Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Информационное пространство в социализации



2018-06-29 594 Обсуждений (0)
Информационное пространство в социализации 0.00 из 5.00 0 оценок




Современной молодежи

 

Современное российское общество находится в динамичном трансформационном состоянии. Оно интенсивно развивается и усложняется по своей структуре на фоне возрастающего многообразия культур и форм взаимодействия между людьми, экономической дифференциации, национальных и конфессиональных различий и т.д. Это порождает социальные проблемы, социальное напряжение, разные виды конфронтаций между поколениями.

В таких условиях становится особенно важно найти новые подходы к изучению проблем образования, в частности, акцентируя внимание на формировании образовательных и профессиональных траекторий молодых представителей разных социальных групп; учесть современные модели повышения образовательного уровня и занятости молодежи, определить ее жизненные стратегии с точки зрения получения и накопления человеческого капитала.

Социальная компетентность в современном обществе означает способность человека выстраивать стратегии взаимодействия с другими людьми в окружающей его изменяющейся социальной реальности. Она предполагает в равной степени и освоение вариантов взаимодействия с окружающими, способов достижения целей, и понимание сути происходящего, предвидение последствий собственных действий. Все это применимо к ситуации социализация личности в современных условиях.

В данной статье рассматривается ряд актуальных вопросов о социальной действительности подрастающего поколения: вовлеченность молодежи в информационную сферу, интернет-зависимость и одиночество.

В современных социально-экономических условиях наблюдается все большая вовлеченность молодежи в информационную сферу. Как социально-возрастная группа молодежь обладает рядом особенностей. Ей присуще неполное включение в социально-экономические отношения. Одновременно именно она в наибольшей степени мобильна, инициативна. По сути, от качества ее потенциала зависят перспективы развития экономики, разработка и внедрение инноваций в сферах науки, культуры, производства, новых социальных стратегий.

Вместе с тем информационные технологии в молодежной среде обнаруживают некоторые негативные стороны. Так, социологические исследования молодежи, проводящей за компьютером ежедневно более 4 часов, показали, что около 80% респондентов испытывают так называемый компьютерный голод при перерывах в работе на ЭВМ хотя бы на один день; 25% ощущают трудности при переключении с компьютерной работы на другое занятие; 17% отмечают, что им легче общаться с компьютером, чем с людьми (для лиц, работающих ежедневно более 8 часов, этот показатель увеличивается до 40%) [3]. Плодящиеся различные компьютерные интернет-клубы становятся не самой лучшей для молодого человека альтернативой спортивным секциям или просто прогулкам на природе, на свежем воздухе. А увлечение некоторыми компьютерными играми, как можно видеть из сообщений СМИ, может привести к печальным последствиям. Следует констатировать, что, несмотря на активное развитие в последнее десятилетие информационного законодательства, в России до сих пор не отлажено правовое регулирование информационной безопасности детей и молодежи. В связи с этим обеспечение информационной безопасности различных групп молодежи приобретает, на наш взгляд, существенное значение.

В качестве примера можно представить исследование, проведенное в 2008г. со студентами 2-5 курсов Брянского государственного университета о выявлении представлений молодежи об информационной безопасности. Цель исследования – выяснить, какой смысл студенты вкладывают в понятие "информационная безопасность", видят ли они определенные проблемы в информационной сфере и какие источники угроз им представляются наиболее существенными. В выборке учитывалось то обстоятельство, что именно после первого курса студенты начинают осознанно обращаться к различным источникам социально значимой информации и активно использовать информационные технологии в образовательной деятельности. А постоянно возрастающее количество электронных информационных ресурсов (например, электронные источники информации в Интернете, электронные библиотеки, информационные банки данных), использование в процессе обучения различных программных продуктов и мультимедийных средств вызывают необходимость все более частого обращения студентов к компьютерной технике. Интересовало, прежде всего, какой смысл студенты вкладывают в понятие "информационная безопасность", видят ли они определенные проблемы в информационной сфере и какие источники угроз им представляются наиболее существенными.

