Для привода компрессора применяется электродвигатель 2П2КМ УХЛ2 (рисунок 10).
Электродвигатели типа П2КМ и 2П2КМ - машины постоянного тока смешанного или последовательного возбуждения, предназначенные для привода компрессора тепловоза.
Электродвигатели выпускаются в климатических исполнениях У и Т категории 2 по ГОСТ-15150 и рассчитаны для работы при следующих условиях: температура окружающего воздуха от минус 50 до плюс 60 °С для исполнений У; от минус 20 до плюс 60 °С для исполнения Т.
Уровень вибрации и ударов по группе условий эксплуатации М25 ГОСТ 175ТА с уровнем вибрации до 30 m/s2 при частоте вибрации 1 ... 100 Hz.
Исполнение электродвигателя горизонтальное, защищенное с самовентиляцией. Степень защиты IP22 (ГОСТ 17494).Форма исполнения IM1003 (ГОСТ 2479).
Таблица 28– Основные характеристики электродвигателя 2П2КМ УХЛ2
Наименование параметра
| Значение
|
П2КМ
| 2П2КМ
|
Коминальная, кВт
|
|
|
Напряжение, В
|
|
|
Ток якоря, А
|
|
|
Частота вращения, об/мин
|
|
|
Тип изоляции, класс
| Н
| Н
|
Щетки, марка
| ЭГ-14
| ЭГ-14
|
Рисунок 10 – Электродвигатель постоянного тока2П2КМ УХЛ2
Номинальный режим работы электродвигателя - повторно-кратковременный S3=60 % (ГОСТ 183).
Электродвигатель рассчитан на ударную нагрузку вдоль оси тепловоза 60 m/s2.
Крутящий момент при затяжке питающих проводов гайкой и контргайкой, должен составлять 40±2 Нм.
I - катушка последовательного возбуждения; II - катушка параллельного возбуждения; III - катушка добавочного полюса; А1 - вывод якорной обмотки; В2 - вывод обмотки дополнительных полюсов; D1, D2 - выводы обмотки последовательного возбуждения; E1, Е2 - выводы обмотки параллельного возбуждения
Рисунок 11 – Схема соединений обмоток электродвигателей П2КМ, 2П2КМ
Порядок установки
Перед установкой:
· очистите металлические части от антикоррозионной смазки, протрите сухой чистой салфеткой;
· продуйте электродвигатель сухим сжатым воздухом (давление не более 2 kgf/cm2;
· проверьте установку траверсы по заводской метке, а также надежность крепления щеточных жгутиков;
· проверьте сопротивление изоляции в холодном состоянии(электродвигатель может быть пущен при сопротивлении не менее 2 МОм).
При монтаже электродвигателя сопротивление изоляции должно быть не менее 2 МОм. Если сопротивление окажется ниже указанной величины, электродвигатель просушите одним из обычных способов для электрических машин, доступных в конкретных условиях;проверьте надежность соединения и исправность электрических контактов.
Электродвигатель соедините с компрессором при помощи эластичной муфты.
Электродвигатель должен жестко крепиться в плите болтами, для чего в его лапах имеются отверстия.
Таблица 29 – Перечень работ выполняемых при ТО и ТР
Содержание работ
| ТОиР
|
Электродвигатель постоянного тока2П2КМ УХЛ2
ИЖДЦ.527532.011 РЭ
| ТО-2
| ТР
| СР
|
Осмотрите электродвигатель
| +
| +
| -
|
Очистите от пыли, грязи и посторонних предметов крышки коллекторных люков в местах разъема
| +
| +
| -
|
Проверьте, нет ли следов кругового огня и других повреждений
| +
| +
| -
|
Проверьте состояние муфты привода электродвигателя компрессора
| | | -
|
Осмотрите коллектор электродвигателя. Поверхность его должна быть гладкой, полированной, без задиров и следов обгара.
| +
| +
| -
|
Удалить пыль с коллекторных манжет и изоляции бракетов
| +
| +
| -
|
Проверьте состояние доступных для осмотра бандажей и петушков, осмотрите все доступные части электродвигателя, полюсы, соединения. Поверхность их должна быть чистой, без следов масла и грязи, изоляция - без повреждений, бандажи - плотными и надежными, соединения - туго затянуты. Токоведущие кабели должны быть хорошо изолированы
| +
| +
| -
|
Проверьте состояние и крепление щеткодержателей, нет ли наплывов меди или поджогов, особенно в щеточных гнездах.
