Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Уроки нравственной психологии в школе



2018-06-29 486 Обсуждений (0)
Уроки нравственной психологии в школе 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Нравственная психология нам представляется и как активный метод социально-психологического обучения педагогов и учащихся в условиях образовательной школы. В ходе эксперимента мы проводили тренинг «Введение в нравственную психологию» для учителей, охватив несколько регионов России – Москва, Владимирская область, Тверская область, Новороссийск, Пермский край. Обучая эмпатии, умению владеть душевно-духовным словом, мы опирались на следующие положения тренинга: Человек никогда не высказывает всего, что он в данный момент думает, и это невозможно. Вот эти невысказанные мысли как бы освещают изнутри человеческую речь, слово. Конечно же, прямой смысл человеческой речи и ее подтексты находятся в постоянном взаимодействии и образуют единство. Это единство текста и подтекста реализуется в словесном действии и в его внешних проявлениях: интонации, форме.

Современный человек сначала мысленно решается на что-нибудь, а потом выполняет это, как следствие собственной мысли. Павлов И.П. говорил, что язык в целом и слово, как одна из основных категорий языка, находится в неразрывном единстве с мышлением. Всякая человеческая мысль существует в виде слова. Человек может "звучать" из своего внутреннего. Ведь как раз способность говорить, — слово, приобретает решающее значение для развития сознания. Древние школы мудрости Востока и Запада знали еще, какая невероятная сила и действие присущи известным словам и известным комбинациям слов, и они пользовались этим своим знанием. В наше время абстрактного интеллектуализма утеряно знание о действии этих звучаний на современников и окружающую среду, ибо потерялся внутренний контакт с истинной сущностью языка, самого "слова", который существовал еще в первобытном языке (пра языке). Из исполненного мудрости познания Евангелист Иоанн начинает свое описание бытия указанием: "В начале было Слово..."

Слово оказывает воздействие не только как звуковое впечатление на ухо, или своим содержанием на наш мир мыслей, оно вызывает у слушателя реальное действие, которое может быть, смотря по характеру сказанного слова, преходящим или длительным.

Развитие духовно-душевного человека становится содержанием воспитания. «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла повлиять на нравственность общества» (И.Кант) Личностный рост – это деятельность по достижению жизненных целей. Это планомерный организованный и целенаправленный процесс усвоения знаний о себе, самопознания. В процессе личностного роста учителей повышается роль самостоятельного преодоления трудностей. Признается роль личностного роста в усвоении человеком социального опыта. В процессе личностного роста осуществляется деятельность в сфере перцептивного узнавания себя в другом: «В чем мое сходство с другими людьми?». Слово учителя оказывает воздействие на ученика своим содержанием , влияет на их мысли, вызывает реальное действие, которое может быть, смотря по характеру сказанного слова, преходящим или длительным. В структуре, разработанного нами тренинга для учителей, органично вплетаются вариативные коррекционные методики, например «Словесный образ»[2]:

- Сядьте удобно. Постарайтесь расслабиться. Дышите равномерно. Закройте глаза... Вот вы и вошли в темноту... Представьте ваш путь в темноте... Сколько глаз, наполненных мукою можно встретить на пути... Представьте вашу жизнь как непрерывный поток полезности для других... Но вы остаетесь в темноте... Тогда представьте, что вы - поток, питающий окружающие поля; ручей, приносящий очагу чистоту; дождь, подымающий зерно посева...

Дышите равномерно. Вы погружаетесь в состояние полного отдыха... Откройте глаза. Пусть чистота пути ведет к чистоте вашего сердца... И дом света наполнит окружающую жизнь.

Иногда вы слышите как бы вопли и гул голосов... Они выражают смятение мира; но вы то знаете, насколько глубоко это смятение... Представьте себе, как прекрасно может быть множество людей, когда сердца их устремляются в одном восхождении... Попробуйте услышать все слова, сказанные людьми от сердца: славные, превысшие слова... Постарайтесь услышать и свой голос... - Мягкий и добрый, такой знакомый и родной... Ваш голос успокаивает вас...

