Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Описание и перечень документов, описывающих требования к квалификации работников отрасли.



2018-06-29 383 Обсуждений (0)
Описание и перечень документов, описывающих требования к квалификации работников отрасли. 0.00 из 5.00 0 оценок




Профессиональная квалификация является интегральным образованием, включающим в себя профессиональное образование, профессиональный опыт, мотивацию, профессиональную компетентность и другие профессиональные характеристики. Профессиональная квалификация непосредственно влияет на качество и результативность деятельности работника, она обеспечивает готовность выполнения профессиональных задач соответствующего уровня.

Квалификационные характеристики должностей работников образования представлены в Едином квалификационном справочнике (ЕКС) должностей руководителей, специалистов и служащих (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. N 593). Они включат несколько разделов: должностные обязанности, должен знать, требования к квалификации.

Данный справочник предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" ЕКС состоит из четырех разделов: I - "Общие положения", II - "Должности руководителей", III - "Должности педагогических работников", IV - "Должности учебно-вспомогательного персонала".

Квалификационные характеристики применяются в качестве нормативных документов или служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.

Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела: "Должностные обязанности", "Должен знать" и "Требования к квалификации".

В разделе "Должностные обязанности" содержится перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию по должностям служащих.

В разделе "Должен знать" содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.

В разделе "Требования к квалификации" определены необходимые для выполнения должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки работника, удостоверяемый документами об образовании, а также требования к стажу работы.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, в котором представлен раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», включает в себя следующие должностные позиции:

1. Должности руководителей:

Руководитель (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения, Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения, Руководитель (заведующий, начальник, директор, Управляющий) структурного подразделения, Старший мастер;

2. Должности педагогических работников:

Учитель, Преподаватель, Педагог-организатор, Социальный педагог, Учитель-дефектолог, Учитель-логопед (логопед), Педагог-психолог, Воспитатель (включая старшего), Тьютор, Старший вожатый, Педагог дополнительного образования (включая старшего), Музыкальный руководитель, Концертмейстер, Руководитель физического воспитания, Инструктор по физической культуре, Методист (включая старшего), Инструктор-методист (включая старшего), Инструктор по труду, Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности, Тренер-преподаватель (включая старшего), Мастер производственного обучения;

3. Должности учебно-вспомогательного персонала:

Дежурный по режиму (включая старшего), Вожатый, Помощник воспитателя, Младший воспитатель, Секретарь учебной части, Диспетчер образовательного учреждения.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В рамках общей апробации интегративной психолого-педагогической модели сопровождения участников образовательного процесса, опосредованной введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов, целесообразно, на наш взгляд, сделать акцент на вопросе развития кадрового потенциала системы общего образования.

Аргументация выбора данного направления – развития кадрового потенциала системы общего образования – опосредована необходимостью решения таких практических задач, как:

· обеспечение учащихся квалифицированными учителями, придерживающимися четких стандартов профессиональной деятельности и поведения;

· совершенствование программ непрерывной подготовки учителей и повышения их квалификации;

· развитие и распространение этических норм и принципов профессионального поведения;

· разработка предложений по модернизации образовательной сферы.

Разработка данного направления может получить право проведения собственной концептуальной работы, создания компетентностных команд по выработке проектов мероприятий, повышения квалификации педагогов, создания системы обмена опытом, использованию дистанционных методов и информационных средств.

Разработка и апробация интегративной психолого-педагогической модели сопровождения внедрения ФГОС по направлению развития кадрового потенциалапризвана создавать:

· дополнительные условия для трансляции новаторских приемов педагогики;

· повышения авторитета и статуса педагога;

· улучшения его материальной заинтересованности;

· повышения инвестиционной привлекательности учреждений образования.

Анализ сложившейся ситуации показывает наличие обширного и разнообразного опыта аттестационной и оценочно-экспертной работы, проводимой в системе образования РФ. Он включает в себя как самостоятельное исследование отечественных ученых, новаторские приемы педагогов-практиков, так и заимствование лучших образцов зарубежной педагогической мысли, их адаптацию к российским условиям.

Аттестационная и оценочно-экспертная деятельность присуща всем уровням вертикали управления: федеральному, региональному и муниципальному, различается в рамках образовательных учреждений.

