Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль ценностных ориентаций в развитии подростков



2018-06-29 1084 Обсуждений (0)
Роль ценностных ориентаций в развитии подростков 0.00 из 5.00 0 оценок




Ценностные ориентации — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закреплённые жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживания и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного [47].

Ориентация на ценности является характерной чертой человеческой жизни. В течение многовековой истории общества люди выработали способность выделять в окружающем их мире предметы и явления, которые приобретали для них особую значимость и к которым они поэтому питали особое отношение: ценили и оберегали их, стремились к овладению ими, ориентировались на них в своих действиях и стремлениях.

Первоначально ценности ограничивались сферой утилитарных отношений к природе и обществу. Единственным основанием для их различения был признак полезности. Люди ценили предметы природы, которые служили для них пищей; они ценили животных, которых приручали и использовали в качестве орудий труда; они ценили все, что облегчало им жизнь или по крайней мере казалось, что помогает жить, ограждает от страданий, бед и несчастий. Эти начальные ценностные ориентации, ценности и ценностные отношения людей к окружающему миру с развитием общества претерпевали существенные изменения в процессе формирования насущных потребностей, стремления к их удовлетворению [8].

В этическом словаре благо является наиболее общей категорией, эквивалентной понятию ценности. Можно сказать, что благо есть все, что является для людей ценным, а можно утверждать и обратное: все, что представляет для людей ценность есть благо. Это до сих пор заметно в современных языках: так, в русском языке слово «добро» одновременно означает и моральную категорию, и нажитое богатство; то же самое и с английской парой терминов “good/goods” (“хорошо/товар”).

В зависимости от характера потребностей и способов их удовлетворения ценности подразделяются на материальные и духовные, которые, в свою очередь, могут быть познавательными, научными, эстетическими, художественными, моральными. B самом общем виде различия материальных и духовных ценностей заключаются в том, что первые связаны с удовлетворением сугубо практических нужд, и поэтому их мерилом выступает практическая полезность предметов, вторые же, как правило, характеризуют высшие запросы людей, поэтому критерии их выделения иные. Мерой измерения познавательных и научных ценностей, например, является истина; эстетических и художественных — красота, прекрасное. Особенности моральных ценностей обусловлены основной ролью морали в жизни общества. Мораль призвана регулировать и гармонизировать взаимоотношения между людьми, разрешать противоречия между обществом и поведением отдельных людей. Подлинная нравственность призвана обеспечивать чистоту человеческих отношений, поэтому моральные ценности, к числу которых относятся добро, совесть, достоинство и т. д., свободны не только от каких-либо меркантильных, но и вообще от утилитарных соображений. Мораль выше интересов сиюминутной выгоды, расчета, ее цель — способствовать утверждению человеческой солидарности и гуманности [16].

В чем же состоит позитивная роль моральных ценностей по отношению к повседневной жизнедеятельности и нравственному развитию личности? Моральные ценности являются критерием и формами оценки человеческих помыслов и действий, их личных моральных достоинств и уровня нравственного развития. Оценить перечисленные явления в категориях добра, совести, ответственности, достоинства — значит выявить нравственное и общественное содержание самих побуждений, действий и личных качеств людей. А это, в свою очередь, означает, что моральные ценности не представляют собой оторванных от жизни понятий, представлений, а выступают в качестве вполне определенных и реальных проявлений нравственных отношений. А так как нравственные отношения не существуют обособленно от конкретных форм жизнедеятельности людей, а именно — труда, общественной деятельности, различного рода духовной деятельности, то все они так или иначе оказываются носителями моральных знаний, то есть обладают не только практической, но и моральной ценностью.

Нужно отметить, что моральное сознание человека предопределено теми ценностями, которыми общество уже располагает, которые порождены всем его предшествующим развитием. Само же общество интегрирует, обобщает в моральных ценностях те нравственные отношения, которые складываются между отдельными людьми как субъектами исторического прогресса. С другой стороны, ценностные ориентации отдельных людей лишь более или менее полно, более или менее адекватно соответствуют системе общественных ценностей.