Нравственная психология и для многонациональной среды школьников сегодня - настоятельная необходимость. Она жизненно важна для многих учащихся детей и подростков. Нравственная психология, как показывает наше исследование и многолетний опыт, является важнейшей формой психологической поддержки учащихся, а в какой-то мере и психокоррекции их отклоняющегося (девиантного) поведения. Ведь именно здесь создается возможность человеку общаться с другим человеком в непринужденной обстановке, испытывать сопереживания, полностью открываться другим и почувствовать их искреннее расположение к себе, научиться самому принимать их такими, какие они есть. На этих уроках, пожалуй, как нигде более детьми и подростками приобретается опытное, эмоционально пережитое знание о родственности других людей, об их человеческой сущности, доброте, отзывчивости — словом те знания, тот опыт, которые прочно запечатлеваются в душе, записываются на скрижалях сердца.

Уроки нравственной психологии особенно нужны подросткам. Здесь как бы смягчаются их резкость и жестокость, обусловленные кризисно-возрастным состоянием, становится отчетливо понимание себя как личности, живущей среди других, себе подобных людей, крепнет чувство собственного достоинства, обретается опыт бережности к другим, милосердие к младшим, слабым... — верные признаки восхождения сознания к нравственным, духовным ценностям жизни.

Здесь активизируется внутренняя работа над собой, подросток начинает все заметнее стремиться совершать добро, проявлять чуткость, заботу к окружающим, умение прощать их ошибки и слабости.

Для педагога же уроки нравственной психологии выступают незаменимым средством глубокого познания особенностей внутреннего (психического, душевного) мира учащихся, нередко открытия для себя каждого «я», каждой личности, а значит, и более успешного психолого-педагогического воздействия на них.

На уроках нравственной психологии решается и еще одна важная задача — оздоровление морально-психологической атмосферы ученического коллектива, ибо на них повышается культура чувств, возрастает душевная щедрость, а следовательно, возвышаются, гуманизируются межличностные отношения, «светлеют» групповые настроения, теплеют взаимные оценки друг друга, оздоровляется, очищаясь от резких оценок, нетерпимости и сарказма, от слухов и сплетен групповое, коллективное мнение и т. п.

Педагог — главное лицо, от которого зависит атмосфера каждого такого урока. Сообразуясь с актуальными психосостояниями учащихся, с событиями (факторами), которые их порождают, он определяет тему и главную цель урока, а также основные выразители атмосферы - темпо-ритм, тональность музыкального воздействия, освещение и т.д.

Перед тем, как начать урок, учителю необходимо глубоко знать особенности внутреннего мира каждого ребенка, подростка, его помыслы и мотивы поступков, отношение к окружающему миру, его душевное состояние, а также отношение к нему сверстников, но прежде всего— значимых для него взрослых, линию его поведения, характер поступков. Без таких знаний проводить урок нравственной психологии учитель не имеет моральных оснований.

Цели и задачи уроков могут быть сформулированы следующим образом:

а) На основе уяснения психологических, эмоциональных проблем каждого ребенка, подростка помочь ему понять и осознать эти проблемы, определить свое отношение к ним, что не преминет положительно сказаться на адаптации, учебе, поведении.

б) Используя психологические методы: внушение и убеждение, психологические (особенно игровые) тренинги и т. д., оказать психологическую поддержку и помощь в развитии творческого потенциала, достижения оптимальной работоспособности.

Методика уроков, как показало исследование и обобщение нашего опыта, эффективна тогда, когда учитель как можно более полно учитывает проявление эмоций учащихся, толерантность их по отношению к другим, акцентуации характеров, а также степень активности в различных упражнениях-тренингах или дискуссиях. Важными являются также поддержка дружеской, располагающей атмосферы, использование групповых приемов, направленных непосредственно на это. Нельзя не учитывать и того, что учащиеся, испытывая потребность быть замеченными, пытаясь овладеть инициативой и вниманием окружающих, самоутверждаясь, действуют в определенных ролях (активные и пассивные, доминирующие и подчиняющиеся), вступают в своеобразное состязание, соперничество. В этой связи возникают взаимные, нередко критические, комментарии о поступках и качествах, друг о друге, возникают тенденции к проявлению эмоциональных реакций, в том числе и враждебного характера. «Снимать» подобную агрессию можно тоже специальными психологическими упражнениями, в которых подростки совместно размышляют, советуются, принимают решения, фантазируют.

