Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологическая и социокультурная адаптация мигрантов



2018-06-29 1943 Обсуждений (0)
Психологическая и социокультурная адаптация мигрантов 0.00 из 5.00 0 оценок




Все люди, вступающие в межкультурные контакты, в той или иной степени сталкиваются с трудностями при взаимодействии с представителями других культур, чье поведение они не могут предсказать. Увеличение межличностного общения людей из разных культур может привести как к уменьшению предубеждений, так и к их усилению. Поэтому очень важно определить, при каких условиях общение между представителями разных стран и народов оказывается наименее травмирующим и порождает доверие.

Рассматривается множество переменных, от которых зависит благоприятность взаимодействия:

- территория, которая может быть общей или «своей» для одной из групп;

- продолжительность взаимодействия (постоянное, долговременное, кратковременное);

- цель (совместная деятельность, совместное проживание, учеба, досуг);

- частота и глубина контактов;

- относительное равенство статуса и прав;

- явные различительные признаки (язык, религия, раса).

Большое значение приобретает изучение межкультурной адаптации, в широком смысле понимаемой как сложный процесс, в случае успешного завершения которого человек достигает соответствия (совместимости) с новой культурной средой. С начала 90-х годов наиболее предпочитаемой и адекватной моделью изучения межкультурной адаптации является модель аккультурации. Первоначально аккультурация рассматривалась исключительно как феномен группового уровня. Под аккультурацией понимаются изменения, которые происходят в результате продолжительного непосредственного контакта представителей разных культур - это процесс изменения в культуре группы. В настоящее время этот феномен изучается и на личностном уровне и называется психологической аккультурацией – это процесс изменения в психологии индивида. (В определенном смысле аккультурация – это вторая и более поздняя форма инкультурации.)

Психологическая адаптация относится к совокупности внутренних психологических последствий. В основе психологической адаптации главным образом лежат аффективные реакции, связанные с ощущением благополучия или удовлетворенности. Психологическая адаптация включает в себя хорошее самочувствие, ощущение личной и культурной определенности (идентичности) и достижение психологической удовлетворенности в новой культурной среде. Психологическая адаптация происходит в условиях стресса и борьбы с ним, поэтому сильное влияние на нее оказывают: жизненные ситуации, личностные особенности индивида и социальная поддержка. Имеются свидетельства того, что с течением времени уровень психологической адаптации подвержен колебаниям, несмотря на то, что все проблемы, как правило, максимально обостряются в самом начале кросс-культурного перемещения.

Социокультурная адаптация относится к совокупности внешних поведенческих следствий связи индивидов с их новой культурной средой. Социокультурная адаптация определяет способность «соответствовать» или эффективно взаимодействовать с новым культурным окружением. Она связана с приобретением социальных навыков, соответствующих новой культурной среде, которые в результате дают возможность решать социально-культурные проблемы в повседневной жизни. Другими словами, это количество и качество связей с местным населением; знание языка и особенностей новой культуры. Важными факторами, влияющими на процесс социокультурной адаптации, являются: сходства и различия между родной и новой культурами мигранта и продолжительность его пребывания в миграции. Изменения уровня социокультурной адаптации более предсказуемы: на начальных стадиях кросс- культурного перемещения адаптация осуществляется стремительными темпами, затем наступает стабилизация и кривая роста постепенно переходит в горизонтальную линию.

Психологическая и социокультурная адаптация представляют собой взаимодополняющие сферы (домены) межкультурной адаптации. Как они связаны между собой? Правомерно говорить о взаимосвязи аспектов поведения, связанных с преодолением стресса, и социальных навыков. Способность справиться со стрессовыми обстоятельствами предполагает практический контроль ситуации, а также сохранение личностной целостности. Обнаружена связь между социальными навыками и психологической адаптацией, при этом отмечено, что причиной возникновения или обострения ряда проблем адаптации может быть недостаточная компетентность в области социальных навыков. В то время как социальная неадекватность ведет к изоляции и вызывает психологические нарушения, имеет место и обратная связь, поскольку психологическое недомоганием отражается на поведении, в том числе на различных социальных навыках и взаимодействиях.

Конечный результат аккультурации – достигнутая долговременная адаптация, которая характеризуется относительно стабильными изменениями в индивидуальном или групповом сознании в ответ на требования среды.

Адаптация может привести или не привести к взаимному соответствию индивидов и среды, она может включать в себя не только приспособление, но и сопротивление, и попытки изменить среду или измениться взаимно. В этом смысле адаптация - необязательно позитивный валентный результат. В современных подходах используется биполярный смысл понятия адаптации: она может быть крайне разнообразна и представляет собой определенный континуум от позитивных значений к негативным – от ситуации, в которой индивиды справляются со своей новой жизненной ситуацией очень успешно, до той, в которой они не способны вписаться в новое общество.

Возможность успешной межкультурной адаптации определяется как индивидуальными, так и групповыми факторами.

К индивидуальным характеристикам относятся демографические и личностные особенности человека, его мотивация, ожидания в связи с миграцией и жизненный опыт, включающий знания о новой культуре и установление контактов с местными жителями.

Быстро и успешно адаптируются маленькие дети. Школьники, особенно старших классов, оказываются перед лицом дополнительных трудностей. Они должны быть похожи на своих сверстников: внешне, манерами, языком и мыслями. Подростковая и юношеская среда достаточно 4 жестка, она не терпит отличий, несоответствия. Подросток в новой культуре еще более дезориентирован, чем взрослые. Это период самопознания, стремления к свободе, самостоятельности, к которой ребенок еще не готов даже в родной культуре. С одной стороны, перед ним стоит задача быть принятым сверстниками – местными жителями, с другой стороны, в адаптации ему не могут помочь его родители. Сложности в межкультурной адаптации подростков могут привести к девиантному поведению. Психологически благополучны и поведенчески адекватны те подростки, которые не замыкаются на одной культуре, а следуют путем интеграции.

Изучение языка, культуры и истории страны перемещения, условий жизни в этой стране не только уменьшает чувство беспомощности и зависимости, но и помогает заслужить уважение местных жителей. Язык как «дверь» в новую культуру.



2018-06-29 1943 Обсуждений (0)
Психологическая и социокультурная адаптация мигрантов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологическая и социокультурная адаптация мигрантов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1943)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)