Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ философской литературы по проблемам социализации



2018-06-29 440 Обсуждений (0)
Анализ философской литературы по проблемам социализации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В условиях переходного состояния современного общества (от индустриального к постиндустриальному) возрастает роль свободной активной творческой личности, способной к принятию самостоятельных решений, усвоению прогрессивных идей, ценностей, образовательных и социальных технологий. В связи с этим, особую актуальность приобретают проблемы осмысления социализации молодежи в изменяющихся условиях переходного общества. Современная модель жизнедеятельности, базирующаяся на потребительском отношении к природе, абсолютизации коммерческого успеха, достижениях массовой культуры, тенденции узкой специализации образования и т.п., мало соответствует современным требованиям общества и тенденциям его развития. Все более очевидной становится потребность критического анализа ориентиров социального развития, а также перехода к нравственно рефлексивной модели жизнедеятельности человека, базирующейся на таких понятиях, как: самооценка, ответственность, терпимость, самоактуализация, самоотчет, прогнозирование результатов деятельности и т.п. Одним из условий развития общества является жизнеспособность молодежи в настоящем и будущем (Бабочкин П. И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе. – М., 2000, с. 17).

От того, каковы позиции молодого поколения, его облик, мировоззрение, здоровье, настроенность на продуктивное существование зависит развитие общества в целом. Рассмотрение вышеобозначенных проблем позволит оптимизировать модели социализации молодежи в условиях демократического обновления общества как полноправного и полноценного его субъекта.

Интерес современной науки к проблемам социализации молодежи объясняется тем, что молодежь – «необходимая для нормального функционирования социальная группа» (Чупров В. Трансформация молодежи. Портфель бизнес - класса, апрель-май, 2007, с. 26).

Молодое поколение, включаясь в систему общественных отношений, призвано, с одной стороны, усвоить, воспроизвести материальные условия жизни и опыт, накопленный предыдущими поколениями, а с другой – накопить потенциал для его преобразования и обновления. В этом смысле представляется актуальным дать социально-философский анализ процесса социализации молодежи как фактора развития общества.

Процесс социализации молодежи является предметом исследования различных областей социального знания: педагогики, философии образования, социологии молодежи, социологии личности, психологии, социальной философии и т.д. В последние годы усилился интерес российских исследователей к научному осмыслению проблем адаптации молодежи к условиям переходного периода, который закладывает основы и частично формирует долговременные, стратегические жизненные установки и ценностные ориентации различных социальных групп общества.

В научной литературе высказывается много различных точек зрения о роли социализации молодежи в развитии общества. Это характеризуется тем, что указанный феномен чрезвычайно сложен, многообразен, противоречив и рассматривается в различных смысловых плоскостях и с точки зрения различных подходов.

Социально-философский подход к проблеме взаимоотношения молодежи и общества (социализации молодежи) является комплексом методов познания социальной реальности, предполагающих следующие теоретические интенции: нацеленность на смысловое постижение указанных феноменов; рассмотрение их развития в единстве, целостности и взаимосвязи; исследование состояния их взаимоотношений в социокультурном контексте, историческом горизонте: необходимость анализа тенденций их изменений в ближайшей и отделенной перспективе; построение модели жизнеспособного, доминирующего молодежного типа личности с точки зрения критерия успешности решения социальных и личностных задач.

Молодежь – это большая открытая, необходимая для нормального функционирования социума группа, объединенная не только возрастными параметрами, которые подвижны для различных социумов в разные периоды их развития. Конституирующим признаком данной общности является фактор активной социализации в различных сферах жизнедеятельности общества, в процессе которой происходит освоение социальных ролей, становление социально-профессиональных, гражданских и духовных качеств личности. Смысловыми составляющими выделения молодежи как социального субъекта являются: юридическая дееспособность (уголовная ответственность), гражданско-политическая дееспособность, активное формирование и достижение относительной сформированности смысложизненных целей и духовных ценностей, профессиональное самоопределение и достижение соответствующего социально-профессионального статуса.

Социализация молодежи представляет собой вхождение молодого человека в жизнь общества, суть которого составляет триединство процессов: социальной адаптации – социальной идентификации – индивидуализации. Содержательное многообразие и диапазон процесса социализации молодежи конкретизированы разработкой критериев продуктивной социализации:

- сформированность гуманистических ценностей, установок, стереотипов;

- достигнутый уровень образованности: сформированность интегральной картины мира;

- социальная адаптированность личности: устоявшийся рационально-мотивированный «образ жизни»;

- обретение социальной идентичности: сформированность личности как социального субъекта с точки зрения ее принадлежности к определенной общности, группе, национальности и т.п., а также обретение устойчивости и целостности, в границах которых функционирует данная личность;

- гражданская активность личности: самостоятельность и независимость в суждениях, поведении, уверенность, инициативность;

- духовность как нравственное измерение мыслей, поступков, образа жизни и т.п.

