Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности процессов социализации молодежи в современном российском обществе



2018-06-29 827 Обсуждений (0)
Особенности процессов социализации молодежи в современном российском обществе 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Становление человека представляет собой диалектический процесс, где во взаимодействии его с обществом непрерывно сталкиваются личные и общественные интересы. Социализация является процессом, в результате которого устанавливается тот или иной тип взаимоотношений между молодым человеком и обществом. В различные исторические эпохи это выступает как соотношение социального и индивидуального в личности, как ее ориентация на приоритет личных или общественных интересов, формируемых в процессе социализации личности. Общество, заботясь о самосохранении и стремясь обеспечить бесконфликтность жизнедеятельности, старается наделить новое поколение навыками группового выживания, выработанными в данном сообществе. То есть сформировать такой механизм социальной адаптации молодежи, который превращал бы новое поколение в органическую часть и подобие уже существующего социума.

Иначе говоря, целью и назначением социализации является формирование индивида, подобного себе, живущего и действующего как элемент именно данного сообщества, несущего его признаки и обладающего его опытом, ответственного и обеспечивающего сохранение и выживание себя как члена этого общества и самого общества как своего второго, коллективного Я. Мера социализированности, с одной стороны, зависит от умения принятия и следования нравственному идеалу, как организующему каналу, а с другой стороны, от степени критичности в отношении к общепринятым образцам, нормам и правилам поведения. Мерой социализированности определяется уровень социальной компетентности и реализованности личности, ее основные характеристики социального мышления и ценностные параметры сознания.

Идею о разнообразии способов приспособления людей к целям, нормам в процессе социализации выдвинул Р. Мертон. Приспособление молодежи к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, социальным группам и социальным организациям, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности является процессом социальной адаптации. Адаптивному поведению присущи успешное принятие решений, инициатива, определение собственного будущего. Адаптированность личности в группе можно рассматривать как такое ее состояние, которое позволяет ей проявлять свои способности, убеждаться в собственной значимости, достигать поставленных целей, поддерживать других в трудный момент. В некоторых типах групп, например в преступных сообществах, главным условием успешной адаптации является отказ от общечеловеческих ценностей, в то же время члены этих групп вынуждены придерживаться определенных; специфических норм.

Вышеобозначенное обстоятельство является специфической особенностью процессов социализации молодежи в современном российском обществе, которое проявляется в том, что для молодого поколения значимыми оказываются: «индивидуализм (на смену коллективизму), сверхмобильность и риск (на смену стабильности), стремление к получению разнообразного трудового опыта (на смену стажа на одном рабочем месте); престиж работы в негосударственных, коммерческих и общественных структурах (на смену государственным гарантиям бюджетной сферы); рыночный карьеризм (на смену партийно-бюрократическому)» (Омельченко Е. Стили жизни Российской молодежи: из XX в XXI век. Народное образование, 2006, №5, с. 175).

Вместе с тем современный человек сталкивается с рядом трудностей: все возрастающая скорость жизненных ритмов и многообразие социальных связей, которые усложняют возможность целостного понимания окружающего мира; духовные жизненные цели подменяются «средствами жизни», борьбой за материальные блага и социальный статус, меркантилизацией содержания жизни, стремлением к получению удовольствий и т.п.; счастьем оказывается не жизнь в ее полноте, а некий фрагментарный набор ее свойств и качеств.

В настоящее время учеными активно разрабатывается модель культуроцентристской ориентации системы социализации личности (работы последних лет Иконниковой С.Н., Козловой О.Н., Валицкой А.П. и других авторов).

Современные преобразования российского общества направлены на ускорение его развития за счет предоставления демократических свобод и прав гражданам во всех проявлениях их социальной активности, особенно в сфере экономики и общественно-политической деятельности. Демократизация общественной жизни и либерализация российской экономики позволяет проявлять социальную активность в политической и экономической сферах жизни общества. Однако не все слои населения России оказались способны к реализации своих прав, к проявлению социальной активности. Это относится не только и не столько к старшим поколениям, но в большей степени к новым поколениям молодежи, о чем свидетельствуют данные социологических опросов.

Для системы социализации молодежи в современном российском обществе наиболее приемлема культуроцентристская ориентация социализации молодежи, направленная на социокультурное становление молодого поколения, исходя из его особенностей, интересов и смысложизненных целей, а так же с учетом освоения традиций, ценностей и норм, присущих российской ментальности. Социализация молодежи - это объективный процесс ее вхождения в социальную сферу. В обществе существует институциональное, целенаправленное воздействие на молодежь в форме воспитания подрастающего поколения. Этот процесс осуществляется через систему различных социальных институтов, таких как государство, семья, школа, армия и ряда других.

