Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 5 Развитие правового обеспечения студенческого самоуправления в учреждениях ВПО г. Москвы



2018-06-29 447 Обсуждений (0)
Раздел 5 Развитие правового обеспечения студенческого самоуправления в учреждениях ВПО г. Москвы 0.00 из 5.00 0 оценок




Чамкин А.С.

В современной теории управления все больше места отводится вопросам самоуправления. Самоуправление как особый вид деятельности возможно только в социальных организациях, которым присущ целевой характер. Для достижения цели в самоуправляемых организациях не нужен специально создаваемый орган управления, который обозначают понятием «субъект управления».

В наиболее распространенных организациях, типа коммерческие фирмы, к субъектам управления относят различные органы управления. Их роль в организациях сводится в воздействии через разные формы и механизмы на «объект управления». К объекту управления можно отнести трудовые коллективы, рабочие группы и отдельных исполнителей и процессы в которых они заняты. В целом эта деятельность в виде взаимодействия субъекта и объекта позволяет эффективнее достигать поставленные цели.

В отдельных ситуациях объект управления в социальной организации принимает на себя функции субъекта, он (коллектив, группа) считает, что ему не нужно, чтобы им управляли, в данном случае это позволяет говорить о самоуправлении. Причем это перераспределение делается не в ущерб поставленным целям. Основополагающий принцип самоуправления заключается в развитии и поощрении самостоятельности членов организации.

Но дело в том, что социальных организациях представлены люди с разными интересами и профессиональными видами деятельности, они заняты в разных трудовых процессах, им нужно распределять между собой ресурсы в виде денег, техники, технологий. Чтобы все это было нормально организовано, все равно нужен какой-то управленческий центр или орган управления. Этот орган управления может быть создан по инициативе самой организации, иметь ресурсы и быть наделеным полномочиями в ее интересах. В данном случае можно утверждать, что принципиально сущность самоуправленческой организации остается.

Также подобный орган в самоуправляемой организации может быть создан по предложению, например, вышестоящей организации, тогда деятельность этого органа, надо полагать, будет отражать в первую очередь ее интересы. Конечно, эти предложения и действия можно рассматривать лишь как инициативу сверху, для того чтобы пробудить интерес к самоуправлению, но как показывает практика зачастую созданные таким образом органы самоуправления не являются рабочими. По форме такие организации выглядят самоуправляемыми, но на деле они становятся или структурным придатком вышестоящих организаций, или декоративным органом. В этом случае мы наблюдаем картину, когда возникает ситуация «управление самоуправлением».

Очень специфическая картина сложилась в создании организационно-правовых форм в студенческом самоуправлении. Рассмотрим процесс студенческого управления университетами на этапе их возникновения в Европе.Говоря о необходимости развития студенческого самоуправления в настоящее время, следует иметь в виду, что на определенном этапе становления университетского образования в Европе, студенты не только занимались своей самоорганизаций, но и были ключевыми фигурами в создании и управлении университетами.

Идет речь о том, что в основном именно студенты осуществляли процесс создания и организации учебного процесса в университетах. К этому процессу могли привлекаться и участвовать наиболее активные и заинтересованные преподаватели, особенно те, чьи имена были известны в церковных, научных и университетских кругах. С их помощью гораздо легче можно было получить лицензию на право преподавать, которая выдавалась папскими буллами и королевскими указами.

Так из истории европейского высшего образования хорошо известно то, что в создании и организации работы первого европейского университета в Болонье большую роль сыграли студенты. Точной даты возникновения этого университета нет, некоторые называют 1088 г., когда были прочитаны первые лекции в школе права, другие 1158 г., когда император Фридрих I предоставил покровительство, льготы и судебную защиту студентам. В городе в XI уже были частные школы, в которых читалось римское право.[31] Именно их деятельность связывают с возникновением университета, так как предполагалось, что в рамках университета должны были даваться более современные знания в области права, особенно касающиеся вопросов быстро развивающихся торговли и ремесленничества. Нужно учесть специфику болонских студентов того времени: студенты права обычно были людьми взрослыми, часто из знатных семей, порой они уже занимали те или иные должности и получали бенефиции (привилегии, услуги и льготы) от властей. То есть, болонские студенты были людьми достаточно независимыми и самостоятельными.

Именно усилиями этих студентов организационно оформился и университет, его студенты фактически установили полный контроль над его организацией и ходом занятий. Это была ассоциация студентов (universitas scholarium), которая выбирала ректора, подбирала и нанимала профессоров, заключая с ними ежегодные контракты, в которых оговаривалась сумма выплачиваемого им гонорара, устанавливался порядок обучения (какие книги необходимо изучать студентам). Причем преподавателям запрещалось вести занятия еще где-либо.

Именно этот подход к управлению отражен в старейшем университет­ском уставе 1252 года[32]. Можно считать, что данный устав как бы подчеркивает начало формирования новой системы образования в Европе в виде складывающихся университетов. Эти организационные формы символизируют момент появления университетов как общественных институтов той поры. Данная модель университета стала распространяться по всей Европе в течение нескольких последующих веков.

Возникновение университета в Париже (1200 г.) происходило иным путем, но главное и здесь большую роль сыграли студенты. В Париже в XI веке, помимо церковных школ, существовали и частные школы, но лицензии на право преподавать им давала церковь. Содержание курсов, предлагаемых в них, было более разнообразным, чем в церковных школах. Наряду со специализацией в области риторики, диалектики, грамматики, права в них предусматривалось изучение и специализация в области медицины. Объединением школ в университет произошло благодаря усилиям студентов старших факультетов, закончивших подготовительный факультет. Они являлись одновременно магистрами свободных искусств и студентами какого-либо специального факультета: богословского, правового или медицинского. Это позволило им считать, что они имеют основания стать преподавателями. Естественно, что они начали противопоставлять себя другим преподавателям и требовать определения своего статуса. И руководство церкви, которое контролировало этот процесс, пошло навстречу. Создание университета на основе существующих школ позволил этим магистрам объединиться в автономный цех, разработать свои статуты, кооптировать своих новых коллег, а университету несколько снизить уровень контроля и подчинения церкви [33].

Еще одним отличительным примером является создание университетов в Оксфорде и Кембридже. Высылка иностранцев из Парижа в 1167 г. заставила многих английских учеников уехать из Франции и поселиться в Оксфорде. Так в Англии во второй половине ХII века появился университет в Оксфорде. Но после того как в результате драки между жителями города и студентами погибли два студента-монаха, часть студентов университета Оксфорда снялась со своих мест и перебралась в Кембридж. Следом за ними туда пришли преподаватели, таким образом в 1209 г. возник университет в Кембридже[34]. Такая практика создания университетов на основе студенческой инициативы или миграции была достаточно распространена в Европе. Не все университеты выжили, многие из них были закрыты по разным причинам в те же времена.

Еще одной отличительной чертой студенческого управления в эту эпоху была практика формирования главного органа управления университетом – ректората. Начиная с Болонского университета студенты выбирали ректора и его заместителя. Еще несколько веков они в полном объеме управляли делами университетов.

С наступлением Реформации стали появляться государственные университеты, создаваемые под покровительством европейских монархов. Ими же назначалось и университетское руководство. На этом этапе возникает университет как ассоциация профессоров (universitas magistrorum), власти которых исключительно должны были подчиняться ученики, посещающие их лекции. Но и в них роль студенчества в управлении университетами была высока, особенно то, что касалось финансовых вопросов. Это продолжалось вплоть до Промышленной революции. Еще на этом историческом этапе студенты сами выбирали преподавателей и сами рассчитывались с ними за обучение. В связи с этим можно привести следующий факт. Известный экономист XVIII века, основатель теории рыночной экономики Адам Смит был профессором университета в Глазго. В середине 1750-х годов он был приглашен в качестве наставника к сыну английского вельможи и должен был с ним уехать на три года в Европу. Перед отъездом, это была середина учебного года, Адам Смит решил вернуть часть денег студентам, которые заплатили ему наличными за посещение его занятий [35]. Нужно отметить, что они отказались принять от него деньги, заявив, что они получили от него знаний в полной мере.

Можно отметить также, что основные органы управления современным университетом были созданы и апробированы еще в эпоху раннего средневековья. Например традиция выборности руководителей университетов, которая сохранилась до наших дней, правда, выбирают ученые советы, а не студенты. Формально осталась прежней система организации учебного процесса: лекции и семинары, экзамены и зачеты.

Все российские университеты XVIII –XIX веков в Москве, Петербурге, Казани, Харькове и др. были открыты на основании императорских указов. При их создании были заложены существовавшие в Европе университетские модели, в ряде случаев оттуда приглашались и ведущие преподаватели. К этому времени участие студентов в системе управления университетами в Европе уже была упразднена, ими руководили известные профессора, наиболее продвинутые в научном мире.

Но нужно обратить внимание, что некоторые формы студенческой инициативы сохранились в европейских университетах и получили свое развитие в российских. Речь идет о некоторых формах студенческой самоорганизации. Еще на самом начальном этапе появления университетов в них возникали студенческие земляческие объединения. Например, в Парижском университете, как наиболее привлекательном для обучения, были представлены студенческие организации-землячества из многих европейских стран – Англии, Италии, Германии, Швеции, Польши и др. Эта же форма самоорганизации очень быстро возникла и в российских университетах. В них появились организации, объединяющие студентов из Украины, Юга России, Урала, Сибири и т.д. Это был естественный социальный процесс, возникающий на основе необходимости оказания поддержки и взаимовыручки между студентами.

Другая форма самоорганизации связана с объединением студентов на основе схожих интересов. Студенты создавали литературные, философские, театральные кружки и союзы, входили в разные политические группы.

Но и та и другая форма студенческой деятельности не относятся к самоуправлению. Они не участвовали в управлении учебным процессом, в решении каких-либо университетских задач, а ограничивались собственными интересами. Эту деятельность можно отнести к социальной самоорганизации в университетской среде.

В целом за прошедшие десять веков произошел существенный сдвиг в содержании университетского образования, что повлияло и на управлении образованием. Во-первых, появилось множество инновации в науке, технике и технологиях благодаря научной и промышленной революциям. Во-вторых, произошли существенные изменения в формах и организации общественной жизни под влиянием рыночной экономики и появления нового типа корпоративных организаций. Все это в полной мере находило отражение в сфере университетского образования, которое постоянно внутренне изменялось.

Конечно, это не могло не повлиять и существенно изменить роль и место студенчества в системе управления университетом и другими высшими учебными заведениями.

Во второй половине ХХ века стали наблюдаться процессы привлечения студентов к управлению образовательными процессами в высшей школе. В чем же причины возникновения интереса к студенческому самоуправлению на этом этапе?

С развитием государства и рыночных отношений студенты были выведены за рамки управления университетами и другими высшими учебными заведениями. Они стали лишь их клиентами.

Но клиенты, как известно, не могут существенно повлиять на структуру организации, особенно если организация монополист. Долгое время университеты были полными монополистами в системе высшего образования. Студенты в качестве клиентов стояли в очередь для поступления в университеты, об этом свидетельствуют конкурсы поступающих.

Естественно, так долго ситуация не могла продолжаться. Более того, высшее образование стало хорошим инструментом зарабатывания денег. Университеты принялись бурно размножаться, создавать или на своей базе или автономные специализированные высшие учебные заведения – институты. В эту сферу пришла коммерциализация

В конце концов их появилось на рынке столько, что студенты в качестве клиентов стали дефицитным ресурсом. Так в России в настоящее время имеется около 550 государственных вузов и еще такое же количество коммерческих. Но главное не их количество, а то что число мест в вузах сравнялось с числом выпускников средней школы. Именно этот показатель равенства мест говорит об отсутствии всякой конкуренции за места в вузе. То же самое наблюдается в США и Европе.

Возникшая ситуация заставляет искать инструменты, механизмы привлечения студентов в вузы, разрабатывать своего рода маркетинговые ходы. Так как в США и Европе процессы развития вузовского образования протекали быстрее, соответственно, там раньше стали обнажаться эти проблемы, значит там раньше обратили на них внимание. Можно привести в качестве примера очень сильные студенческие волнения в 1960-1970 гг. в странах Америки и Европы. Кроме того, в США и Европе система государственного и корпоративного управления в силу исторического развития имеет более тонкие индикаторы учета социального развития, это позволило раньше обратиться к проблемам студенчества.

Конечно, возникает вопрос, но почему именно решать проблемы и конфликты нужно было через студенческое самоуправление?

