Электродвигатель предназначен для привода осевого моторвентилятора МВ-14 охлаждения секций холодильной камеры тепловоза и является составной его частью
Электродвигатель выполнен в климатическом исполнении О для категории размещения 2 по ГОСТ 15150-69 и для группы условий эксплуатации М25 по ГОСТ 17516.1-90.
Таблица 22 – Основные технические данные электродвигателя в продолжительном режиме
Наименование параметра
| Норма
|
Напряжение линейное, В
| 340- 560
|
Мощность на валу, кВт
|
|
Ток фазный, А
| 76-52
|
Частота вращения ротора, с-1 (об/мин)
| 32,67-33,0(1960-1980)
|
Частота питающего напряжения, Гц
|
|
Коэффициент полезного действия, %
| 92,0
|
Режим работы продолжительный S1 или повторно-кратковременный S3 с продолжительностью включения (ПВ) 50 % и продолжительностью цикла 3 мин.
Электродвигатель (рисунок 7) представляет собой встраиваемую асинхронную шестиполюсную трехфазную электрическую машину с внешним короткозамкнутым ротором.
Электродвигатель изготавливается и поставляется заказчику в виде двух сборочных единиц: статора 1 и ротора 2.
1Статор 1 набран из листов статорных, сжатых нажимными шайбами и собранных на втулке. Пакет листов закреплен с помощью шпонки и сегментов. В пазах статора уложена обмотка, закрепленная клиньями из стеклотекстолита.
Обмотка статора пропитана в эпоксидном компаунде или в пропиточном лаке. Начала и концы фаз имеют вывода. При поставке с завод а-изготовителя концы выводов не соединены.
Ротор 2 представляет собой шихтованный пакет листов с короткозамкнутой обмоткой, выполненной заливкой алюминием пазов и короткозамыкающих колец по торцам.
На тепловозостроительном заводе ротор запрессовывается в корпус вентиляторного колеса мотор-вентилятора, а статор устанавливается внутри ротора и жестко закрепляется в корпусе мотор-вентилятора.
Рисунок 7 – Электродвигатель АДВ3702
Таблица 23– Возможные неисправности и методы их устранения
Неисправность
| Вероятная причина
| Метод устранения
|
Снижение сопротивления изоляции обмотки статора.
| Попадание внутрь электродвигателя влаги, смазочных материалов.
| Очистка поверхности обмотки от загрязнений и (или) сушка изоляции обмотки
|
Длительная стоянка тепловоза в резерве на открытом воздухе
| Устранение причин увлажнения, загрязнения и перегрева.
|
Перегрев электродвигателя из-за нарушения вентиляции
|
Пробой накорпус изоляцииобмотки статора.
| Эксплуатация при чрезмерномснижении сопротивления изоляции.
| Устранить причины пробоя накорпус изоляции.
|
Механические повреждениякорпусной изоляции.
| Ремонт с частичной или полнойзаменой вышедшей из строя обмотки.
|
Заклинивание и разрушение подшипника.
| Заменить подшипник
|
Разрушение корпусной изоляции от перегрева электродвигателя.
| Ремонт с частичной или полной заменой вышедшей из строя обмотки.
Электродвигатель постоянно содержать в чистоте.
|
Межвитковое имежфазноезамыканиеобмотки статора.
| Перегрев электродвигателя из-за нарушения вентиляции
| Устранить причины перегреваэлектродвигателя.
|
Механическое разрушение изоляции илиразрушение изоляции электродинамическими силами, развивающимися при коротких замыканиях, а также перенапряжениями, возникающими в цепи питания электродвигателя.
| Ремонт с частичной или полнойзаменой вышедшей из строя обмотки.
|
Заклинивание и разрушение подшипника.
| Заменить подшипник
|
Таблица 24 – Перечень работ выполняемых при ТО и ТР
Содержание работ
| ТОиР
|
Электродвигатель АДВ3702
БИЛТ.526511.001 РЭ
| ТО-3
| ТР-3
|
Проверить подтяжкой крепление проводов электрической схемы тепловоза к выводам статора
| +
| -
|
Измерить сопротивление изоляции обмотки статора
| +
| -
|
Снять статор и ротор с мотор-вентилятора.
| -
| +
|
Продуть чистым сжатым воздухом и очистить статор и ротор от загрязнений. Воздух для обдува должен быть сухим, очищенным от посторонних примесей и подаваться под давлением (0,18-0,2) МПа (1,8-2,0).кгс/см2. Шланг для обдува не должен иметь металлического наконечника.
