Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 7 Обеспечение социального контроля над развитием студенческого самоуправления в учреждениях ВПО г. Москвы



2018-06-29 420 Обсуждений (0)
Раздел 7 Обеспечение социального контроля над развитием студенческого самоуправления в учреждениях ВПО г. Москвы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Сакович С.М.

 

Одной из задач образования и воспитания учащегося в учреждении высшего профессионального образования является взаимодействие со студенческим активом с целью обеспечения реализации прав обучающихся принимать участие в управлении образовательным процессом, решении важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развития ее социальной активности, поддержки и реализации социальных инициатив.

Указанное взаимодействие должно происходить между студенческим активом и органами управления образовательного учреждения на принципах равноправия, взаимопонимания, сотрудничества и ответственности за судьбу образовательного учреждения и студенчества.

Формами студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего профессионального образования могут являться первичные профсоюзные организации студентов образовательных учреждений, студенческие комиссии объединенных первичных профсоюзных организаций, другие студенческие общественные объединения1, а также студенческие советы, формируемые на основании Примерного положения о студенческом совете в образовательном учреждении высшего профессионального образования, одобренного 29 сентября 2006 г. на заседании Совета по вопросам развития студенческого самоуправления.

Органами студенческого самоуправления являются выборные органы действующих форм студенческого самоуправления (советы, комитеты, бюро и др.).

Система студенческого самоуправления формируется обучающимися самостоятельно с учетом особенностей образовательного учреждения и сложившихся традиций. Органы управления образовательного учреждения обязаны содействовать развитию системы студенческого самоуправления и координировать ее работу.

Наибольшее распространение в сфере высшего профессионального образования получили студенческие общественные организации (органы студенческого самоуправления), создаваемые в целях представления и защиты интересов студентов как наименее защищенных субъектов образовательных правоотношений перед администрацией высшего учебного заведения: студенческие профсоюзы, студенческие советы, студенческие союзы. Право студентов на участие в управлении образовательным учреждением, на свободу информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений, на участие в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высших учебных заведений, в том числе через общественные организации и органы управления высших учебных заведений гарантируется п. 4 ст. 50 Закона Российской Федерации «Об образовании», абз. 4 п. 2 ст. 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

По общему правилу ст. 19 Федерального закона «Об общественных объединениях», учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет. Исключения установлены для детских и молодежных общественных объединений. Так, п. 2 ст. 9 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», предусматривает возможность создания общественных объединений в образовательных учреждениях обучающимися старше 8 лет. Поскольку на первых курсах высших учебных заведений большинство студентов - несовершеннолетние, положения указанного Федерального закона актуальны и для студенческих общественных организаций.

Правовые основы студенческого самоуправления были закреплены в письме Министерства образования 2, а также в ряде программных документов в области молодежной политики: указ Президента РФ от 16 сентября 1992 года № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики», постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации», Федеральной целевой программе «Молодежь России (2001-2005 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. № 1015 и др.

Студенческое движение Российской Федерации представлено, с одной стороны, общественным движением студентов, с другой стороны, - профсоюзным студенческим движением. Принципиальных различий в подходах к деятельности профсоюзных и общественных организаций студентов нет. Однако профсоюзы делают акцент в своей деятельности на решении социальных вопросов студентов, общественные объединения направляют свои усилия в русло поддержки социально значимых инициатив студенческой молодежи, создания условий для всесторонней самореализации студентов3.

Следовательно, субъектами студенческого самоуправления выступают студенческие коллективы (объединения), созданные в группе, на факультете (межфакультетские), в вузе (межвузовские), в муниципальном образовании, на уровне субъекта Российской Федерации, на федеральном уровне в следующих формах:

1) Профсоюзная организация студентов, выполняющая функции органа студенческой самодеятельности, статус которой определяется коллективным договором.

2) Общественная организация, которой может быть союз студентов данного учебного заведения или отделение городской, областной, общероссийской общественной организации, заключившей договор с учебным заведением.

3) Орган общественной самодеятельности, выполняющий функции студенческого самоуправления (студенческий совет, студенческий деканат, студенческие научно-производственные отряды (СНПО), студенческие кафедры, студенческие комитеты, студенческие клубы по интересам и т.д.)

Взаимоотношения между администрацией высшего учебного заведения и общественными организациями обучающихся определяются, в частности, договором между ними, который носит характер договора о совместной деятельности 4.

Меры государственной поддержки предоставляются зарегистрированным в установленном законом порядке молодежным объединениям граждан в возрасте до 30 лет, объединившихся на основе общности интересов, детским объединениям, в которые входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности. Государственная поддержка общероссийских, международных молодежных и детских объединений осуществляется при условии, что объединение является юридическим лицом и действует не менее одного года с момента его государственной регистрации и в объединении насчитывается не менее 3000 членов. В соответствии с п. 2 ст. 1 указанного Федерального закона, его действие не распространяется на молодежные и студенческие объединения, являющиеся профессиональными союзами.

В целях поддержки студенческих объединений, развития студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и

среднего профессионального образования Приказом Минобрнауки России от 28 апреля 2006 г. № 100 было утверждено Положение о Совете по вопросам развития студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Совет является совещательным органом, его решения носят рекомендательный характер. Председателем Совета является Министр образования и науки Российской Федерации.

Основными задачами Совета являются:

- совершенствование нормативной правовой базы по вопросам развития студенческого самоуправления в образовательных учреждениях;

- разработка стратегических направлений в области развития студенческого самоуправления;

- совершенствование научно-методического обеспечения развития студенческого самоуправления.