По нашему мнению, здесь решающую роль сыграл тот факт, что в повестке дня многих правительств ключевой была проблема реализации идей самоуправления. Они стали реализовываться в разных общественных сферах. Одной из них было местное самоуправление. Под влиянием либеральных и социалистических идей в таких европейских странах как Германия, Италия, Швеция, Финляндия и др. активно реализовывалась система местного и территориального самоуправления. Пришедшими к власти в Европе в это время социал-демократическими правительствами были приняты новые законы и разработана система налогообложения, поощряющие активное участие населения в местном самоуправлении.

Другой сферой была экономика. Цель любой организации как экономического субъекта связана с получением прибыли. Во второй половине ХХ века в организациях во многом были исчерпаны очевидные ресурсы извлечения прибыли за счет технического или сырьевого преимущества. Остался социальный и организационный ресурс, поэтому многие компании стали использовать новые подходы, связанные с привлечением персонала к управлению компанией на основе идей самоуправления. Появились самоуправляемые организации и самоуправляемые команды, эффективность их оказалась высока, особенно в быстро развивающихся информационно-технологических и смежных с ними отраслях.

На этом интересе к идеям самоуправления во многих странах стала проводиться работа по организации молодежного движения. Почему внимание было обращено к студенчеству? Во-первых, студенты как социальная группа по численности представляют значительную часть молодежи во многих странах; во-вторых, они организованы и не по политическим интересам, а учебным процессом; в-третьих, они представляют собой достаточно зрелую и подготовленную часть молодежи, которой интересны идеи самоуправления.

Для того, чтобы механизмы самоуправления заработали, нужно правовое и ресурсное обеспечение, то есть законы и финансы. Во многих европейских странах во второй половине ХХ века приняты законы, в которых в той или мере закреплены права студенческого самоуправления. Например, в Германии к основным нормативно-правовым документам о студенческом самоуправлении относят «Рамочный закон о вузе», помимо него приняты подобные рамочные законы и по отдельным федеральным землям. Он дает право студенческому самоуправлению иметь защиту и действовать в рамках закона, отстаивать свои интересы в Конституционном Суде. Этот закон гарантирует право на самоуправление в вузе, включая право на занятия социальной, культурной и финансовой деятельностью и формированием образовательной политики [36].

Другой важной стороной является проблема финансирования органов студенческого самоуправления. В одних случаях они получают определенные средства непосредственно из вузовского бюджета (Дания, Бельгия, Польша и др.), в других в качестве взноса от студентов (Германия, Швеция), в третьих им разрешено зарабатывать средства на предоставлении услуг (Финляндия), а также возможны некоторые эти сочетания. Но большая часть европейских студенческих союзов получают финансирование от своих правительств. Самое главное, органы студенческого самоуправления имеют свои независимые источники получения средств на свою деятельность, которые не может перекрыть руководство вуза, если ему вдруг это захочется.

Эти два ключевых фактора делают органы студенческого самоуправления независимыми в решении многих важных вопросов, особенно относительно защиты прав студентов. Они могут себе позволить быть принципиальными, занимать и отстаивать свою позицию.

В 1999 г. на встрече в Болонье 29 стран Европы решили участвовать в процессе создания единого пространства для развития высшего образования. Помимо ключевых задач по расширению доступа к высшему образованию, повышению его качества, активизации мобильности студентов и преподавателей, обеспечению трудоустройства выпускников вузов, также ставились задачи по поддержке студенческого самоуправления.

Когда в 2003 г. Россия присоединилась к Болонскому процессу, то помимо обязательств по основным пунктам, она приняла на себя обязанности и по развитию студенческого самоуправления.

Рассмотрим российский вариант студенческого самоуправления и их органы управления. Здесь просматриваются два задачи: первая, что из себя представляет студенческое самоуправление на современном этапе; вторая - его основные организационные формы.

Под студенческим самоуправлением понимается самоорганизация студентов по месту их обучения для самостоятельного и под свою ответственность осуществление собственных инициатив по участию в управлении вузами. Это касается вопросов организации обучения и управления жизнью студенческого коллектива непосредственно студентами или через создаваемые ими органы самоуправления.

