Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Музыкотерапия и цветотерапия у детей с бронхолегочной патологией.



2018-07-06 538 Обсуждений (0)
Музыкотерапия и цветотерапия у детей с бронхолегочной патологией. 0.00 из 5.00 0 оценок




Учение о целебной силе звука уходит в глубину веков. Еще в Библии говорилось о страдающем от недуга царе Сауле и облегчающем его страдания игрой на арфе Давиде. Лечение музыкой отличало древние цивилизации Греции и Китая. По мнению Пифагора и Платона, музыка, отражающая порядок и гармонию во Вселенной, обладала способностью восстановить нарушенную гармонию и в человеческом теле. Аристотель считал музыку средством лечения и очищения души. В Японии сложилась традиция обходить храмы после службы с барабанами, флейтами и гонгами для очищения воздуха, во время чумы в России все время звонили в колокола.

Обнаружив мощное воздействие музыки на подсознание чело-века, ее издавна применяли с лечебной целью в психиатрии. В 1950 году в Америке была создана Ассоциация музыкотерапии, в дальнейшем были организованы центры музыкотерапии в Канаде, Германии, Англии, появилось множество печатных изданий. В начале XX века изучение влияния музыки на здоровье человека началось в России, и выдающийся психиатр Бехтерев одним из первых отметил действие ритма на организм.

Европейская школа считает музыку важнейшим самостоятель-ным методом лечения, врач-музыкотерапевт обучается в течение 5 лет и должен знать психологию, медицину и музыку.

В музыкотерапевтической практике существуют два течения: пассивная музыкотерапия, когда пациент просто слушает предложенную музыку, и активная - когда он включается в музицирование. Музыкотерапевты используют самую разнообразную музыку: классическую, медитативную, а также звуки природы - пение птиц, шум волн, голоса дельфинов и китов, журчание ручья. Пассивная музыкотерапия может быть направлена на эмоциональную активацию пациента, воплощать эмоции, вызывая духовное очищение (катарсис) или ее целью может быть состояние релаксации. В европейских странах и в Америке музыкотерапия проводится не только в психиатрических больницах, центрах реабилитации и помощи людям с различными проблемами, но и в обычных больницах, клиниках, лечебных центрах, в домах престарелых, хосписах, школах. Появились специальные музыкальные программы для беременных, новорожденных, программы для активизации творческих способностей и умственной деятельности, антистрессовые, гармонизирующие, энергетизирующие программы для здоровых людей.

Специальную программу для психологической помощи детям разработал выдающийся немецкий композитор Карл Орф. Американским музыкотерапевтом Витенбергом в Петербурге был открыт центр для отсталых и больных детей, основанный на принципах активной музыкотерапии в виде совместной импровизации с ребенком на музыкальных инструментах.

Психонейроиммунология дала ключ к пониманию физиологического воздействия музыки. Биологические модели доказали, что наше здоровье действительно зависит от наших эмоций, установив, что клетки иммунной и нервной систем выделяют сходные вещества - цитокины, подавляющие или стимулирующие работу клеток этих систем, определяя жизнестойкостъ, способность противостоять инфекциям и др. вредным воздействиям. Механизмы воздействия музыки сложны и проявляются на различных уровнях: на уровне сознания (в виде эмоционально воспринимаемых образов, эстетических переживаний, суть которых - наслаждение искусством), на уровне органов и систем (в виде физиологических реакций со стороны центральной нервной системе и желез внутренней секреции, положительного влияния на регенеративные процессы, синтез иммуноглобулинов, на выработку, эндорфинов и гормонов) и, наконец, на клеточном уровне.

Клинические и экспериментальные данные о действующих факторах музыки - мелодии, ритме, тембре, темпе, динамике подтвердили возможность усиления или ослабления, замедления или ускорения ими работы различных органов человека. Установлено, что звуки фортепьяно и скрипки обладают расслабляющим дейст-вием, кларнет улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы, звук трубы благотворно влияет на выделительную функцию почек. Оказалось, что достаточно громкая мажорная музыка обладает тони-зирующим эффектом, а мелодии, вызывающие эмоции радости увеличивают частоту сердечных сокращений и вызывают вазодилатацию. Исследования показали, что, если медленная, спокойная и тихая минорная музыка обладает успокаивающим действием, то энергичная минорная музыка активизирует физиологические процессы.

Показаниями к музыкотерапии у детей с бронхолегочной патологией являются сопутствующие сомато-вегетативные нарушения, неврозы, тревожность, заикание, энурез, психологические и эмоциональные проблемы. Абсолютные противопоказания отсутствуют, относительным противопоказанием являются острые лихорадочные состояния.

Сеансу музыкотерапии в педиатрии обычно предшествует тест Люшера. Этот тест предваряет сеанс, позволяя определить психологическое состояние ребенка, его эмоциональный статус, выявить его желания и проблемы, оценить особенности характера, модель поведения, интегративное состояние здоровья и получить представление, ка­кая музыка может снять существующую у него напряженность, понять, как изменить сумрачное психологическое состояние на жизнеутверждающее.

Предложенный Люшером восьмицветовой тест интуитивного цветовыбора (расположение цветовых карточек в порядке личных пристрастий и их сочетание с другими цветами позволяет точно характеризовать его эмоциональное состояние. Верность заключений ученого была подтверждена впоследствии значительным количеством (сорок тысяч) качественных практических наблюдений.

