Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Результаты выполнения НИР



2018-06-29 340 Обсуждений (0)
Результаты выполнения НИР 0.00 из 5.00 0 оценок




Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

СОГЛАСОВАНО     УТВЕРЖДАЮ
Начальник управления развития организационных механизмов системы образования ДОгМ   ____________/С.Н.Юрьева/   Первый проректор ГБОУ ВПО МГПУ     ____________/Е.Н.Геворкян/
«____»______________2012 г.   «____»______________2012 г.

ОТЧЕТ

о выполнении работ (оказании услуг)

«Разработка комплексной программы сохранения психологического здоровья педагогов»,

проводимых в рамках

Государственного задания Государственного бюджетного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет» на 2012 год

Часть 2. Государственное задание на выполнение государственной работы (работ)

от 30 декабря 2011 года № 1164, с изменениями от 23 апреля 2012 года № 251

  СОГЛАСОВАНО   Начальник управления планирования и координации научно-исследовательских работ ГБОУ ВПО МГПУ   ______________ /Р.Г.Резаков/   СОГЛАСОВАНО   Директор Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ   ______________ /Е.С.Романова/
«____»________________2012 г. «____»________________2012 г.

 

 

 

Москва


СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

 

Руководители темы:    
д-р психол. наук, проф.   _________________ подпись, дата Б.Н. Рыжов (Введение, глава 1, раздел 1.1, глава 3, раздел 3.1, приложение 2)
  Исполнители темы:    
к. психол.н., старший преподаватель _________________ подпись, дата О.В. Кожинова (Введение, Глава 1, раздел 1.1, заключение, приложение 3)
д-р мед. наук, проф. _________________ подпись, дата А.З. Дроздов (глава 3, раздел 3.3.)
к. социол. н. _________________ подпись, дата А.И. Грабовский (глава 1, раздел 1.1)
к. психол.н., доц. _________________ подпись, дата А.А. Чекалина (глава 2, раздел 2.1.)
к. мед. н., ст.н.с. _________________ подпись, дата Г.В. Бородкина (глава 3, раздел 3.2, 3.3)
к.психол.н. _________________ подпись, дата О.Н. Комарова (глава 1, раздел 1.2; глава 4, раздел 4.1)
ассистент _________________ подпись, дата О.В. Чибискова (глава 1, раздел 1.1, глава 3, раздел 3.1, приложение 2,3)
     
Нормоконтролер _________________ подпись, дата  

 


Реферат

 

Отчет из 116 с., 4 глав, 10 рис., 9 таблиц, 48 источников,3 приложений.

Ключевые слова: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ, ПСИХИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА.

Объектом исследования является модель системы сохранения психического здоровья педагогов. Предмет исследования:психологическое здоровье педагогов. Цель работы — разработка комплексной программы сохранения психологического здоровья педагогов.

В настоящий момент пристальное внимание специалистов медицинских, педагогических, психологических специальностей уделено категории «здоровье работника». Тема здоровья, в частности, психологического здоровья, как одного из основных факторов успешной деятельности, особенно актуальна для педагогов общеобразовательных школ.

Профессию учителя нередко относят к категории «риска», подразумевающего большую подверженность профессиональной деформации и психическому выгоранию, ввиду повышенной эмоциональной напряженности, необходимости постоянно работать с большим объемом информации, что предъявляет особые требования к уровню психической работоспособности и средствам поддержания психической работоспособности педагога.

Современные представления о здоровье выходят далеко за рамки медицины и затрагивают также сферу психологического здоровья. Под психологическим здоровьем чаще подразумевают эмоциональное благополучие, душевный комфорт. Одна из составляющих психологического здоровья – благоприятный психологический климат, поддержание которого входит в одну из задач психологической службы общеобразовательного учреждения. В этой связи, в научной литературе все чаще появляются материалы, посвященные проблемам здоровьесберегающих технологий в работе как с учениками, родителями, так и с учителями. Поэтому проблема сохранения психологического здоровья учителей, – это проблема профессионального долголетия.

Позитивное восприятие учителями самих себя – один из важнейших факторов эффективности деятельности. В противном случае, неизбежны профессиональные деформации, в случае неадекватной самооценки, значительных перегрузок, в том числе, и в случае информационного стресса.

Значительное число напряженных ситуаций в процессе педагогического взаимодействия – следствие консерватизма поведения учителя, что неизбежно со временем сказывается на особенностях работы многих когнитивных функций. Такие психические явления как ригидность мышления – далеко не редкое явление. По мнению некоторых авторов, шаблонно мыслящие люди избирают для решения проблемы стандартную и далеко не самую эффективную схему решения проблемы.

Проблема психологического здоровья учителей может быть решена многими способами, среди наиболее популярных средств в литературе встречаются:

- развитие гибкости мышления учителей посредством дискуссий, приемов «мозговой штурм» и.д.;

- самоанализ педагогических ситуаций; рефлексивный анализ собственного поведения;

- развитие креативности (решение психологических творческих задач, нахождение нестереотипных ответов и т.д.);

- аутогенная тренировка, тренинги личностного роста и саморазвития;

- психологическое консультирование.

Сравнительно новым среди этих и других способов сохранения психологического здоровья учителей выступают способы аппаратурных методов восстановления психической работоспособности и здоровья на базе психологических методик, нашедшие широкое применение в области спорта, медицины, реабилитации, но мало известных среди психологов психологических служб в общеобразовательных школах. Вместе с тем, эти методики, наряду с традиционными психологическими техниками, могут обладать рядом дополнительных преимуществ, позволяющих в минимальные сроки достигать положительного результата.