Рабочая поверхность щеток должна быть отполирована.
Щетки, имеющие сколы (более 10 ... 15 % рабочей поверхности), трещины, повреждения арматуры и жгутиков, замените новыми той же марки, с обязательной притиркой по коллектору; не допускайте установки на одном коллекторе щеток разных марок
| +
| +
| -
|
проверьте зазор между поверхностью коллектора и нижней кромкой обоймы щеткодержателя, который должен быть 2-3 мм
| +
| +
| -
|
проверьте надежность крепления выводов
| +
| +
| -
|
Продуйте сухим сжатым воздухом внутреннюю часть электродвигателя
| +
| +
| -
|
Проверьте состояние и механическую целостность изоляции ЭД
| +
| +
| -
|
Проверьте все механизмы щеткодержателей, износ щеток и состояние их рабочей поверхности
| -
| +
| +
|
Проверьте, нет ли повреждений изоляции катушек полюсов, соединений якоря и выводных кабелей электродвигателя. При обнаружении неустранимых повреждений электродвигатель направьте в ремонт
| -
| +
| +
|
проверьте все доступные для осмотра контактные соединения электродвигателя; добавьте смазку в подшипниковые узлы
| -
| +
| +
|
Снимите электродвигатель с тепловоза, выполните все работы, предусмотренные при текущем ремонте ТР
| -
| -
| +
|
По результатам диагностики и дефектации произведите пропитку обмоток двигателя;
| -
| -
| +
|
Проверьте надежность крепления полюсных катушек выводов электродвигателя
| -
| -
| +
|
Проверьте на электродвигателе затяжку всех болтов, при необходимости подтяните их
| -
| -
| +
|
Проверьте и при необходимости произведите центровку электродвигателя
| -
| -
| +
|
При каждом текущем ремонте ТР регулярно добавляйте смазку через масленки в смазочные камеры подшипниковых узлов (0,01 - 0,02 кг).
Таблица 30 - Возможные неисправности и методы их устранения
Неисправность
| Вероятная причина
| Метод устранения
|
Подгар одной из коллекторных пластин из группы пластин, приходящихся на один паз якоря
| Расстройство коммутации из-за применения щеток различных марок. Нарушилась цепь добавочных полюсов, неправильная шлифовка рабочей поверхности коллектора
| Замените щетки, проверьте и подтяните соединение добавочных полюсов, прошлифуйте или проточите коллектор. Проверьте нажатие на щетки
|
Подгар групп коллекторных пластин, расположенных равномерно по окружности коллектора
| Местное выступание пластин коллектора вследствие длительного нахождения машины под током
| Подтяните гайку коллектора, обточите и прошлифуйте рабочую поверхность его, профрезеруйте канавки между коллекторными пластинами
|
Перегрев и распайка коллектора
| Нарушена вентиляция электродвигателя;
| Очистите вентиляционные сетки;
|
нарушены электрические цепи магнитной системы
| устраните неисправность
|
Сильно искрит под щетками без подгара пластин коллектора
| Неудовлетворительная коммутация, в основном, по изложенным выше причинам, а также из-за пульсации нагрузки
| Очистите коллектор, проверьте состояние электрических цепей обмоток и пайки обмотки якоря в петушках. Проверьте нагрузку
|
Повышенный нагрев подшипников
| Недостаток или избыток смазки, поврежден подшипник, смешение различных марок смазок, наличие воды в смазке, загрязнены подшипники
| Выясните причину и устраните дефект
|
Пониженное сопротивление изоляции
| В электродвигатель попадает влага или масло. Загрязнена или замаслена поверхность изоляционных элементов электродвигателя
| Продуйте сухим сжатым воздухом; очистите от влаги, масла и пыли. При необходимости просушите
|
Проворот внутренней обоймы подшипника на валу с повреждением посадочной поверхности
| Заклинились тела качения из-за перегрева или поломки подшипника
| В зависимости от степени повреждения вала проточите и посадите переходное кольцо, зачистите задиры, замените подшипники
|
Подшипник вышел из строя
| Повышена вибрация
| Устраните причину повышенной вибрации
|