остатков, и полноценное развитие челюстных костей. Ребенку прививается понятие- «надо много грызть, как зайка». Также детям внушают, что зубы портятся от сладостей, приучают к несладкой пищи, учат после еды сначала удерживать воду во рту не глотая, а затем прополоскать.

В 3-4 года ребенок знакомится с зубной щеткой и основными правилами ее применения и хранения: зубная щетка «у каждого своя», «у больших- большая,-у маленьких- маленькая», перед чисткой зубов и после нее надо мыть руки и щетку, хранить намыленной в своем стакане головкой кверху.

В этом возрасте детей следует обучать лишь чистке зубов вертикальными движениями и без пасты. Для детей важно соблюдать принцип движения щетки по зубному ряду слева направо, что облегчает им в дальнейшем освоение чтения и письма. В начале на личном примере и при наличии зеркала (для контроля своих действий) обучают движениям щетки по передней поверхности верхних зубов сверху вниз, по 5 движений у каждой пары зубов, после чего ее передвигают на зубы направо. Лучше это делать со считалкой и знакомыми движениями («щеточка спрыгивает с «грудки» зубов 5 раз»). В начале обучения ввиду легкой утомляемости ребенка можно допустить лишь 3 движения у каждой группы зубов, а общая длительность чистки составляет около I мин. Для этой возрастной группы возможна лишь обязательная вечерняя чистка, после ужина. Утром, ввиду ограниченного времени, чистка необязательна, гак как v детей этого возраста еще активно срабатывает механизм самоочищения, поскольку их питание в основном состоит из блюд полужидкой и жидкой консистенции. После овладения этими движениями ребенка обучают тому же на нижних зубах, где «щеточка подпрыгивает 5 раз» снизу вверх. Перемещение щетки по зубному ряду - «от боковых зубовслева к передним, а потом к боковым справа». Чистка передней поверхности зубов (1 этап обучения) осваивается в основном за 6 месяцев.

Затем ребенка последовательно приучают чистить вертикальными движениями заднюю поверхность зубов- «спинку» (2 этап). Обучение элементам чистки важно проводить в определенное время для формирования осознанной необходимости этой процедуры после завтрака (утром), после ужина (вечером). Продолжительность чистки (не менее 3 мин) можно контролировать песочными часами.

В 4-5 лет (средняя группа) детей обучают продольной чистке поверхностей смыкания зубных рядов, также сначала вверху, затем внизу и всегда слева направо (3 этап). Рекомендуемая словесная формула: «поставить щетку на жевательную сторон верхних боковых зубов справа и назад. 5 раз в сторону и 5 раз- в другую». После того как дети освоят и эти движения зубной щетки, им разрешается чистить зубы с помощью зубной пасты «паста прогоняет микробов-маленьких жучков, которые портят зубы»). До этого возраста зубная наста излишня, гак как малыши массово поедают ее благодаря приданным хорошим вкусовым качествам и не умеют с ней обращаться, очень пачкаются.

В 4-5 лет рекомендуются только детские гигиенические зубные пасты по ряду причин. Во-первых, дети еще непроизвольно глотают часть используемой пасты, а профилактическая добавка к ней (фтор) не должна попадать в желудок, так как возможна негативная реакция в виде тошноты и рвоты. Во-вторых, в этом возрасте временные зубы уже «стареют» (поскольку спустя несколько лет начнется их естественная смена на постоянные) и первично почти не поражаются кариесом, т.e. профилактическое влияние не является обязательным.

В возрасте 5-6 лет начинается смена временных зубов, механическая обработка пищи затруднена, жевание ослабевает, следует активно побуждать интенсивность жевания (не менее 20 мин при каждом приеме пищи). Усовершенствование этого навыка важно сочетать с обучениям другим правилам обработки пищи во рту: жевать неторопливо для тщательного измельчения пищи, с закрытым ртом, не держать пищу за щекой, не запивать жидкостями.