| -
| +
|
Проверить осмотром и мегаомметром состояние изоляции обмотки статора электродвигателя в холодном состоянии. При сопротивлении изоляции менее 20 МОм производить сушку изоляции статора в печи с температурой 120-130 °С до установившейся величины сопротивления изоляции. При сушке изоляции поднимать температуру не более чем на 10 °С в течение одного часа. Заменить и передать статор на заводской ремонт при невозможности восстановления повреждённых участков изоляции, при обнаружении пробоя изоляции на корпус, а также если сопротивление изоляции замеренное при температуре100-110°С (после сушки), менее 1,0МОм.
| -
| +
|
Проверить осмотром и обстукиванием состояние пазовых клиньев статора. Клинья при ослаблении и повреждении заменить.
| -
| +
|
Проверить осмотром состояние втулки статора. При повреждении посадочных поверхностей втулки от проворота кольца подшипника статор передать на заводской ремонт. Измерить размеры посадочных поверхностей статора и ротора в соответствии с руководством по эксплуатации мотор-вентилятора.
| -
| +
|
Покрыть наружные поверхности статора эмалью КО-976 ТУ 2312-057-05758799-2001.
| -
| +
|
Осмотреть ротор, проверить отсутствие трещин короткозамыкающих колец по торцам и других повреждений. Заменить или передать ротор на заводской ремонт при невозможности восстановления повреждённых элементов, а также при обнаружении трещин короткозамыкающих колец по торцам ротора.
| -
| +
|
Покрыть поверхности ротора грунтовкой ФЛ ОЗК ГОСТ 9109-81.
| -
| +
|
Отметить в учетной документации депо сведения о выполненных работах по устранению обнаруженных неисправностей электродвигателя.
| +
| +
|
6. ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ ПОСТОЯННОГО
ТОКА СЕРИИ П
Электродвигатели постоянного тока серии П (рисунок 8) применяют на тепловозе для привода вспомогательных механизмов (переднего и заднего блоков вентиляции, вентилятора отсоса пыли воздухоочистителя дизеля). По конструкции электродвигатели аналогичны и выполнены в защищенном исполнении с самовентиляцией.
По способу возбуждения электродвигатель П21 выполнен со смешанным возбуждением, а остальные электродвигатели – с параллельным возбуждением. Все электродвигатели снабжены конденсаторами для подавления помех радиоприему. Направление вращения якорей указано стрелкой, помещенной на корпусе электродвигателей со стороны привода. Представлены схемы электрических соединений электродвигателей и маркировка выводов (рисунок 9).
Главные полюсы 20 (рисунок 8) всех машин набираются из тонколистовой электротехнической стали марки Э12 и стягиваются специальными шпильками-заклепками. Добавочные полюсы набираются из тонколистовой электротехнической стали Э11.
Шунтовые катушки электрических машин выполнены сплошными, без разделения на шайбы, при этом сериесная катушка размещена на полюсах ближе к станине. Крепление катушек на полюсах осуществляется металлическими рамками.
Для обеспечения надежной опорной поверхности между наконечниками полюса и катушкой имеются дополнительные прокладки (рамки) из листового стеклотекстолита.
1, 19 - винтовая пробка; 2 - крышка; 3, 18 - крышка подшипника;
4, 17 - пресс-масленка; 5, 16 - подшипник; 6, 15 - крышка подшипника;
7 - траверса; 8 и 14 - передний и задний подшипниковый щит;
9 - коллектор; 10 - станина; 11 - якорь; 12 - винт грузовой;
13 - вентилятор;20 - главный полюс.
Рисунок 8 – Электродвигатель серии П
Я1 — начало обмотки якоря; Д1 Д2 — начало и конец добавочной обмотки; С1, С2—начало и конец последовательной обмотки возбуждения; Ш1, Ш2 — начало и конец параллельной обмотки возбуждения
Рисунок 9 – Схемы соединения обмоток электродвигателей серии П
Коробка выводов электродвигателей литая, на доске зажимов расположены выводные болты и крепятся конденсаторы от радиопомех.
В электрических машинах на зажимы клеммной панели выводятся 4 токовых и 2 шунтовых конца обмоток. В случае необходимости изменения направления вращения производится пересоединение при помощи специальных перемычек токовых и шунтовых концов обмоток на зажимах панели.
Валы якорей выполнены из стали марки 40. Сердечник якоря набирается из тонколистовой электротехнической стали Э31 между двумя фланцами-обмоткодержателями и закрепляется при помощи кольца, одетого на вал в горячем состоянии.
В электродвигателе П21М в качестве обмоткодержателей применены втулки из пластмассы, одетые на вал с обеих сторон сердечника. В пазах сердечника уложены обмотки якоря. Якорь сбалансирован динамически.