В ходе опроса выяснилось, что лишь у 33% респондентов проблема обеспечения информационной безопасности вызывает личный, живой интерес. Только 17% опрошенных оценивают состояние обеспечения информационной безопасности как достаточное, 74% - удовлетворительное, 9% - неудовлетворительное. Никто из респондентов не признал состояние обеспечения информационной безопасности как совершенное. На основе анализа материалов исследования выяснены некоторые проблемы, представляющиеся студентам важными для развития информационной сферы. Среди них: несвоевременность нормативно-правового регулирования - 59% (некоторые студенты отмечали, что вообще не имеют представления о нормативно-правовых актах в информационной сфере); угроза безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем - 42% (в качестве основных источников угроз назывались недостоверность и несвоевременность поступающей информации); разработка и распространение программ, нарушающих нормальное функционирование информационных и информационно-телекоммуникационных систем - 54% (большинство студентов при работе с компьютером хотя бы однажды сталкивалось с различными видами компьютерных вирусов); усиление зависимости политической и экономической сферы общественной жизни от зарубежных информационных структур - 52 и 61% соответственно.

При определении источников угроз информационной безопасности наиболее часто встречались ответы: отставание РФ по уровню информатизации - 56%; воздействие "вредной" информации - 42% (в качестве примера студентами назывались информация, оказывающая деструктивное воздействие на психику людей, недостоверная и заведомо ложная информация, пропаганда ненависти, вражды); деятельность преступных групп и формирований, направленная против интересов граждан, государства и общества в целом в информационной сфере - 39%; отказы технических средств связи и обработки информации - 37%; нарушение персоналом информационных регламентов, технологии и процедур - 36%; разрушение единого информационного и духовного пространства России - 16%.

В качестве основных механизмов регулирования социальных конфликтов в информационной сфере 37% опрошенных указали на соответствующую нормативно-правовую базу, регулирующую процессы в информационной сфере; 21% - на эффективную работу государственных служб и отделов по обеспечению информационной безопасности государства; 32% - на научное осмысление информационных рисков и угроз информационной безопасности в целом; 10% дополнительно указали на необходимость формирования соответствующего сознания у людей, подготовки высококвалифицированных специалистов в данной области (некоторые респонденты посчитали целесообразным введение специальной учебной дисциплины в образовательный процесс), занятия гражданами более активной позиции по рассматриваемым проблемам.

Данные исследования позволяют утверждать, что 96% опрошенных студентов термин "информационная безопасность" понимают шире, чем "компьютерная безопасность". Примечательно, однако, что в выбираемых ответах лишь часть респондентов учитывала факторы, влияющие на здоровье и психологическое состояние человека (некоторые отмечали, что при нахождении за компьютером более 4 часов начинают испытывать чувство дискомфорта, болезненные ощущении в области спины и шеи, усталость глаз, проблемы в общении с окружающими).

В этой связи особенно актуализируется понимание молодежью гуманистических аспектов информационной безопасности. Важно, чтобы подрастающее поколение четко представляло источники и факторы, обусловливающие возникновение социальных конфликтов в информационной сфере, основные механизмы их регулирования; учитывало угрозы негативных информационных воздействий на индивидуальное и общественное сознание и психику людей, их здоровье.

Быстрый рост интернета породил исследования преимуществ и недостатков расширения онлайн-активности, в частности, продолжает активно обсуждаться феномен компьютерной и интернет-зависимости. На поведенческом уровне такая зависимость проявляется в том, что страдающие от нее люди настолько предпочитают Интернет реальной жизни, что забывают о каждодневных делах и обязанностях. Неумеренное пользование компьютером и интернетом имеет особенно серьезные последствия для детей.