В возрасте 5-6 лет (старшая группа) продолжается овладение звеньями методики чистки зубов (4 этап): поперечная чистка поверхностей зубов, «на которых жуем». Для этого «щетку надо поставить на боковые верхние слева и двигать ее 5 раз вперед и назад, затем передвигать вправо, к следующей паре зубов...». Аналогично обрабатываются зубной щеткой и нижние зубы.

Этапная последовательность (алгортм) чистки зубов позволяет закрепить.у детей этого возраста понятие о возможности «делать все по порядку», соблюдать режим дня. Ввиду снижения жевательной активности (из-за подвижности или выпадения некоторых временных зубов и начала прорезывания постоянных)у детей этой группы важно акцентировать внимание на ценном качестве растительных, и молочных продуктов, в частности- твердых сыров. Они являются самыми полезными, ибо в них много витаминов, которые укрепляют здоровье детей и их зубы». Детям прививается также понятие о необходимости лечения больных зубов, о труде врача-стоматолога, о правилах поведения при посещении стоматологического кабинета.

В детском саду гигиеническая подготовка завершается в 6-7 лет (1 дошкольный уровень) и в сочетании с твердо отработанными навыками чистки зубов создает основу для гигиенического самообеспечения в школе и дома. С поступлением п школу основное внимание родителей сосредоточено на выполнении ребенком школьных заданий. Младший школьник лишается постоянной опеки взрослых, которой был окружен в дошкольном возрасте. Поэтому такважнообеспечить в детском саду выработку у детей стойкого навыка регулярно и качественно чистить зубы.

Нарушение гигиены полости рта из-за ослабленного контроля и вследствие болезненности при выпадении временных и прорезыва­ния постоянных зубов, заманчивая свобода распорядиться деньгами, данными на обед (покупка сладостей в буфете), недостаточная зрелость эмали вновь прорезавшихся зубов- все это создает особо опасные условия, угрожающие детям вспышкой кариеса и гингивита (воспаление десен). Эта опасность заметно снижается лишь при неукоснительном соблюдении всех приобретенных гигиенических навыков и овладении 5 заключительным этапом чистки зубов. Детям объясняют необходимость «смести все, что очищено», для этого учат «подметать» зубной щеткой от десны к зубам круговыми «подметаю­щими» движениями в ранее освоенной последовательности (слева направо, сначала вверху, затем внизу).

В действительности этот тип движений обеспечивает массаж десен, что является профилактикой гингивита, поскольку ослабленная сменой зубов функция жевания и нередко некачественная чистка ведут к увеличению в этой возрастной группе заболеваемости воспалитель­ными поражениями десен. Для продления влияния кариес профилак­тических паст на зубы можно рекомендовать детям после чистки из тюбика и втирать ее в поверхности верх зубов в течении 2 минут. Детям этого возраста доступно усвоить упражнения по механической тренировке зубов и челюстей (медленное сжатие челюстей, быстрое закрывание рта, смещение нижней челюсти в разные стороны, чтобы зубы скользили по зубам).

Наконец, дети этого возраста должны освоить 10правил приема пищи и 10 правил чистки зубов. При организации гигиенического воспитания и обучения следует использовать стремление 6-7 летних к обучению младших детей и поручить им учить малышей навыкам по уходу за полостью рта.

10 правил приема пищи

1. Принимать пищу в день так часто, как велит врач.

2. Много грызть и жевать овощи и фрукты, не отказываться oтжесткой пищи.

3. Снимать пищу с ложки губами, не засовывая ее в рот.

4. Откусывать пищу только передними зубами.

5. Измельчать пищу только боковыми зубами.

6. Глотать пищу хорошо разжеванной, не запивая.

7. Заканчивать каждый прием пищи твердыми овощами ифруктами (морковь, яблоко, груша).

8.После каждого приема пищи полоскать рот (использовать неменее половины стакана воды).

9. Не есть сладостей между приемами пищи.