Указывая место ценностных ориентации в структуре личности, Б.Г.Ананьев писал: "...направленность личности на те или иные ценности составляют ее ценностные ориентации" [34]. Ценностность является стержневой характеристикой личности, а также определяет ее направленность. Б.Г.Ананьев [34] выделил интериндивидуальную структуру социального окружения того социального целого, к которому принадлежит личность, и интраиндивидуальную структуру самой личности. Определяющим и ведущим началом в этой структуре являются социальные качества, сформированные на базе статуса и комплекса социальных функций человека. Все эти характеристики личности - статус и социальные функции - роль, мотивация поведения и ценностные ориентации, структура и динамика отношений - определяют мировозрение личности, ее жизненную направленность. Рефлексивные свойства характера завершают его структуру и обеспечивают его целостность. Эти свойства наиболее интимно связаны с целями жизни и деятельности, ценностными ориентациями, установками, выполняя функции саморегулирования и контроля развития, способствуя образованию и стабилизации единства личности. Большое внимание разработке проблемы ценностей уделяется в рамках философии. Здесь, прежде всего следует отметить работы В.П.Тугаринова. Автор справедливо замечает, что почти все явления окружающей жизни вызывают ценностные отношения, но у "отдельного человека диапазон его ценностей ... может быть узким, ограниченным. Ограниченность личности выражается в ограниченном числе и характере ее жизненных ценностей, жизненных интересов" [34]. Теоретические и конкретно - экспериментальные разработки проблемы ценностных ориентации принадлежат, главным образом, социологам.

В диспозиционной концепции В.А.Ядова ценностные ориентации рассматриваются как одна из центральных характеристик личности, взятой прежде всего в ее отношении к обществу, социальной группе, самой себе как социальному феномену. Предполагается, что формирование системы ценностных ориентации у человека происходит на протяжении многих лет, и изменяются они постепенно, в соответствии с психологическими особенностями индивида. "Независимо от того, насколько явными или неявными оказываются ценностные ориентации данного индивида, по своему содержанию они характеризуют его как личность, включенную в данную систему социальных связей и отношений в социальной системе. Основная функция ценностных ориентации заключается в регулировании поведения как осознанного действия в определенных социальных условиях" [69]. Исходя из этого, ценностные ориентации определяются как фиксированная в психике индивида и социально обусловленная общая направленность на цели и средства деятельности в некоторой сфере [69].

Ценностные ориентации в работах В.А. Ядова определяются фиксированными установками "относительно тех элементов социальной действительности, которые обладают высокой ценностью для индивида... Генетически ценностные ориентации образуются из селекции актуальных установок после объективации субъектом своего поведения с точки зрения социальных норм и ценностей... Ценностные ориентации выражают потребности индивида в социально значимых целях и средствах деятельности" [69].

В социально-психологической литературе описан ряд работ, в которых изучалось влияние коллектива на формирование ценностных ориентации. Так, в исследованиях В.Б.Ольшанского и Е.С.Кузьмина акцент делается на значение неофициальных межличностных отношений симпатии и антипатии, складывающихся в рамках первичных коллективов, как факторов, влияющих на ценностные ориентации. В исследовании Б.Д.Парыгина, напротив центральное место занимают официальные межличностные отношения. Интересные экспериментальные данные содержаться в исследовании З.И.Файнбург о различии и динамике ценностных ориентации в разных социальных группах: рабочих, ИТР, служащих, учителей и т.д. а также в зависимости от других факторов -возраста, пола, уровня образования, материальной обеспеченности. Развернутое исследование взаимного влияния образа жизни и ценностных ориентации было выполнено группой армянских социологов. В исследовании Г.С.Саркисова показаны различия в структуре ценностных ориентации правонарушителей и законопослушных лиц. Л.А.Аза и сотрудники изучали соотношение различных ценностных ориентации рабочей молодежи в сфере труда и досуга. Они выявили, что на первом месте в структуре ценностных ориентации находится творческая работа, далее - общественная значимость труда, затем - зарплата и профессиональный рост. Исследование Ю.А.Шерковина посвящено влиянию массовых информационных процессов на ценностные ориентации. Таким образом, конкретно-социологические и социально-психологические исследования охватывают значительный диапазон проблем, связанных с изучением ценностных ориентации.

