Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нравственные и религиозные ценности современных подростков принадлежащих к различным этническим группам.



2018-06-29 556 Обсуждений (0)
Нравственные и религиозные ценности современных подростков принадлежащих к различным этническим группам. 0.00 из 5.00 0 оценок




Исследование мотивационной сферы личности является одной из самых сложных областей современной психологии. Наряду с исследованиями отдельных мотивов, их сущности и роли в формировании общей направленности личности, определяющей поведение и деятельность человека на протяжении всей его жизни [1,3]. В настоящее время особую значимость обретают исследования становления и генезиса нравственных ценностей, морали на протяжении жизни человека. Наибольшую актуальность этим исследованиям придает проблема толерантности сознания в условиях проживания в разных социальных и этноконфессиональных группах [3].

Мотивационная сфера человека представляет собой единую систему, в которой принцип иерархии ценностей, их многоуровневость является важнейшей характеристикой системы ценностных ориентации личности. Структурный характер системы ценностных ориентации личности, ее многомерность определяют возможность реализации ею целого ряда разноплановых функций. Система выстраиваемых мотивов личности, занимая промежуточное положение между внутренними установками и нормами социальной среды в контексте личностных смыслов, обеспечивает взаимодействие этих элементов на более высоком уровне системной организации [5,6]. Системный анализ структуры мотивации указывает на ее исходный дуализм, вытекающий из соотнесенности к двум видам живых систем – первичной биологической и вторичной − социальной [6]. Двойственный характер системы ценностей, обусловленных одновременно индивидуальным и социальным опытом, определяет ее двойное функциональное значение. Во-первых, ценности являются основой формирования и сохранения в сознании людей установок, которые помогают индивиду занять определенную позицию, выразить свою точку зрения, дать оценку, тем самым, они становятся частью сознания. Во-вторых, ценности выступают в преобразованном виде в качестве мотивов деятельности и поведения, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей неизбежно соотносятся с ценностями, вошедшими в его личностную структуру [8].

Система ценностных ориентаций, является важным регулятором активности человека, поскольку она позволяет соотносить индивидуальные потребности и мотивы с осознанными и принятыми личностью ценностями и нормами социума. Регулятивная функция ценностных ориентаций личности охватывает все уровни активности человека. Ценности приобретают качества реально действующих мотивов и источников осмысленности бытия, ведущие к росту и совершенствованию личности в процессе собственного последовательного развития. Таким образом, ценностные ориентации являются механизмом личностного роста и саморазвития.

В настоящее время в психологии мотивации по–прежнему актуальной остается проблема движущих сил развития психики на разных возрастных этапах, в частности, у подростков. Цель настоящего исследования заключалась в исследовании системной структуры мотивации подростков. Выявление доминирующих мотивов, анализ нравственных ценностей проводился на всей исследуемой выборке подростков; отдельно анализировались данные среди юношей и девушек, а также среди подростков, принадлежащих к различным этноконфессиональным группам.

Эмпирическое исследование этноконфесиональных особенностей структуры мотивации подростков было проведено в 2005 – 2011 годах с участием 327 подростков 15 -16 лет - учащихся старших классов московских общеобразовательных учреждений. Для исследования этноконфессиональных отличий в ценностных ориентациях и мотивационных тенденциях, вся выборка подростков была разделена на две группы. В первую группу вошли подростки славянской национальности, указавших на свою принадлежность к православному вероисповеданию (201 человек) и 126 подростков составили вторую группу – представителей северокавказских национальностей и волжских татар, указавших на свою принадлежность к исламу. Данные исследуемой выборки подростков также рассматривались отдельно у юношей и девушек. Для исследования профиля мотивации применялся компьютерный вариант методики «Тест системного профиля мотивации» Рыжова Б.Н. [7].

Показатели усредненных значений индексов мотивационных шкал свидетельствуют о том, что мотивационный профиль старшеклассников отражает общие для старших подростков тенденции, выражающиеся в преобладании мотивации самосохранения, альтруизма и репродуктивной мотивацией при некотором снижении индексов самоактуализации. Анализ ответов в выборке юношей и девушек показал ряд дополнительных особенностей возрастной группы. Обращает на себя внимание факт наибольшего преобладания биологической мотивации среди выборки девушек, выраженной, главным образом, в репродуктивной мотивации (данные достоверны при p<0,05), следом за ней выстраиваются индексы витальной мотивации. Вместе с тем, отмечается полное совпадение индексов по шкалам альтруизма и самосохранения среди выборок обоих полов. И, напротив, среди выборки юношей выявлено доминирование социальной мотивации, выражаемой в индексах шкал мотивации самоактуализации (при p < 0,05), познавательной и нравственной мотивации.Второй по значимости среди девушек выделяется социальная мотивация, составляющая защитный потенциал личности (защиты личности). Как правило, максимальное значение для старшеклассников всегда имеет мотив самоутверждения, связанный с потребностью в самоуважении.