Ненормированные зрительные нагрузки, связанные с непрерывным смотрением на экран монитора, увеличивают опасность близорукости, которая чаще всего начинает развиваться в возрасте от 7 до 15 лет. Частое сидение за компьютером ослабляет способность быстро переключаться на другие виды деятельности, вызывает проблемы с концентрацией внимания, ограничивает эмоциональные контакты и общение с близкими и друзьями, что особенно необходимо детям для их нормальной социализации. Сказанное, разумеется, не означает отрицания позитивных сторон использования интернет-ресурсов, к примеру, для образовательного и интеллектуального развития детей.

Исследования интернет-зависимости в России пока немногочисленны и не носят систематизированного характера [Войскунский, 2004]. В первых отечественных работах по этой тематике также фиксируется связь между интернет-зависимостью и дефицитом социального контакта. Результаты исследования Н. В. Чудовой, изучавшей состояние эмоциональной сферы субъектов активного интернет-взаимодействия (использовались проективные методики - тест Люшера), а также уровень их самооценок (методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейн) свидетельствуют о том, что у неумеренных интернет-пользователей имеют место "сложности в непосредственном общении", "переживание одиночества и недостаточного внимания к ним со стороны других", а также "склонность к интеллектуализации", то есть к уходу от эмоциональных контактов [Чудова, 2002; Егоров и др., 2005]. В недавней работе Н. В. Корытниковой была выделена социальная депривация как негативная сторона влияния Интернета, что проявляется в недостаточности выполнения социальных функций, приводящей к невозможности удовлетворения важных социальных потребностей, к сужению социальных контактов, что в итоге сопровождается десоциализацией и социальной дезадаптацией [Корытникова, 2010].

В то же время многие рассматривают интернет как инструмент преодоления чувства одиночества. Во-первых, человек может легко найти в Интернете собеседника в любое время суток семь дней в неделю для непосредственного общения. При этом преодолеваются физическая отдаленность и чувство дистанции. Интернет расширил социальные сети по всему миру. Во-вторых, онлайн-коммуникация может быть анонимной: во многих случаях человек взаимодействует в сети без показа своей истинной идентичности. В то же время интернет-общение не позволяет восполнить дефицит непосредственного эмоционального общения "лицом к лицу".

С точки зрения различных социологических и социально-психологических концепций существует ряд факторов, вероятно обусловливающих появление и развитие интернет-зависимого поведения: социальная дезорганизация, слабая социальная интеграция, низкий самоконтроль, социальная тревога, низкая самооценка, депрессия, расстройства влечений, злоупотребление психоактивными веществами и т.д.

При этом далеко не всегда удается выявить четкую причинно-следственную связь между злоупотреблением Интернетом и сопутствующими ему личными проблемами, такими как одиночество, потеря интереса к учебе, к близким, жизненные и финансовые трудности и т.д.

Социальное одиночество выражается в глубоком переживании человеком отсутствия доступного круга общения и удовлетворяющих его социальных связей. Такой человек остро переживает разрыв отношений с другими людьми, отсутствие моральной поддержки со стороны первичных групп. То есть социальное одиночество является причиной недостатка воспринимаемой принадлежности к общей социальной группе. Эмоциональное (психологическое) одиночество Вейс рассматривает как переживание отсутствия тесной эмоциональной привязанности, неспособности найти душевный отклик, встретить понимание со стороны других людей. Этот тип одиночества возникает при отсутствии близкого человека, способного разделить чувства. Люди, переживающие подобное одиночество, испытывают чувство глубокого уединения, независимо от того, доступно или недоступно им общество. Другими словами, эмоциональное одиночество является результатом недостатка психологической привязанности индивида к близким людям, таким как родители, супруг или супруга, дети, братья, сестры другие родственники, отсутствие друзей.

То есть, речь идет о понимании интернет-зависимости как зависимого поведения, навязчивого пристрастия к онлайновым азартным играм, виртуальным знакомствам, к киберсексу, к бесконечным путешествиям по сети, к непрестанному поиску информации по базам данных, поисковым сайтам и т.п. Результаты исследований К. Янга и Д. Гринфельда частично подтверждают то, что злоупотребление Интернетом нередко приводит к социальной изоляции, увеличивающейся депрессии, распаду семей, неудачам в учебе, финансовому неблагополучию [Янг, 2000; Greenfield, 1999].