Организуя и направляя активность класса, помогая ему выработать собственный стиль участия в уроке, педагогу, как практическому психологу, желательно пользоваться своим авторитетом, а затем, может быть, стать просто наблюдателем, обеспечивая тем самым простор для активности учащихся и поддерживая становление их самостоятельности. Начальную неуверенность школьников в себе можно устранять положительной мотивацией к познанию нового, особенно к познанию самого себя, своих возможностей. Реализовать это несложно, так как все учащиеся, как правило, знают друг друга, постоянно общаются, достигают свои и общие цели, руководствуются общими нормами.

Немало требуется работы над собой, чтобы различить темное и светлое, увидеть, что происходит, уметь переключить себя, уметь удержаться. Обретение себя — это обретение внутренней культуры. Человек призван определиться в этом мире. Где он? С его собственной волей. Куда и с чем, что защищать дальше? Точку развития личности невозможно обойти. Самосознание, мировоззрение учащихся определяются в общении, философских дискуссиях, проводимых на уроках нравственной психологии.

Педагог становится поистине водителем (перевод греч.) детей по жизни, так как создает условия простоты, искренности и бережности. На уроке происходит душевное запечатление детей, происходят встречи друг с другом, а это наиболее значимо. Каждый диалог уникален, ибо он бескорыстен. Каждый ребенок радуется, что другой состоялся в его жизни, каждый ребенок стремится раскрыть свой внутренний мир в душе другого.

Список литературы:

1. Гармаев Введение в нравственную психологию. М., 1993

2. Крыжановская Л.М. Психология семьи:психолого-педагогическая реабилитация. М., 2005

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ проблемы социокультурной адаптации, детей мигрантов с новой средой, городом, страной показывает, что в течение последнего десятилетия проводились масштабные исследования по поддержке, защите, адаптации и реабилитации детей-мигрантов. Разрабатывались теоретические и методологические основы педагогики работы с детьми-мигрантами. Решались задачи обеспечения высокого уровня профессионально-личностной культуры педагога, его педагогической компетентности;

Институт психологии социологии и социальных отношений также участвовал в организации и проведении психологической работы с детьми мигрантов. Большее внимание уделялось решению проблем духовно-нравственного воспитания детей; разработке подходов к социально- психологической реабилитации подростков, склонных к аддиктивным формам поведения; личностно-ориентированным технологиям психологической поддержки адаптации детей мигрантов в городскую среду.

Очевидно, что защищенность личности школьника складывается из относительно-устойчивого чувства собственного достоинства, свободы, ощущения своей нужности и значимости в стенах школы, стремления положительно проявить себя. Психологическая помощь в повышении психологической устойчивости детей мигрантов разнообразна и всегда ориентируется на разработку современного арсенала психологических подходов и методов работы. Результаты, полученные в ходе реализации этих подходов, показали высокий положительный эффект.

 


 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Глава 1

1. Афанасьева Ю.В. Роль образования в интеграции детей мигрантов (опыт Германии и России) //Вестник Московского городского университета. Серия «Философские науки». – 2011.-№2 (4). – С.75-79.

2. Бурмистрова Е.В. Психолого-педагогические аспекты успешной адаптации детей мигрантов в образовательной среде //Реабилитация в контексте психолого-педагогических технологий: сб.научно-метод. Материалов. – М., 2011. – С.382-385.

3. Габуния Г.Г. Программа психолого-педагогического сопровождения социокультурной адаптации детей мигрантов «Психолого-педагогическое сопровождение социокультурной адаптации детей мигрантов в иноэтнической среде». –М.- 2007.

4. Гуляева А.Н. Социокультурная адаптация детей мигрантов //Электронный журнал «Психологическая наука и образование» - www.psyedu.ru – 2010 - №5. – С.158 -166.

5. Емельянова О.Я. Психолого-педагогическая реабилитация и адаптация детей переселенцев //Журнал прикладной психологии. – 2004. - №1. – С.44-58.