10.Есть сладости только один раз в неделю (воскресенье) в небольшом количестве, затем сполоснуть рот водой.

10 правил чистки зубов

(текст адаптирован для старшего дошкольника)

1.Щетка должна иметь изогнутую ручку и короткую, на 2-3 зуба,головку, редкие кустики щетины.

2.Перед чисткой зубов щетку надо мыть теплой водой.

3.Учиться чистке зубов надо без пасты, а научившись использовать и пасту.

4.Вначале надо чистить переднюю поверхность зубов движениямищетки в одном направлении: вверх)- сверху вниз, внизу-снизувверх по 5 раз у каждой пары зубов, передвигая щетку отбоковых зубов слева к боковым зубам справа, сначала вверху.потом внизу, а дальше заднюю поверхность в том же порядке.

5.Затем надо чистить жевательную поверхность сначала верхних,потом нижних зубов от боковых зубов слева к боковымзубамсправа по 5 раз в каждую сторону, потом спереди назад по 5 разпротив каждой пары зубов.

6.В конце чистки зубов надо «подмести» все очищенное по зубным рядам, захватывая десну, сначала вверху, затем внизу слеванаправо.

7. После чистки щетку мало помыть, намылить и поставить головкой кверху в стакан.

8. Чистить зубы надо дважды: после завтрака и перед сном. Надо иметь новую щетку весной, осенью, детом и зимой.

Обучение детей и их родителей практическим навыкам гигиены полости рта в кабинете гигиены полости рта поликлиники

Главной задачей санитарно-гигиенического воспитания населения является развитие прочных навыков по регулярному уходу за полостью рта с использованием существующих средств гигиены, соблюдения режима питания наряду со снижением потребления сахаросодержащих продуктов, а также сознание необходимости раннего и регулярного обращения к врачам-стоматологам.

Основой прочных культурно-гигиенических навыков служат гигиенические знания, с помощью которых формируется правильное отношение к навыкам. Наряду с усвоением знаний, центральным звеном в процессе обучения является формирование умения, которое вырабатывается при постоянном повторении действий на основании полученных знаний и только в результате многократного повторения умение может быть доведено до уровня навыка.

Для осуществления этих мероприятий в стоматологических поликлиниках должны быть организованы кабинеты гигиены полости рта. Гигиена полости рта под контролем медицинскою персонала проводится систематически с обязательным определением гигиенического индекса до и после чистки зубов. Эти мероприятия дают возможность своевременно корригировать навыки ребенка или заново обучить правильной методике чистки зубов.

Оборудование кабинета гигиены полости рта поликлиники: раковины, зеркала над раковинами, медицинский шкаф с наглядными зубными пастами, порошками, щетками, гелями, злексирами, зубочистками, флоссами, жевательными резинками, а также стаканчики, песочные часы. На видном месте вывешивают схему чистки зубов, фотографии или рисунки с изображением грязных и чистых лбов. Стоматологическая установка, медицинский стол, столики с памятками по уходу за полостью рта.

В комнате гигиены полости рта детской стоматологической поликлиники, кроме детей обучают и родителей методике чистки

Контрольные вопросы

1. Особенности гигиенического воспитания детей 3-4 лет.

2. Особенности гигиенического воспитания детей 5-6 лет.

3. Особенности гигиенического воспитания детей 6-7 лет.

4. Что такое санитарное просвещение и этапы их проведения.

5. Как проводить беседы с детьми дошкольного возраста.

6. Санитарно-просветительская работа в школе.

7. Краткое содержание конспекта занятия «Как ухаживать за
зубами».

8. Краткое содержание занятия «Чтобы не болели зубы».

9. Как надо обучать детей и их родителей гигиене полости рта в кабинете гигиены полости рта поликлиники

 

Занятие № 11.

Тема: Профи



2018-07-06 627 Обсуждений (0)
Механические средства и методы использования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Механические средства и методы использования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (627)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)