Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современные социальные факторы социализации



2018-06-29 351 Обсуждений (0)
Современные социальные факторы социализации 0.00 из 5.00 0 оценок




Социализация личности рассматривается как актуальная предметная область социальной психологии, научный интерес к которой обусловлен выраженными социально-культурными тенденциями современности.

Наиболее изученными функциями социализации личности можно считать функцию присвоения (интернализации) социального опыта (Л.С.Выготский, У.Джеймс, Е.Дюркгейм), а также функцию социальной адаптации ( Ж.Пиаже, З.Фрейд, Э.Фромм). Содержание социального опыта, которое присваивается индивидом, включает модели поведения и социальные значения – символы, ценности, установки. Присвоение моделей поведения зависит от их субъективной и объективной значимости и от согласованности индивидуальных и групповых ожиданий. Присвоение социальных значений является многоуровневым процессом, имеет необратимый характер и протекает в процессе осознанного и добровольного поведения (Белинская, 2006).

В работах зарубежных авторов факторы и механизмы социализации проявляется в таких компонентах личности, как способность любить и стремление созидать (З.Фрейд), в проявлениях носителя родовой истории (К.Юнг), в психосоциальной идентичности (Э.Эриксон), в личности, наделенной чертами (Р.Кеттелл, Г.Олпорт, H.Eysenk), в социально желаемых реакциях (Б.Скинер), в самореализации личности (А.Маслоу, К.Роджерс, Э.Шостром), в «зеркальном Я» в глазах и реакциях других на себя (Ч.Кули).

Для современного общества характерно сочетание скорости и радикализма проводимых реформ с отсутствием у них «единого вектора», что в целом определяется как социальная нестабильность, которая человеком «воспринимается, прежде всего, как абсолютная неопределенность ситуации и, следовательно, невозможность даже ближайшего прогнозирования своей судьбы» (Андреева, 2002). Особое значение это имеет для молодого поколения, которое проходит целый ряд социальных выборов. Отсутствие общепринятых ценностей и образцов поведения выводят молодого человека на «перекресток» самоопределения, где он обнаруживает, что установленные общественные «светофоры» дают противоречивую информацию, а то и не работают вовсе (Белинская, 2006). Подобное положение задает новые требования и подходы к проблеме социализации, подчеркивает особую важность формирования моделей социального поведения без опоры на общепринятые стандарты, конструирования персональной системы идентификационных структур, что выдвигает проблему психологических факторов и механизмов в общей проблематике социализации на ведущее место.

Образ изменяющегося социального мира неизбежно вызывает изменение представлений человека о самом себе в нем. В целом акцент смещается на активность личности в ходе социализации. Часто человек пытается преобразовать наличную ситуацию, не огладываясь на сложившиеся межличностные связи и отношения, действует типологически, что соответствует определенной инверсии общего хода процесса социализации (Белинская, 2006). Таким образом, личностные детерминанты становятся основными факторами социализации.

В кризисные периоды личность как бы «отступает» на надежные и проверенные позиции – к базовым ценностям как устойчивым компонентам самоопределения, к ценностям предыдущего этапа жизни или ранее пережитого социально-экономического уровня. Возникает феномен непоследовательного или «колебательного» экономического поведения субъекта. Т.е. личность, лишенная субъектных оснований, связывающих ее с социальным окружением, лишается эффективных факторов социализации, а привычные механизмы оказываются малопродуктивными.

Важнейшей характеристикой современных социально-экономических изменений является переход экономических и социальных функций от капитала к информации, - уже не собственность, а уровень знаний и доступ к информации становятся ведущим фактором социальной дифференциации. В связи с развитием информационных технологий исчезает сама идея «линейной» детерминации любых проявлений в социальном пространстве, заменяясь идеей всеобщей множественной взаимообусловленности ( Кастельс, 2000; Ласло, 2000; Хабермас, 2001).

В информационном обществе происходит кардинальное изменение и формы, и структуры коммуникации, главным признаком которой становится ее интерактивность, т.е. необходимость постоянного «достраивания» как образа партнера, так и правил взаимодействия с ним. Психологические механизмы достраивания и конструирования сопутствуют эффективной социализации в изменяющемся мире. Скорость инноваций превращает самые разные сферы жизни в «постоянно исчезающую ситуацию», буквально ежедневно требуя от человека адаптироваться к новым условиям. Субъект сетевой коммуникации становится практически «социально невидимым», поэтому сам процесс социального сравнения не только существенно затрудняется, но и приобретает кардинально новые формы, значения и смыслы. Тезис, что социальная принадлежность является и источником, и фактором социализации во многом изменяет свое первоначальное содержание.

Интегральный эффект социализации личности проявляется в том, что «родившийся живой комочек материи в процессе развития становится общественно активным человеком, обладающим сознанием и волей, эмоциями и разумом, характером и талантом» (Ломов, 1984). Другая сторона социализации личности в том, что беспомощность ребенка «стала одним из решающих факторов возникновения социальной жизни человека» (Шадриков, 2006). Это подтверждает роль новых психологических факторов и механизмов социализации.

Наиболее продуктивным фактором социализации личности в условиях изменяющегося общества представляется способность к самоконструированию (А.Г.Асмолов, А.Н.Леонтьев, И.С.Кон, В.Д.Шадриков, К.Роджерс, В.Франкл, Э.Эриксон). Здесь на первое место выходит «собственная творческая активность, самосознание и процессы самоосуществления личности» (Кон, 1989). Под конструированием понимается «приведение социальной информации в систему …с целью постижения ее смысла» (Андреева, 2000), а основным объяснительным принципом становится «интерпретационная парадигма» (Абельс, 1999).

Существенной характеристикой личности является экономическая направленность и отношение к собственности. Аккумулированным выражением экономики в личности является хозяйствующий тип личности, для которого характерны пристрастие к деньгам, практический ум, сдержанность чувств, планомерная согласованность действий. Участие личности в экономических отношениях не исключают ее духовные проявления. Проявление личности в экономике является наименее изученным и наиболее противоречивым[1] .

Психологическая готовность к экономической деятельности обеспечивает переход в новые условия социального развития, характерные для современного изменяющегося общества. Психологическая готовность как система свойств, состояний и установок личности, предшествующих самой деятельности и обеспечивающих ее эффективность, принята в качестве интегрального критерия экономической социализации личности в условиях изменяющегося общества..

Экономические способности выступают как обобщенный психологический фактор экономической социализации, Понятие способностей широко применяется в экономической теории и многих моделях экономического поведения. Этот психологический фактор является существенной и неизбежной предпосылкой успешности экономической деятельности и социализации личности.

Сторонники рационального выбора доказывают, что каждый индивид, предприниматель, хозяйствующий субъект, политик и т.д. действует рационально, когда соблюдает ряд условий. Во-первых, устанавливает свои собственные цели, определяет возможные альтернативы действия и упорядочивает их по предпочтениям. Во-вторых, стремится достичь определенной индивидуальной выгоды, в чем бы она ни выражалась. Если он провозглашает даже альтруистические взгляды, то такое поведение оказывается для него в чем-то выгодным. В-третьих, индивиду приходится взаимодействовать в обществе с другими индивидами, и он должен придерживаться соответствующих правил или определенного порядка. Главный недостаток теории рациональности состоит в том, что она игнорирует неопределенность, нестабильность и случайность, возникающие в реальных ситуациях выбора.

 

 



2018-06-29 351 Обсуждений (0)
Современные социальные факторы социализации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современные социальные факторы социализации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (351)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)