Психологические подходы для обеспечения социальной и культурной интеграции детей мигрантов в городскую среду.
С психолого-педагогической точки зрения, адаптация и интеграция детей мигрантов означает необходимость учета в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся, связанных с их культурной, социальной, этнической принадлежностью, организацию специализированного сопровождения, формирование толерантного сознания. Задача образования – воспитание гражданина демократического государства независимо от его национальности и вероисповедания. Российское правительство на государственном уровне уделяет этой проблеме большое внимание. В 2001–2005 годах была реализована Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», которая положила начало формированию в России новой, подлинно толерантной личности. Воспитание такого человека и есть задача поликультурного образования. В условиях интенсификации межкультурного взаимодействия на первый план стали выходить проблемы образования, способствующие выяснению соотношения общего и особенного в традициях, в образе жизни, т. е. менталитете народов, и направляющие внимание общества на важность воспитания у подрастающего поколения толерантности, эмпатии по отношению к носителям инокультурных ценностей . В связи с этим возникла необходимость создания программ, которые смогли бы совместить в себе две противоположные тенденции. С одной стороны, было важно увязать их с процессами глобализации, интеграции, интернационализации, с другой – сохранить своеобразие этнокультур. Особое внимание многонациональным коллективам в системе образования, их семьям уделяется путем организации: - обучения русскому языку как неродному; - знакомства с культурно-историческими особенностями страны; - психолого-педагогического сопровождения детей мигрантов; - проведения уроков толерантности, тренингов; - мероприятий по сплочению коллектива, проведения национальных праздников. Достижению поставленных целей способствует создание единой комплексной программы сопровождения адаптации и интеграции детей мигрантов, включающей в себя психолого-педагогическое, языковое и социокультурное направления. Основной целью комплексной программы психолого-педагогической, социокультурной и языковой адаптации таких детей стала организация их эффективной адаптации в образовательных учреждениях Москвы, чтобы обеспечить сохранность психического здоровья, успешность вхождения в инокультурную среду класса, школы, города, страны. В настоящее время почти во всех российских школах обучается достаточное число детей мигрантов, особенно подросткового возраста. Работа с детьми мигрантов включает в себя, прежде всего, систему занятий по межличностному общению младших подростков, так как оно является важнейшим фактором социального развития человека, источником его жизнедеятельности и одним из условий формирования личности на этом этапе. Результатом межкультурного обучения будет являться развитие культурной восприимчивости учащихся, их способности правильно интерпретировать поведение инокультурного партнера, толерантного отношения к нему: дети смогут преодолевать негативный опыт восприятия новой культуры, ослаблять влияние негативных культурных стереотипов. Комплексная программа сопровождения адаптации и интеграции детей мигрантов. 1/ Проведение мониторинговых и диагностических исследований в сфере образования (детские сады, общеобразовательные школы, вузы). Психологические методики для диагностического исследования: - Опросник «Шкала базовых убеждений» (Р.Янов-Бульман). - Опросник «Типы этнической идентичности» (Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова). - Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В.Бойко). - Вопросник для измерения толерантности (В.С.Магун, М.С.Жамкочьян, М.М.Магура). - Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е.Хухлаев, Л.А.Шайгерова). - Опросник для диагностики способности к эмпатии (А.Мехрабиен, Н.Эпштейн). - Опросник, определяющий склонность к развитию стресса (по Т.А.Немчину и Дж.Тейлору). - Опросник «Способы преодоления негативных ситуаций» - метод диагностики психологического преодоления в раннем юношеском возрасте (16-18 лет). - Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ). - Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной). - Модификация шкалы «Уровень социальной фрустрированности» Л.И.Вассермана. - Оценка уровня тревоги, страха, агрессии и т.д. (тест тревожности Спилбергера, Опросник актуальных страхов личности и др.).
Разработка программы спецкурса для будущих психологов системы образования, социальных работников, социологов, которая учитывала бы особенности работы с детьми мигрантов в г.Москве.
Целесообразно включить в содержание программы работу с эмоциями, стрессовыми состояниями, формирование коммуникативных навыков, помощь в профориентации детей мигрантов и др., а также знакомство с различными методиками обеспечения социокультурной интеграции детей мигрантов в городскую культуру. Полезным будет включение в программу подготовки и усвоение методов работы с местным населением по повышению культурной сензитивности к мигрантам разных национальностей.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (460)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |