Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социально-психологическая реабилитация аддиктивной личности подростка



2018-06-29 536 Обсуждений (0)
Социально-психологическая реабилитация аддиктивной личности подростка 0.00 из 5.00 0 оценок




Аддиктивное поведение характеризуется наличием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния, осуществляемого посредством злоупотребления различными психотропными веществами (табаком, алкоголем, наркотиками), а также, интернет зависимостью, зависимостью от игровых автоматов, от он-лайн игр[2].

Молодое поколение, состоящее из представителей разных национальностей по разному переживает современную трудную, кризисную социально-психологическую ситуацию. По разным причинам часть подростков и детей утрачивает смысл происходящего, не имеет определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность, сформировать здоровый, эффективный жизненный стиль. Для детей мигрантов характерна ситуация, когда разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработка новых форм поведения происходит хаотично, лавинообразно и не всегда является позитивно направленной, часто имея отклонения от нормы возрастного развития[6].

Основным мотивом личностей, склонных к аддиктивным формам поведения, является активное изменение не удовлетворяющего их психического состояния, которое рассматривается ими чаще всего как «серое», «скучное», «монотонное», «апатичное». Такому подростку не удается обнаружить в реальной действительности какие-либо сферы деятельности, способные привлечь надолго его внимание, увлечь, обрадовать или вызвать иную существенную и выраженную эмоциональную реакцию. Жизнь видится ему неинтересной, в силу ее обыденности и однообразности. Он не приемлет того, что считается в обществе нормальным: необходимости что-либо делать, заниматься какой-нибудь деятельностью, соблюдать какие-то принятые в семье или обществе традиции и нормы.

В соответствии концепцией Н.Пезешкиан, разрушающего характера, существует четыре вида «бегства» от реальности: «бегство в тело», «бегство в работу», «бегство в контакты или одиночество» и «бегство в фантазии»[9].

При выборе ухода от реальности в виде «бегства в тело» происходит замещение традиционной жизнедеятельности, направленной на семью, служебный рост и хобби, изменение иерархии ценностей обыденной жизни, переориентация на деятельность, нацеленную лишь на собственное физическое или психическое усовершенствование. При этом гиперкомпенсатором становится увлечение оздоровительными мероприятиями, сексуальными взаимодействиями, собственной внешностью, качеством отдыха и способами расслабления. «Бегство в работу» характеризуется дисгармоничной фиксацией на служебных делах, которым человек начинает уделять непомерное в сравнении с другими областями жизни время, становясь трудоголиком. Изменение ценности коммуникации формируется в случае выбора поведения в виде «бегства в контакты или одиночество», при котором общение становится либо единственно желанным способом удовлетворения потребностей, замещая все иные, либо количество контактов сводится до минимума. Склонность к размышлениям, прожектам при отсутствии желания что-либо воплотить в жизнь, совершить какое-нибудь действие, проявить какую-нибудь реальную активность называется «бегством в фантазии». В рамках подобного ухода от действительности появляется интерес к псевдофилософским исканиям, религиозному фанатизму, жизни в мире иллюзий и фантазий.

Целью нашего исследования являлось изучение у подростка с аддиктивной направленностью поведения на снижение активности в обыденной жизни, наполненной требованиями и ожиданиями[10]. Предметом исследования были психологические механизмы и особенности развития аддиктивной личности, активность которой носит избирательный характер в тех областях жизни, которые пусть временно, не приносят человеку удовлетворение, вырывают его из мира эмоциональной стагнации (бесчувственности). Он не проявляет активность для достижения, каких бы то ни было целей. Для определения принадлежности испытуемых к типам аддиктивной личности, был использован метод анализа документов. Для исследования психологических особенностей подростков в работе применялся качественный анализ документов испытуемых, включавший в себя рассмотрение личных дел испытуемых[5]. Полученная информация была обобщена и представлена в качестве дополнения к анкетированию.

Наше исследование показало, что у подростков с аддиктивным типом личности выделяются следующие психологические особенности:

― сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с плохой переносимостью кризисных ситуаций;

― скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством;

― внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;

― стремление говорить неправду;

― стремление обвинять других, зная, что они невиновны;

― стремление уходить от ответственности в принятии решений;

― стереотипность, повторяемость поведения;

― зависимость;

― тревожность.

Основными, в соответствии с имеющимися критериями, особенностями индивида со склонностью к аддиктивным формам поведении являются рассогласования психологической устойчивости в случаях обыденных отношений и кризисов. В норме, как правило, психически здоровые дети легко («автоматически») приспосабливаются к требованиям обыденной (бытовой) жизни, тяжелее переносят кризисные ситуации. Они в отличие от лиц с разнообразными аддикциями, стараются избегать кризисов и волнующих нетрадиционных событий.

Классическим антиподом аддиктивной личности выступает обыватель — человек, живущий, как правило, интересами семьи, родственников, близких людей и хорошо приспособленный к такой жизни. Именно такой человек вырабатывает устои и традиции, становящиеся общественно поощряемыми нормами. Он консервативен по своей сути, не склонен что-либо менять в окружающем мире, старается исключить риск до минимума и гордится своим «правильным образом жизни». В отличие от него аддиктивной личности, напротив, претит традиционная жизнь с ее устоями, размеренностью и прогнозируемостью, когда известно, при рождении, что и когда произойдет с данным человеком. Предсказуемость, заданность собственной судьбы является раздражающим моментом для аддиктивной личности. Кризисные же ситуации с их непредсказуемостью, риском и выраженными аффектами являются для них той почвой, на которой они обретают уверенность в себе, самоутверждение и чувство превосходства над другими [7]. У аддиктивной личности отмечается феномен «жажды острых ощущений» (В.А.Петровский), характеризующийся побуждением к риску, обусловленным опытом преодоления опасности[8].