Студенческое самоуправление, являясь важнейшей частью системы управления вузом, выступает как самостоятельная обособленная подсистема. Оно как бы подпитывает самоуправленческие начала вузовского управления, является той общественной сферой, в которой рождаются студенческая гражданская инициатива, непосредственно реализуются их начинания, решаются повседневные житейские проблемы студентов.

В настоящее время на уровне образовательных учреждений используются следующие формы организационных структур студенческого самоуправления [37]:

· орган общественной самодеятельности, выполняющий функции студенческого самоуправления студенческий совет, студенческий деканат, студенческие научно-производственные отряды (СНПО), студенческие кафедры, студенческие комитеты, студенческие клубы по интересам и др.);

· профсоюзная организация студентов, выполняющая функции органа студенческой самодеятельности;

· орган студенческого самоуправления в форме общественной организации (например, молодежная организация России);

· объединение профсоюзной организации студентов с общественной студенческой организацией для совместного выполнения функции органа студенческого самоуправления.

Обратим внимание на основные характеристики каждой организационной формы. В первом случае статус органа может определяться приказом ректора (директора), другим локальным актом образовательного учреждения или договором между органом самоуправления и администрацией образовательного учреждения.

Во втором случае статус и полномочия профсоюзной организации в сфере самоуправления определяются коллективным договором (соглашением).

В третьем случае таким объединением может быть студенческий совет, союз студентов данного образовательного учреждения или отделение муниципальной, региональной, межрегиональной, общероссийской общественной организации, заключившей договор с образовательным учреждением. Статус этой организации определяется соглашением между объединением и администрацией образовательного учреждения.

В четвертом случае статус органа студенческого самоуправления определяется трёхсторонним соглашением. Профком приоритетно выполняет функции социальной защиты студентов, а общественное объединение занимается реализацией социально-значимых программ (проектов) и поддержкой инициатив студенческой молодёжи.

Практика студенческого самоуправления показывает, что доминируют две формы: общественная студенческая организация и студенческий профсоюз.

Общественная организация становится все более прогрессивной формой самоуправления. Она даёт возможность включиться в работу каждому студенту, позволяет большому количеству студентов участвовать и организовывать мероприятия, вести работу по всем направлениям студенческой жизни. Она позволяет привлекать средства органов государственной власти, общественных, благотворительных организаций и других грантодателей. Стоит отметить, что на сегодняшний момент в ряде вузов наработан положительный опыт деятельности общественных объединений, основными задачами которых являются создание условий для самореализации студентов, поддержка студенческих инициатив, участие в управлении вузом.

Студенческий профсоюз и его участие в процессах управления представляет собой значительное явление. Он остаётся как формально, так и фактически, одним из самых многочисленных молодёжных объединений.

Профсоюзы образуются по профессиональному принципу, но студенты – это не профессия, это социальная группа, искусственно объединённая для определённой цели – получить высшее образование. Однако действующих законодательных норм вполне достаточно для устойчивого существования студенческих профсоюзов в правовом и социальном поле.

Основная задача профсоюзов – отстаивать интересы трудящихся (в нашем случае – учащихся), и, прежде всего, их социальные права.

В настоящее время, когда многие гарантии и льготы утратили свой смысл, когда обостряются финансовые проблемы – это особенно актуально. В студенческую жизнь вошли такие тревожные и опасные явления, как безработица, распространение социально опасных заболеваний, отсутствие жилья для молодых семей. В этой ситуации роль студенческих профсоюзов очень возрастает.

Следует отметить, что профсоюзные организации студентов играют важную роль и в воспитании молодёжи. Студенческие советы также могут выполнять функции, присущие профсоюзам, однако перечень их функций, как правило, несколько шире.

Имеются определенные различия в подходах к деятельности профсоюзных и общественных организаций студентов. Так, например, профсоюзы делают больший акцент в своей деятельности на решение социальных и бытовых вопросов и на воспитание студентов, а общественные объединения направляют свои усилия на поддержку социально-значимых инициатив студенческой молодёжи, создание условий для всесторонней самореализации студентов.

На федеративном уровне сложились следующие виды органов студенческого самоуправления:

· региональная студенческая общественная организация (ассоциация студенческих общественных и профсоюзных организаций);

· студенческий координационный орган (совет), который может существовать как самостоятельное объединение при органе законодательной или исполнительной власти субъекта Российской Федерации или объединение при общественной организации (ассоциации организаций).