Факторы семейной социализации (ответственность родителей, отношения между членами семьи, уровень общей культуры родителей, воспитание родительским примером и т.п.) в немалой степени зависят от материально-бытовых и нравственно-психологических условий жизни семьи, связывающих воедино отмеченные нами аспекты социализирующего потенциала семьи. Именно, находясь в семье, включаясь в родственные связи, внутрисемейные отношения, человек ощущает свою близость с представителями определенной национальности, социальной группы, религиозной конфессии и т.п. (Иштханян Е.Д. Особенности социальной идентичности: Сб. РАН Гражданское общество: теория, история, современность. - М., 1999.- с. 87).

Процесс социализации личности в семье направлен на формирование у молодого человека национального сознания российского гражданина, а также системы ценностей, морально-правовых норм, мировоззренческих ориентаций, соответствующих гражданских качеств и социально-психологических установок, учитывающих особенности этнической общности.

Особенности культурно-цивилизационного характера в развитии современного гражданского общества решающим образом сказываются на существовании семьи. Рост индивидуализма, распад семей, увеличение числа одиночек, брошенных детей и т.п. — это общемировые проблемы, касающиеся также и России. Распространенная в индустриальном обществе нуклеарная семья, сложившаяся в результате отделения трудовой жизни от семейной, теперь не является средством спасения от индивидуализма, одной из причин которого является ослабление связей между поколениями. Ритуальный способ организации семейной жизни, присущий доиндустриальному обществу, значительно ослабевающий в последующий период, почти совсем исчезает и заменяется импровизацией в постиндустриальном социуме. Футурология, рассматривающая будущее как стремительно приближающееся и буквально входящее в настоящее, рисует картину скорого неминуемого одиночества наших детей при сохранении существующей динамики рождаемости (Романенко И. Б. Семья как глобальная проблема /И. Б. Романенко //Философия человека и процессы глобализации: Сб. науч. ст. – СПб.: Изд-во РХГА, 2006, с. 76).

К сожалению, классическая нуклеарная семья индустриального общества утрачивает свое господствующее положение в мире, следовательно, увеличивается количество семей других типов. Безусловно, успешная социализация личности возможна при условии наличия самого института семьи. При этом семья должна обладать атрибутами полноценной, здоровой, стабильной структуры. Вместе с тем, в современных условиях существует влиятельный социальный институт, роль которого в процессе социализации молодежи за последние десятилетия существенно возрос – это система образования. В понятие социализации входит процесс приобщения субъекта к культуре, а также социальному, интеллектуальному и т.п. опыту человечества. В этой связи образование есть форма социализации, содержанием которой является приобщение субъекта к той части человеческой культуры, элементы которой актуализированы в жизни конкретного социума как положительные социально-значимые ценности. А степень освоения субъектом социально-исторического опыта человечества оказывается одним из показателей уровня его социализированности.

Образование, как институт социализации, должно способствовать преодолению и блокировке деструктивных мыслей, намерений, убеждений, и напротив, культивировать сознание социальной ответственности. Молодой человек должен научиться понимать, что любое действие является результатом предварительного размышления, уметь предвидеть возможные последствия совершаемых поступков, и быть готовым принять ответственность за результаты совершенных действий. Общество переходного периода базируется на новом типе отношений, в основе которых лежит принцип свободной индивидуальности. Главным социальным ресурсом становится знание, информация, интеллект, а важнейшую роль в обществе теперь играет «производитель информации». Образование становится не только процессом обретения знаний, умений, навыков, но и способом бытия человека, важнейшим фактором социальной динамики, механизмом воспроизводства общества в условиях возрастающей состязательности в различных сферах человеческого деятельности.

Вместе с тем, возрастает роль свободной, активной, творческой личности, меняется мотивационная структура деятельности. Человек во многом самостоятельно определяет производственные, профессиональные и т.п. задачи, принимает решения, руководствуясь собственной квалификацией и доступной ему информацией. В условиях увеличения роста информации стремление человека к энциклопедизму становится неактуальным. Все менее энциклопедичной становится и сама система образования в ее отношении к отдельному человеку. Мировая практика показывает, что расширение информационного пространства ведет не к энциклопедичности образования, а ко все большей специализации и фундаментализации, определяющей масштаб видения современных проблем (Грякалов А.А., Романенко И.Б., Стрельченко В.И. Философия человека и антология образования: Монография. Научный редактор О.П. Елисеев. – М.: АПК и ППРО, 2007. С. 200).