Указанный феномен также конкретизируется анализом последствий дефицита социализации, который приводит:

· к социальному конформизму;

· отсутствию критицизма и ответственности;

· выработке стандартизированного поведения;

· утрате индивидуальности и т.п.

Модель жизнеспособного, доминирующего типа личности изображает культурно-исторический и социально-психологический собирательный портрет молодого человека данной эпохи (в социокультурном контексте имеющий значительные различия между разными социальными группами и слоями общества), одновременно являясь идеальным проектом. Содержательными составляющими данной модели как способа операционализации общественного идеала являются:

- успешность в решении социальных и личностных задач;

- вариативность мышления;

- способность к адаптации в новых социально-экономических условиях;

- способность понимания стратегических ориентиров развития общества (ориентация в будущее);

- социальная мобильность: готовность к освоению смежных и новых специальностей;

- духовность: осознание ценностей и смысла жизни;

- готовность к выполнению различных социальных ролей: семейных, профессиональных, гражданских и др.;

- национальная идентичность (национальное самосознание).

Осмысленность бытия молодым человеком в условиях переходного общества означает не только участие в различных социальных процессах, но и готовность конструировать и реформировать социальную реальность. Источниками в постановке проблем молодежи и теоретическими основаниями являются дискуссии о роли объективного и субъективного факторов в развитии личности, влиянии культуры на личность, разработанные подходы к анализу социальной структуры общества, ставящие проблему поколений.

Актуализация теоретических исследований молодежи, создание самостоятельных концепций данного возраста пришлись на начало XX в., и получило дальнейшее развитие в социологических теориях молодежи (В.Т. Лисовский, В.Н. Боряз, С.П. Иваненкова, С.Н.Иконникова, И.Р.Кон и др.). В процессе дискуссии (1960-1980 гг.) сформировалось понятие о молодежи как самостоятельной социально-демографической группе. В начале 90-х годов ХХ века утверждается понятие «российская молодежь» в возрастных границах от 15 до 30 лет (Молодежь России: социальное развитие - М., 1992. С. 9-14; Молодежь России: тенденции, перспективы / Под ред. И.М. Ильинского, А.В.Шаронова) - М., 1993. С. 16).

Считается, что к этому времени у молодых людей сформировывается мотивационный потенциал и адекватное общественной системе поведение.

Однако ряд ученых считают, что сегодня границы между молодежью и взрослым населением в определенной степени становятся все более размытыми. Ученые делают справедливый вывод, что нижняя и верхняя границы молодежного возраста подвижны и зависят, прежде всего, от уровня социально-экономического развития той или иной страны, а также от политических обстоятельств, этнических особенностей, национальных традиций конкретной страны, исторического типа общества (Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. С. 122).

Существуют различные методологические подходы, которые используются различными науками при исследовании феномена «молодежь». В их число входят: психофизиологический, социально-психологический, ролевой, субкультурный, конфликтологический, стратификационный, субъективный, социализационный, интеракционистский и другие подходы (Вишневский Ю.Р., Ковалева А.И., Луков В.А., Ручкин Б.А., Шапко В.Т. Практикум по социологии молодежи. М.: Социум, 2000. С. 19).

С позиций социальной философии более релевантным может быть интегративный подход к определению содержания понятия «молодежь». Он учитывает такие аспекты, как возрастные границы и социально-психологические особенности молодежи; специфику социального статуса, ролевых функций и социокультурного поведения; процесс социализации понимается как единство социальной адаптации и индивидуализации; специфику самоопределения и самоидентификации молодежи как социально-демографической группы. В качестве основного конституирующего признака молодежи принимается фактор социализации. Важнейшей стороной социализации является становление молодого человека как профессионала и гражданина. Чем сложнее сфера профессиональной деятельности, тем больше длительность фазы «молодости», и чем выше статус социальной группы, тем продолжительнее данная фаза (Бабочкин П.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе. М., 2000, с. 25).

В 1990-х годах в научной литературе возрождается дискуссия о методологии исследования молодежи. Так, А.Ж. Кусжанова и С.П. Иваненков утверждают, что молодежь необходимо рассматривать как будущее и через представления о будущем (Иваненков С., Кусжанова А. Молодежь и государство: инновационные подходы (На материалах Оренбургской области), - Оренбург, 2005, с. 117).

Связывая время с молодежью, мы констатируем, что будущее общество можно увидеть в том новом поколении, которое уже актуально существует в настоящем в виде детского и молодежного сообщества; а также обнаруживаем, что актуально существующая молодежь есть потенциальное «взрослое» общество, которое можно формировать и на которое можно воздействовать.

Таким образом, молодежь – это специфическая социально-демографическая группа в структуре общества, выделяемая на основе определенных, присущих только ей характерных однородных признаков (возраст, духовный мир, интересы, социальные ценности, устремления, поступки, характер поведения и т.д.), являющаяся активным участником социальных взаимоотношений и на определенных этапах своего становления являющаяся объектом общественного воздействия или субъектом общественных действий.

