Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Идеология интеграции с Россией и другими странами СНГ



2018-07-06 579 Обсуждений (0)
Идеология интеграции с Россией и другими странами СНГ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Внешнеполитические приоритеты Республики Беларусь включают в себя союзнические отношения с Россией, интеграцию в рамках СНГ, Евразийского экономического сообщества; участие в европейских экономических и политических процессах; взаимодействие на двусторонней и многосторонней основах с государствами Азии, Африки, Латинской Америки; сотрудничество в международных организациях; укрепление региональной и глобальной безопасности, наибольшую угрозу которой представляет терроризм, национально-экономические и территориальные конфликты.

Одним из важнейших приоритетных идеологических направлений внешней политики белорусского государства было и остается укрепление дружбы и сотрудничества, осуществление экономической интеграции с Российской Федерацией. 2 апреля 1996 года состоялось подписание документа о создании Сообщества России и Беларуси. Через год оба государства пришли к Договору о Союзе, утвердили его Устав.

8 декабря 1999 года президенты двух стран подписали Договор о создании Союзного государства, который вступил в силу в январе 2000 года.

Составной его частью является Программа мероприятий по развитию Союза Беларуси и России до 2005 г. Была принята также Программа экономического сотрудничества двух стран на 1999 – 2008 гг. В ней намечены конкретные межгосударственные проекты и механизмы их реализации, определены меры по организации совместных производств в ведущих отраслях промышленности, сельском хозяйстве, взаимодействию и использованию средств связи, транспорта, защиты окружающей среды, в социальной сфере.

В настоящее время в Союзном государстве созданы и действуют необходимые органы управления: Высший Государственный Совет, Совет Министров, парламентское Собрание и Постоянный Комитет Союзного государства. Образованы Пограничный и таможенный комитеты, Телерадиовещательная организация. Сформированы совместные коллегии министерств и других органов государственного управления, союзный бюджет Беларуси и России.

К настоящему моменту наработана значительная нормативно – правовая база, включающая межгосударственные и межправительственные договоры и позволяющая взаимодействовать практически по всем направлениям сотрудничества. В целях осуществления перехода на единые принципы налоговой политики проводится унификация национальных законодательств по вопросам налогообложения. Ведется работа по подготовке Налогового кодекса Союзного государства.

На Россию приходится 80 процентов белорусского экспорта. Сегодня, когда ВВП Беларуси растет высокими темпами – порядка 10 – 11 процентов в год, белорусская продукция по-прежнему востребована в России. Машиностроительный комплекс на 85 процентов загружен заказами российских предприятий. Установлены межрегиональные связи с большинством регионов России, что создает хорошую перспективу для интеграционных процессов между двумя странами, расширения рынков сбыта белорусских товаров, реализации масштабных экономических проектов в приоритетных для Беларуси областях. Россия является для Беларуси основным источником сырья, энергоресурсов, комплектующих, важнейшим транспортным коридором. За 2007 г. товарооборот между двумя странами вырос примерно на 30 процентов и составил более 26 млрд. долл. США. По прогнозам экспертов в 2008 году он должен достичь 30 млрд. Вместе с тем следует отметить, что в результате значительного роста тарифов на российские энергоносители растет и отрицательное сальдо во взаимной торговле. Живительным «лекарством» тут может стать динамичное развитие производственной кооперации белорусских и российских предприятий и отраслей.

Из года в год наблюдается рост общего бюджета Союзного государства, средства из которого направляются на реализацию совместных проектов и программ в самых различных сферах. Если в 1999 г. он составлял 500 миллионов российских рублей, то в 2008 г. сумма бюджета выросла до 4 млрд. рублей. Эти средства направляются на формирование 38 совместных программ и мероприятий. В частности, на проекты по разделу «Промышленность, энергетика, строительство, транспорт, связь и информатика» выделяется свыше трети общего бюджета, 13,1 процента – на финансирование военно-технического сотрудничества сторон, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности Союзного государства, около 10 процентов – составляют затраты на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и природоохранные мероприятия. Около 14 процентов расходов бюджета направляется на финансирование социальной политики, здравоохранения, физической культуры, образования и культуры. Резервируются средства для семи новых программ: программы по борьбе с преступностью на территории двух стран на период 2008 -2012 годов, программы согласованных действий в области внешней политики на 2008 – 2009 годы, программы по совершенствованию и содержанию объектов военной инфраструктуры в интересах обеспечения функционирования региональной группировки войск на 2008-2012 годы, научно-технической программы в сфере освоения космоса «Космос НТ» на 2008 -2011 годы и другие.