Важнейшим аспектом фундаментальности образования является духовность. Возведение сознания до уровня духовного измерения предполагает формирование установки на то, что в мире существуют ценности более высокие и значительные, чем вещественные, практические и прагматические. В условиях современной модернизации образования, все более нарастает понимание того, что конечной целью образования оказывается не нацеленность на какое-то идеальное будущее, но сам человек. Познание и образование становятся средством его существования в информационном обществе и в универсуме, стабильность которого осознается как важнейшее условие выживания человечества. Каждый человек своими личностными качествами и поведением, социальной активностью должен способствовать целостности, самосохранению и развитию общества, которое, в свою очередь, создает соответствующие условия для жизнедеятельности, развития и самореализации его граждан. Требования и ожидания могут быть зафиксированы в идеальной модели личности в форме ценностных установок, ролей, качеств, гражданской позиции. В модели определяется, «каким должен быть молодой человек с позиций успешного решения задач, возникающих в процессе развития общества» (Бабочкин П.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе, М., 2000., с. 109), что можно принять в качестве критерия ее построения.

Обоснование такой модели личности, адекватно отражающей традиционные особенности российского социума и реалии современной социокультурной ситуации, предполагает анализ таковых, сформировавшихся в различные исторические эпохи. В зависимости от идеалов и ценностей, присущих тому или иному историческому типу обществу на различных этапах его развития, оно, в большей или меньшей степени, ограничивает или способствует развитию определенных качеств, социально-психологических характеристик и способностей личности, так или иначе, учитывая при этом интересы самого человека. В зависимости от конкретно-исторических условий, общество в явном или неявном виде формирует идеал и модель культурного человека, на основе которой организуется система воспитания в семье, школе и других социальных институтах (Бабочкин П.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе., М., 2000., с. 111).

Чем больше соответствует человек этой модели, тем больше вероятность того, что он может в будущем иметь высокий социальный статус в обществе. Отношение общества к становлению молодого поколения выражено в следующей закономерности: чем более идеологизировано общество, тем меньше свобод и условий оно предоставляет для развития личности, тем меньше оно нуждается в формировании индивидуальных различий граждан. Такого рода ситуация обычно складывается в теократически ориентированном обществе, а также в тоталитарном государстве с четко выраженной идеологической доктриной и ее реализацией в социально-политическом и экономическом устройстве данного государства.

Система требований к личности определяется социально-экономическим укладом хозяйственной деятельности и политической формой организации общества. Система требований к социализации молодежи, явно или неявно задаваемая обществом, основывается на том, чтобы молодое поколение смогло эффективно адаптироваться в данных социальных условиях, принять и поддержать систему ценностей этого общества, способствовать его дальнейшему развитию на основе сформировавшихся ценностных установок (Староверова Т.И. Основы формирования конкурентоспособной личности. // Мониторинг качества образования и творческого саморазвития конкурентоспособной личности// Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции; под науч. ред. В.И. Андреева. – Казань; Йошкар–Ола: Центр инновационных технологий, 2007. С. 353-356).

Модель создает культурно-мировоззренческий и социально-психологический портрет молодого человека данной эпохи, причем в историческом контексте она может иметь большие различия между разными социальными группами и слоями общества. Поскольку систематическое образование получали преимущественно молодые люди высших слоев общества, поэтому, рассматривая модели культурного (образованного) человека той или иной эпохи, можно говорить о модели человека привилегированного сословия, обеспечивающего человеку определенные стартовые возможности социально-профессиональной мобильности и достижение высокого статуса в данном социуме.

Современная социокультурная ситуация в мире и особые условия российской действительности выдвигают требования к формированию человека нового социокультурного типа. Демократизация современного российского общества предполагает усложнение общественной жизни, ускорение динамики ее развития, а это вызывает необходимость для молодого человека ориентироваться в поле неопределенности. Ему нужно быть готовым действовать не по традиционным схемам и алгоритмам поведения, а исходя из сложившейся ситуации, жизненного и профессионального опыта. Комфортность своего собственного существования помимо материальной составляющей жизненного успеха современный человек связывает со свободой, независимостью, профессиональной творческой деятельностью и реализованностью. В связи с этим, в системе воспитания необходимо формировать такие личностные и гражданские качества, которые прежде не были востребованы и не могли быть сформированы в рамках традиционной модели личности.

