Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема самоопределения личности



2018-06-29 1772 Обсуждений (0)
Проблема самоопределения личности 0.00 из 5.00 0 оценок




Анализ работы ведущих отечественных психологов позволяет утверждать, что все они без исключения рассматривают самоопределение личности в неразрывной связи с социализацией. В возрастном аспекте проблема самоопределения наиболее глубоко и полно была рассмотрена Л.И.Божович. Характеризуя социальную ситуацию развития старших школьников, она указывает, что выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение представляет собой аффективный центр их жизненной ситуации. Подчеркивая важность самоопределения, Л.И.Божович не дает его однозначного определения; это «выбор будущего пути, потребность нахождения своего места в труде, в обществе, в жизни», « поиск целей и смысла своего существования; «потребность найти свое место в общем потоке жизни».

В одной из работ Л.И.Божович характеризует самоопределение как личностное новообразование старшего школьного возраста, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека с сознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего.

Работы Л.И.Божович многое дают для понимания психологической природы самоопределения. Во-первых, она показывает, что потребность в самоопределении возникает на определенном этапе онтогенеза – на рубеже старшего подростка и раннего юношеского возраста, и обосновывает необходимость возникновения этой потребности логикой личностного и социального развития подростка. Во-вторых, потребность в самоопределении рассматривается как потребность в формировании определенной смысловой системы, в которой слиты представления о мире и о себе самом. Формирование этой смысловой системы подразумевает нахождение ответа на вопрос о смысле своего собственного существования. В-третьих, самоопределение неразрывно связывается с такой существенной характеристикой старшего подросткового и раннего юношеского возраста, как устремленность в будущее. И, в-четвертых, самоопределение подразумевает выбор профессии [5].

