Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В современных условиях



2018-07-06 402 Обсуждений (0)
В современных условиях 0.00 из 5.00 0 оценок




По своим глобальным целям политика Республики Беларусь, направленная на обеспечение достойных условий жизни человека, мощи и процветания государства, осуществляется в русле мировых процессов. Для страны определяющей является ориентация на устойчивое развитие, которое, по определению Международной комиссии по окружающей среде и развитию, по своему назначению «удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» (Наше общее будущее. М., 1989. С. 50).

Естественно, что все стоящие перед государством проблемы нельзя решить в обход создания здоровой и процветающей экономики, уровень развития которой одновременно является базовой основой и главнейшим элементом при разработке идеологии государства. Здоровая экономика, обеспечивающая достойную жизнь народа, - это важнейшее условие достижения политической стабильности в обществе, мира и спокойствия в государстве.

Конец ХХ столетия для нашей страны был исключительно сложным. Разразился острейший экономический и финансовый кризис. В 1994 году валовой внутренний продукт сократился к уровню 1990 года до 72%, промышленное производство – до 67%, коммунальные вложения – до 57%. Сложившаяся в стране в это время ситуация не могла квалифицироваться как просто кризисная. Это уже была обвальная ситуация.

Сказалось и то, что с разрушением Советского Союза всем постсоветским государствам был навязан новый курс социально-экономического развития, путь необузданных, нерегулируемых рыночных реформ. Практически повсеместно на первое место были поставлены ускоренная приватизация и либерализация цен, в надежде, что это приведет к автоматической трансформации неэффективных государственных предприятий в предприятия жизнеспособные, успешно конкурирующие как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Однако в условиях, когда переход к рыночной экономике был неоправданно жестко, а порой и непродуманно втиснут в исключительно узкие временные рамки, так называемые новации в экономике и социальной жизни получили негативные последствия. Произошло падение уровня производства, увеличился дефицит внешней торговли, резко снизился жизненный уровень населения.

Не правы оказались также те, кто думал, что рынок можно ввести директивно. Это сделать невозможно. К рынку надо переходить постепенно, по этапам и периодам, по мере созревания соответствующих ему экономических отношений, при четком осмыслении последовательности захвата рынком тех или иных экономических сфер.

Нерегулируемый, стихийный рынок в нашей, равно как и в других странах, оказался не в состоянии должным образом координировать процессы экономического развития, обеспечить эффективное использование трудовых и интеллектуальных ресурсов, созданной производственной базы. Сделать это рынок сам по себе не мог. Вот что по этому поводу говорил далеко не проявляющий к Беларуси симпатий Дж. Сорос: «Любому обществу необходимы какие-то общие ценности, которые бы обеспечивали внутреннее согласие. Сами по себе рыночные ценности эту роль сыграть не могут. Рынки превращают все без исключения, в т.ч. Человека (рабочую силу) и Природу (землю), в товар» (Белорусская газета. 1988. 12 января).

Не было в то время учтено, что современный рынок стал иным, нежели на момент его зарождения. На смену принципу: реализовать то, что произведено, пришел новый принцип: производить то, что необходимо потребителю и что будет им востребовано. Новый рынок, новая политика современных государств стали более нацеленными на человеческую личность, имеют дело с социально ориентированной экономикой. А следовательно, потребовалось более широкое плановое вмешательство государства в экономику.

В Беларуси в то же время сложилась ситуация, какой не было в мировой практике. Западные рецепты и предложения здесь не дали и не могли дать ответ на вопрос, как дальше строить нашу экономику. На Западе потребовались многие десятилетия, чтобы в естественных условиях, без принятия кардинальных мер ввести экономику в требуемое русло. Нам такого промежутка времени историей отведено не было.

Стало также неоспоримо очевидным, что экономические неурядицы и сбои невозможно устранить простой заменой формы собственности. Вставшие перед страной глобальные проблемы не могли быть решены лишь на основе частной собственности. Актуальнейшим стал вопрос диалектического скачка на основе системного решения проблем. Потребовался серьезный пересмотр предпринятых ранее мер. Был принят жесткий курс на обеспечение нормальной работы предприятий при строгом соблюдении интересов людей, и, в первую очередь, интересов работников предприятий.

В стране была разработана Программа неотложных мер по выходу экономики из кризиса. Ее реализация уже в 1994 – 1995 годах дала свои первые результаты. Остановился обвальный спад производства, прекратилась неконтролируемая инфляция. С 1996 года возобновился рост производства, сложились положительная динамика и основы стабилизации в финансовой и социально-трудовой сферах.