Начиная с 1998 года Беларусь и Россия приступили к реализации совместных программ развития дизельного автомобилестроения. За это время выполнены две программы, позволившие разработать конструкции, создать мощности и организовать производство автомобилей и двигателей стандарта Евро – 2, а с января 2008 г. перейти на серийный выпуск автотехники нового экологического класса Евро – 3. Это даст возможность Беларуси и России занять 75 – 80 процентов рынка дизельных автомобилей на постсоветском пространстве, находиться в русле решения тех задач, которые стоят перед мировым машиностроением.

Главным разработчиком, исполнителем, а также связующим звеном в реализации программ развития дизельного автомобилестроения явилась компания «Бел Рус Авто». Основными участниками программ с белорусской стороны выступили МАЗ, Минский моторный завод, Минский завод колесных тягачей. С российской – ОАО «КамАЗ», ОАО «Автодизель» (Ярославский моторный завод), ярославские заводы дизельной и топливной аппаратуры, ОАО «Урал» и другие предприятия.

По данным Межгосударственной финансово-промышленной группы (МФПГ) «Бел Рус Авто», с 1998 г. (начало реализации первой союзной программы дизельного автомобилестроения) до 2007 г. включительно на предприятиях – участниках программы объем выпуска дизельных двигателей увеличился в 7,5 раза, до 273 тыс. штук. Производство грузовых автомобилей возросло в 8,7 раза, объем товарной продукции – почти в 12 раз. Налоговые отчисления в бюджеты всех уровней выросли в 7,7 раза, достигнув суммы 10,8 млрд. российских рублей. Число занятых на предприятиях – участниках программы увеличилось в 2,4 раза – с 59 тыс. до 143, 9 тыс. человек. Если говорить в целом, то сотрудничество позволило создать 5 миллионов рабочих мест, 28 тыс. предприятий работают по совместным межгосударственным и региональным программам.

Большая работа ведется по развитию интеграционных задач в социально-трудовой сфере. В процессе реализации Программы совместной деятельности по унификации законодательства и сближению уровней социальных гарантий граждан Беларуси и России разработано и принято более 30 нормативных правовых документов, закладывающих базу правовой унификации в социально-трудовой сфере. В марте 2007 г. вступил в силу Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения, который гарантирует равные права гражданам двух государств в получении трудовых и социальных пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, пособий для семей с детьми.

В том же году был подписан Протокол к российско – белорусскому соглашению об избежании двойного налогообложения. В соответствии с ним граждане Беларуси, длительное время работающие на территории России, будут считаться ее резидентами и платить налог по ставке не 30, как ранее, а 13 процентов.

В январе 2006 года между Беларусью и Россией подписано соглашение сроком на пять лет, предусматривающее равные права для граждан двух стран на получение медицинской помощи на территории соседнего государства. При этом, в нем учтено отсутствие в Беларуси обязательного медицинского страхования. Постоянно проживающие на территории Беларуси россияне могут получить медицинскую помощь, включая бесплатное лечение в белорусских госучреждениях здравоохранения. Временно проживающие в Беларуси граждане Российской Федерации имеют право получить скорую медицинскую помощь и медпомощь в том случае, если они заболели социально опасными заболеваниями. Аналогичные меры предусмотрены и для белорусских граждан, постоянно проживающих в России, а также для тех, кто временно пребывает или проживает на территории этой страны.

Культурные связи Беларуси и России реализуются в различных отраслях и направлены на сохранение национальных традиций государств, развитие контактов между творческими союзами, музеями, художественными галереями и т.п. Российские коллективы и исполнители постоянно участвуют в музыкальных фестивалях и конкурсах, ставших уже традиционными и проводимых в Беларуси («Славянский базар в Витебске», «Золотой шлягер», «Минская весна», «Белорусская музыкальная осень» и др.). Во многих городах Беларуси ежегодно с успехом проходят многочисленные выступления российских творческих коллективов и эстрадных исполнителей, а в городах России – известных мастеров искусств Беларуси. Только в 2007 году на территории двух стран было проведено более 70 мероприятий культурно-образовательного, научно-практического и информационного характера.