Многие исследователи придавали большое значение сформированности у индивида системы его ценностных ориентаций. Так, например, K.Колберг, занимаясь развитием индивида, исследовал стадии морального развития личности и связывал их со стадиями умственного развития по Пиаже.

Якобсон П.М., выделяя психологические аспекты созревания личности и исследуя критерии ее социальной зрелости, отмечал важную роль динамических сдвигов в ядре личности, связанных с открытием и усвоением ценностей, норм, требований и правил общества [70].

Таким образом, формирование системы ценностных ориентаций личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения.

Наиболее интересные с точки зрения формирования системы ценностных ориентаций личности старший подростковый и переходный к юношескому возрасту. Особое значение его для формирования ценностной структуры определяется характерной для этого периода специфической ситуацией развития. В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей. Чаще всего период перехода от подросткового к юношескому возрасту приходится на старшие классы школы и поэтому переход от детства к взрослости и связанная с ним необходимость самоопределения и выбора жизненного пути после окончания школы осложняется тем, что для старшеклассников остается актуальным проблема формирования самосознания (центрального новообразования подросткового возраста).

Важнейшими детерминантами процесса формирования личности старшеклассника, регулирующими процесс включения его в социум и содержание системы его ценностных ориентаций, являются потребность в общении и потребность в обособлении [55].

Общение в этот период приобретает ряд специфических черт: расширение круга контактных групп, в которые включается старшеклассник, и в тоже время, большая избирательность в общении, которая проявляется в частности, в четкой дифференциации групп общения на товарищеские, с достаточно широким составом членов и ограниченной интенсивностью общения внутри них, и дружеские, с которыми старшеклассник идентифицирует себя и которые он стремится использовать как стандарт для самооценки и как источник ценности. Л.И.Божович, И.С.Кон, А.В.Мудрик связывают переход от подросткового к раннему юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности [14, 21,41].

Рассмотрим подробнее те стороны личностных характеристик, которые имеют значение для профессиональной работы.

Ценностные ориентации. “Личность формируется в процессе постоянных взаимоотношений с людьми. Все особенности, присущие личности, социально обусловлены. Поэтому ценностные ориентации можно определить “как направленность личности на усвоение (создание) общественных ценностей в соответствии с конкретными потребностями”. Исходя из этого определения, ключ к пониманию понятия “ценностные ориентации” следует искать в системе взаимоотношений между потребностями личности и общественными ценностями”. [12].

Каждая личность стремится к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют ее целям и интересам. “Применительно к профессиональной деятельности человека можно выделить следующие ценности:

§ Самоутверждение в обществе, в ближайшей социальной среде;

§ Авторитет в трудовом коллективе;

§ Признание родных, знакомых, друзей;

§ Самосовершенствование и самовыражение – интересная работа;

§ Применение своих знаний, умений, способностей;

§ Творческий характер труда;

§ Материально-практические, утилитарные ценности - хороший заработок;

§ Должность, удовлетворяющая личность, перспектива продвижения по службе”. [12].

Главную роль в выборе ценностей имеют мотивы, которые, в свою очередь, зависят от интересов и потребностей личности, целей этой личности.

“По виду мотивы выбора профессии можно разделить на шесть групп:

§ Общая мотивировка;

§ Романтика профессий;

§ Мотивы познавательного характера;

§ Мотивы, в которых подчеркивается общественная значимость профессии;

§ Ссылка на пример;

§ Немотивированный выбор.

По характеру все мотивы можно разделить на четыре группы:

§ Мотив, четко и аргументировано обосновывающий целесообразность выбора данного направления трудовой деятельности;

§ Мотивация нечеткая, недостаточно мотивированная;

§ Мотивация неуверенная, неаргументированная;

§ Никак неаргументированная мотивация”. [12].

Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда и насколько четкие, аргументированные мотивы выбора. Это в свою очередь, дает возможность выяснить отношение личности к объективным ценностям.

Итак, мы рассмотрели ценностные ориентации в структуре личности человека. Во взаимосвязи с другими характеристиками личности их можно определить следующим образом: потребности – интересы – объективные ценности – мотивы – цели – выбор.