Практика истекших лет убедительно подтвердила, что в вопросах выработки идеологии дальнейшего развития страны надо и впредь идти от материальных условий жизни людей, на основе устойчивого экономического и социально-политического развития, выбора в этой сфере правильных стратегии и тактики. Эти вопросы учтены и получили развитие в действующих ныне прогнозных документах, таких, как:

· Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года;

· Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 годы;

· Комплексный прогноз научно-технического прогресса Республики Беларусь на 2001-2020 годы;

· Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015 годы;

· Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь;

· Концепции национальной безопасности Республики Беларусь.

Приняты и успешно реализуются общегосударственные программы по вопросам агропромышленного комплекса, строительства, энергетической безопасности и многие другие.

В марте 2002 года Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в ходе постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов сформулировал черты белорусской экономической модели, которая прошла проверку временем, позволила преодолеть глубокий спад производства, развернуть институциональные рыночные реформы, избежать социальных потрясений, укрепить государственность и реальный суверенитет страны. Она получила не только одобрение, но и высокую оценку международной общественности. Вот весьма авторитетное заявление, сделанное в докладе экспертов Всемирного банка «Переходный период: первые 10 лет»: «опыт Беларуси позволяет извлечь важные уроки в отношении переходного периода. По сравнению с реформами во многих странах СНГ, которые носили частичный характер и осуществлялись не эффективно, пассивность Беларуси позволила ей избежать некоторых ключевых ошибок на ранних этапах переходного периода».

В рамках обозначенной белорусской модели экономического развития эффективная и конкурентоспособная экономика является основой здоровья государства, динамика развития которого самым непосредственным образом сказывается на качестве жизни людей и на самочувствии общества. В этой сфере в стране есть все для того, чтобы выйти на равные, и даже ведущие позиции в мировой экономике.

Заложен прочный финансово-экономический фундамент функционирования хозяйственного комплекса страны, создаются необходимые условия для развития всех форм собственности и хозяйствования, направленные на усиление темпов экономического роста, их возможности получать наиболее высокую прибыль, обогащая тем самым граждан и государство в целом.

Беларусь имеет достаточно развитый многоотраслевой промышленный комплекс, который определяет и усиливает наш экспортный потенциал. Идет активный процесс создания новых современных производств, отличающихся значительно меньшими материало- и энергозатратами, интеллектуальной насыщенностью.

Постоянный устойчивый рост валового внутреннего продукта и высокие темпы развития белорусского экспорта, обновление производства вызывают интерес и привлекают иностранный капитал. Увеличиваются реальные инвестиции, общий объем которых в 2007 году составил почти 5,5 млрд. долларов, прямых инвестиций – почти 1,5 млрд. долларов.

Ставится задача упрощения и сопровождения инвестиционных проектов, выведения в итоге Беларуси в тридцатку лучших в мире государств по инвестиционному климату, сделать ее не только выгодной, но и удобной, дружественной для капитала страной.

Общегосударственным приоритетом для Республики Беларусь является развитие агропромышленного комплекса и социальной сферы на селе. В этом направлении достигнуты достаточно высокие темпы и уровень развития. Повышается эффективность производства сельскохозяйственной продукции, деятельности перерабатывающих ее предприятий, рентабельность реализованной продукции, уменьшается число убыточных сельхозорганизаций. Принимаются действенные меры по производству экономически чистой продукции. Реализуется комплекс мер по созданию агрогородков, призванных решать не только важные экономические задачи, но и существенно влиять на социальную сферу жизнедеятельности села.

Важной задачей государства стала необходимость реализации принятой программы развития малых городов. В каждом малом городе, как отметил А.Г. Лукашенко в Послании белорусскому народу и Парламенту 2008 года, необходимо добиться стабильного роста экономики, обеспечить благоприятный климат для инвестиций и инноваций, удовлетворение социальных потребностей населения. Здесь надо создавать современные производства, компактные, хорошо оснащенные, ориентированные прежде всего на местные ресурсы, традиции и потребности местных территорий и жителей,

В стране предусматривается кардинальная экологизация хозяйственной деятельности. Одной из важнейших задач здесь является рациональное природопользование, снижение антропогенной нагрузки до минимального уровня и рациональное использование природных ресурсов, совершенствование экономических механизмов, обеспечивающих сохранение и поддержание качества окружающей среды на безопасном и благоприятном уровне.