В настоящий момент данный приказ остается действующим приказом, Министр образования и науки Российской Федерации регулярно встречается со студенческим активом. Одновременно, Министерство образования науки России, в текущей ситуации связанной с модернизацией образования, ведет работу по пересмотру структуры, функционала и состава данного совещательного органа. Министерство также проводит активную работу с Российским союзом молодежи, Российской Ассоциацией Профсоюзных Организаций Студентов, Общероссийским профсоюзом образования, Союзом студенческих землячеств и другими общественными объединениями и организациями с целью выработки новых направлений развития студенческого самоуправления и возобновления работы Совета по вопросам развития студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, в том числе, для решения образовавшейся нормативной неопределенности в регулировании

студенческих советов и с целью методического обеспечения их деятельности.

Особым видом общественных объединений в сфере высшего и послевузовского профессионального образования являются профессиональные общественные объединения работников высших учебных заведений.

Деятельность профессиональных общественных объединений регулируется Федеральным законом от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». В соответствии с п. 1 ст. 2 указанного Федерального закона, профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Следует отметить, что правила данного Федерального закона распространяются и на студенческие профсоюзы, поскольку в соответствии со ст. 3, под работником в целях данного закона понимается не только физическое лицо, работающее в организации на основе трудового договора (контракта), лицо, занимающееся индивидуальной предпринимательской деятельностью, но и лицо, обучающееся в образовательном учреждении начального, среднего или высшего профессионального образования.

В соответствии с п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона, правоспособность профсоюза в качестве юридического лица возникает с момента его государственной регистрации, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного указанным Федеральным законом специального порядка государственной регистрации профсоюзов. Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации вправе не

регистрироваться. В этом случае они не приобретают прав юридического лица.

Конкретные полномочия и принципы деятельности профсоюзных организаций, созданных в пределах высшего учебного заведения, определяются уставом высшего учебного заведения и коллективным договором, заключаемым по правилам гл. 7 Трудового кодекса РФ.

Минобрнауки России представляется необходимым в целях обеспечения выполнения органом студенческого самоуправления своих функций закрепить права органа студенческого самоуправления в нормативно-правовых актах (внести изменения или принять участие в разработке новых), оказать содействие в разработке и распространении методической литературы, касающейся деятельности органов студенческого самоуправления, разработать рекомендации для образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования по работе с органами студенческого самоуправления.

Органы студенческого самоуправления создаются в целях решения вопросов организации обучения, быта и досуга студентов высших и средних профессиональных учебных заведений. В связи с этим, основными социально значимыми направлениями деятельности органов студенческого самоуправления, по которым оказывается поддержка (государственная, учреждений профессионального образования, крупных общественных организаций) должны быть:

1) защита прав и представление интересов студентов;

2) содействие студентам в решении образовательных, социально-бытовых и иных вопросов, затрагивающих их интересы;

3) сохранение и развитие демократических традиций студенчества, гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи.

Данная позиция особенно актуальна, в связи с тяжелой ситуацией экстремизма в молодежной среде, отсутствием в студенческой среде толерантности к разнообразным молодежным объединениям и национальностям, антиобщественные настроения. При реализации данной задачи через формы студенческого самоуправления можно обеспечить:

развитие добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи, создание условий для деятельности молодежных общественных объединений и некоммерческих организаций;

развитие всех моделей молодежного самоуправления и самоорганизации в ученических, студенческих, трудовых коллективах по месту жительства;

популяризация с использованием программ общественных объединений и социальной рекламы общественных ценностей, таких, как здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, патриотизм, служение отечеству, ответственность, активная жизненная и гражданская позиция;

поддержка программ формирования единой российской гражданской нации, национально-государственной идентичности, воспитание толерантности к представителям различных этносов, межнационального сотрудничества;

стимулирование интереса молодежи к историческому и культурному наследию России, защите окружающей среды путем развития системы внутреннего туризма, межрегиональных молодежных обменов, поддержки участия молодежи в реализации проектов экологических организаций, деятельности по реставрации исторических памятников.

4) содействие в решении образовательных и научных задач, организации образовательного и воспитательного процессов, а также досуга и быта студентов.

При правильно сформированной мотивации деятельности органов студенческого самоуправления можно содействовать решению ряда важных государственных задач, а именно:

формированию активной гражданской позиции студентов, содействие их социальной зрелости, самостоятельности, способности к самоорганизации и саморазвитию;

повышению сознательности и требовательности студентов к уровню знаний;

реализации прав студентов на участие в управлении образовательным учреждением, оценке качества образовательного процесса;

формированию общественного мнения о студенческой молодежи как реальной силе и стратегическом ресурсе развития городов (представительств студенческих объединений) и российского общества.

Деятельность студенческих советов может быть направлена и на решение других целей и задач, определяемых с учетом специфики образовательного учреждения и хозяйствующего субъекта Российской Федерации, например:

— вовлечение студенчества в процессы управления образовательной, научной и инновационной деятельностью вуза;

— поддержка деятельности студенческих научных обществ, студенческих конструкторских исследовательских бюро и лабораторий, молодёжных инновационных центров и бизнес инкубаторов, центров профориентации, развития карьеры, сертификации и трудоустройства, профильных студенческих отрядов;

— создание условий для организации студенческого досуга, развитие творческих клубов и клубов по интересам;

— развитие студенческого спорта, поддержка студенческих спортивных клубов и студенческих спортивных лиг;

— развитие и поддержка волонтёрского движения;

— укрепление межнациональных связей, пропаганда культурных ценностей толерантности, патриотизма.

 




2018-06-29 420 Обсуждений (0)
Раздел 7 Обеспечение социального контроля над развитием студенческого самоуправления в учреждениях ВПО г. Москвы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 7 Обеспечение социального контроля над развитием студенческого самоуправления в учреждениях ВПО г. Москвы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (420)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)