Исследования, проведенные психологами в рамках выявления структуры ценностных ориентаций подростков, воспитывающихся в учебных заведениях разного типа, показали следующие результаты [29]:

1. У учащихся школы преобладает выбор эмоционально-волевых ценностей личностей. Морально-нравственные ценности в новых социально-экономических условиях жизни общества для них не имеют высокой ценности.

2. В иерархии ценностей учащихся гимназии преобладают духовно-нравственные ценности. В этом заключается различие в системе инструментальных ценностей, что определяется особенностями образовательных учреждений.

3. В системе терминальных ценностей наблюдается сходство, которое определяется социобиологическими факторами, в том числе возрастом, и не зависит от особенностей обучения.

Также было выявлено, что выбор ценностных ориентации влияет на отношение к себе, на планирование будущего подростков.

1. Констатация ценностных ориентации в новых общественно-экономических условиях является важным моментом в комплексном изучении личности современного подростка.

2. Обучение в образовательных учреждениях разного типа влияет на иерархию инструментальных ценностей подростков.

3. Структура терминальных ценностей зависит от социобиологических факторов (возрастных особенностей, социальных условий), а не от типа образовательного учреждения.

4. Обучение в религиозной гимназии способствует формированию духовно-нравственных ценностей, отвечающих требованиям христианской этики.

5. Воспитание подростков в общеобразовательной школе осуществляется единой личностно-ориентированной системой, основанной на личностном подходе к жизни ребенка, что способствует адекватной самооценке. Обучение в общеобразовательной школе способствует формированию эмоционально-волевых качеств личности.

Взросление, как процесс социального самоопределения многомерно и многогранно. Противоречия и трудности подросткового возраста проявляются в формировании жизненной перспективы. Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения. Мировоззрение – это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Но мировоззрение не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации. Юность – решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и когнитивные, и его эмоционально-личностные предпосылки. Мировоззренческий пояс включает в себя социальную ориентацию личности, т.е. осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.

Наряду с ролевым развитием, в мировоззрении индивида формируется его Я идеальное. Это совершенное представление о себе самом, вместилище качеств, которые личность намеревается реализовать в жизни. Это тот эталон, обобщающий образ, с которым она сверяет свои поступки.

Для самоопределения важным являются личностные качества. Их осознание происходит после долгого взаимодействия индивида и среды, в ходе которого человек отмечает, что в нем присутствует определенный характерологический строй, более благоприятный в одних и менее благоприятный в других обстоятельствах. Этот фактор способствует тому, что личность начинает искать среду взаимодействия и сферу деятельности. Личностные качества являются выражением Образа Я. Применительно к личностному самоопределению подросток выступает в роли режиссера, пытающемуся найти себе подходящую пьесу в жизни. Обычно такой поиск сопровождается чередой неудач и ошибок, пока, наконец, не будет найдена та среда, которая раскроет индивида полностью.

В эту среду входит выбор профессии – наиболее важное решение, которое нужно принять в подростковом возрасте. Существует ряд психологических причин, обусловливающих важность вопроса о выборе профессии. Каждый человек нуждается в признании окружающих и хочет, чтобы его оценили, ищет одобрения, любви и независимости. Один из способов достичь этого – выбрать такую профессию, которая выделяла бы его в глазах окружающих и приносила бы ему эмоциональное удовлетворение. Такое отождествление с профессией позволяет человеку найти себя, способствует самореализации и самовыражению. Стремление достичь большого успеха в профессиональной деятельности является следствием высокого уровня самооценки и способствует утверждению чувства собственного достоинства.

В психологических периодизациях Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева [30,67] ведущей деятельностью в юности признается учебно-профессиональная деятельность. Несмотря на то что во многих случаях юноша продолжает оставаться школьником, учебная деятельность в старших классах должна приобрести новую направленность и новое содержание, ориентированное на будущее. Речь может идти об избирательном отношении к некоторым учебным предметам, связанным с планируемой профессиональной деятельностью и необходимым для поступления в вуз (например, химия и биология для будущих медиков), о посещении подготовительных курсов, о включении в реальную трудовую деятельность в пробных формах (помощь воспитательнице в детском саду, автомеханику во время ремонтных работ автомобиля и т.п.). В других случаях юноши и девушки еще более приближаются к производственной сфере: продолжают образование в ПТУ, техникумах, колледжах, технических лицеях или начинают собственную трудовую жизнь, совмещая работу с учением в вечерних школах.