Думается, что имеет место взаимообусловливающий характер развития интернет-зависимости и чувства одиночества. При наличии социальных причин интернет-пользования, то есть в целях общения и компенсирования социального дефицита, человек все больше использует Интернет. В свою очередь, посвящая больше времени интернет-пользованию, молодежь игнорирует реальные отношения, не решают важные бытовые и актуальные социальные и жизненные проблемы. При этом происходит постепенная социальная дезадаптация. В таком состоянии возникает необходимость "ухода от проблем" в виртуальный мир, поскольку уже имеется некоторый опыт легкого необременительного общения, удовлетворения коммуникационных, информационных и других потребностей посредством глобальной сети.

Современная эпоха характеризуется интенсивной разработкой компьютерных и других информационных технологий, которые реализуются во всех сферах деятельности человека. Важное место они занимают в жизни учащейся молодежи. Как отмечается в литературе, под их воздействием происходят позитивные сдвиги в быту, общении, сферах образования и развлечений, в области творчества и профессионального самоопределения молодых людей. Вместе с тем стремительное погружение в информационную среду имеет некоторые отрицательные следствия.

В качестве критерия, на базе которого проводилось выделение групп школьников, были выбраны следующие направления использования информационных технологий: 1) в сфере игр и развлечений - еще недавно (в детском возрасте) игры были ведущей деятельностью данного контингента респондентов; 2) в учебе - это основной вид деятельности учащейся молодежи; 3) в сфере созидательной деятельности, прежде всего, трудовой, профессиональной, на которую начинают ориентироваться молодые люди в период учебы.

Представители выделенных нами трех групп условно названы: "игроки", "школяры" и "созидатели".

Результаты исследования показывают корреляцию характеристик, определяющих культуру общения молодых людей, с одной стороны, и их принадлежность к конкретной группе ("игроков", "школяров" или "созидателей") - с другой.

"Игроки". Итоги анкетирования свидетельствуют о большом числе "игроков", ответивших положительно на вопросы, раскрывающие личностные (49%), прагматические (71%) и актуальные (60%) мотивы к общению. А на вопросы, выявляющие когнитивные и перспективные мотивы, от них получены отрицательные (51% и 42%) или нейтральные (40% и 49%) ответы. Это свидетельствует о том, что "игрок" готов "здесь и сейчас" найти соратника по играм для выяснения каких-то аспектов игры или с целью привлечения его в совместное игровое действие, реже - для обсуждения каких-либо игровых тем, совсем маловероятно - для совместной познавательной деятельности или формирования длительных дружеских отношений. Среди целей общения у "игроков" выделены, прежде всего, обмен информацией (65%) и совместные развлечения (56%). Знаменательно то, что представители этой группы школьников понимали информацию (в вопросах об обмене ею в ходе общения) преимущественно как сведения о новых играх, о способах и эффективных приемах ведения игр и т.п., игнорируя при этом другие хорошо известные подросткам значения термина "информация".

Опрос показал, что "игроки", как и представители других групп, в большинстве своем владеют способами дистанционного общения, в частности, в Интернете. Но следует отметить определенные и характерные для них особенности: во время виртуального общения игроки предпочитают не раскрывать реальной информации о себе - 80% положительных ответов на вопрос о степени анонимности общения. В большинстве случаев они "скрываются" под масками своих персонажей и общаются от имени этих персонажей.

Достоверную информацию о себе они открывают лишь тем, с кем играют длительное время. Результаты личных бесед, тематических обсуждений, дискуссий, которые проводились в дополнение к анкетированию, показали, что "игроки" во время общения активно используют специфическую терминологию - суррогат русских и английских слов, а также игровой сленг. Это оказывает негативное влияние на развитие такого важного средства

общения, как речь, снижает общую культуру общения. Освоившие "железную логику" игровых ситуаций "игроки" в своем большинстве теряются в общении. Особенно показательны вопросы, которые раскрывали личностные смыслы общения. Они вызывали у представителей данной группы замешательство - "игроки" просто уходили от ответов. Результаты свидетельствуют о том, что поглощенность компьютерными играми оказывает весьма негативное воздействие на формирование у "игрока" умения общаться. Самое пагубное в данной ситуации то, что подростки, заменяющие человеческое общение его суррогатом в рамках компьютерной игры, утрачивают понимание значимости культуры общения в целом.