Как показывает анализ научной литературы, несмотря на единые методологические позиции, отечественные психологии по-разному трактуют содержание самоопределения личности и определяют его понятие. И.С. Кон, например, полагая, что "социальное самоопределение есть определение своего положения в мире" [21], также подчеркивает весьма важную, но лишь одну, сторону данного феномена и его дефиниции. "Чтобы адекватно определить и мотивировать свои намерения", утверждает А.Д. Глоточкин, - "наметить цель своих действий и поступков (направленность), человек должен ориентироваться, определиться в окружающем мире (и, прежде всего, в социальном пространстве и времени), уяснить степень достигнутого и достижимого в своей деятельности" [58]. Самоопределение - одна из основных подструктур личности, придающая ей динамизм. В определении сущности и содержания самоопределения отдельные авторы обоснованно исходят из непреложного научного факта единства и неразрывности личности и социума, считая, что именно "...взаимодействие со средой предполагает динамическое самоопределение личности" и основываясь на результатах собственных исследований, автор далее утверждает, что "...динамической не может быть ни одна концепция психологической структуры личности, если она не позволяет отражать кардинального для ее деятельности и формирования фактора взаимосвязи человека со средой, особенно взаимоотношений с другими людьми. Уравновешивание личности с развивающейся, изменяющейся микросредой (гомеостаз личности) предполагает меняющуюся оценку себя во времени (каким был, каков есть, каким хочу быть), а также самооценку в сравнении с другими, окружающими людьми, от которой зависит адекватность внутренней ориентированности в социальной среде" [58]. Именно эту сторону проблемы подчеркивает И.С. Кон утверждая, что самоопределение "...направлено не столько внутрь личности, сколько вовне. Но на вопросы, кем быть и что делать не ответить без предварительной оценки себя и своих возможностей" [22]. На динамичность самоопределения человека от момента выделения себя из "круга" себе подобных до выбора профессии и далее указывают и другие ученые. П.П. Соболь, например, в этой связи отмечает близость "самоопределения" к таким понятиям как: "самоуправление", "саморегуляция", "самореализация", "самосуществование" и т.д. При этом П.П. Соболь самоуправление связывает со способностью внутреннего контроля. Саморегуляцию же он считает механизмом самоопределения, что характеризует способность динамической коррекции тех или иных результатов поведения и действий. Хотя с этим трудно согласиться, ибо и "самоуправление " и "саморегуляция" категории поведенческие. Это уже проявление внутреннего во внешнем, когда жизненные планы, внутренняя позиция и т.д. уже сформированы и реализуются, объективизируются в действиях, поступках, поведении. Самоопределение же предшествует целеполаганию, направленности и действиям, поступкам. Да и сам автор признает, что "...личностная саморегуляция в предметной деятельности отличается тем, что она направлена прежде всего на преобразование собственных отношений к себе и другим, с учетом целей и взаимоотношений в русле социальной необходимости" [59]. В самом деле может ли человек адекватно регулировать свои поступки и поведение до той поры, когда в его сознании на основе потребности самоопределиться в какой либо из форм (конвенционально-ролевой, профессиональной, семейной и т.д., еще не произойдет внутренней ориентировки в себе относительно социального пространства, времени и деятельности, пока не сформируется самооценка, не созреют намерения. В процессе саморегуляции доминирующим являются действенно-волевые особенности личности, а в процессе внутренней ориентированности и формирования "образа-Я" преобладают эмоциональные и когнитивные. "Самоопределение, - утверждает А.Д. Глоточкин, - внутренняя ориентированность в среде выступают основанием направленности: чтобы адекватно определить и мотивировать свои намерения, наметить цели своих действий и поступков (направленность) человек должен сориентироваться, определиться в окружающем его мире и, прежде всего, в социальном пространстве и во времени (психологическое время личности), уяснить степень достигнутого в своей деятельности. Чтобы адекватно действовать, человеку необходимо знать, каким его воспринимают окружающие, какие суждения о нем имеют, чего от него ожидают (социальные экспектации) и каким, в этой связи, ему надо быть (или хотя бы казаться)" [58]. Как показывает теоретический анализ литературы по проблеме самоопределения, многие авторы рассматривают самоопределение не только как осознание личностью своих возможностей, способностей, потребностей, желаний, интересов, своих относительно устойчивых характерологических качеств, соотнесения их с требованиями, предъявляемыми социальной ситуацией, на основе чего осуществляется постановка целей, но и как реализацию этих целей в жизнь. Такое понимание самоопределения приводит к отождествлению с другими понятиями: "самоутверждение" , "самоактуализация", "самореализация", "самовыражение". Иначе подходят к определению сущности и понятия самоопределения А.Д. Глоточкин и В.П. Каширин, четко разграничивая два понятия "самоопределение" и "самоутверждение". "Самоопределение" рассматривается в иной плоскости нежели "самоутверждение", "самореализация" и т.п. В этих поведенческих (а не субъективных, внутренних психических актах), как обоснованно полагают авторы, человек уже самоопределившись, реализует стремление к целенаправленному взаимодействию с социальной средой, с ближайшим непосредственным окружением. Самоутверждение является процессом целенаправленного взаимодействия личности с непосредственным социальным окружением, в котором реализуется ее стремление проявить свои возможности в деятельности и общении, разнообразных социальных и социально-психологических ролях, занять определенную позицию, добиться определенных результатов, признания окружающих, собственной личной значимости. Самоутверждаясь, личность развивает свою индивидуальность [58]. Именно в этой связи, в генезисе самоутверждения А.Д. Глоточкин и В.П. Каширин логично выделяют подготовительный период, содержанием которого и является самоопределение, возникающее тогда, когда человек осознает потребность в самоутверждении, вырабатывает позицию, отношение к окружающей действительности, оценивает и сравнивает себя с другими людьми, определяет свою внутреннюю и межличностную позицию, а далее свои действия, поведение, средства для достижения поставленных целей и др. Самоопределение является компонентом самосознания, а самоутверждение относится к поведенческому плану личности [58]. Именно поэтому "самоопределение" рассматривается как синоним ориентированности личности в себе и в социуме, в деятельности и во времени: "Чтобы адекватно определить и мотивировать свои намерения, - утверждает А.Д.Глоточкин, - наметить цели своих действий и поступков (направленность), человек должен сориентироваться, определиться в окружающем мире и, прежде всего, в социальном пространстве и времени (психологическое время личности), уяснить степень достигнутого и достижимого в своей деятельности". Самоопределение человека, как осознание себя в сравнении с окружающими людьми и с самим собой (во времени) выступает самой динамической психологической подструктурой личности, что объясняется динамичностью процессов в микросоциуме (взаимоотношений, мнений и т.п.) [58]



2018-06-29 1772 Обсуждений (0)
Проблема самоопределения личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблема самоопределения личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1772)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)