Для этого есть веские основания, В стране сегодня на единицу произведенной продукции используются непомерно большие объемы природных ресурсов и энергии. Из-за несовершенства технологических процессов еще много сырья направляется в отходы, а сеть предприятий по их вторичному использованию развита слабо. Недостаточно предприятий по сбору, переработке, обезвреживанию и захоронению токсичных отходов. Надо более энергично переходить на малоотходные и безотходные технологии, развивать сеть предприятий по вторичному использованию отходов. Необходимо максимально сокращать объемы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

Особое внимание надо обратить на крупные предприятия нефтехимии, экологически опасные производства, которые требуют не только строгого соблюдения всех мер безопасности, но и постоянного обновления оборудования. С учетом экологических соображений должны формироваться планы развития экономики на региональных и местных уровнях, в малых городах и поселках.

Решение экологических проблем зависит не только от объемов капиталовложений в эту сферу, но и от эффективности государственного контроля за соблюдением всеми природопользователями, гражданами страны природоохранного законодательства. Нужны четкие процедуры привлечения к решению экологических проблем широкой общественности, принятию соответствующих мер с учетом жестко сформулированных законами ограничений.

В сфере экономики есть еще и ряд проблем, тормозящих факторов, которые требуют своего решения. Важнейшими из них являются:

· высокий уровень износа активной части основных производственных фондов;

· высокая материало- и энергоемкость производства, сильная зависимость от импорта топливно-энергетических и сырьевых ресурсов;

· недостаточные темпы и слабость мер по санации, реструктуризации и банкротству хронически убыточных предприятий;

· низкий уровень развития предпринимательства – действенного фактора развития рыночной экономики;

· недостаточные объемы привлечения иностранных инвестиций и кредитов при нехватке собственных финансовых и инвестиционных ресурсов;

· недостаточная динамика в развитии интеграционных процессов, прежде всего с Россией, Евразийским экономическим сообществом, Евросоюзом.

Важнейшими задачами дальнейшего социально-экономического развития Республики Беларусь на ближайшую и отдаленную перспективу являются:

· становление и развитие социально ориентированной рыночной экономики;

· обеспечение постепенного перехода к постиндустриальному, информационному обществу на основе реализации достижений науки, новых, высокоэффективных технологий;

· повышение благосостояния народа до уровня европейских стандартов и формирование целостного, социально и духовно развитого, творческого, деятельного, инициативного человека;

· создание эффективного правового государства в органическом единстве с формированием и развитием гражданского общества.

 

Для обеспечения высокой потенциальной конкурентоспосбности белорусской экономики есть серьезные объективные факторы и условия. Это:

· выгодное экономико-картографическое и геополитическое положение;

· развитая сеть транспортных коммуникаций и производственная инфраструктура в целом;

· значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых (калийных и каменных солей, сырья для производства строительных материалов и др.);

· достаточно сильная строительная база;

· значительный научно-технический потенциал;

· многоотраслевой промышленный комплекс;

· высокий образовательный уровень населения при низкой стоимости рабочей силы и устойчивая система подготовки квалифицированных кадров;

· комплексность развития территории;

· многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков

Определяя идеологию и стратегию дальнейшего экономического развития, следует также выделить некоторые основные направления: приоритетное решение проблем ресурсо – и энергосбережения; предпочтение качественных показателей развития количественным. Необходимо последовательно обеспечивать обновление предприятий в целях поддержания их жизнеспособности. Нужны революционные изменения в структуре труда: вместо физического главенствующим должен стать умственный труд. Все это потребует концентрации финансов и научных знаний для успешного проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ (НИОКР); обеспечения качественно нового уровня информационного обмена и его более эффективного влияния на все составляющие экономики; решения ряда иных технологических и организационных проблем.

Необходимо будет осуществить реструктуризацию отечественного народного хозяйства. С одной стороны, на основе согласования национальных и корпоративных интересов предстоит привлечь к сотрудничеству иностранных партнеров; с другой – создать собственную инфраструктуру воспроизводственной деятельности. Вероятно, что надо будет постепенно уходить от гигантомании, с которой неизбежно связана нелегкая зависимость страны от необходимости завозить в огромных объемах отсутствующие сырье и источники энергии. Необходимо в большей степени ориентироваться на собственные сырьевые и энергетические ресурсы. Важное место здесь должно быть отведено созданию более совершенной системы производства, заготовки, переработки, сохранности и доведения до потребителя сельскохозяйственной продукции.