"Школяры". Мотивация к общению у "школяров" включает личные (53%), когнитивные (67%) и прагматичные (73%) мотивы, что хорошо соотносится с основной жизненной задачей этой категории респондентов: главное - это личные учебные достижения. Основная цель общения у представителей данной группы также понятна - совместные учебные действия (при этом большинство опрашиваемых под общением подразумевало общение со сверстниками, но не с учителями). Положительное явление, с нашей точки зрения, то, что "школяры" не игнорируют и прочие цели общения: обмен информацией (57%), совместную созидательную деятельность (53%), совместные развлечения (53%), поддержку дружеских отношений (49%). Это свидетельствует о нацеленности этих респондентов на разнообразные виды контактов, что создает условия для развития у них других компонентов культуры общения.

Во время виртуального общения "школяры" предпочитают анонимность (53%), они не только не указывают какую-либо информацию о себе, но и не интересуются другими. Контакты, как правило, кратковременные, лишь с теми, кто в данный момент изучает ту же тему - частота изменения круга общения весьма высока (67%). Общение сосредоточено на обсуждении изучаемой темы - степень его свободы невелика (33%). Длительное виртуальное взаимодействие происходит, как правило, с теми, с кем они знакомы в реальной жизни. Так же, как и у "игроков", личностные смыслы общения "школяров" ярко проявлялись в вопросах об оказании и поиске помощи в ходе контактов (63% и 72%). Но в данном случае под помощью (в отличие от "игроков") понималось содействие в выполнении учебных заданий, поиске интересных обучающих программ, информации, необходимой для учебы. "Школяры" показали высокий процент положительных ответов на все вопросы, вскрывающие личностные смыслы общения. Это свидетельствует о том, что агрессивные аспекты информационной среды, в которой организуется учебная деятельность "школяров", не оказывает такого пагубного воздействия на формирование их культуры общения, какое часто наблюдается у представите тематических обсуждений, дискуссий показали, что подростки этой группы школьников сохраняют и развивают способности личного общения, в особенности со сверстниками в процессе учебы и вне этой сферы. Но примечательно, что в учебе работу с компьютерными обучающими программами они предпочитают живому общению с учителем. Одна из причин этого в том, что многие, по их признанию, имеют негативный опыт общения с учителем, сталкивались с некомпетентностью. Между тем, именно контакты ученика с учителем создают благоприятную среду не только для выполнения учебных действий, но и для формирования умений общения.

"Созидатели". Для них характерна увлеченность творческим процессом. Творческий успех ощущается ими как наиболее важное событие жизни. Очевидно, созидательная деятельность является основой формирования мотивации к общению, что подтверждается тем, что представители этой группы дали высокий процент положительных ответов на все вопросы, касающиеся разнообразных мотивов общения. Процесс творчества базируется и на личностных, и на прагматичных, и на актуальных, и на перспективных мотивах. Логично, что наиболее высок показатель когнитивных мотивов (62%). Представители 3-й группы высоко оценили созидательную деятельность (83%), совместную учебу (63%), совместные

развлечения (73%), поддержание дружеских отношений (66%). Это можно понимать так, что сложный творческий процесс требует от "созидателя" высокого уровня знаний, дружеской атмосферы, умения как интенсивно работать, так и хорошо отдыхать.