Мы разделяем точку зрения Е.Вегп в том, что у человека существует шесть видов «голода»: голод сенсорной стимуляции; голод по признанию; голод по контакту и физическому поглаживанию; сексуальный голод; структурный голод, или голод по структурированию времени; голод по инцидентам.

В рамках аддиктивного типа поведения каждый из перечисленных видов голода обостряется. Человек не находит удовлетворения чувству голода в обыденной жизни, стремясь снять дискомфорт стимуляцией тех или иных видов деятельности. Он пытается достичь повышенного уровня сенсорной стимуляции, отдавая приоритет интенсивным воздействиям: громкому звуку, резким запахам, ярким изображениям; признанию неординарности поступков (в том числе, сексуальных), заполненности времени, событийности.

Вместе с тем, объективно и субъективно плохая переносимость трудностей повседневной жизни, постоянные упреки в неприспособленности и отсутствии жизнелюбия со стороны близких и окружающих формируют у аддиктивных личностей «комплекс неполноценности». Они страдают оттого, что отличаются от других, оттого, что не способны «жить как люди». Однако, такой временно возникающий «комплекс неполноценности» оборачивается гиперкомпенсаторной реакцией. От заниженной самооценки, навеваемой окружающими, индивиды переходят сразу к завышенной, минуя адекватную. Появление чувства превосходства над окружающими выполняет защитную психологическую функцию, способствуя поддержанию самоуважения в неблагоприятных микросоциальных условиях — условиях конфронтации личности с семьей или коллективом[3]. Чувство превосходства зиждется на сравнении «серого обывательского болота», в котором находятся все окружающие и «настоящей свободной от обязательств жизни» аддиктивного человека.

Учитывая тот факт, что давление на таких людей со стороны социума оказывается достаточно интенсивным, аддиктивным личностям приходится подстраиваться под нормы общества, играть роль «своего среди чужих». Внешняя социабельность налаживания контактов сопровождается манипулятивным поведением и поверхностностью эмоциональных связей[1]. Такой человек страшится стойких и длительных эмоциональных контактов, вследствие быстрой потери интереса к одному и тому же человеку или виду деятельности и опасения ответственности за какое-либо дело.

Стремление говорить неправду, обманывать окружающих, а также обвинять других в собственных ошибках и промахах вытекает из структуры аддиктивной личности, которая пытается скрыть от окружающих собственный «комплекс неполноценности», обусловленный неумением жить в соответствии с устоями и общепринятыми нормами.

Уход от реальности совершается при аддиктивном поведении в виде своеобразного «бегства», когда взамен гармоничному взаимодействию со всеми аспектами действительности происходит активация в каком-либо одном направлении. При этом человек сосредотачивается на узконаправленной сфере деятельности (часто негармоничной и разрушающей личность), игнорируя все остальные[4].

Характеристиками нормального и гармоничного поведения являются: сбалансированность психических процессов, адаптивность и самоактуализация (на уровне характерологических особенностей), ответственность и совестливость (на личном уровне). Также как норма поведения базируется на этих трех составляющих индивидуальности, так и аномалии и девиации основываются на их изменениях, отклонениях и нарушениях.

Таким образом, основным в поведении аддиктивной личности является стремление к уходу от реальности, страх перед обыденной жизнью, склонность к поиску запредельных эмоциональных переживаний, даже ценой серьезного риска и неспособность быть ответственным за что-либо. Нарушения поведения, его отклонения от общепринятых норм являются основным проявлением аддикции в подростковом возрасте.

Список литературы:

1. Акатова Н.С. Профилактика злоупотребления наркомании в учебных заведениях // Психология педагогика в образовательной и социальной сферах: Сб. – М.: МГУС СТИ, 2002.

2. Гоголева А.В. Аддитктивное поведение и его профилактика. - М.: Изд-во Моск.псих.-соц. ин-та, Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК. - 2002. - 240 с.

3. Еникеева Д.Д. как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. – М., 1999

4. Крохин И.П. Возможности применения методов оккупационной терапии при явлениях химической зависимости // Психология и педагогика в образовательной и социальной сферах: Сб. – М.: МГУС СТИ, 2002.

5. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. – М.: Фолиум, 1998

6. Макеева А.Г. Педагогическая профилактика наркомании в школе. – М., 1999.

7. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М.: “МЕДпресс”, 2001

8. Петровский В. А. Психология неадаптивной личности. – М.,1992.

9. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. М., 1996, 464с.

10. Шилова Т. А. Психолого-педагогические проблемы воспитания несовершеннолетних // Психология и педагогика в образовательной и социальных сферах: Сб. – М.: МГУС СТИ, 2002.



2018-06-29 536 Обсуждений (0)
Социально-психологическая реабилитация аддиктивной личности подростка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социально-психологическая реабилитация аддиктивной личности подростка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (536)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)