Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 4 Правовое обеспечение студенческого самоуправления



2018-06-29 519 Обсуждений (0)
Раздел 4 Правовое обеспечение студенческого самоуправления 0.00 из 5.00 0 оценок




Татаринцев Е.А.

 

При подготовке раздела использован Комментарий к Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» под ред. проф. А.Н. Козырина. 2009 год.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Порядок создания и деятельности общественных объединений определен Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»4. Данный Закон гарантирует возможность создания общественного объединения в сфере высшего и послевузовского профессионального образования в форме общественной организации.

Общественные организации являются юридическими лицами – некоммерческими организациями. Они проходят государственную регистрацию в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с особенностями, предусмотренными для государственной регистрации частных некоммерческих организаций, установленными в гл. III Федерального закона «О некоммерческих организациях». Следует отметить, что общественные организации, цели создания которых соответствуют законодательству, вправе осуществлять свою деятельность и без прохождения процедуры государственной регистрации в качестве юридического лица в установленном порядке.

Право студентов на участие в управлении образовательным учреждением, на свободу информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений, на участие в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высших учебных заведений, в том числе через общественные организации и органы управления высших учебных заведений, гарантируется п. 4 ст. 50 Закона «Об образовании», а также п. 2 ст. 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

По общему правилу ст. 19 Федерального закона «Об общественных объединениях», учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие возраста 18 лет. Исключения установлены для детских и молодежных общественных объединений.

Ст. 9 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусматривает возможность создания общественных объединений в образовательных учреждениях обучающимися старше восьми лет. Поскольку на первых курсах высших учебных заведений большинство студентов – несовершеннолетние, положения указанного Федерального закона актуальны и для студенческих общественных организаций.

Особым видом общественных объединений в сфере высшего и послевузовского профессионального образования являются профессиональные общественные объединения работников высших учебных заведений. Их деятельность регулируется Федеральным законом от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Положения Закона распространяются и на студенческие профсоюзы, поскольку под работником в целях данного Закона понимается не только физическое лицо, работающее в организации на основе трудового договора (контракта), лицо, занимающееся индивидуальной предпринимательской деятельностью, но и лицо, обучающееся в образовательном учреждении начального, среднего или высшего профессионального образования. Конкретные полномочия и принципы деятельности профсоюзных организаций, созданных в пределах высшего учебного заведения, определяются уставом высшего учебного заведения и коллективным договором, заключаемым по правилам гл. 7 Трудового кодекса Российской Федерации.

Важным шагом в развитии органов студенческого самоуправления стало «Примерное положение о студенческом совете в образовательном учреждении (филиале) высшего профессионального образования», утвержденное письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 октября 2006 года № АФ-234/06.

Правовые основы студенческого самоуправления также закреплены:

- в письме Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию от 19 февраля 2007 года № 231/12-16 «О студенческом самоуправлении»;

- в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 апреля 2006 года № 100 «О совете по вопросам развития студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования»;

- в письме Минобразования России от 2 октября 2002 года № 15-52-468/15-01-21 «О развитии студенческого самоуправления в Российской Федерации»;

- в Федеральной целевой программе «Молодежь России (2001-2005 годы)», утвержденной постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 года № 1015;

- в постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 года № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации»;

- в Указе Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 года № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики».

Одним из препятствий для расширения возможностей студенческого самоуправления эксперты называют отсутствие четких формулировок о самоуправлении обучающихся в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Фактически самоуправление продекларировано, но не обеспечено в полной мере соответствующими документами нормативно-правового и распорядительного характера. На практике это приводит к тому, что в ряде вузов деятельность студенческих советов носит формальный характер, их влияние на принимаемые решения и возможности контроля за качеством образования ограничены. Во многих учебных заведениях не созданы соответствующие органы, призванные обеспечить принятие объективных управленческих решений и прозрачность деятельности в сфере образования.

В настоящее время развернута общественная дискуссия о необходимости нового законопроекта об обязательном создании органов студенческого самоуправления в вузах и ссузах. В феврале 2009 года в Государственной Думе состоялся «круглый стол» на тему «Развитие студенческого самоуправления в учреждениях высшего и среднего профессионального образования России. Роль студенческого самоуправления в воспитании молодого специалиста», на котором обсуждался данный законопроект. В настоящее время он рассматривается в региональных парламентах.

Суть изменений сводится к тому, чтобы установить обязательный, а не рекомендательный порядок формирования органов студенческого самоуправления и придать им статус структуры управления в учебных заведениях наравне с администрацией вузов и сузов. Расширение студенческого самоуправления будет способствовать повышению эффективности образовательного и воспитательного процесса, а также защите прав учащихся и формированию у них активной гражданской позиции. Данные изменения дали бы возможность студентам участвовать в контроле над ситуацией с переводом хорошо успевающих студентов с коммерческих мест на бюджетные. Студенческие советы вместе с учеными советами вузов могли бы давать рекомендации о переводе, работать над проблемами получения образовательных кредитов, поднимать вопрос о «замораживании» платы за обучение.