Представители данной группы владеют навыками работы и общения в Интернете. При этом более чем в половине случаев "созидатели" сами дают достоверную информацию о себе, если кто-то другой ими интересуется (степень анонимности общения - 33% положительных и 43% отрицательных ответов). Во время общения происходит разделение на группы по интересам, и внутри группы контакты могут сохраняться на протяжении длительного

времени (от нескольких месяцев до нескольких лет). Как правило, обсуждаются темы, связанные с творчеством, однако во время обсуждения тема может "уйти" совершенно в другую область (степень свободы в общении - 73%). Очевидно, "созидатели" не чувствуют себя стесненными тематическими рамками при общении. У респондентов данной группы проявилось разумное сочетание традиционных видов общения с общением в Интернете, при этом ИТ большинством их рассматриваются как средство творческой деятельности. Весьма агрессивная современная информационная среда практически не оказывает влияния на развитие культуры общения этих молодых людей: все компоненты общения развиваются традиционно и находятся в отчетливой зависимости от "главного творческого дела жизни". На вопросы, относящиеся к личным смыслам общения, были получены наиболее высокие показатели положительных ответов (от 70% и выше). Это свидетельствует о том, что общение для данной группы молодых людей не просто приятное времяпрепровождение, но значимое явление, ценность которого весьма высока. Самопроизвольное, спонтанное, случайное становление "созидателей" маловероятно: необходимо сознательное формирование особых благоприятных условий для становления личностей такого рода. И не удивительно, что в 3-ю группу учащейся молодежи вошли преимущественно школьники, которые были вовлечены в проектную и исследовательскую деятельность Малой академии МГУ им. М. В.Ломоносова.

Результаты исследования позволяют расширить анализ влияния современной информационной среды на развитие культуры общения подростков и молодежи.

Несомненно, сама жизнь учит ребенка формальным и неформальным правилам взаимодействия, создает проблемные ситуации, которые он сам так или иначе разрешает. Социальные способности молодого человека к адаптации, осмыслению, пониманию социальной реальности может стать результатом изучения комплекса социально-гуманитарных дисциплин.

Для молодого человека как мыслящего и действующего могут стать перспективой и ловушкой одновременно те инновационные изменения в социуме, которые расширяют спектр и увеличивают масштабы возможностей (т.н. информационная среда) влияния на личность, с одной стороны, и с другой стороны, вовлеченность личности в информационное пространство дает задуматься над тем, что прогресс не остановить, и психики требуется адаптироваться, и эти изменения могут внести неизбежные психические и личностные преобразования. И тогда мы выходим на понимание «личность в информационном пространстве», и для социально-психологических дисциплин встает актуальное направление: сформировать новые подходы и методы по созданию условий для обучения и воспитания подрастающего поколения с учетом новой социальной действительности.

 

 

2.5. Генезис взглядов отечественных психологов на проблему саногенного мышления[2]

 

В России проблемы, связанные с исследованием оздоровительного (саногенного) мышления имеет свои исторические корни и традиции.

Идеи изучения психологической сущности саногенного мышления в рамках концепции «коллективного сознания» получили свое развитие в работах советских и российских психологов (В.М. Бехтерева, 1994, 2010; А.В. Залужного, 2007; А.В. Петровского, 2007; К.К. Платонова, 2011; Л.И. Уманского, 2001 и др.). В отличие от западных психологов они рассматривали мышление через призму коллектива и групповых процессов.

В отечественной социальной психологии понятие «коллектив» изучалось с позиций акмеологической стадии достижения людьми единства, направленного на реализацию социально значимых целей.

Следует отметить, что введение нового научного понятия «коллектив», не было определенной данью идеологических установок существовавших в стране и пронизывающих в буквальном смысле все сферы общества. Отход от использования термина группы был обусловлен дополнительными методологическими особенностями коллектива. Во-первых, людей в коллективе объединяет не только совместная деятельность, но и ее организация. Во-вторых, наличием системы стимулирования членов коллектива. В-третьих, коллектив более долговременное объединение людей, чем группа. В-четвертых, членов коллектива, как правило, объединяет психологическая сплоченность.