Результаты исходного ранжирования ценностных ориентаций показали ряд особенностей выбора старших подростков. В целом в выборке выявлен приоритет ценностей порядка и благополучия в стране и защиты соотечественников по отношению к другим ценностям. На втором месте по значимости, с присвоением равных рангов, выделяются ценности долгой и деятельной жизни наравне с верой и религией.

Раздельный анализ результатов исходного ранжирования выборки у юношей и девушек выявил, что ценности защиты соотечественников; ценности занятия спортом; долгая, деятельная жизнь в выборке девушек оцениваются достоверно выше по сравнению с выборкой юношей (р < 0,001). У девушек по отношению к выбору юношей особо значимо выделяются ценности веры и религии; могущества Родины и ее влияния в мире; порядок в стране (р < 0,001). Интерес к получению информации о мире, науке, искусстве также преобладает среди девушек (р < 0,001).

Менее приоритетными ценностями оказались потребности в безопасности родственников, заботе о семье и близких. Комфортным условиям жизни и ценностям здоровья, как юноши, так и девушки тоже придают меньшее значение. Вместе с тем, отмечено, что юноши склонны придавать большее значение личной безопасности, счастливой семейной жизни по сравнению с результатами девушек (р <0,05). Потребности в общении с друзьями и интересными людьми, внешности и одежде у юношей также оцениваются достоверно выше, чем у девушек (р <0,05).

При анализе мотивации учитывается не только наличие социальной и биологической мотивации, но и мотивации порядка или развития, которые в рамках настоящего исследования также обретают несколько аспектов, особенно в отношении возрастных особенностей. Мотивации самоуважения, альтруизма и самосохранения, относимые к мотивации порядка, выражаются в желании завоевать уважение к себе в процессе общения с окружающими. Подростки склонны руководствоваться в своем нравственном поведении теми требованиями, правилами, которые сами себе предъявляют, часто выстраивают свое поведение в соответствии со своим идеалом. Мотивация нравственности, также относимая к мотивации порядка, не является в этом возрасте ведущей, поскольку в этот период наибольшее значение обретает развитие личности, подразумевающее поиск себя, расширение своих возможностей и формирование мировоззрения. Этим и объясняются низкие индексы по данной шкале. Напротив, репродуктивная мотивация, витальная и познавательная мотивации, мотивация самоактуализации относятся к мотивации развития.

Доминирование мотивации самоактуализации у юношей объяснимо поло-возрастными особенностями, так как юноши в большей мере ценят и решают задачи преодоления зависимости, обретения автономии. Для них особую значимость обретают достижения и проявление социальной активности в этом возрасте. Для лиц женского пола типичным является предпочтение благосклонности, защиты и заботы о семье и близких, тогда как для юношей большую значимость обретают социальные ценности порядка в стране и мире, благополучие и величие Родины. Юноши в большей мере ценят материальную обеспеченность и дружбу. Совпадение в значимости мотивации самосохранения для обоих полов обусловлено направленностью на достижение индивидуальной устойчивости личности человека, что также относится к возрастным особенностям подростков. Таким образом, обе выборки демонстрируют традиционные ценности и потребности, связанные с реализацией своих социальных ролей в обществе. Для старшеклассников оказывается значима забота о благополучии других людей и общества.

На этом фоне особенно заметно снижение значимости одной из основополагающих ценностей социальной мотивации на уровне развития социальной макросистемы – самоактуализации, при сохранении нормальной выраженности ценности развития личности. Причина подобного явления может быть найдена отчасти в недостаточном уровне развития самостоятельности и компетентности старшеклассников на фоне стремления к построению новых социальных отношений с окружающими, при условии сохранения потребности в безопасности. В выборке данной группы испытуемых патриотические ценности и некоторые интересы социума уступают интересам личности, что также связано с особенностями подросткового возраста, так как в этом возрасте значимым является развитие личности, личные достижения, ориентация на индивидуальные интересы, независимость в суждениях, что соответствует требованиям их социальной ситуации развития. Высокий уровень потребности в безопасности можно отчасти объяснить недостаточным уровнем развития самостоятельности и компетентности старшеклассников. В целом, анализ данных указывает на тенденцию достаточно гармоничного развития ценностей мотивации развития и порядка. Структура профиля мотивации отражает возрастные особенности. В то же время, профили оказались близкими к типичному профилю возрастной нормы, что указывало на отсутствие каких-либо искажений в личностном развитии.

