Ценностные ориентации учеников различных национальностей (исследовательский проект с участием ГБОУ СОШ №1076 ВОУО)
Неблагополучное положение части людей в таких странах как Афганистан, Таджикистан, Азербайджан, Киргизия, Узбекистан и другие, вызывает ряд миграционных процессов, в том числе и в Россию. Многочисленные семьи переезжают с целью поиска хорошей работы и достаточного заработка, получения достойного образования для своих детей. Безусловно, родители хотят, чтобы их дети учились в России не в специальных школах, соответствующих их родному языку, а в русских школах, осваивая русский язык. Система образования более всего ощущает на себе проблемы миграционных процессов. Новые ученики привносят иную субкультуру со своими ценностями, социальными установками и стереотипами поведения, затрудняющими процесс адаптации к школе. Включение в учебный процесс осложняется также языковыми барьерами, проблемами в знаниях, стрессовым состоянием новичка, вынужденной необходимостью учиться в классе не по возрасту. Трудности вхождения в школьный коллектив зачастую усугубляются негативным отношением к новичкам со стороны одноклассников, которое обусловлено «синдромом чужака» и негативными стереотипами, сформировавшимися по отношению к представителям определенной национальности. Все это отражается на ценностных ориентациях подростков Ценности, определяемые человеком как особо значимые, играют огромную роль в его жизни, регулируя поведение, взаимоотношения с людьми, влияя на постановку целей и способ их достижения, и многое другое. Категорию ценности оправданно считают одной из самых сложных в психологии, ведь выбираемые субъектом ценности определяют устойчивость, направленность личности, мотивационные ориентации и смысловые установки. И в зарубежной, и в российской психологии исследование ценностей в настоящее время рассматривается как одно из наиболее важных и актуальных направлений. А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, В.А. Петровский и др. говорят о влиянии ценностных ориентаций на самоопределение личности, на построение своего жизненного мира, на становление целостной сферы духовности. Подчеркивая огромную значимость ценностных ориентаций личности, необходимо охарактеризовать особенности окружающей обстановки, помимо вышеперечисленных, в которых происходит их формирование: дестабилизация общества и противоречивость жизненных ценностных приоритетов. Рассогласование формирующихся ценностей с возможностями их практической реализации приводит к обострению психических, психосоматических и социальных болезней (наркомания, токсикомания, алкоголизм и др.), росту жестокости, агрессивности в молодёжной среде. Трудная собственная обстановка для формирования ценностных ориентаций еще более осложняется привнесением в подротсково-юношескую среду ценностей других культур. Поэтому изучение ценностных ориентаций учеников различных национальностей является одним из важных аспектов работы с детьми мигрантов. Выявляя ведущие ценности и ценности, противоречащие основным можно найти «точки соприкосновения», то есть общие ценности для разных культур, а также кардинально противоположные. На основе этой специфики учителям легче будет выстраивать свои взаимоотношения с детьми, а также регулировать взаимоотношения учеников в классе. Институтом было проведено исследование, направленное на выявление наиболее важных культурных ценностей у старшеклассников различных национальностей, обучающихся в специализированной московской школе №1076 ВОУО, в которой под руководством одного директора находится сразу две школы общеобразовательная и ШРЯ (школа русского языка). В последней обучаются дети из разных стран до тех пор, пока не освоят русский язык, а затем переводятся в обычные классы. На данный момент, не говорящие и плохо говорящие на русском дети-мигранты обучаются в четырех классах, соответственно возрасту. В классах примерно от 10 до 15 человек. Обучение длится один год. За это время большинство детей хорошо осваивают разговорную речь, обучаются чтению и письму на русском языке. У учеников постарше в программу включены такие предметы как математика, география и другие. Затем они становятся учениками общеобразовательной школы, приходя на дополнительные занятия по русскому языку. Психологическим сопровождением всех детей в ШРЯ занимается этнопсихолог. При работе с такими детьми обязательно учитываются те или иные культурные традиции и особенности. С учениками проводится диагностическая, развивающая, коррекционная и консультативная работа. При выборе диагностических методик приоритет отдается проективным тестам, которые больше понятны детям и не требуют больших языковых знаний. Психолог на каждого ребенка пишет входное, промежуточное и выходное заключение. В него входят описание когнитивной и эмоциональной сферы учащегося. Познавательная сфера исследуется в большинстве своем через стандартные тесты («10 слов», «ирасик», «четвертый лишний», «найди тропинку», «корректурная проба», «нелепицы») несколько адаптированные для таких детей. С каждым классом проводятся развивающие занятия, и с отдельными детьми – коррекционные. На них дети учатся вместе играть, общаться, договариваться, они лучше узнают друг друга, учатся принимать себя и других такими, какие есть. Большое значение придается совместному участию детей разных национальностей в праздниках. В их организации задействованы учителя, психолог, родители. Для детей это настоящая радость и возможность проявить себя творчески, а также еще более интересным способом освоить русский язык Затем, помощь в адаптации и дальнейшем обучении им оказывает педагог- психолог общеобразовательной школы, работая в тандеме с этнопсихологом. Здесь особо важным является содействие ребенку вхождению в классный коллектив, установление хороших взаимоотношений с учителями и, конечно же, в усвоении школьной программы. С последним часто возникают сложности, особенно у подростков, когда, еще не полностью освоившись в русском языке, ребятам приходится справляться с большим объемом информации, в частности, понятий, терминов по разным предметам. Однако, при усиленных занятиях и стойкой мотивации, они достигают больших успехов. Дети уже привыкли к тому, что классы, в которых они учатся многонациональные. Часто они дружат между собой вне зависимости от принадлежности той или иной культуре или религии. Практически с каждым классом проводятся профилактические или развивающие тренинговые занятия, призванные помогать и разрешать задачи, стоящие перед каждой возрастной группой. В связи с многонациональным составом учащихся школы, является важным обучение ребят межкультурному взаимодействию и толерантному поведению. Поэтому в течение года проводится мероприятие под названием «День Толерантности». Цели этого мероприятия: познакомить учащихся с культурным многообразием ближайшего социального окружения; содействовать формированию этнокультурной толерантности учащихся; формировать навыки взаимодействия с людьми, отличающимися по различным социально-культурным признакам: возрасту, национальности, религии, статуса и т.д. Мероприятие включает в себя классные часы, тренинговые занятия, большие психологические игры, изготовление плакатов на выбранные темы, просмотр тематических мультфильмов и видеороликов. В исследовании, направленном на выявление наиболее важных культурных ценностей у старшеклассников различных национальностей, использовался опросник Шварца, включающий 57 ценностей, отобранных таким образом, чтобы представлять каждый описанный им тип ценностей из списка общекультурных ценностей (представляющего культуры 46 стран). В роли испытуемых выступали русскоговорящие ученики 9-10 классов, в возрасте 15-17 лет. Из них было 19 русских школьников и 17 школьников других национальностей. Анализ структуры распределения ценностей внутри групп подростков показал следующее. Система ценностей современных подростков распределяется следующим образом. Из ниже приведенной таблице 1 видно, что на первом месте у русских школьников защита семьи. На втором – смысл жизни. На третьем месте – настоящая дружба. Четвертую позицию занимает такая ценность, как уважение родителей, старших. Последнее место – у наших школьников занимает власть. У группы школьников другой национальности с первого по четвертое место занимают следующие ценности: благочестие; уважение традиций; уважение родителей, старших; свобода; верность; защита семьи. На последнем месте – власть.
Таблица 1
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (819)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |