Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Закаливание и водолечение у детей с бронхолегочной патологией.



2018-07-06 617 Обсуждений (0)
Закаливание и водолечение у детей с бронхолегочной патологией. 0.00 из 5.00 0 оценок




Закаливанием называется неспецифический системный метод оздоровления, связанный с тренировкой адаптационных возможностей организма к воздействию температурных и иных природных факторов для повышения общей резистентности.

Основными принципами закаливания являются: (1) положительное отношение ребенка к процедурам, (2) постепенность в увеличении закаливающих нагрузок, т.е. интенсивности закаливающих факторов, (3) общее и местное воздействие закаливающих факторов, (4) непрерывность проведения процедур даже во время интеркуррентных заболеваний, (5) сочетание закаливания с занятиями физкультурой, рациональной одеждой, другими неспецифическими методами повышения адаптационных возможностей. К наиболее известным и часто используемым общим методам закаливания относятся: хождение босиком дома с соблюдением гигиенических правил, босохождение по росе, мокрой траве, снегу начиная с секунд с последующим растиранием ступней или надеванием на мокрые ноги шерстяных носок, обтирание всего тела влажным полотенцем, контрастный душ, обливания ног холодной водой после ежедневного теплого душа, хождение по прохладной воде в ванне (по щиколотку), сухое растирание щеткой из натуральной щетины, специальной мочалкой из люфты или рукавичкой. Местные методы закаливания заключаются в обмывании прохладной водой отдельных зон (шеи, затылка, ушей), в полоскании горла сначала теплой водой с постепенным снижением ее температуры до холодной, с отварами или настойками фитоантисептиков и противовоспалительных средств (с шалфеем, эвкалиптом, календулой, тысячелистником, сосновыми почками, про-полисом, дубовой корой), с эфирными маслами (пихтовым или эвкалиптовым), морской солью, клюквенным или лимонным соками, яблочным уксусом или медом, которые обладают противовирусным и антибактериальным действием. Местным закаливающим действием обладает регулярное питье небольших количеств (по глотку) холодных соков, морсов, компотов из холодильника.

Закаливание неразрывно связано с другими натуропатическими методиками и особенно с водолечением.

Лечение водой известно с момента существования человечества. Одно из первых письменных упоминаний о воде как средстве гидротерапии связано с храмами греческого бога медицины Асклепия. Гиппократ, его легендарный потомок, «отец медицины», применял воду внутрь и в виде разных типов ванн для снижения жара и лечения многих болезней. Позднее специальные ванны стали важной составной частью систем лечения древнеримских врачей Галена и Цельса. Счастливое излечение от загадочной болезни римского императора Августа после холодных ванн стало причиной их широкой популярности. Великий персидский врач Разес, впервые отметил, что потение способствует более быстрому появлению сыпи при оспе, облегчая течение болезни. Эту, очень важную с точки зрения водного лечения, концепцию и жаропонижающее действие воды знали и использовали врачи Индии, Турции, России, Финляндии, лекари американских индейцев. В течение XVIII века метод лечения водой возро­дился среди итальянских, немецких и английских священнослужителей. В 1797 появился труд шотландского врача и хирурга Джеймса Курье «Холодная и теплая вода как средство лечения лихорадки и других болезней». В начале XIX века силезским фермером Винсентом Прайшницом, после собственного счастливого опыта излечения, были заложены основы современного лечения водой, разработаны много новых методов ее применения. Процедуры Прайшница были описаны английскими, немецкими, скандинавскими и американскими исследователями и врачами, приезжавшими ознакомиться с его системой. Однако лишь после деятельности Себастьяна Кнейппа в конце ХIX века в Европе лечение водой стало поистине интернациональным, оформилось в гидротерапию, как систему природных универсальных и достаточно надежных методов лечения.

Эффективность лечения водой определяется физиологией организма, нуждающегося в ней для растворения, переноса и усвоения питательных веществ, извлечения и удаления токсинов, продуктов обмена и болезнетворных агентов, для стимуляции энергетических процессов в организме, его укрепления и закаливания. Об этом писали и Себастьян Кнейпп («Мое водолечение»), который совместно с австрийским ученым Вильгельмом Винтерницем впервые исследовал реакции нервной системы на действие воды, известный доктор Саймон Барух, внедривший гидротерапию в домашней и больничной практике в Америке, выдающийся терапевт сэр Уильям Ослер, знаменитый бактериолог, а позднее профессор гидротерапии Уильям Диффенбах, Дж.Х. Келлогг и доктор Линкольн Грэхем («Использование Воды здоровыми и больными»).

Средствами гидротерапии являются горячая, теплая и холодная вода, лед и пар, т. е. вода в трех состояниях.

Методами гидротерапии являются питье, полоскания, полные и частичные ванны, души, орошения, обтирания, обертывания, компрессы, грелки, аппликации, клизмы и ингаляции. В разных методах гидротерапии используются различные свойства воды. Например, обезвреживающие возможности водных процедур реализуются в обильном питье, ваннах, полосканиях, клизмах, где используют способности почек, кожи и слизистых выводить токсичные вещества. Паровые процедуры (ингаляции) реализуют возможности очищения придаточных пазух носа, извлечения секретов, возбудителей и токсинов. Лед – обладает гемостатическим, противоотечным, противовирусным эффектами. Первые врачи, применявшие методы гидротерапии, считали холодную воду «живой» (тонизирующей), а горячую – «мертвой» (успокаивающей).

Водные процедуры должны быть строго индивидуальны и соизмеримы с общим состоянием ребенка в данный момент. Следует помнить, что кратковременное воздействие холодной воды дает тонизирующий, активизирующий кровообращение эффект, аналогичный «горению» щек при умывании снегом, а более длительное применение теплой и горячей воды производит расслабляющее, седативное антистрессовое действие, дает ощущение отдыха.

Холодная вода дает более выраженные и стойкие лечебные эффекты, нормализует энергетический обмен, способствует активизации иммунной системы, тонизирует, бодрит, улучшает микроциркуляцию и пищеварение, способствуют обильному потоотделению и соответственно выделению через поры токсических продуктов метаболизма, гомотоксинов, которые, по мнению натуропатов, и обусловили « взрыв болезни» при воздействии инфекционных агентов.

При выборе конкретной меры водолечения, учитывается безопасность метода. Так эффективными тонизирующими процедурами, методами закаливания и повышения сопротивляемости болезням для адаптированных детей считаются ежедневное обливание ступней ног холодной водой, хождение в неглубокой холодной воде, ванны с водоворотом, холодные компрессы, контрастные души, чередующийся длительный горячий и кратковременный холодный души (шотландский), обливание из ведра, растирание солью перед приемом ванны, холодные душ и ванна, холодное окунание в воду. Необходимо подчеркнуть, что экстремальные методы (обливание холодной водой, контрастные процедуры, моржевание), применимы лишь у детей и взрослых, без хронических очаговых, вяло текущих воспалительных процессов любой локализации, у пациентов, которые были приучены к данным суровым способам закаливания в дни здоровья.

Ослабленным, часто болеющим детям, незакаленным, детям и детям раннего возраста рекомендуются иные формы лечения холодной водой, например, растирание мокрыми руками, холодное растирание банной рукавицей, губкой, холодным льняным полотенцем, мокрой простыней, прохладное грудное обертывание.

К дезинтоксикационным процедурам относится и полоскание горла, являющееся совершенно обязательной процедурой при любых заболеваниях, независимо от наличия боли в горле, и при любом характере кашля. Полоскать горло надо не меньше 5-6 раз в день: полстакана теплой кипяченой воды с отварами или настойками дезинфицирующих трав, шалфея, ромашки, тысячелистника, календулы (см. также раздел «Фитотерапия»).

По основному патогенетическому механизму, жаропонижающими процедурами являются: питье прохладной воды, прохладный душ и купание в прохладной или холодной воде, растирание тела мочалкой, смоченной холодной водой, холодные компрессы и потогонные холодные обертывания, прохладные клизмы, питье потогонных чаев до и после ванн.

Во время ОРВИ и простудных заболеваний необходима активизация выделительных функций кожи, так как кожа по образному выражению А.С. Залманова является «второй печенью, третьим легким, третьей почкой». Поэтому, дезинтоксикационными процедурами в начале ОРВИ и простудных заболеваний являются обильное питье чистой воды, соков, витаминизированных напитков и потогонных травяных чаев, ванны, массаж тела упругим влажым упругим материалом, массаж льдом больших пальцев ног для улучшения кровообращения и воздействия на рефлексогенные зоны. Любой тонизирующий массаж повышает детоксикационные способности организма. Натуропаты рекомендуют при появлении первых признаков простуды сделать ребенку (старше 3-х лет) теплую детоксицирующую ванну (10-15 минут) с овсяной соломой, горькой солью, сосновым экстрактом или шалфеем, стимулируя кожу жесткой мочалкой, перед ванной растереть тело солью, обмыть теплой водой и сделать растирание полотенцем, смоченным водой с яблочным уксусом. После ванны для стимуляции адаптационных механизмов сделать ребенку прохладную ножную ванну (на 1-2 минуты), и уложить его в постель.

Очистительная клизма занимает важное место в натуропатическом лечении любого острого заболевания, исходя из принципа: «болезнь надо выводить изнутри наружу». Поэтому при любом простудном заболевании или обострении хронической бронхо-легочной патологии с повышенной температурой необходима клизма с теплой кипяченой водой и добавлением процеженного отвара мяты или ромашки (при сопутствующих воспалительных процессах в желудочно-кишечном тракте) или отвара льняного семени (особенно при склон-ности к запорам и при колитах). При отсутствии трав, добавляется сок лимона, что увеличивает дезинтоксикационное и жаропонижающее действие.

Холодное обтирание губкой или льняным полотенцем, смоченным в холодной воде или в воде с добавлением яблочного уксуса из расчета 1-2 столовые ложки на 1/2 литра холодной воды делается при высокой температуре, после прохладной клизмы. Обтирание делается прямо в постели, после чего ребенок, тепло укутывается и ему дается потогонный чай. В знаменитом трактате Себастьяна Кнейппа «Мое водолечение», при высокой температуре рекомендовалось повторять такие обтирания до пояса (груди, боков, спины, рук и шеи) каждые 30 минут до снижения температуры с последывающим теплым укутыванием, питьем 1 столовой ложки прохладной воды, сока, морса или компота. Холодное обертывание (общее или состоящее из трех частей: шея, туловище, ноги) может использоваться вместо приема жаропонижающих фармакологических средств у детей старше 1 года без судорожных состояний в анамнезе. Оно применяется наряду с потогонным чаем в качестве безвредного, доступного в любых условиях, незаслуженно забытого жаропонижающего и потогонного сред-ства. Обертывание делается следующим образом: на кровати раскладывается шерстяной плед или платок, сверху кладется сухое махровое полотенце, вокруг туловища ребенка обертывается хлопчатобумажная ткань или полотенце, предварительно намоченные в холодной воде и хорошо отжатые. Чем выше температура тела, тем более холодной должна быть вода. Поверх влажного полотенца обматывают сухое и сверху — шерстяной платок. Ребенка можно одеть в рубашку и свитер поверх обертывания, чтобы он мог играть в постели. Иногда натуропаты рекомендуют положить теплую грелку на поясницу, поверх обертывания. На ноги надеваются хлопчатобумажные намоченные в холодной воде и отжатые носки, поверх которых надеваются — шерстяные носки. К ногам прикладывается вторая теплая грелка. При боли в горле, делается третья часть обертывания намоченной в холодной воде и отжатой тканью по ширине шеи, повязав сверху шерстяной платок.

Общее обертывание состоит из последовательного заворачивания в намоченную холодную и отжатую простыню, разложенную поверх сухой простыни и шерстяного одеяла. Сверху ребенок укрывается дополнительным одеялом, под ноги и на поясницу укладываются грелки. Для убыстрения потоотделения сразу же после обертывания, рекомендуется питье горячего потогонного чая. Через 1-1, 5 часа, принимается теплый душ, процедура может быть повторена дважды в день. У маленьких детей потогонный чай может использоваться для микроклизм (одна столовая ложка процеженного теплого потогонного чая вводится с помощью спринцовки-груши в задний проход медленно до полного всасывания жидкости). При отсутствии аллергии в анамнезе и признаков бронхообструкции в потогонный чай можно добавить10- 20 капель настоек прополиса, эвкалипта или календулы. При любом варианте обертывания необходимо соблюдать следующие правила: вода должна быть холодной, сверху больного ребенка надо тщательно укутать, чтобы избежать ознобления, обязательны грелки, потогонный чай, полный покой и теплый душ после обертывания. Холодный согревающий компресс на шею активизирует кровообращение в области шеи и носоглотки и применяется при острых и хронических воспалительных процессах носоглотки (ангины, катары верхних дыхательных путей, риниты, фарингиты). Он делается путем обертывания вокруг шеи холщевой ткани, смоченной холодной водой, хорошо отжатой, сложенной в 3-4 раза. Поверх накладывается в 2-3 слоя сухое полотенце, сверху - шерстяной шарф. Обертывание оставляют на 1-2 часа, процедуру повторяют 2-3 раза в день.

Для адаптированных детей старшего возраста в качестве закаливающей процедуры и при начальных проявлениях ОРВИ может эффективно использоваться контрастный душ с обливанием горячим душем (комфортной температуры) до ощущения согревания и последующим быстрым более прохладным обливанием тела (начиная с ног), так чтобы перепад температуры был чувствителен. Процедуру повторяют не менее 5-10 раз до появления ощущения бодрости. Контрастный душ обязательно заканчивается прохладным обливанием, после чего ребенка растирают, укладывают в постель после питья потогонного чая с медом и лимонным соком. Для активных энергичных адаптированных детей старшего возраста прекрасным закаливающим средством и средством лечения начальных проявлений заболевания является контрастная ванна, еще более эффективная, чем контрастный душ. Контрастная ванна делается следующим образом: в ванну наливается теплая вода приятной для тела температуры, и ребенок ложится в нее. Через 5 минут, согревшись, он быстро садится на заранее положенную поперек ванны перекладину, кладет ноги на внутренний край ванны, около стенки, и его быстро обливают из душа холодной водой, начиная с ног, после чего ребенок сразу же снова ложится в теплую ванну, куда добавляется немного горячей воды. Через 5 минут обливание прохладной водой повторяется снова (5-6 чередований) с последующим согреванием в ванне, чтобы не было чувства озноба, при этом каждое прохладное обливание должно быть чуть холоднее предыдущего. Процедура заканчивается прохлад-ным обливанием, тщательным растиранием всего тела, отдыхом и потогонным питьем.

При выраженных катаральных явлениях с субфебрильной температурой наиболее простым потогонным средством являются «ванны-качели» по методике А.С. Залманова, заключающиеся в поочередном пропаривании рук и ног, с последующими теплым душем, обливанием пропаренных частей тела прохладной водой, питьем потогонного чая и отдыхом. Все горячие процедуры противопоказаны детям грудного и раннего возраста.

 



2018-07-06 617 Обсуждений (0)
Закаливание и водолечение у детей с бронхолегочной патологией. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Закаливание и водолечение у детей с бронхолегочной патологией.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (617)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)