6. Кудрявцева Т.С. К проблеме культурно-речевой адаптации детей мигрантов //Начальная школа. – 2011. - №5. –С.86-89.

7. Макаров А.Я. Социокультурная адаптация детей мигрантов в образовательной среде. – Автореферат дисс. …к.с.н. – 2010.

8. Маркина Н.А. Тесты на определение уровня знания русского языка как неродного у детей-мигрантов. – М., 2007.

9. Орлова О. Работа по профилактике ксенофобии и экстремизма в школьной среде // Школьный психолог. – 2012. - №1. –С.20-22.

10. .Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности / Под ред.Солдатовой Г.У. –М., 2002.

11. Ревунова Н.Е. Социально-педагогические условия адаптации русскоязычных детей-мигрантов в системе школьного образования США: автореф. Дис….канд.пед.наук. – М: МГПУ, 2011. -25с.

12. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. Психологическая адаптация вынужденных мигрантов //Психологический журнал. -2002. –Т.23, №4. –С.66-82

13. Толерантность как фактор противодействия ксенофобии: управление рисками ксенофобии в обществе риска /Под ред. Ю.П.Зинченко и А.В.Логинова, М., 2011.

14. Шурупова А.С. Адаптация и приживаемость мигрантов //Социс. – 2006. - №6. –С.87-89.

15. Шустова Н.Е. Перспективы адаптации детей мигрантов в трансформирующемся обществе //Журнал прикладной психологии. – 2004. -№4-5. С.129-135.

16. Фурсов В.В. Проблема мигрантов. Опыт Японии для России //Сборник работ молодых ученых МГПУ. – М., 2009. –Вып.26. – 247 с.

 

Глава 2

1. Алексеева Е.В. Наш проблемный подросток. М., 2000, 256с.

2. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 1999, 375 с.

3. Балтанова Г.Р. Экономические и политико-правовые аспекты положения женщины в традиционных исламских странах: научное издание /Г.Р. Балтанова. Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2003.

4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Москва-Воронеж, 1995.352 с.

5. Борухов Б.Л. Культура зеркал и зеркала культуры // Человек и мир.- Саратов: Изд-во СИМСХ.- 1999.- с.79-32.

6. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации // Социол. исслед. 2002. №1. С.96-105.

7. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности ООО Издательство «Речь». 20001 78 с

8. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социс. № 3. 2000. С. 124-129.

9. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., Просвещение, 1982. 207с.

10. Коптев-Дворников В.Е. Молодежная субкультура и Церковь: Православные ценности близки психотипу подрастающего поколения // Независимая газ. – 2002. – 17-18 мая. – С.2.

11. Кравцова О. Мигранты из дальнего зарубежья. Научно-практ. Центр «Гратис», 2005- 50с.

12. Кукушин В.С. Этнопедагогика. М.: Изд-во МПСИ, 2002.- 304 с.

13. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999.

14. Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века. Психологический журнал, 2000, т. 21, №3, с. 73-87.

15. Лебедева Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре. Психологический журнал, 2001, т. 22, №3, с. 26-36.

16. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999. 487 с.

17. Лысогорская М.В. Внутриличностный ценностный конфликт как индикатор качества жизни личности

18. Мухамеджанова Н.М. Ценностные ориентации личности как результат приобщения к культуре.. М., Мухамеджанова Н. М. Мухамеджанова Н. М.

19. Ольшанский В. Старшеклассник в изменяющемся мире: Социол. Исслед. // Нар. образование. – 2000. – №3. – С.117–120

20. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. Москва-Воронеж, 1999. 96 с.

21. Собкин B.C. Особенности социализации в старшем школьном возрасте: социокультурные траектории ценностных трансформаций // Вопросы психологии. 1999. № 5. С. 25-30.

22. Schwarz S.H., Bilsky W. (1990) Toward a Theory of Extensious and Cross-Cultural Replications // Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 25. Orlando EL: Academic

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1



2018-06-29 486 Обсуждений (0)
Уроки нравственной психологии в школе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Уроки нравственной психологии в школе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (486)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)