Генератор (рисунок 1) представляет собой синхронную электрическую машину, явнополюсную, с независимым возбуждением, независимой вентиляцией, исполнение генератора защищенное.
Генератор может быть выполнен в двух исполнениях:
· со свободным концом вала со стороны контактных колец, к которому допускается подсоединение механизмов для отбора мощности на электропривод собственных нужд тепловоза;
· без свободного конца вала со стороны контактных колец.
Конструктивной особенностью генератора является использование для опоры ротора только одного подшипникового щита 13 и подшипника 5, а второй опорой ротора генератора является коренной подшипник коленчатого вала дизеля, соединенный пластинчатой муфтой и крепежом с фланцем корпуса ротора.
Способ охлаждения генератора - независимая вентиляция. Забор охлаждающего воздуха производится извне тепловоза через воздушные фильтры.
Вход охлаждающего воздуха осуществляется через входной патрубок 19 генератора со стороны дизеля, выход - через выходной патрубок 1, в нижней части подшипникового щита (сторона контактных колец).
Выводы обмотки статора и ротора расположены со стороны контактных колец, по обе стороны от вертикальной оси генератора.
Ротор генератора имеет 12 полюсов и состоит из следующих составных частей: корпуса 21 (рисунок 1), сердечника 20, катушек полюсных 14, контактных колец 8, междуполюсных и соединительных шин.
Корпус ротора 21 сварной конструкции. Со стороны контактных колец 8 в корпус запрессовывается вал, а с противоположной стороны корпус имеет фланец с цилиндрическими заточками и отверстиями для соединения с коленчатым валом дизеля через муфту. На корпусе напрессован массивный звездообразный сердечник.
Катушки полюсные 14 - однослойные, намотаны на ребро из медной ленты прямоугольного сечения.
Соединение катушек обеспечивается гибкими межполюсными шинами, которые расположены по торцам магнитопровода и закреплены к рамкам катушек.
Начало и конец обмотки возбуждения с помощью изолированных шин подсоединены к шпилькам контактных колец 8.
F1, F2 - начало и конец обмотки Возбуждения ротора; 1U, 1V, 1W, 2U, 2V, 2W - выводы фаз обмоток статора; 1N, 2N - выводы нулевых точек обмоток статора;Н, К - начало и конец полюсных катушек ротора
Рисунок 2 – Схема электрическая соединений обмоток генератора
Контактные кольца 8 обеспечивают непрерывный подвижный контакт с неподвижной частью цепи возбуждения ротора для передачи тока возбуждения на вращающийся ротор. Контактные кольца изготовлены из коррозионностойкой стали, и напрессованы на изолированный цилиндр, закрепленный на корпусе ротора 21 с помощью посадки с натягом. В каждом контактном кольце в качестве контактного вывода закреплена токовыводящая шпилька. Ротор имеет два вывода F1 и F2, предназначенные для включения генератора во внешнюю цепь возбуждения.
В статоре вырабатывается электроэнергия для питания электродвигателей тепловоза.
Статор состоит из следующих частей: корпуса, сердечника, катушек статора.
Корпус 15 статора - основной конструктивный элемент статора, в котором монтируются сердечник 16 и катушки 18 статора. Корпус имеет опорные лапы для установки генератора на поддизельной раме в кузове тепловоза.
Сердечник статора представляет собой пакет, набранный (шихтованный) из отдельных листов, штампованных из электротехнической стали в виде «сегментов» так, что в каждом слое листов размещается несколько (шесть) «сегментов».
В пазах статора уложена двухслойная волновая обмотка, состоящая из катушек 18 статора.
Обмотка выполнена по схеме двух независимых трехфазных звезд, сдвинутых в пространстве друг относительно друга на 30 электрических градусов. В каждой звезде обмотки имеются две параллельные ветви.
Обмотка статора имеет шесть выводов фаз (по три от каждой ”звезды”) и два вывода от нулевых точек.
Подшипниковый щит 13 выполнен сварным из колец и ребер. В центральную часть щита вставлена ступица 7. Ступица 7 позволяет при необходимости заменить вмонтированный в неё подшипник 5 без разборки и снятия генератора с тепловоза.
В генераторе применен двухрядный сферический роликовый подшипник 5. Для смазки подшипника применяется смазка пластичная с высокой стабильностью смазывающих свойств.