Коллектор 9 состоит из корпуса, коллекторных пластин и изоляционных прокладок. Корпус коллектора изготовлен из пластмассы АГ-4В. Пластины коллектора - из твердотянутой электролитической коллекторной меди.
Вентиляторы электродвигателей 13 литые под давлением, из алюминиевого сплава АЛ-9. Передний 8 и задний 14 подшипниковые щиты электродвигателя П21М выполнены путем литья под давлением из алюминиевого сплава АЛ-9.
Траверсы щеткодержателей 7 литые из алюминиевого сплава, крепятся к вертикальной стенке переднего подшипникового щита двумя болтами. Палец щеткодержателей изготовлен из листового стеклотекстолита. Щеткодержатели штампованные. В щеткодержателях установлены щетки марки ЭГ-74. При отсутствии щеток марки ЭГ-74 могут устанавливаться щетки марки ЭГ-4. Нажатие на щетку регулируется перестановкой хвостовика пружины на различные насечки щеткодержателя.
Уровень коммутации электродвигателей при любой установившейся нагрузке в пределах от холостого хода до номинальной включительно не должен превосходить 11/4 балла.
Электродвигатели должны выдерживать в течение 1 минуты перегрузку 100% по току. При этом не должно быть подгара на коллекторе и щетках.
Электродвигатель должен в течение 5 минут выдерживать, без механических повреждений и остаточных деформаций, частоту вращения на 20 % превышающую номинальную в пределах заданного напряжения и изменения нагрузки от 0 до номинальной. Электродвигатели снабжены конденсаторами для подавления радиопомех.
Конструкция электродвигателей обеспечивает возможность замены смазки без разборки. Концы обмоток, выведенные к коробке зажимов, имеют маркировку, соответствующую обозначению зажимов на клеммной панели.
Таблица 25 – Технические характеристики электрических машин серии П
Наименование параметра
| Значение
|
Тип электродвигателя
| П11У3
| П21М
| П21У3
| П51М
| П62М
|
Применение
| Вентилятор отопительно-вентиляционного агрегата и вентиляторов отсоса пыли из мультициклонных блоков
| Привод топливопод-качивающего агрегата
| Привод вентилятора кузова, вентиляторов отсоса пыли из мультици-клонных блоков
| Привод масло-прокачивающего насоса
| Венти-лятор охлаждения тормозных резисторов
|
Мощность, кВт
| 0,29
| 0,66
| 0,66
| 0,66
| 1,4
| 7,4
|
|
Напряжение, В
|
|
|
|
|
|
|
|
Частота вращения, об/мин
|
|
|
|
|
|
|
|
Направление вращения со стороны привода
| левое
| правое
| правое
| левое
| правое
|
Возбуждение
| смешанное
| смешанное
|
Число главных полюсов
|
|
|
Число добавочных полюсов
|
|
|
Класс изоляции
| В
| Н
|
Масса, кг
| 18,5
| 37,8
|
|
|
Таблица 26 – Перечень работ выполняемых при ТО и ТР
Содержание работ
ЕИАЦ.527232.001 РЭ
| ТОиР
|
Электрические машины серии П:
П11У3, П21М, П21У3, П51М, П62М
| ТО15
| ТР75
| ТР300
| ТР600
| СР
|
1. Очистить от загрязнений (в доступныхместах). Убедиться в плотности прилеганиясъемных крышек смотровых люков, проверитькрепление подводящих проводов в клеммнойкоробке, состояние коллектора, щеток, щеткодержателей. Протереть поверхность коллектора.Обдуть внутреннюю поверхность электродвигателя воздухом
Глубина продорожки коллектора 1-1,5 мм.
| +
| +
| +
| +
| +
|
2. Проверить нажатие на щетки (должно быть 250-350гс/см2), креплениетраверсы и установку ее по заводской метке.
Рекомендуемый зазор между нижней кромкой обоймы щеткодержателя и поверхностью коллектора должен быть 1,5-2,5 мм
| -
| -
| +
| +
| +
|
3. Проверить состояние резиновых уплотнений, крепление электродвигателя к фундаменту
| -
| +
| +
| +
| +
|
4. Отсоединить подводящие провода,снять электродвигатель с тепловоза
| -
| -
| -
| +
| +
|
5. Разобрать двигатель. Произвести замену подшипников. Провести ревизию состояния изоляции и при необходимости восстановить её в поврежденных местах.
На поврежденное место наложить четыре слоя вполнахлеста микаленту ЛФК-ТТ 0,12х20 ГОСТ 4268 с заходом на 20-30 мм на неповрежденные участки и один слой вполнахлеста ЛЭС 0,1х20 ГОСТ 5937.