Все эти особенности коллектива обозначили и специфику изучения мышления в коллективе («коллективное сознание»). Придав главенствующее значение коллективу как некоему единому организму, российскими учеными мышление изучалось с позиций знания индивидом общественных стереотипов, усвоения и принятия личностью профессиональных, этических и нравственных норм поведения на производстве. Случаи же нестандартного (творческого) мышления рассматривались как исключительные (чаще всего диссидентские) случаи, которые не характерны для советского человека, что в конечном итоге привело к существенной идеологизации психологической науки в стране, ограничению творческой, познавательной активности личности. Однако это не помешало применить на практике прогрессивные положения отечественных ученых в формировании гармонично развитой личности, эффективно адаптирующейся в профессиональной группе и в обществе в целом.

Эмпирические исследования, проведенные советскими психологами в 60-70 годы ХIХ и начале ХХ века были посвящены не только изучению психологического климата в различных производственных коллективах, но и формированию умственных операций, способствующих усвоению программ культурного поведения. Создаются банки данных о социально-психологических портретах коллективов, в которых проводились исследования. Самыми распространенными случаями, требующими вмешательства психолога в жизнедеятельность коллектива – это случаи внутренних конфликтов, прогулов, брак в работе, пьянство, высокая «текучесть» кадров, нарушение трудовой дисциплины – являлись внешними проявлениями патогенного мышления, дезадаптации личности. И наоборот, сотрудники с высоким уровнем внутренней самодисциплины, бесконфликтные, оптимистичные, внимательные, отзывчивые демонстрируют черты оздоровительного (саногенного) мышления.

Принципы взаимосвязи мышления и поведения личности нашли свое отражение в научных трудах Г.М. Андреевой (2008), С.В. Быкова (2003) и Л.М. Семенюк (2000). Формирование эмоциональных состояний ребенка возникают по причине взаимоотношений семье. Во-первых, родители могут вербально и невербально формировать мыслительные автоматизмы, осуждаемые обществом образцы поведения (пренебрежительное отношение к труду, злоупотребление алкоголем, жестокость и т.д.). Во-вторых, родители вербально придерживаются общественно одобряемых форм поведения, но сами совершают поступки, которые не соответствуют экспектациям общества. В этих случаях у детей формируется когнитивные схемы развивающие лицемерие и ханжество, в целом аморальные установки, которые впоследствии могут послужить значительным стимулом в формировании негативных эмоциональных состояний. В-третьих, родитель вербально и невербально придерживаются нормативных форм и образцов поведения, но при этом не удовлетворяют эмоциональных потребностей ребенка. Отсутствие положительных эмоциональных (дружеских) контактов родителей с детьми в значительной степени усложняет процесс развития ребенка, снижают его готовность к интеграции в общество. В-четвертых, родители, применяя жесткие методы воспитания, основанные на принуждении, насилии, унижении личности ребенка формируют устойчивые негативные внутренние состояния.

Динамика формирования негативных эмоциональных состояний личности предполагает изучение данного психологического процесса посредством образовательных социальных институтов. Следует признать справедливым утверждение Д.И. Фельдштейна (2010), что на поведение личности значительное влияние оказывает когнитивная оценка, формирующаяся в «системе отношений», в образовательном процессе (особенности взаимоотношений с учителями; статус ученика; социально-психологический климат в школе; познавательная активность школьника; отношение к своим сверстникам; своему будущему; жизненным целям).

Стремление занимать лидерские позиции, влечение к референтности, как инструментальным средствам самоутверждения может достаточно серьезно исказить самосознание, породить честолюбие, неадекватную самооценку, конфликтность, и как следствие агрессивность в поведении подростка.

Исследования многих ученых психологов указывают на значимость для подростков в этот период объективной оценки своего места в школьном сообществе, своей принадлежности к школьным группам, носящих различную направленность.

Подростки, входящие в неформальные школьные группы часто обнаруживают целый ряд отклонений в мыслительных процессах, таких как импульсивность, сниженный уровень рефлективности, ригидность мышления и т.д., которые в свою очередь, снижают психическое и соматическое здоровье личности.