Диалектика взаимодействия общества и личности на данном этапе развития человечества требует становления такого социокультурного типа личности, который бы обеспечивал свои личностные интересы, и тем самым обеспечивал бы устойчивость развития общества. Данному этапу должна соответствовать и модель социокультурного типа личности, обеспечивающая ее жизнеспособность, развитие личностных задатков и способностей, возвышение социального статуса в обществе. Учитывая специфику современной российской социокультурной реальности, в основании новой модели должны быть положены принцип вариативности и вероятностный подход.

Концепция воспитания жизнеспособных поколений, разработанная И.М. Ильинским и П.И. Бабочкиным, определяет целевые установки воспитания молодежи в соответствии с теми изменениями, которые происходят в обществе с ориентацией в будущее. Исходя из современной социально-политической ситуации в России, ориентированной на осуществление демократических принципов и построение гражданского общества, в качестве модели личности, предлагается формирование жизнеспособной, гуманистически ориентированной индивидуальности по отношению к обществу и к себе самой.

Предложенная концепция, на наш взгляд, удовлетворяет задачам воспитания личности, учитывая потребности общества по отношению к становлению молодежи, способной к жизнедеятельности в новых социально-политических и экономических условиях; что позволяет представить модель доминирующего, жизнеспособного типа молодого человека как приемлемую для различных социальных слоев и групп российской молодежи, способную выступать в качестве основы создания единого воспитательного пространства для всех институтов социализации молодежи в России.

Представленный анализ особенностей социализации молодежи как фактора развития современного общества не является исчерпывающим. За пределами исследования остаются многие проблемы, связанные с исследованием причин девиантного поведения молодых людей, проблема их отношения с другими социальными группами, особенности развития современной молодежной субкультуры, вопросы физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения. Заслуживает также внимания и анализ сложившихся подходов к философии молодежи, сформировавшихся в культуре постмодерна, определение критериев экспертной оценки состояния молодежных проблем в различных регионах с точки зрения процессов социализации, что может быть предметом дальнейших исследований.

При вхождении в новую социальную среду, которой выступает образовательная организация, ребенок не всегда точно и в полном объеме может усвоить нормы и правила поведения, предписываемые данной средой, т.е. социализироваться.

Методологической основой выделения процесса вторичной социализации и его элементов послужили научные разработки представителей школ символического интеракционизма (Дж. Мид, 2009; Т. Шибутани, 2002). Вторичная социализация происходит тогда, когда ранее установившиеся шаблоны поведения оказываются неадекватными. Новые шаблоны поведения развиваются, когда человек вступает в новую организацию (группу) и развивает другие типы поведения, наиболее соответствующие сложившимся обстоятельствам. Ребенку, столкнувшись с такими обстоятельствами необходимо активизировать внутренние ресурсы (саногенную рефлексию, отказ от мыслительных стереотипов, сбалансированную мотивацию, контроль эмоций и пр.), чтобы выполнять общественные функции, участвовать в согласованных действиях и не нарушать конвенциональные нормы организации.

В отечественной психологии также разработан целый ряд подходов и принципов, объясняющих феноменологию, механизмы, закономерности развития и социализации личности, а также определяющих социальное поведение и жизненный путь человека (К.А. Абульханова, 2002; Г.М. Андреева, 2008; Л.С. Выготский, 2011; А.Н. Леонтьев, 2010; Б.Ф. Ломов, 2003; С.Л. Рубинштейн, 2008 и др.). Саногенное мышление позволяет эффективно реализовывать функции интегрирования личности в социальную среду и воспроизводства системы социальных связей, что приводит к успехам в последующей деятельности (Ю.М. Орлов, 2006).

В контексте этих подходов условиями формирования саногенного мышления, несомненно, являются передача позитивного социального опыта в семье и преемственность поколений, готовность к включению в систему отношений (М.И. Буянов, 2009; Л.М. Дубов, 2007; А.И. Захаров, 2006); эффективность функций саморегуляции психических состояний (К.А. Абульханова, 2002;); результативность процесса культурно-исторического становления человека в его подлинно человеческом качестве как субъекта собственного поведения и жизни (Л.С. Выготский).

В этих положениях содержится важная мысль о том, что вектор активности личности ребенка обусловлен не только внутренними его потенциями и внешними обстоятельствами, но и насколько эти стороны эффективно взаимодействуют.

 



2018-06-29 827 Обсуждений (0)
Особенности процессов социализации молодежи в современном российском обществе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности процессов социализации молодежи в современном российском обществе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (827)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)