По мнению Д.И. Фельдштейна, в юношеском возрасте характер развития определяют труд и учение как основные виды деятельности [61].

Другие психологи говорят о профессиональном самоопределении как ведущей деятельности в ранней юности. И.В. Дубровина уточняет [11], что к моменту окончания школы о самом самоопределении говорить рано, ибо это только намерения, планы на будущее, не реализованные еще в действительности. В старших классах формируется психологическая готовность к самоопределению. Готовность к самоопределению означает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, т.е. сформированность психологических образований и механизмов, обеспечивающих возможность роста личности сейчас и в будущем.

Содержание психологической готовности к самоопределению:

§ сформированность на высоком уровне психологических структур: теоретического мышления, основ научного и гражданского мировоззрения, самосознания и развитой рефлексии;

§ развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности (потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека — члена общества, потребность в общении, потребность в труде, нравственные установки, ценностные ориентации, временные перспективы);

§ становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов, критического отношения к ним.

Большинство исследователей рассматривают профессиональное самоопределение как процесс, развернутый во времени. Профессиональное самоопределение — это многомерный и многоступенчатый процесс, в котором происходит выделение задач общества и формирование индивидуального стиля жизни, частью которой является профессиональная деятельность. В процессе профессионального самоопределения устанавливается баланс личных предпочтений и склонностей и существующей системы разделения труда.

Профессиональное самоопределение нельзя рассматривать как некоторый «стоп-кадр» процесса развития. Сделанный профессиональный выбор не сужает возможности: приобретаемый на избранном пути опыт изменяет картину дальнейших возможностей выбора человека и направление его дальнейшего развития, открывает для него новый, ранее недоступный мир. Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности. В настоящее время социальная ориентация во многом определяет профессиональное самосознание человека, его профессиональное самоопределение и профессиональный выбор.

В раннем юношеском возрасте профессиональное самоопределение составляет важный момент личностного самоопределения, но не исчерпывает его. Видение себя будущим профессионалом является показателем связи молодого человека с обществом, вхождения в общество. Выбор профессии фактически означает проецирование в будущее определенной социальной позиции.

В современном понимании профессиональное самоопределение рассматривается не только как конкретный выбор профессии, но как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности. При таком понимании профессиональное самоопределение — это процесс чередующихся выборов, каждый из которых рассматривается как важное жизненное событие, определяющее дальнейшие шаги на пути профессионального развития личности.

Уже на предыдущих возрастных ступенях складываются представления о ряде профессий. Информированность о профессии, учет позиции близких людей, личные склонности и способности оказывают влияние на профессиональное самоопределение молодых людей. Чем старше юноша, тем настоятельнее необходимость выбора.

Решение о выборе профессии принимается в течение нескольких лет, проходя ряд стадий. На стадии фантастического выбора (до 11 лет) ребенок, размышляя о будущем, еще не умеет связывать цели и средства. Первичный выбор, совершаемый на этой стадии, производится в условиях малодифференцированного представления о профессиях, при отсутствии выраженных интересов и склонностей. По мере интеллектуального развития подросток или юноша все больше интересуется условиями реальности, но еще не уверен в своих способностях — стадия пробного выбора (до 16—19 лет). Постепенно фокус его внимания сдвигается с субъективных факторов к реальным обстоятельствам. Из множества вариантов постепенно выделяются несколько наиболее реальных и приемлемых вариантов, между которыми и предстоит выбирать. Стадия реалистического выбора (после 19 лет) включает обсуждение вопроса с осведомленными лицами, осознание возможности конфликта между способностями, ценностями и объективными условиями реального мира.

Опыт изучения проблемы профессионального самоопределения обобщен Н.С. Пряжниковым [48]. В разработанной им содержательно-процес-суальной модели профессионального самоопределения центром признается ценностно-нравственный аспект, развитие самосознания (развитая рефлексия, самопознание) и потребность в профессиональной компетентности. Основу профессионального самоопределения составляют следующие психологические факторы:

§ осознание ценности общественно полезного труда,

§ общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране,

§ осознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации,

§ общая ориентировка в мире профессионального труда,

§ выделение дальней профессиональной цели (мечты),

§ согласование мечты с другими важными жизненными целями (семейными, личностными, досуговыми),

§ знание о выбираемых целях,

§ знание о внутренних препятствиях, осложняющих достижение избранной цели, и др.

Одной из особенностей самоопределения современных подростков является ориентация на престижность профессий, на элитность, на «самое лучшее» в том смысле, как это субъективно понимается ими самими. Подростки и молодежь часто бывают захвачены идеей быстрой карьеры, блистательного и стремительного успеха, богатства. Н.С.Пряжников говорит об опасности изощренной манипуляции, основанной на «лучших» конформистских традициях, когда с помощью искусных средств массовой информации и так называемого общественного мнения формируется основа для профессионального и личностного выбора конкретного человека, что подрывает самую суть самоопределения.

Можно выделить ряд типичных психологических проблем, связанных с профессиональным самоопределением личности. К ним прежде всего относятся [49]:

1. Рассогласование идеального и реального образа выбираемой профессии.

2. Представления о своих личных ценностных ориентациях не соответствуют своим представлениям о ценностях, обеспечивающих успех в профессиональной деятельности в новых экономических и социальных структурах.

3. Рассогласование реальной и идеальной мотивации профессио­нального выбора.

4. Неадекватная самооценка.

Решение любых психологических проблем связано прежде всего с осознанием и принятием этих проблем, с развитием самосознания человека. Люди, стоящие на пороге профессионального выбора, обладают особым психологическим настроем к самопознанию. Для них характерны: стремление разобраться в себе, оценка своих возможностей в современном мире, в том числе и в профессиональном, стремление оценить, какие условия могут способствовать, а какие мешать вхождению в мир профессии. Наибольшей сензитивностью в развитии профессионального самосознания обладают люди старшего школьного и юношеского возраста, для которых проблема профессионального и личностного самоопределения является насущной и актуальной.

Помощь молодому человеку со стороны общества и взрослых необходима, но в виде «разумной и неманипулятивной корректировки профессионального выбора, основанной не на выдаче готовых рекомендаций, а на постепенном формировании у самоопределяющегося подростка самой способности осознанно и самостоятельно планировать профессиональные и жизненные перспективы и при необходимости своевременно корректировать их».

Для диагностики психологических проблем, связанных с профессиональным самоопределением, в большинстве случаев требуется проведение комплексного диагностического обследования с помощью психологических методик, позволяющих определить:

§ ценностные ориентации и установки;

§ ближайшие и перспективные жизненные планы и профессио­нальные намерения;

§ уровень сформированности представлений о профессии;

§ уровень развития самооценки;

§ способности, склонности и интересы;

§ уровень развития профессиональной мотивации;

§ личностные особенности;

§ реальные жизненные условия (семейные отношения, здоро­вье, материальное обеспечение и пр.).

Информации, полученной в результате такого комплексного обследования, как правило, бывает достаточно, чтобы определить специфику психологических проблем данного индивида. Иногда предварительная беседа с консультируемым позволяет ограничить круг необходимых диагностических методик для выявления предполагаемой психологической проблемы. Здесь важным является наблюдение за поведением консультируемого во время общения и обследования (что ему интересно, что неинтересно, что трудно, что непонятно, в чем проявляется его познавательная активность, эмоциональное отношение, отказы и т.д.).

Эмпирическое исследование взаимосвязи жизненных планов и ценностных ориентаций

 

В исследовании приняли участие учащиеся 11 классов московской школы, в количестве 50 человек. Использовались:Дифференциально-диагностический опросник (ДДО),разработанный под руководством Е.А.Климова и предназначенный для определения интересов и склонностей человека; Диагностическая методика выявления иерархии ценностных ориентаций основанная на перечне терминальных ценностей М. Рокича.

Ценностные предпочтения школьников с различными профессиональными ориентациями по предмету труда представлены в табл. 1– 5 .