содержание

Введение………………………………………………………………….. ….7

Глава 1 Определение и научная характеристика подходов к разработке средств и методов сохранения психологического здоровья педагогов………………………………10

1.1 Новая технология оптимизации психической работоспособности человека.......................................................................................................................10

1.2 Определение и научная характеристика подходов в контексте
определения понятия «психическое здоровье педагогов»……..………... 21

Глава 2. Определение принципов разработки комплексных программ сохранения психологического здоровья педагогов……………………29

2.1 Об одном из аспектов психического здоровья учителя начальных классов……………………………………………………………………………. 29

Глава 3. Разработка модели психологической поддержки и повышения психической работоспособности педагогов……………………………..…..56

3.1 Технология БИОС как способ оптимизации психической работоспособ-

ности человека…………………………………………………………..… 56

3.2Модели и программы психологической поддержки и повышения психи-

ческой работоспособности педагогов …………………………………..59

Глава 4. Разработка методических рекомендаций по созданию комплексной программы сохранения психологического здоровья педагогов……………………78

4.1 К проблеме разработки методических рекомендаций по созданию комплексной программы сохранения психологического здоровья педагогов..…78

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………. 81

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...85

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ……………………………………………………………...86

ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………..………..91

ПРИЛОЖЕНИЕ 3……………………………………………………… ……101

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На современном этапе развития системы образования в течение последних десятилетий в Государственных докладах, в средствах массовой информации отмечается кризис общественного здоровья в Российской Федерации, который затрагивает лиц любой профессии, в том числе преподавателей. Педагоги могут быть отнесены к популяционной группе лиц, работающих в условиях социальных и профессиональных фрустрирующих и стрессирующих факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на уровень психического и физического здоровья, в том числе и на их психическую работоспособность. Вместе с тем от вышеперечисленных факторов, зависит не только содержание, но и качество образовательного процесса. К числу причин влияющих на состояние здоровья педагогов и понижения психической работоспособности относятся: повышенная продолжительность дня, высокая нервно-психическая напряженность и социальная ответственность. Учителя хронически перегружены и имеют высокие риски заболевания, как правило, они не имеют возможности восстановить затраченные силы и, следовательно, не в состоянии адаптироваться к возрастающему разнообразию потребностей учеников.

Под определением психологического здоровья преподавателя здесь понимается состояние организма, при котором он способен сохранять и активизировать эмоциональные, когнитивные, мотивационные, рефлексивные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности работника во всех условиях и на всех этапах протекания профессиональной деятельности. В результате проведенной работы были получены основания и разработаны модель системы сохранения психического здоровья педагогов и комплексная программа.

Ситуация в образовательной среде и повышенное внимание к здоровью педагогов определяет актуальность данной научно-исследовательской работы.

Объектом исследования является модель системы сохранения психического здоровья педагогов.

Предмет исследования:психологическое здоровье педагогов.

Цель работы — разработка комплексной программы сохранения психологического здоровья педагогов.

Задачи выполнения НИР:

1.1. Определение и научная характеристика подходов к разработке средств и методов сохранения психологического здоровья педагогов.

1.2. Определение принципов разработки комплексных программ сохранения психологического здоровья педагогов.

1.3. Разработка модели психологической поддержки и повышения психической работоспособности педагогов.

1.4. Разработка методических рекомендаций по созданию комплексной программы сохранения психологического здоровья педагогов.

Методы исследования

Контент-анализ; Метод сравнительно-сопоставительного анализа нормативных, правовых документов, аналитических, обзорных и иных материалов; Анализ, систематизации и обобщения полученных данных; Метод системного анализа; Метод моделирования; Экспертный метод; Комплексный анализ, классификация и структуризация информационных, справочных и статистических данных.

Содержание работы

Определение и научная характеристика подходов к разработке средств и методов сохранения психологического здоровья педагогов.

Определение принципов разработки комплексных программ сохранения психологического здоровья педагогов.

Разработка модели психологической поддержки и повышения психической работоспособности педагогов.

Разработка методических рекомендаций по созданию комплексной программы сохранения психологического здоровья педагогов.

Результаты выполнения НИР

В состав отчетной документации входит:

- научная характеристика подходов к разработке средств и методов сохранения психологического здоровья педагогов (аналитический обзор);

- принципы разработки комплексных программ сохранения психологического здоровья педагогов (аналитическая записка; публикации, содержащие результаты интеллектуальной деятельности);

- модель психологической поддержки и повышения психической работоспособности педагогов (статья ВАК, публикации, содержащие результаты интеллектуальной деятельности);

- методические рекомендации по созданию комплексной программы сохранения психологического здоровья педагогов.

В течение 2013 года в соответствии с моделью психологической поддержки и повышения психической работоспособности педагогов разрабатываются аппаратурно-программные средства психологической поддержки и повышения психической работоспособности педагогов.

В течение 2014 года результаты этой работы будут проходить первичную апробацию в образовательных учреждениях города Москвы.

Для реализации работ на период 2013-2014 г.г. будет разработано новое техническое задание.

Научные исследования и разработки велись по основным направлениям решения задач, представленным в соответствующих разделах отчета. Отчет включает в своей основной части 2 главы.

В первой главе приведен аналитический обзор состояния проблемы психологического здоровья учителей, представлены современные возможности психо-технологий в контексте стоящих перед исследованием задач. Во 2-ой главе проведены исследования индивидуально-психологических особенностией учителей московских школ.

 




2018-06-29 340 Обсуждений (0)
Результаты выполнения НИР 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Результаты выполнения НИР

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (340)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)