Данный подход позволяет несколько расширить понимание сущности влияния мышления на эмоциональное состояние личности не только с позиций возрастной психологии, но существенно дополнить акмеологическую теорию мышления компонентами социального института образования.

Анализ подходов к пониманию сущности и содержания саногенного мышления свидетельствует о значительном различии методологических оснований в объяснении изучаемого психологического процесса. При этом внимание большинства авторов сосредоточено на исследовании отдельных причин и условий формирования оздоровительного мышления. Они объясняют его с позиций одной доминирующей детерминанты (личность или средовые условия), или дихотомии: «саногенное – патогенное» мышление.

Впервые анализ саногенного мышления в прямой его постановке, с позиций общенаучной трактовки изучаемого феномена был проведен работах Ю.М. Орлова. Наиболее ценной является попытка профессора Ю.М. Орлова рассмотреть мышление, через призму его взаимосвязи с самостоятельной познавательной активностью личности – саногенное.

В своих исследованиях ученый приходит к выводу, что основная функция саногенного мышления – это устранение причин мешающих самосовершенствованию, гармонизации личности, согласованности внутреннего мира человека, готовности к интеграции в социум, управление своими чувствами, осознанности удовлетворяемых потребностей. Мышление, которое нивелирует внутренние противоречия, снижает напряженность, предотвращает заболевания, Ю.М. Орлов предложил называть саногенным, то есть порождающим здоровье. Соответственно, противоположное мышление, подчиняющееся привычным автоматизмам, определяемых требованиями культуры, можно назвать патогенным, то есть мышлением, порождающим болезнь.

Результаты исследования М.Ю. Орлова подтвердили, что мыслительные процессы, происходящие без волевых усилий формируют «человека привычки», «механического человека». Введя данные понятия в научный оборот, ученый отмечает, что «человек привычки» существует внутри каждого человека, с одной стороны, облегчая нашу жизнь, а с другой – значительно затрудняя ее. Если в человеке были хорошие привычки, соответствующие социокультурным требованиям, которые предъявляет социум, то индивид свои дела делал бы без усилий. Привычные способы реагирования человека на различные стимулы делают его особенным и уникальным, хотя каждая из привычек в отдельности в достаточной мере имеет определенную схожесть с привычками остальных людей. Научившись реагировать определенным образом на негативные жизненные ситуации «человек привычки» автоматически совершает умственные операции, которые достаточно устойчиво закрепляются не только в поведенческих паттернах (избегание угрозы, эскапизм и др.), но и во внутренних состояниях (страх, тревога, обида, стыд, отчаяние, зависть и пр.). Таким образом, человек утрачивает способность дифференцировать признаки на безопасные и признаки несущие угрозу. Осознание этого классического механизма выживания требует «запуска» волевых усилий, что в свою очередь порождает саногенное (оздоровительное) мышление.

Выстраивая свою теорию на методологическом принципе противопо-ложности Ю.М. Орлов дает характеристики саногенного мышления, как антитезу патогенного (см. табл.1).

Таблица 1.

Сравнительные характеристики саногенного и патогенного мышления (по Ю.М. Орлову)

Характеристики саногенного мышления Характеристики патогенного мышления
контроль воображения свобода от контроля воображения
наличие рефлексии исключение рефлексии
проигрывание ситуаций стресса избегание анализа стрессовой ситуации
концентрация внимания рассеянное внимание
нивелирование негативных образований сохранение отрицательных образований
преобладание когнитивных схем доминирование энергии чувств

 

В свете психолого-педагогических проблем младшего школьного возраста развитие теории саногенного мышления явилось предметом анализа российских ученых (А.С. Белкина, 2006; Т.Н. Васильевой, 2000; И.Ю. Кулагиной, 2007; Л.В. Рубцовой, 2010; Л.М. Фридмана, 2007 и др.).

Ан<



2018-06-29 594 Обсуждений (0)
Информационное пространство в социализации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Информационное пространство в социализации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (594)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)