Для предотвращения вытекания смазки из камеры наружу или внутрь генератора, а также проникновения в подшипник пыли и влаги применяются лабиринтные уплотнения.
В процессе эксплуатации смазка в подшипник добавляется шприц-прессом через пресс-маслёнку, вворачиваемую в трубку 9 для подачи смазки. Сбор и удаление отработанной смазки осуществляется через специальную камеру, расположенную снизу в наружной крышке 4 подшипника.
В подшипниковом щите на двух подвесках, закреплённых через изоляторы, монтируются шесть щеткодержателей 10, по три над каждым контактным кольцом 8.
Щеткодержатель 10 - конструктивный узел, удерживающий щётку 11 в специальном гнезде и обеспечивающий постоянный контакт щеток с поверхностью контактных колец 8. Применение в щеткодержателе рулонной пружины обеспечивает постоянное усилие нажатия на щетку в процессе эксплуатации без подрегулировки независимо от степени износа щетки.
Во избежание смещений закреплённых на подвеске щеткодержателей и для точной установки их относительно рабочей поверхности контактных колец, сопрягаемые поверхности щеткодержателей и подвески имеют специальное рифление одинакового профиля.
Щетки 11 обеспечивают постоянный контакт неподвижной части цепи возбуждения ротора с ее подвижной частью с целью передачи тока возбуждения на вращающийся ротор. Для обеспечения хорошего контакта поверхности щеток шлифуются (притираются) к рабочей поверхности контактных колец. Для защитыот ударной и вибрационной нагрузки, которую воспринимает щеткодержатель, щетки снабжены резиновыми амортизаторами.
Токоведущие провода щеток (жгутики) закреплены к подвескам щеткодержателей.
Кабельные наконечники проводов возбуждения подсоединены также к указанным подвескам щеткодержателей, а их противоположные кабельные наконечники закреплены в клицах на торце щита подшипникового 13.
Таблица 4– Возможные неисправности и методы их устранения
Неисправность
| Вероятная причина
| Способ устранения
|
Снижение сопротивления изоляцииобмоток.
| Попадание внутрь генератора влаги, горюче-смазочных материалов, грязи.
| Очистка поверхностей обмотокот загрязнений и (или) сушка изоляцииобмоток.
|
Перегрев генератора из-за отсутствия вентиляции.
| Устранение причин перегрева.
|
Пробой на корпусизоляции обмоток.
| Эксплуатация при чрезмерном снижении сопротивления изоляции.
| Устранение причин пробоя накорпус изоляции.
|
Разрушение корпусной изоляции от перегрева генератора.Механическое повреждение корпусной изоляции.
| Ремонт с частичной или полной заменой вышедших из строя обмоток.
|
Между витковоезамыкание в обмотке ротора.
| Механическое разрушениеизоляции.
| Устранение причин междувиткового замыкания.
|
Перегрев из-за нарушения
вентиляции.
| Ремонт с заменой катушек полюсных.При замене катушекполюсных ротор необходимо отбалансировать.
|
Повышенный нагрев подшипника.
| Недостаток или избытоксмазки в подшипнике.
| Приведение количества смазки всоответствие с картой смазки(приложение А).
|
Затирание деталей подшипникового узла.
| Выяснение и устранение причинзатирания.
|
Не выдержан контрольныйразмер (4 ± 2) мм.
Малый радиальный зазор в подшипнике.
Разрушение деталей подшипника.
Проворот внутреннего кольцаподшипника.
| Замена подшипника.
|
Повышенная вибрация (ослаблениекреплений резьбовых деталей и других составных частей).
| Некачественная центровкапри сочленении генератора сдизелем, ослабление затяжкиили обрыв болтовых креплений муфты.
| Проверка качества центровки.
|
Ослабление затяжки болтов крепления генератора на тепловозе.
| Подтяжка болтов крепления.
|
Ослабление крепления (или выпадение) балансировочных грузов на роторе генератора.
| Установка на место и надёжное закрепление балансировочных грузов, проверка динамической балансировки.
|
Распайка обмоткистатора в лобовойчасти или выводовобмотки.
| Нарушение системы вентиляции.
| Устранение причин, нарушающих нормальное охлаждение генератора.