Отдельное значение имеет деятельность центров, научные изыскания университетов, институтов, факультетов, кафедр и лабораторий, исследовательских образовательных учреждений. В связи с этим аттестационная и оценочно-экспертная работа имеет особенности в зависимости от места своего приложения, методов проведения и в связи со своими специфическими целями и задачами, сохраняя при этом общие коренные черты, происходящие от единства системы образования и общей стратегической задачи его обновления.

Вместе с тем, прослеживается явная недостаточность обобщающих материалов, которые стали бы основой для анализа и распространения опыта, обмена мнениями.

Подобные обобщения могут служить дополнительным научным фундаментом для выработки рекомендаций по совершенствованию менеджмента и управления образованием во всех его уровнях и сферах.

Эти обобщения, критически осмысливая динамические изменения, генерируемые в образовательных учреждениях, способны стать основой научного прогноза построения школы будущего, усилить мотивацию научных и педагогических кадров, повысить их конкурентную устойчивость и адаптацию к меняющимся потребностям общества.

Выполнение творческих задач, как показывает анализ общей ситуации, могут взять на себя специализированные центры, органически связанные непосредственно с образовательными учреждениями, с одной стороны, и органами управления образованием – с другой.

Это в полной мере отвечает решению задачи развития общественно-профессиональной экспертизы как одного из приоритетов государственной политики на современном этапе.

Проблема результативного (успешного) использования человеческих ресурсов и самореализации личности в педагогической деятельности напрямую зависит от эффективной системы управления персоналом образовательных учреждений и организаций, в том числе, систематической и периодической оценки квалификаций работников. В этих целях проводится специальная комплексная оценка персонала – аттестация, направленная на установление соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям или подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе их профессиональной деятельности. В системе оценки квалификаций работников педагогической отрасли аттестация является главнейшим механизмом в большинстве организаций и учреждений.

Анализируя отечественную практику можно отметить, что существуют различные подходы к аттестации, к выбору форм и методов ее проведения.

Цель аттестации может быть постоянно повторяющейся или разовой. В случае разовой цели считается наиболее эффективной использование технологии оценочного центра. Это специальная процедура, в процессе которой участники проходят через ряд ситуационных задач, деловых и ролевых игр, тренингов, в результате чего оцениваются их профессиональные навыки, личные качества и модели поведения. Больше всего внимания уделяют постоянно повторяющейся цели. Существуют цели, которые повторяются из года в год. Следование этим целям позволяет добиться того, чтобы с большей степенью вероятности прогнозировать поведение сотрудников и их результаты, а также повышать эффективность их деятельности в организации.

Одним из значительных результатов изменений в обществе стал рост интереса к вопросам подготовки (переподготовки) кадров. Особенно возрастает значимость решения этих вопросов в свете необходимой выработки критериев оценки педагогической деятельности с точки зрения компетенций и компетентностей для создания некоего профессионального стандарта специалиста, работника или другого субъекта труда.

Многие современные исследования посвящены рассмотрению предмета педагогической отрасли, в том числе: закономерности трудового процесса, особенности личности субъекта деятельности и их взаимосвязи со средствами, процессом (содержанием), условиями и организацией трудовой деятельности, а также система признаков, свойств и взаимоотношений объектов, явлений, которые обусловливают профессиональную деятельность.

Исследование педагогической деятельности, закономерностей формирования конкретных ее видов, направлено на изучение: индивидуального и коллективного субъекта труда, а также системы взаимоотношений в целом.

Важно отметить, что «назначение системы оценки качества образования состоит не во внешнем контроле, не в проверке достижения требуемых результатов или стандарта (качество не равно стандарту), а в создании условий для совершенствования образовательных систем» (Иванов Д.А., 2008).

Создание Системы оценки и сертификации квалификаций продиктовано современной ситуацией в сфере образования на всероссийском и международном уровнях. В результате совместных устремлений межправительственного сотрудничества (а также неправительственных организаций) разрабатываются сопоставимые критерии и методологические подходы в обеспечении качества образования, в том числе профессионального.

Проблема развития кадрового потенциала системы общего образования актуальна и с позиции решения общей задачи управления состоянием образовательной сферы, и с позиции удовлетворения потребностей общества в высокопрофессиональных педагогических кадрах.