Необходимо отметить, что, утвержденные в 2010 году федеральные образовательные стандарты высшего профессионального образования нового поколения содержат требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе касающиеся обязанности вуза способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления.

В соответствии с рабочей версией законопроекта «Об образовании в Российской Федерации», представленной для общественного обсуждения на сайте www.zakonoproekt2011.ru, в законодательство об образовании включается термин «студенческое самоуправление».

Законопроектом устанавливается, что управление образовательной организацией независимо от ее типа, вида, категории (при наличии) строится на основе сочетания принципов единоначалия, коллегиальности и самоуправления (п.2 ст. 28). Законопроект при этом предусматривает, что в образовательных организациях в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации, для осуществления отдельных функций по управлению образовательной организацией формируются коллегиальные органы управления и (или) органы самоуправления.

Кроме того, в статье 34 законопроекта, посвященной правам обучающихся, устанавливается, что обучающиеся, осваивающие основные образовательные программы среднего профессионального и высшего образования, имеют право создавать органы студенческого самоуправления (п.6 ст.34 законопроекта).

В то же время, конкретной регламентации деятельности студенческого самоуправления законопроект не содержит. При общественном обсуждении законопроекта в сети Интернет гражданами вносились предложения о том, что статья 28 законопроекта, регламентирующая управление образовательными организациями, должна содержать непосредственно положение об участии студентов (через органы студенческого самоуправления) в управлении вузом. Также в статье 34 законопроекта предлагалось уточнить, что обжаловать приказы органов управления организацией можно через представительные органы обучающихся.

Следует отметить, что как показало общественное обсуждение проекта нового базового закона «Об образовании в Российской Федерации» в сети Интернет, а также обсуждение настоящего законопроекта на парламентских слушаниях в Совете Федерации, Государственной Думе, законопроект требует существенной доработки, в том числе и по вопросам, непосредственно касающихся студенчества. Так, подвергается критике предложение законопроекта, в соответствии с которым размер стипендии будет устанавливаться Правительством Российской Федерации. Также проектом закона предусматривается изменение системы льгот при поступлении в вузы, при этом ухудшается положение наиболее социально уязвимых категорий молодежи. В законопроект отсутствует ныне действующая норма, в соответствии с которой предельная плата за общежитие составляет не более 5% от размера стипендии.

Председатель Совета Федерации С.М. Миронов, например, говоря о недостатках законопроекта на парламентских слушаниях, организованных 23 сентября 2010 года Комитетом Совета Федерации по образованию и науке, подчеркнул, что нельзя «выводить за скобки» вопрос о студенческих стипендиях. Он предлагает прописать в законе норму – размер стипендии должен равняться «социальному стандарту потребления», который установлен в данном регионе.

Депутат Государственной Думы О.Н. Смолин назвал проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» одной из шести угроз российскому образованию. По мнению депутата «он отнимает льготы у сельского учителя, мешает просветительским организациям, ликвидирует академии5, сокращает льготы для инвалидов и ликвидирует систему начального профессионального образования».6

В заключении на законопроект Общественной палаты Российской Федерации отмечается, что в законопроекте отсутствует установленная ныне действующим Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» гарантия для студентов в виде выделения дополнительных средств на оказание поддержки нуждающимся студентам в виде 25% стипендиального фонда, предусматриваемого в установленном порядке в расходах федерального бюджета.

По мнению ректорского сообщества, основная проблема заключается в том, что в обсуждаемом проекте прослеживаются две концепции, которые «не взаимодополняют, а взаимоисключают друг друга». Президент Российского союза ректоров В.А. Садовничий сказал о законопроекте: «Первая концепция, назовем ее конституционно-государственной, исходит из понимания образования как созданной, поддерживаемой и управляемой государством системы, обеспечивающей реализацию конституционного права граждан на образование в соответствии со статьей 43 Конституции. Вторая концепция, которую условно можно назвать рыночной, сводит образование к услуге, предоставляемой на сугубо рыночных основаниях по экономическим законам взаимодействия спроса и предложения. У каждой концепции есть свои плюсы и минусы, свои сторонники и противники. … Единственное, чего нельзя сделать, – это создать конструкцию, сочетающую в себе оба подхода. Такая конструкция работать не будет», – заявил В.А. Садовничий.

 




2018-06-29 519 Обсуждений (0)
Раздел 4 Правовое обеспечение студенческого самоуправления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 4 Правовое обеспечение студенческого самоуправления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (519)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)