|
Длительные перегрузки генератора.
| Перепайка повреждённых мест.Устранение неисправностейсхемы и строгое соблюдение допустимых нагрузок.
|
Отгар выводов катушек или шин ротора
| Ослабление контактных соединений, а также механическое нарушение контактногосоединения.
| Ремонт или замена катушек полюсных, замена шины.При замене катушекполюсных ротор необходимо отбалансировать.
|
Таблица 5 – Перечень работ, выполняемых при ТО и ТР
Содержание работ
| ТОиР
|
Генератор тяговый синхронный ГС-501А
БИЛТ.528754.003 РЭ
| ТО-2
| ТР
| СР
|
1. Проверить осмотром внешнее состояние генератора.
| +
| +
| -
|
2. Проверить на слух работу подшипника.
| +
| +
| -
|
3. Открыть смотровые крышки, предварительно очистив от загрязнений и посторонних предметов.
| +
| +
| -
|
4. Продуть сжатым воздухом внутренние поверхности и проверить состояние рабочей поверхности контактных колец, щеток и щеткодержателей. Заменить щетки, имеющие повреждения и предельный или близкий к нему износ. При осмотрах и замене щеток приподнять рычаг щеткодержателя за курок, переместив рычаг в противоположную от щетки сторону, опустить рычаг в зазор между щеткой и ограничительной осью щеткодержателя (в паз в корпусе щеткодержателя). Запрещается резко опускать рычаг щеткодержателя на щетку, а также поднимать рычаг, прижимая к оси его вращения в направлении щетки (в этом случае происходит перегиб пружины). ВНИМАНИЕ, рычаг щеткодержателя не фиксируется в поднятом положении.
| +
| +
| -
|
5. Обтереть поверхности изоляторов, контактных колец и изоляционную поверхность цилиндра сухой безворсной салфеткой (при невозможности удаления загрязнений, протереть салфеткой, смоченной в чистом бензине и отжатой) до полного удаления загрязнений.
| +
| +
| -
|
6. Устранить шлифовкой подгары, задиры и другие мелкие дефекты на рабочей поверхности контактных колец. После шлифовки обдуть сжатым воздухом контактные кольца и внутренние поверхности генератора.
При наличии на рабочих поверхностях контактных колец мелких повреждений, не вызывающих сколы щеток, разрешается временная эксплуатация до очередного технического обслуживания и текущего ремонта.
| +
| +
| -
|
7. Осмотреть в доступных обзору местах состояние паяных соединений обмотки статора, крепление межкатушечных соединений обмотки ротора, крепление выводных шин статора и выводов ротора к контактным кольцам.
Отсутствие следов распайки, ослабления креплений. Устранить обнаруженные неисправности, при невозможности их устранения отправить статор на неплановый ремонт.
| -
| +
| -
|
8. Проверить обстукиванием крепление подшипникового щита, ступицы, крышек подшипника.
Отсутствие ослабления крепления. Подтянуть ослабленные болты.
Момент затяжки болтов крепления подшипникового щита и ступицы 220 - 260 Нм (22-26 кгм), крышек подшипника 40-50 Нм (4-5 кгм).
| -
| +
| -
|
9. Проверить крепление входного патрубка и его составных частей между собой. Отсутствие ослабления крепления, наличие контрящих элементов.
Момент затяжки 5 - 6 Нм (0,5 - 0,6 кгм).
| -
| +
| -
|
10. Проверить статическое давление охлаждающего воздуха.
| -
| +
| -
|
11. Проверить величину сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса в холодном состоянии путем измерения сопротивления изоляции силовых цепей тепловоза в соответствии с его руководством по эксплуатации.
Если общее сопротивление изоляции силовых цепей тепловоза, ниже допустимой нормы, отсоединить генератор от электрической схемы тепловоза и измерить сопротивление изоляции обмоток.
При сопротивлении изоляции обмотки статора менее 1,0 МОм и обмотки ротора менее 0,5 МОм производить очистку и сушку изоляции.
| -
| +
| -
|
12. Измерить уровень вибрации на опорных лапах генератора.
| -
| +
| -
|
13. Добавить смазку в подшипник через 50-75 тыс. км.
| -
| +
| -
|
14. Снять генератор с тепловоза и разобрать его.
| -
| -
| +
|
15. Очистить от загрязнений поверхности статора, ротора, подшипникового щита и их составные части.
| -
| -
| +
|
16. Проверить состояние изоляции обмотки статора. При сопротивлении изоляции менее 20 МОм производить сушку изоляции.