Постановка данной проблемы предполагает участие и координацию усилий самых различных уровней и субъектов управления и организации учебного процесса. Все большую значимость во всех процессах реконструирования учебно-педагогической деятельности занимают общественные и общественно-государственные формы образования.

В целях повышения эффективности и качества педагогического труда важно решение таких задач, как:

- содействие работодателям в подборе квалифицированных работников, сертифицированных по профессиям и уровням квалификации;

- повышение конкурентной устойчивости работников и их адаптации к меняющимся потребностям общества;

- стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;

- выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников.


 

ЛИТЕРАТУРА

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. Монография. Спб.,1994.

2. Алферова Ю.С. Оценка и аттестация кадров образования за рубежом / Ю.С. Алферова, И.М. Курдюмова, Л.И. Писарева. – М., 1997.

3. Амонашвили Ш.А., Андриади И.П., Махотин Д.А., Фролов Ю.В. Проект общей (инвариантной) части квалификационных характеристик и квалификационных требований к качеству подготовки выпускников педагогического вуза и структуры оценочных средств (на основе компетентностной модели выпускника педагогического вуза) / В сб. «Модель государственных стандартов высшего педагогического образования». – М.: МГПУ, 2004. – С. 80-95.

4. Армстронг М. и Бэрон А. Performance Management. Управление эффективностью работы. Пер. с англ. М.: HIPPO, 2005. – 384 с.

5. Аттестация педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (опыт Красноярского края) -http://www.krao.ru/rb-topic_t_298.htm

6. Аттестация педагогических работников (опыт Иркутской области) - http://www.ic38.ru/facs/ftqsm/attestat

7. Аттестация учителей технологии, черчения и информатики : методические рекомендации / В.А. Кальней, Д.А. Махотин, О.И. Нагель и др. – М.: Айрис-пресс, 2005.

8. Афанасьева Т.П. Аттестация педагогических и руководящих кадров в образовании / Т.П. Афанасьева и др. – М., 1996.

9. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. – М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.

10. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. пособие для вузов / В.А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2001.

11. Болонский процесс: середина пути / Под науч. ред. В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.

12. Бурменская Г. В., Захарова Е.И., Карабанова О.А., Лидерс А. Г., Лебе­дева

13. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. Проф. А.В. Петровского. М., Просвещение, 1973.

14. Детская практическая психология / под ред. Т.Д.Марцинковской. — М., 2004.

15. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М., 1991.

16. Егоршин А.П. Управление персоналом. – 2-е изд. – Н.Новгород: НИМБ, 1999.

17. Зверева В.И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей / В.И. Зверева. – М., 1998.

18.Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург. 1995.

19. Изотова Е.И. Психологическая служба в образовательном учрежде­нии. — М., 2006.

20. Ковина Т.Е. Аттестация педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений в контексте педагогической культуры / Т.Е. Ковина, А.П. Шапкина. – СПб., 1996.

21. Кубрушко П.Ф. Содержание профессионально-педагогического образования: Монография. – М.: Гардарики, 2006.

22. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. - М., 1990.

23. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., изд. УРАО., 1998.

24. Мамайчук И.И. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии. Спб., 1997.

25. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.

26. Материалы Всероссийского съезда практических психологов образо­вания «Практическая психология в условиях модернизации образова­ния». — М., 2003.

27. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников / под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой. М., 2010

28. Методические рекомендации по аттестации педагогических и руководящих работников (опыт Республики Марий Эл) - http://pages.marsu.ru/iac/resurs/

29. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л.М. Митина. - М., 1998.

30. Модернизация общего образования: оценка образовательных результатов/ Авферонок JI.C., Акулова О.В., Гладкая И.В., Илюшин JI.C., Лаптев В.В., Писарева С.А., Тряпицынв А.П.,; Под общ. ред. В.В.Лаптева, А.П. Тряпицыной,- СПб,. 2002.

31. Модернизация педагогического образования в Сибири: проблемы и перспективы. Часть II. Сб. Науч. Статей. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. -234 с.

32. Мокшеев В.А. Современные подходы к организации системы мониторинга в образовании //Мониторинг качества образования на школьном уровне/ Под ред. Т.А.Степановой. Ярославль.: Департамент образования Ярославской области. 2002.- С.4-18.