В решении изложенных задач важная роль отводится и в будущем будут повышаться потенциальные возможности науки. Оценивая мировые тенденции развития этой сферы, обычно выделяют два момента. Первый состоит в том, что сегодня в мире наука рассматривается в качестве определяющего фактора экономического роста. Второй – что результаты научной деятельности оцениваются только в контексте обеспечения процесса инновационного развития.

В Беларуси удалось сохранить научный потенциал, поддержать научно-инновационное предпринимательство, восстановить научно-техническое сотрудничество с ведущими научными центрами других государств. Как отмечалось на первом съезде ученых Беларуси, белорусская наука всегда была на передовых позициях. В Беларуси развивались важнейшие компоненты космических программ, обеспечивался большой объем заказов военно-промышленного комплекса. Белорусские ученые были пионерами в оптических исследованиях, лазерной физике и технике, по ряду направлений электроники. Белорусские сорта сельхозрастений возделываются не только в стране, но и за ее пределами.

В Беларуси научными исследованиями занимаются более 300 организаций, в которых работает свыше 18 тыс. человек. За 6 лет по состоянию на 2008 год внутренние затраты на исследования и разработки в стране выросли в 8 раз и превысили 500 миллиардов рублей.

Белорусская наука вносит существенный вклад в социально-экономическое развитие страны, в реализацию государственных решений и программ, определяющих стратегию инновационного развития отраслей и регионов. Укрепляется материально-техническое обеспечение научной сферы. Принимаются меры, способствующие кадровому укреплению учреждений науки и образования. Расширяется международное научное и научно-техническое сотрудничество.

Первый съезд ученых Беларуси определил и меры дальнейшей активизации усилий научно-исследовательских организаций, вузов, министерств и ведомств в плане более эффективного развития научной и инновационной деятельности. В этом плане предусмотрено повысить уровень координации исследований, усовершенствовать систему экспертизы научных и инновационных проектов, выработать наиболее эффективные формы сотрудничества науки с производством, повысить роль ученых в научном обеспечении принимаемых государственных решений, обеспечить условия для более широкого привлечения талантливой молодежи к научной и инновационной деятельности.

Выделены приоритетные направления реализации стратегических задач развития науки и инновационной деятельности. Это – 1) создание благоприятных условий для интеграции науки и производства; 2) развитие законодательной базы, направленное на важнейшие сферы организации материального обеспечения научно-исследовательской и инновационной деятельности; 3) развитие системы подготовки научных кадров высшей квалификации и специалистов в сфере науки и инноваций.

Съездом среди иных задач сосредоточено внимание ученых на необходимости идеологического и правового обеспечения инновационного развития белорусского общества, реализации интересов личности и государства, политической и социальной стабильности, укрепления семьи, решения гендерных и демографических проблем.

Совершенно очевидно, что для обеспечения этих задач поддержка науки должна быть более эффективной; подкрепляться активными мерами и действиями государства, направленными на поддержку научно-технической, творческой интеллигенции, создающей лучшие инновационные образцы в экономике, духовные ценности.

Необходимы дополнительные усилия, направленные на развитие национальной культуры, искусства, кинематографии, т.е. в целом на духовное развитие белорусского народа. В этой области, как было сформулировано на первом съезде ученых Беларуси, перед наукой, а следовательно и перед идеологическими службами стоят следующие задачи:

· раскрытие роли историко-культурного наследия, природно-традиционного и профессионального искусства в формировании национальных черт современного белорусского государства;

· исследование значения культурного потенциала страны в развитии мировой культуры, цивилизации, репрезентативности страны, ее гуманитарной и деловой привлекательности;

· исследование креативности архитектуры, живописи, театра, кино, музыки, народно-традиционных искусств и их роли в развитии материальных и духовных ценностей страны;

· разработка научного обеспечения сохранения историко-культурного наследия, развития туризма, сохранения национального и регионального своеобразия сельских поселений, агрогородков, городов Беларуси.

Необходимы научное обоснование путей и механизмов устойчивого развития языка, литературы, историко-культурного наследия и искусства в условиях процессов глобализации, а также научное обоснование и разработка инновационных технологий массовой физкультурно-оздоровительной работы, подготовки спортсменов высокой квалификации.

 



2018-07-06 402 Обсуждений (0)
В современных условиях 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В современных условиях

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (402)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)