После сушки изоляции пропитать статор в VPI компаунде 3309 ТУ-1446-626-4-309-85.
| -
| -
| +
|
17. Проверить состояние паяных соединений.
| -
| -
| +
|
18. Проверить состояние пазовых клиньев.
| -
| -
| +
|
19. Выполнить ремонт статора с заменой поврежденных и ослабленных клиньев, поврежденных отдельных катушек обмотки, соединительных шин и выводов.
| -
| -
| +
|
20. Покрыть внутренние поверхности статора (кроме посадочной поверхности под подшипниковый щит) эмалью КО-976 ТУ 2312-122-05758799-2004.
| -
| -
| +
|
21. Измерить сопротивление изоляции обмотки статора относительно корпуса в практически холодном состоянии.
| -
| -
| +
|
22. Испытать электрическую прочность изоляции обмотки статора относительно корпуса (только при значении сопротивления изоляции более 20 МОм).
| -
| -
| +
|
23. Проверить состояние корпуса ротора.
| -
| -
| +
|
24. Проверить состояние изоляции катушек полюсов ротора, крепления выводов.
| -
| -
| +
|
25. Проверить состояние крепления катушек полюсов ротора.
| -
| -
| +
|
26. Проверить катушки полюсов ротора на отсутствие междувитковых замыканий.
| -
| -
| +
|
27. Проверить состояние контактных колец.
| -
| -
| +
|
28. Выполнить ремонт ротора с заменой неисправных полюсов, контактных колец, поврежденного вала, уплотнительных колец.
| -
| -
| +
|
29. Выполнить динамическую балансировку ротора (только в случае замены катушек полюсов).
| -
| -
| +
|
30. Измерить сопротивление изоляции ротора относительно корпуса в практически холодном состоянии. При сопротивлении изоляции менее 20 МОм производить сушку изоляции.
| -
| -
| +
|
31. Покрыть поверхности ротора (кроме посадочных поверхностей и рабочей поверхности контактных колец) эмалью КО-976 ТУ2312-122-05758799-2004.
| -
| -
| +
|
32. Испытать электрическую прочность изоляции ротора относительно корпуса (только при значении сопротивления изоляции более 20 МОм).
| -
| -
| +
|
33. Выполнить ремонт или замену изношенных и поврежденных деталей щеткодержателей.
Установить новые щетки.
| -
| -
| +
|
34. Выполнить ремонт с восстановлением или заменой поврежденного подшипникового щита, ступицы, крышек подшипника, патрубков и других деталей.
| -
| -
| +
|
35. Выполнить ревизию, ремонт или замену подшипника.
| -
| -
| +
|
36. Покрыть поверхности подшипникового щита (кроме посадочных поверхностей) эпималью-9155 красно-коричневой ТУ 2312-138-05758799-2006.
Допускается покрыть:
- внутренние поверхности подшипникового щита (кроме посадочной поверхности), смотровых крышек эмалью ГФ-92-ХС ГОСТ 9151-75 для климатического исполнения У и эмалью КО-976 ТУ2312-122-05758799-2004 для климатическогоисполнения Т;
- наружную поверхность подшипникового щита (кроме посадочной поверхности) эмалью ПФ-115 серая ГОСТ 6465-76 для климатического исполнения У или эмалью МЛ-12 серая ГОСТ 9754-76 для климатического исполнения Т.
| -
| -
| +
|
37. Собрать генератор.
| -
| -
| +
|
38. Проводить приемо-сдаточные испытания.
| -
| -
| +
|
39. Покрыть наружную поверхность генератора (кроме конусного конца вала), защитных крышек и патрубков эмалью ПФ-115 серая ГОСТ 6465-76 для климатического исполнения У или эмалью МЛ-12 серая ГОСТ 9754-76 для климатического исполнения Т.
| -
| -
| +
|
40. Устранить обнаруженные неисправности и отметить о них в учетной документации депо и паспорте генератора.