Четыре главных цвета (красный, желтый, зеленый, синий), при гармоничном варианте выбора, занимают первые четыре места. Каждый цвет характеризует определенные черты характера человека: синий – стремление к покою, удовлетворению, зеленый – решительность, независимость, определенное сопротивление, настойчивость и волю, красный – энергию, живость, порой агрессию, желтый – радостную отзывчивость, надежду, независимость, свободолюбие. Оставшиеся темные цвета (коричневый, фиолетовый, серый, черный) в цветовыборе «четырехцветного» человека занимают последние места. Если один из главных цветов перемещается в конец цветового ряда, значит, психологическая программа и эмоции, связанные с этим цветом, человеком отрицаются. Это явное свидетельство напряженности. Знаком напряженности являются и предпочтение темных цветов. Отрицание синего цвета говорит о беспокойстве, недовольстве, страхе, отсутствии внутренней гармонии и покоя, одиночестве, скуке и лишениях. Отрицание зеленого - о затруднении, ограничениях, страхе, стесненности и зависимости, т.е. о давлении на волю человека обстоятельств и страх перед этим давлением. Отрицание желтого цвета по Люшеру свидетельствует о неуверенности, потерянности, страхе потери, неверии в будущее. Отрицание красного - об усталости, риске перераздражения потере энергии и страхе перед необходимостью активных действий.

С выбором или с отрицанием цвета связаны различные психологические особенности «знаки личности» человека (по Люшеру) К ним относятся: манера поведения, манера и цвет одежды, манера разговора, привычки, пристрастия, восприятие музыки, всевозможные иные жизненные проявления, восприятие себя и окружающих. Очень важно правильно определить психологическое состояние пациента и исполнять музыку, соответствующую его психологическому состоянию. При совпадении психологического состояния человека и произведения искусства, воплотившего желаемые эмоции, возникает состояние художественного потрясения - катарсис. Достижение катарсиса - гармонического резонанса пациента и музыки - и есть цель музыкотерапии.

Музыкальная диагностика начинается с интуитивного выбора наиболее созвучной ребенку ноты, интервала, тональности, мелодии. Это позволяет подобрать музыку индивидуально, написать сценарий сеанса музыкотерапии. Выбор цвета обычно диктует пристрастие и в музыке. Люшер полагал, что чрезмерность в воплощении синего цвета диктует пристрастие к медленной светлой музыке: иногда - церковной, иногда – народной. В отношении зеленого цвета таким предпочтением будет марш, четкая структурная классическая музыка (Вивальди, Чайковский). Для людей предпочитающих эмоции желтого цветовыбора предпочтительна быстрая комическая музыка, которую точно определяет музыкальный термин «скерцо» - шутливо, веселые детские мелодии. Пристрастие к программе красного цвета вызывает интерес к латино-американским мелодиям и рок-н-роллу. Если ребенок отрицает какой-либо основной цвет и его эмоциональную программу, то в этом случае эмоции другого цвета, занимающего первое место и характерные для них музыкальные эквиваленты помогают справиться с проблемами и страхами, музыко- и цветотерапия носит компенсаторный характер.

В последние годы врачи психологи и натуропаты все чаще используют интегративные методики цвето- и звукотерапии.

Использование целительной силы цвета в лечении болезней известно с древнейших времен. Цельс, выписывая лекарство, обязательно учитывал его цвет, в зависимости от типа раны использовал черный, зеленый, красный или белый пластырь. Считалось, что красные повязки вызывают наиболее быстрое заживление. Красная фланель использовалась для лечения ангины, скарлатины, лихорадочных состояний. При замерзании ног лучшим согревающим средством считались красные носки. При бронхите с влажным кашлем рекомендовалось оборачивать шею шарфом лимонного цвета, что способствовало отхождению мокроты. При сухом «лающем» кашле натуропаты рекомендовали пурпурный шарф.

Современные достижения цветотерапии (в дизайне и одежде) и рецепты народной медицины позволяют и сегодня использовать гармонизирующее воздействие цвета для лечения психосоматической патологии. Основными техниками целенаправленного воздействия в цветотерапии считаются облучение цветом (обычной лампы в 100 Вт с цветными цветофильтрами), начиная с 5-10, а затем 15-30 минут 2-4 раза в день, цветное питание и питье родниковой воды, облученной определенным цветом, визуализация цвета, медитация с цветом, вдыхание цвета, накладывание цветовых аппликаций (из ткани или фольги) на нужные участки тела и точки акопунктуры, цветное купание в сочетании с аромотерапией. Целебными цветами для болезней органов дыхания считаются зеленый, голубой, синий, оранжевый и красный.

Боль в горле лечится облучением горла, питья, растворов для полоскания голубым цветом. При рините голову 3-4 раза в день по 15 минут облучают синим, сине-фиолетовым и сине-зеленым цветом, при синуситах используется облучение синим цветом. При бронхите показано облучение оранжевым и лимонным цветом грудной клетки и области солнечного сплетения, области тимуса и межлопаточной области. При бронхообструкции рекомендовано облучение груди, горла и области почек поочередно багряным и оранжевым цветом, но не более 5 минут. При пневмонии область легких рекомендуется через каждые 3-4 часа по 30 минут облучать голубым цветом, в чередовании с зеленым и индиго.

 



2018-07-06 538 Обсуждений (0)
Музыкотерапия и цветотерапия у детей с бронхолегочной патологией. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Музыкотерапия и цветотерапия у детей с бронхолегочной патологией.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (538)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)