Такие координационные студенческие советы создаются на принципах равного представительства от образовательных учреждений, координации действий и невмешательства во внутренние дела участников. При этом, статус регионального органа студенческого самоуправления определяется соглашением с Союзом ректоров вузов, Советом директоров ссузов, а так же органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

К настоящему времени можно говорить об определенных функциях органов студенческого самоуправления. В материалах «круглого стола», проведенного в Совете Федераций от 28 февраля 2011 г., на тему «Органы студенческого самоуправления» к ним отнесли:

«1. Представление интересов студенчества перед администрацией образовательного учреждения:

- внесение на рассмотрение ученого совета образовательного учреждения предложения о поощрении студентов за активную научную, учебную и общественную деятельность;

- внесение на рассмотрение ученого совета образовательного учреждения рекомендации о повышении или назначении персональных и именных стипендий студентам за высокую успеваемость, активное участие в научной и общественной деятельности;

- участие в решении социально-правовых проблем студенческой молодежи;

- внесение предложений по совершенствованию учебного процесса и научно-исследовательской работы студенческой молодежи;

- ходатайство перед администрацией учебного заведения при отчислении студента из образовательного учреждения или восстановлении на обучение, переводе с коммерческой формы обучения на бюджетную, заселении/выселении из общежития и других случаях;

- подготовка на рассмотрение руководства образовательного учреждения докладов, аналитических записок, рекомендаций в пределах своей компетенции.

2. Представление интересов студенчества конкретного образовательного учреждения вне самого образовательного учреждения на различных уровнях: межвузовском, местном, региональном, федеральном.

3. Разработка, принятие и реализация мер по координации деятельности общественных студенческих формирований, действующих в образовательном учреждении.

4. Взаимодействие с администрацией, руководителями структурных подразделений образовательного учреждения, осуществляющих учебную и воспитательную работу со студентами, по различным аспектам жизнедеятельности.

6. Руководство деятельностью органов студенческого самоуправления структурных подразделений образовательного учреждения (факультетов, отделений, курсов, групп, общежитий и т.д.).

7. Информирование студенчества, администрации, преподавателей, сотрудников образовательного учреждения о разнообразных аспектах студенческой жизни и государственной молодежной политики;

8. Участие в формировании нормативно-правой базы для различных сфер жизнедеятельности студенческой молодежи и активного включения ее в социально-значимую деятельность.

9. Формирование и обучение широкого студенческого актива образовательного учреждения».[38]

Очень сложно согласиться с перечнем этих функций. Конечно, «представлять интересы студенчества вне образовательного учреждения» (пункт 2) это одно дело, но совершенно другое дело «участвовать в формировании нормативно-правовой базы для различных сфер жизнедеятельности студенческой молодежи» (пункт 8). В первом случае совершенно не обязательно иметь какие-либо профессиональные знания, главное, чтобы член органа самоуправления был наделен полномочиями представлять, но во втором случае уже нужны определенные правовые знания в области общественных отношений. Это свидетельствует о необходимости иметь такой круг лиц или организаций, решающих подобные задачи, что зачастую является непосильной задачей для органов студенческого самоуправления.

Как правило, практика решения подобных задач должна опираться на правовое обеспечение деятельности органов студенческого самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на объединение, включая право создавать социальные и профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Порядок создания и деятельности общественных объединений определён Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Однако законодательством об образовании создание общественного объединения в сфере высшего и послевузовского профессионального образования сужено до формы общественной организации, что неправомерно и неоправданно ограничивает инициативы студентов.

Общественные организации являются юридическими лицами – некоммерческими организациями. Они проходят государственную регистрацию в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с особенностями, предусмотренными для государственной регистрации частных некоммерческих организаций, установленными в гл. III Федерального закона «О некоммерческих организациях». Следует отметить, что общественные организации, цели создания которых соответствуют законодательству, вправе осуществлять свою деятельность и без прохождения процедуры государственной регистрации в качестве юридического лица в установленном порядке.