| +
| +
| +
|
Примечание - Полный объем работ, подлежащий выполнению, а также требования, соблюдение которых обязательно при среднем ремонте генератора, определяются ремонтной документацией, разрабатываемой в соответствиис ГОСТ 2.602-95.
|
Таблица 6 – Контролируемые параметры
Наименование контролируемого размера
| Значение контролируемого размера
|
чертежное
| браковочное
|
ТО-2
| ТР
| СР
|
Генератор в сборе
|
Радиальное биение контактных колец в собранном генераторе в горячем состоянии
| не более 0,06
| не более 0,07
| не более 0,06
|
Воздушный зазор между полюсами ротора и расточкой статора, измеренный со стороны привода щупом длиной 500 мм и шириной не более 8 мм под серединой полюса, мм
| 6,2 – 7,4
| -
| -
| менее 6,2
более 7,4
|
Разность между минимальным и максимальным зазорами, указанными в предыдущем пункте на одном генераторе
| не более 0,5
| -
| -
| не более 0,5
|
Зазор между щеткодержателем и рабочей поверхностью контактного кольца (под серединой щеткодержателя), мм
| 2+1
| менее 2
более 3
|
Зазор между боковыми сторонами щетки и стенками обоймы щеткодержателя:
|
|
|
- по тангенциальному размеру
| 0,08 – 0,254
| менее 0,08
более 0,5
|
- по аксиальному размеру
| 0,1 - 0,3
| менее 0,1
более 0,3
|
Радиальный размер щетки без резинового амортизатора
| 57±8
| менее 17
| Установить комплект новых щеток
|
Нажатие пружин на щетки, Н (кгс)
| 17,7±2,0
(1,8±0,2)
| менее 15,6
(1,6)
|
Контактная поверхность притирки щетки к контактному кольцу от площади ее сечения, процент
| -
| не менее 75
|
Местные сколы кромок у контактной поверхности щетки от площади ее сечения, процент
| -
| не более 10
|
Расстояние от торца наружной крышки подшипника до края канавки у основания свободной части вала (для генератора со свободным концом вала) или расстояние от торца наружной крышки подшипника до торца вала для генератора без свободного конца вала, мм
| 4±2
| менее 2
более 4
|
Сопротивление изоляции обмоток, МОм:
|
|
|
- ротора в холодном состоянии
| не менее 20
| менее 0,5
|
- ротора в горячем состоянии
| не менее 2,5
| менее 0,5
|
- статора в холодном состоянии
| не менее 20
| менее 1,0
|
- статора в горячем состоянии
| не менее 2,5
| менее 1,0
|
Ротор
|
Диаметр контактных колец ротора, мм
|
| -
| менее 384
|
Радиальное биение рабочей поверхности контактных колец относительно оси вращении до сборки генератора, мм
| не более 0,03
| -
| не более 0,03
|
Овальность и конусообразность шейки вала под посадку подшипника, мм
| не более 0,013
| -
| не более 0,013
|
Радиальное биение свободного конца вала относительно оси вращения до сборки генератора, мм
| не более 0,03
| -
| не более 0,03
|
Радиальное биение поверхности фланца вала относительно оси вращения:
|
|
|
|
- по диаметру 300 мм
| не более 0,04
| -
| не более 0,04
|
- по диаметру 165 мм
| не более 0,04
| -
| не более 0,04
|
Торцевое биение фланца вала на диаметре 420 мм относительно оси вращения ротора:
|
|
|
|
- со стороны дизеля
| не более 0,04
| -
| не более 0,04
|
- со стороны генератора
| не более 0,2
| -
| не более 0,2
|
Площадь прилегания калибра при проверке по краске свободного конца вала, процент
| не менее 75
| -
| не менее 75
|
Подшипниковый щит и подшипник
|
Диаметр отверстия подшипникового щита под посадку ступицы, мм
| 470+0,06
|
| 470+0,06
|
Диаметр поверхности ступицы под посадку в подшипниковый щит, мм
|
| -
|
|
Овальность и конусообразность отверстия (гнезда) ступицы под посадку подшипника, мм
| не более 0,025
| -
| не более 0,025
|
Натяг внутреннего кольца подшипника при посадке на вал, мм
| 0,027–0,052
| -
| 0,027–0,052
|
| | | | | | |
СТАРТЕР-ГЕНЕРАТОР