Изолированное место покрыть электроизоляционной эмалью марки КО-983 или КО-911.
Собрать электродвигатель.
| -
| -
| -
| +
| +
|
6. Установить электродвигатель на тепловоз, подсоединить подводящие провода
| -
| -
| -
| +
| +
|
Таблица 27 - Возможные неисправности и методы их устранения
Неисправность
| Вероятная причина
| Метод устранения
|
1. Искрение под щетками.
| Неправильное положение щеток.
| Проверьте положение траверсы по заводским меткам, имеющимся на щите и траверсе.
|
2. Равномерное, в некоторых случаях довольно значительное, искрение при нагрузке. При холостом ходе машина не искрит.
| Зазор между якорем и добавочными полюсами мал или велик.
| Проверьте и установите под всеми добавочными полюсами правильный зазор (см. паспорт на электродвигатель).
|
3. Обмотка якоря местами сильно нагревается.
| Междувитковое соединение или короткое замыкание в одной или нескольких якорных катушках.
| Найдите место замыкания.
|
4. Почернение некоторых коллекторных пластин, находящихся на определенном расстоянии друг от друга (соответственно числу полюсов или пар полюсов).
| Плохой контакт в якоре, большей частью в соединениях между обмоткой и коллектором, вследствие плохой пайки.
| Тщательно проверьте пайку всех соединений между обмоткой якоря и почерневшими пластинами коллектора. Все неисправные места пайки вновь перепаяйте. Найдите место замыкания.
|
5. После каждой чистки или обточки коллектора чернеют одни и те же пластины. Изоляция между двумя или несколькими коллекторными пластинами сильно выгорела.
| Обрыв обмотки в катушке якоря или в обмотке, находящейся между почерневшими пластинами коллектора. Обрыв большей частью происходит в соединениях между коллектором и обмоткой, редко в самой катушке.
| Требуется ремонт в специализированных мастерских.
|
6. Почернение каждой второй или третьей
| Выступает изоляция между пластинами коллектора.
| Продорожьте изоляцию между пластинами коллектора на глубину 1-1,5 мм для электродвигателей серии П и 0,8 - 1,2 мм для электродвигателей обдува тормозных резисторов.
|
7. Щетки одного полюса искрят сильнее щеток других полюсов.
| Зазор между якорем и отдельными полюсами неодинаков.
| Установите одинаковые зазоры, заложив прокладки под полюсы.
|
8. Вся обмотка якоря нагревается равномерно, иногда наблюдается склонность к искрению.
| Машина перегружена.
| Устраните перегрузку.
|
9. Перегрев коллектора и щеток.
| Превышение температуры коллектора возможно при установке щеток не рекомендованной марки или при сильном нажатии щеток на коллектор.
| Поставьте щетки марки, указанной заводом (см. паспорт на электродвигатель). Ослабьте нажим щеток, создав нормальное давление.
|
10.Перегрев обмотки возбуждения. Некоторые катушки сильно нагреваются, часть катушек остаются холодными.
| Междувитковое соединение или короткое замыкание в одной или в нескольких полюсных катушках.
| Измерьте напряжение на отдельных катушках добавочных и главных полюсов, неисправную катушку замените новой.
|
11.Искрение щеток, нагревание якоря.
| Ток возбуждения увеличился вследствие уменьшения сопротивления обмотки.
| Поврежденные якорные катушки замените новыми.
|
12. Ток в якоре и шунтовой обмотке имеется. ЭД не запускается или работает с пониженной частотой вращения.
| Обрыв или плохой контакт в обмотке якоря.
| Проверьте пайку всех соединений между обмоткой якоря и пластинами коллектора. Все неисправные места пайки перепаяйте.
|
13. Щетки сильно искрят.
| Междувитковые соединения, короткое замыкание или заземление в якоре.
| Поврежденные якорные катушки замените новыми.
|
14. Частота вращения электродвигателя при номинальном напряжении превышает номинальную.
| 1. Щетки сдвинуты с нейтрали против вращения двигателя.
| Поставьте щетки на нейтраль.
|
2. Междувитковое соединение или короткое замыкание в одной или нескольких шунтовых катушках.
| Измерьте напряжение на отдельных катушках добавочных и главных полюсов. Неисправную катушку замените новой.
|
15. Частота вращения при номинальном напряжении меньше номинальной.
| Щетки сдвинуты с нейтрали вперед по направлению вращения двигателя.
| Поставьте щетки на нейтраль.
|
16. Подшипники греются.
| 1. Отсутствие или избыток смазки в подшипнике.
| Обеспечьте нужное количество смазки.
|
2. Загрязненность подшипников и смазки.
| Прочистите и промойте подшипники, замените смазку.
|