Право студентов на участие в управлении образовательным учреждением, на свободу информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений, на участие в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высших учебных заведений, в том числе через общественные организации и органы управления высших учебных заведений, гарантируется п. 4 ст. 50 Закона «Об образовании», а также п. 2 ст. 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

По общему правилу ст. 19 Федерального закона «Об общественных объединениях», учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие возраста 18 лет. Исключения установлены для детских и молодёжных общественных объединений.

Ст. 9 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» предусматривает возможность создания общественных объединений в образовательных учреждениях обучающимися старше восьми лет. Поскольку на первых курсах высших учебных заведений есть студенты, не достигшие еще совершеннолетия, положения указанного Федерального закона актуальны и для студенческих общественных организаций.

Особым видом общественных объединений в сфере высшего и послевузовского профессионального образования являются профессиональные общественные объединения работников высших учебных заведений. Их деятельность регулируется Федеральным законом от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Положения Закона распространяются и на студенческие профсоюзы, поскольку под работником в целях данного Закона понимается не только физическое лицо, работающее в организации на основе трудового договора (контракта), лицо, занимающееся индивидуальной предпринимательской деятельностью, но и лицо, обучающееся в образовательном учреждении начального, среднего или высшего профессионального образования.

Конкретные полномочия и принципы деятельности профсоюзных организаций, созданных в пределах высшего учебного заведения, определяются уставом высшего учебного заведения и коллективным договором, заключаемым по правилам гл. 7 Трудового кодекса Российской Федерации.

Важным шагом в развитии органов студенческого самоуправления стало «Примерное положение о студенческом совете в образовательном учреждении (филиале) высшего профессионального образования», утверждённое письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 октября 2006 года № АФ-234/06.

Сильной стороной этого документа является утверждение того, что студенческое самоуправление в каждом конкретном вузе должно иметь свои задачи, соответствующую форму, свои направления деятельности. Слабая сторона состоит в том, примерное положение не подразумевает деятельность студенческого совета как самостоятельного юридического лица.

Нормативные основы студенческого самоуправления изложены в письмах Министерства образования и науки Российской Федерации[39]:

· в письме Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию от 19 февраля 2007 года № 231/12-16 «О студенческом самоуправлении»;

· в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 апреля 2006 года № 100 «О совете по вопросам развития студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования»;

· в письме Минобразования России от 2 октября 2002 года № 15-52-468/15-01-21 «О развитии студенческого самоуправления в Российской Федерации».

Данные нормативные документы носят рекомендательный характер, они не обязывают и не регулируют деятельность руководства вузов относительно развития студенческого самоуправления.

Часть правовых оснований по студенческому самоуправлению закреплены в следующих документах:

· в постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 года № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодёжной политики в Российской Федерации»;

· в Указе Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 года № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодёжной политики».

Конечно, внедрение в российские вузы студенческого самоуправления – это очень важное и нужное дело, но оно накладывает и большую ответственность на руководство системой высшего образования и вузами. Созданные в вузах органы студенческого самоуправления никак не защищены от произвола деканов и ректоров. Если у них имеется своя точка зрения, отличающаяся от точки зрения вузовских администраторов, то они не имеют возможности ее отстоять.

Примером тому является конфликт на социологическом факультете МГУ в 2007 году между студентами и деканом факультета[40]. Источником конфликта стали высокие цены в факультетском буфете. Вместо того, чтобы разобраться в ситуации, активистов стали прессинговать. Группа недовольных студентов выросла, ее внимание переключилось на учебный процесс, на качество преподавания и качество учебников и т.д. В конфликт были втянуты все ведущие социологи страны, Государственная дума, Совет Федерации, а также представители Всемирной социологической ассоциации и много других отечественных и зарубежных организаций. Кончилось все это через год, активно выступающих студентов отчислили, а поддерживающих их преподавателей уволили. Во всем этом процессе не участвовали только правовые органы. У студентов не было юридических оснований к ним обращаться, так как правовые нормы по участию студентов в самоуправлении отсутствуют. В конце концов, мы не знаем, кто был прав и кто был виноват, правового поля нет.

Подобные конфликты со студен<



2018-06-29 447 Обсуждений (0)
Раздел 5 Развитие правового обеспечения студенческого самоуправления в учреждениях ВПО г. Москвы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 5 Развитие правового обеспечения студенческого самоуправления в учреждениях ВПО г. Москвы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (447)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)