33. Молчанов С.Г. Теория и практика аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений. Челябинск: Чел. гос. ун-т. 1998. - 255 с.

34. Национальная доктрина образования в Российской Федерации// Народное образование. 2000.№2. С.14-18.

35. Некрасов С.Д. Проблема оценки качества профессионального образования специалиста. // Университетское образование: практика и анализ.-2003.-№1(24) с.42-45.

36. Нестерова Н.В. Локальная образовательная система как фактор совершенствования качества высшего гуманитарного образования: теория, методика, организации: Монография. М.: Университет Н. Нестеровой, 2004.-c.336.

37. Нестерова Н.В. Современное высшее профессиональное образование и локальные образовательные системы// Мир образования образование в мире. 2003. №3. - С. 152 - 160.

38. Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 5 мая 2008 года №216н).

39. Положение о профессиональном стандарте (утв. Распоряжением Президента РСПП от 28 июня 2007г. №РП-46).

40. Положение о системе независимой оценки качества профессионального образования (утв. Минобрнауки РФ от 31 июля 2009г. №АФ-318/03).

41. Положение об оценке и сертификации квалификации выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в других формах (утв. Минобрнауки РФ от 31 июля 2009г. №АФ-317/03).

42. Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. N 209)

43. Практическая психология образования / под ред. И. В.Дубровиной — М., 2003.

44. Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 762 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638».

45. Психодиагностика и школа. Таллин. 1980

46. Психология развития: 2-е изд. / под ред. Т.Д.Марцинковской. — М., 2005.

47. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991.

48. Разработка квалификационных требований к профессиональной деятельности в сфере образования: Научно-исследовательское пособие / Под. ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой, А.П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006.

49. Разъяснения по формированию примерных основных образовательных программ высшего профессионального образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (Приложение к письму Департамента государственной политики в образовании о т 28 декабря 2009 года №03-2672).

50. Робертс Г. Рекрутмент и отбор. Подход, основанный на компетенциях. Пер. с англ. М.: НIРРО, 2005.

51. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Изд. Центр “Владос”, М., 1995.

52. Романова Е. С. Графические методы в практической психологии. — СПб., 2001.

53. Рябов В.В., Фролов Ю.В. Комплексная оценка педагогической деятельности / Справочник руководителя образовательного учреждения, № 10 (октябрь), 2009.

54. Рябов В.В., Фролов Ю.В. Методика стимулирования профессионального развития педагогических работников / Журнал «Администратор образования». №№ 10,11. 2010

55. Рябов В.В., Фролов Ю.В. Проектирование критериев оценки качества подготовки и переподготовки специалистов / Материалы ХI симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология, методика, практика». – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 27 с.

56. Рябов В.В., Фролов Ю.В., Махотин Д.А. Критерии оценки педагогической деятельности на языке компетенций и компетентностей: предложения по созданию профессионального и образовательного стандартов педагога. - М.: ООО «НИЦ Инженер», 2007. – 92 с.

57. Смирнова Е. О. Детская психология. — М., 2003.

58. Спенсер М. Лайл, Спенсер М. Сайн. Компетенции на работе. Пер. с англ. М.: HIPPO, 2005. – 384 с.

59. Трубина Л.А. Вариативная подготовка педагогических кадров: Традиции. Новые подходы. Проблемы: Материалы к седьмому заседанию методологического семинара 17 мая 2005 года. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.

60. Уорд Питер. Метод 360 градусов. Пер. с англ. М.: HIPPO, 2006. – 352 с.

61. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2000.

62. Фридман Л.П. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М.,1988.

63. Фролов Ю.В. Профессиональный стандарт педагога с точки зрения компетентностного подхода / Справочник заместителя директора школы, № 6 (июнь), 2009.

64. Фролов Ю.В., Махотин Д.А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов//Высшее образование сегодня. №8. 2004.

65. Чиркова Т. И. Психологическая служба в детском саду. — М., 2001.

66. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. - №8. – 2004.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1



2018-06-29 383 Обсуждений (0)
Описание и перечень документов, описывающих требования к квалификации работников отрасли. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Описание и перечень документов, описывающих требования к квалификации работников отрасли.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (383)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)