Сравнение иерархической структуры ценностей в среднем для выбранной деятельности Человек – Природа показывает, что на первых местах в качестве ведущих ценностей выступают: здоровье, физическое и духовное развитие, творчество, счастье. Последние места занимают: свобода, активная деятельная жизнь (см. табл.1.)

Таб.1

Структура ценностных ориентаций (по Рокичу) для выбранной деятельности Человек – Природа

Человек-природа
Здоровье, физическое и духовное развитие. 3,17
Творчество. 3,17
Счастье других. 4,17
Наличие хороших и верных друзей. 4,50
Любовь. 6,67
Жизненная мудрость. 7,50
Развлечения. 7,50
Уверенность в себе. 7,83
Материально-обеспеченная жизнь. 8,50
Общественное признание. 9,50
Познание, интеллектуальное развитие. 9,67
Продуктивная жизнь. 10,50
Свобода. 10,50
Активная деятельная жизнь. 11,83

 

 

Сравнение иерархической структуры ценностей в среднем для выбранной деятельности Человек – Техника показывает, что на первых местах в качестве ведущих ценностей выступает: любовь, здоровье, физическое и духовное развитие. Последние места занимают: свобода, активная деятельная жизнь. (см. табл.2.)

Таб.2

Структура ценностных ориентаций (по Рокичу) для выбранной деятельности Человек – Техника

Человек техника
Любовь. 2,71
Здоровье, физическое и духовное развитие. 4,43
Счастье других. 4,71
Творчество. 5,57
Наличие хороших и верных друзей. 6,00
Материально-обеспеченная жизнь. 6,86
Общественное признание. 7,00
Уверенность в себе. 7,29
Развлечения. 8,57
Познание, интеллектуальное развитие. 8,86
Жизненная мудрость. 9,00
Продуктивная жизнь. 9,86
Свобода. 11,71
Активная деятельная жизнь. 12,43

 

Сравнение иерархической структуры ценностей в среднем для выбранной деятельности Человек – Человек показывает, что на первых местах в качестве ведущих ценностей выступают: здоровье, физическое и духовное развитие, наличие хороших и верных друзей, любовь. Последние места занимают: свобода; познание, интеллект, развитие. (см. табл.3.)

Таб.3

Структура ценностных ориентаций (по Рокичу) для выбранной деятельности Человек – Человек

Человек-человек
Здоровье, физическое и духовное развитие. 4,90
Наличие хороших и верных друзей. 5,00
Любовь. 5,90
Творчество. 6,00
Жизненная мудрость. 6,70
Общественное признание. 6,90
Продуктивная жизнь. 8,20
Развлечения. 8,20
Материально-обеспеченная жизнь. 8,50
Уверенность в себе. 8,60
Счастье других. 8,70
Активная деятельная жизнь. 8,80
Свобода. 8,90
Познание, интеллектуальное развитие. 9,70

 

Сравнение иерархической структуры ценностей в среднем для выбранной деятельности Человек – Знаковаясистема показывает, что на первых местах в качестве ведущих ценностей выступают: творчество; здоровье, духовное и физическое развитие ,наличие хороших и верных друзей. Последние места занимают: активная деятельная жизнь, свобода. (см. табл.4.)

Таб.4

Структура ценностных ориентаций (по Рокичу) для выбранной деятельности Человек – Знак

Человек-знак
Творчество. 3,75
Здоровье, физическое и духовное развитие. 4,19
Наличие хороших и верных друзей. 4,94
Общественное признание. 6,25
Счастье других. 6,88
Уверенность в себе. 7,44
Любовь. 7,69
Жизненная мудрость. 7,75
Развлечения. 7,88
Познание, интеллектуальное развитие. 8,31
Материально-обеспеченная жизнь. 9,38
Продуктивная жизнь. 9,56
Активная деятельная жизнь. 10,44
Свобода. 10,56

 

Сравнение иерархической структуры ценностей в среднем для выбранн<



2018-06-29 1084 Обсуждений (0)
Роль ценностных ориентаций в развитии подростков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль ценностных ориентаций в развитии подростков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1084)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)