Данные ранжирования и доминирования мотивации среди групп подростков, принадлежащих разным конфессиям, также позволил выявить ряд принципиальных различий. У подростков исследуемых групп практически совпали индексы нравственной мотивации. Похожие значения были получены по шкалам альтруизма и самоактуализации. При этом шкалы самоактуализации и нравственности явились наименее приоритетными в обеих группах. Вместе с тем, заметны и определенные различия типов доминирующей мотивации. Прежде всего, следует указать на большую выраженность у подростков неславянских национальностей биологической мотивации – витальной, репродуктивной мотивации и самосохранения. По контрасту с этим у подростков-славян оказался более выраженным ряд типов социальной мотивации. В том числе – познавательная мотивация (ее превосходство над данными второй группы было достоверным при p<0,01), и мотивация самоуважения. Принимая во внимание, что профиль мотивации в каждом конкретном случае определялся на основе интерпретации данных ранжирования ряда ведущих потребностей и ценностей, то для уточнения системной структуры доминирующей мотивации подростков целесообразно проанализировать также результаты исходного ранжирования.

Здесь, как и при построении мотивационных профилей, можно обнаружить множество межгрупповых совпадений установленных рангов, наряду с целым рядом особенностей, свойственных разным этноконфессиональным группам. Было выявлено, что выбор наиболее значимых ценностей у представителей славянской и неславянской национальностей также практически совпадал. Только по одной из восьми шкал (образование и культура), представители славянской национальности имели достоверно более высокие показатели. Значительно большие различия между группами можно заметить при сравнении наименее приоритетных ценностей. Выбор большинства менее приоритетных ценностей имел достоверные различия у представителей двух групп. Лишь две из восьми ценностей этой выборки не имели достоверных групповых различий. При этом подростки-славяне сравнительно с их сверстниками неславянских национальностей присваивали почти вдвое большую ценность возможности получения новой информации о событиях в мире, разнообразным увлечениям, отдыху и развлечениям, а также творчеству. В свою очередь, подростки неславянских национальностей отметили значительно большую значимость религиозных ценностей. В то время как подростки-славяне оставляли ценности христианской религии в числе наименее приоритетных, их сверстники - представители северокавказских национальностей и волжских татар, ставили ценности ислама среди ценностей высшей приоритетности.

Таким образом, проведенное исследование показало, что мотивация подростков, принадлежащих к различным этническим группам имеет ряд принципиально важных общих характеристик. Прежде всего, к ним относится общность доминирующих типов мотивации. Подростки славянского и неславянского происхождения одинаково ставили на первое место ценности, отнесенные к мотивации самосохранения и репродуктивной мотивации. Другим важным моментом было практически полное совпадение индексов выраженности нравственной мотивации у представителей обеих групп, что свидетельствует о том, что, несмотря на все этнопсихологические различия, подростки как славянской, так и неславянских национальностей отводят одинаковое место нравственным устоям общества, принадлежат единой социокультурной среде.

Вместе с тем, необходимо отметить ряд очевидных мотивационных контрастов. Прежде всего, обращает внимание большая выраженность биологической мотивации у подростков неславянских национальностей. Индексы выраженности биологической мотивации этой группы обгоняют данные их сверстников – славян по всем показателям, давая статистически значимое превосходство по показателю репродуктивной мотивации и оставаясь на уровне тенденции по шкалам самосохранения, витальной мотивации и альтруизма. Соответственно подростки - славяне имеют большую выраженность индексов по шкалам социальной мотивации, из которых наиболее высокие и статистически достоверные различия обнаружены по шкалам познавательной мотивации и самоуважения.

Таким образом, проведенное исследование указывает на значительную роль мотивационного фактора в формировании системы этноконфессиональных ценностей и подтверждает значение системно-психологических принципов анализа для раскрытия механизмов этногенеза в условиях современного динамически меняющегося многонационального общества. Приведенный анализ типов мотивации позволил выявить мотивационную структуру личности подростков, определив приоритетный уровень и вид системной организации социальных отношений для этой возрастной группы. Вместе с тем, выявленные в ходе детального анализа закономерности вполне отражают возрастные особенности представленной в работе выборки.

Список литературы:

1. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. – М., 1979. – 315 с.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,1968.

3. Коул. М.Культурно-историческая психология. М.: Когито-центр, 1997.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат,1974.

5. Ломов Б.Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений// Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности – М. 1989. – с. 238.

6. Рыжов Б.Н. Системные основания психологии// Системная психология и социология.- 2010.-№1.- С. 5-43.

7. Рыжов Б.Н.Тест системного профиля мотивации. – М.: МГПУ, 2009.

8. Шерковин Ю.А. Проблема ценностных ориентаций, мотивации и психологические установки в профессиональной подготовке социального работника // Российский журнал социальной работы – 1997 г. № 1 – с. 215.

 

 


Глава 3. Разработка психологических подходов (и на их основе психологических методик) для обеспечения социальной и культурной интеграции детей мигрантов в городскую культуру с освоением русского языка.

 

 



2018-06-29 556 Обсуждений (0)
Нравственные и религиозные ценности современных подростков принадлежащих к различным этническим группам. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нравственные и религиозные ценности современных подростков принадлежащих к различным этническим группам.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (556)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)