В социальной философии, психологии, социологии накоплен значительный теоретический материал, позволяющий сделать вывод о том, что в настоящее время преобладает плюралистический подход к толкованию социализации. Социализация понимается как процесс становления личности, усвоения социального опыта, в ходе которого формируются наиболее общие, устойчивые черты личности (Кули Ч. Первичные группы // Американская социологическая мысль. Сб. М., 1996., с. 334).

Осмысление проблемы социализации на современном этапе возможно лишь с учетом отечественного и зарубежного опытов. Социальные требования к человеку возрастают с каждым десятилетием, налицо и усложнение самой социальной структуры, и появление конкурирующих и конфликтующих социальных воздействий на человека. В социальной философии понятие социализация характеризует жизнь человека в обществе с момента его рождения. Будучи процессом включения личности в сферу социальных отношений в качестве субъекта этих отношений, социализация преследует цель формирования социально активной личности, действия которой регулируются социальными нормами и общественными интересами. Таким образом, данный процесс «обеспечивает прочность, сохранение общества и передачу его культуры между поколениями» (Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи. – Оренбург: Печатный дом «Димур», 1999, с.55).

В каждом историческом типе общества по-разному и в различных формах происходит приобщение новых поколений к основным социальным ценностям. По мере развития и усложнения социальности видоизменяются и механизмы социализации личности, поскольку прежде чем что-то передавать новым поколениям, «самой социальности надо было сначала состояться» (Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи. – Оренбург: Печатный дом «Димур», 1999, с. 56).

Основными факторами социализации является государство, состояние экономики, социальной сферы, духовности в обществе, наличие или отсутствие социальных и военных конфликтов. Успех социализации зависит от целенаправленности, методичности влияния социальных и государственных институтов и их структурных элементов, которое может быть постоянным и сильным, а также слабым и маловыраженным, как следствие кризисных состояний общества. В таких ситуациях общественной жизни стихийные каналы социализации могут доминировать над традиционными и гражданскими и привести к формированию личности, не усвоивший норм поведения общества, не усвоившей его социокультурных ценностей.

Другим результатом недостаточной социализации индивида в обществе являются социальный конформизм, как некритическое принятие и следование господствующим в обществе стандартам, мнениям, идеологии, что приводит в результате к формированию безликой личности, утратившей свою индивидуальность, неповторимость, автономность. Характерными чертами такой личности являются: некритическое мышление, манипулируемость, фанатичная вера в непогрешимость единственной веры, стандартизированное поведение и т.п.

На основе проведенного анализа мы полагаем, что в качестве критериев продуктивной социализации личности правомерно выделение следующих: сформированность гуманистических ценностей, установок, стереотипов; достигнутый уровень образованности, сформированность интегральной картины мира; социальная адаптированность личности; устоявшийся рационально-мотивированный «образ жизни»; обретение социальной идентичности; гражданская активность личности: ее независимость в суждениях и поведении, уверенность, инициативность; духовность как нравственное измерение мыслей, поступков и т.п.

 

Литература по главе 1

 

 

1. Бабочкин П. И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе /П. И. Бабочкин. – М., 2000.

2. Чупров В. Трансформация молодежи. Портфель бизнес - класса, апрель-май, 2007.

3. Молодежь России: социальное развитие - М., 1992. С. 9-14; Молодежь России: тенденции, перспективы / Под ред. И.М. Ильинского, А.В.Шаронова) - М., 1993.

4. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика.

5. Вишневский Ю.Р., Ковалева А.И., Луков В.А., Ручкин Б.А., Шапко В.Т. Практикум по социологии молодежи. М.: Социум, 2000.

6. Иваненков С., Кусжанова А. Молодежь и государство: инновационные подходы (На материалах Оренбургской области), - Оренбург, 2005.

7. Кули Ч. Первичные группы// Американская социологическая мысль. Сб. М., 1996.

8. Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи. – Оренбург: Печатный дом «Димур», 199.

9. Омельченко Е. Стили жизни Российской молодежи: из XX в XXI век. Народное образование, 2006, № 5.

10. Иштханян Е.Д. Особенности социальной идентичности: Сб. РАН Гражданское общество: теория, история, современность. - М., 1999.

11. Романенко И. Б. Семья как глобальная проблема /И. Б. Романенко //Философия человека и процессы глобализации: Сб. науч. ст. – СПб.: Изд-во РХГА, 2006.

12. Грякалов А.А., Романенко И.Б., Стрельченко В.И. Философия человека и антология образования. Монография. Научный редактор О.П. Елисеев. – М.: АПК и ППРО, 2007.

13. Староверова Т.И. Основы формирования конкурентоспособной личности. // Мониторинг качества образования и творческого саморазвития конкурентоспособной личности// Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции; под науч. ред. В.И. Андреева. – Казань; Йошкар–Ола: Центр инновационных технологий, 2007.

 


Глава 2. современное состояние проблемы социализации подростков в трудахзарубежной и отечественной психологии

 



2018-06-29 440 Обсуждений (0)
Анализ философской литературы по проблемам социализации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ философской литературы по проблемам социализации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (440)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)