Вырабатывается и реализуется совместная политика обоих государств в области экономической безопасности, гидрометеорологии, мониторинга и охраны окружающей среды, предупреждения и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф. Интенсивно развивается сотрудничество в сфере образования, внешней политики, борьбы с преступностью, обеспечения обороны и безопасности двух государств.

В целях реализации положений Договора 1999г., касающихся оборонной составляющей Союзного государства, Министерства обороны Республики Беларусь и Российской Федерации обеспечивают участие оперативных групп вооруженных сил (сокращенного состава) в современных командно-штабных учениях. В интересах региональной группировки войск совместно используются объекты военной инфраструктуры на территории Беларуси. Осуществляется подготовка военно-научных и научно-педагогических кадров. Белорусские военнослужащие на постоянной основе проходят обучение в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации. Решается вопрос о создании Единой региональной системы (ЕРС) противовоздушной обороны Беларуси и России.

Вместе с тем, на путях строительства Союзного государства существует немало трудностей и нерешенных проблем. Медленно решаются вопросы создания единого экономического пространства, полноценного таможенного союза, не унифицированы таможенные тарифы. Не сформирована нормативно-правовая база в рамках Союза. Оба государства слабо выполняют взятые на себя обязательства в плане внесения изменений и синхронизации национальных законодательств. Многие проблемы возникают в связи с неурегуливанностью транспортных тарифов. Наряду с тем, что сняты препятствия при пересечении гражданами двух стран белорусско-российской границы на личных автомобилях, остается нерешенной проблема свободного пропуска грузового транспорта.

Не удалось унифицировать денежно-кредитную систему и создать условия для перехода на общую валюту. В настоящее время белорусское руководство предлагает вопрос о введении единой валюты рассматривать в комплексе с принятием Конституционного Акта, который должен определить форму государственного объединения двух стран. Как заявил А.Г. Лукашенко в интервью РИА «Новости» и телеканалу Russia Today: «Принимаем Конституционный Акт, определяемся как будем жить дальше, и в этом Конституционном Акте мы пропишем, какая будет валюта». Остается острым для Беларуси и вопрос о ценах на энергоносители.

И Беларусь, и Россия осуществляют рыночную трансформацию в рамках смешанной экономики, однако между ними сохраняются существенные различия. В странах-союзницах внедряются различные экономические модели: в России делается упор на экономический либерализм, а в Беларуси – на государственное регулирование экономики. Следовательно, попытки осуществить взаимопроникновение экономик союзных государств происходят при несовместимых условиях и моделях развития.

Беларусь ориентируется на максимальную мобилизацию с помощью государства имеющихся в стране ресурсов, развитие внутреннего рынка и экспортно-ориентированного потенциала народно-хозяйственного комплекса. В России же исходят из перспективы неолиберального понимания глобализации, используют принципы «шоковой» терапии, упраздняют многие ключевые функции государства в экономической и социальной сферах, при этом частный капитал наделяют ответственностью за судьбу российского общества.

Следует учитывать и такое немаловажное обстоятельство, как позиция Запада. Западные политики понимают, что объединение Беларуси и России является одним из самых серьезных препятствий на пути передела мира. Евроатлантические структуры никак не желают усиления России на западном направлении, а также укрепления славянского фактора в Европе. Размывание фундамента Союзного государства идет по двум векторам: с одной стороны, создание в России мощной оппозиции в основном в лице правых сил и олигархических структур, которые ведут работу по дискредитации объединительной идеи, и с другой стороны – раскручивание националистических оппозиционных сил в самой Беларуси.

Однако, несмотря на существующие проблемы, в Беларуси четко осознают, что Россия была и остается главным стратегическим партнером. При всей сложности и противоречивости Беларусь рассматривает интеграцию с Россией как магистральное направление своей внешней политики, как мощный фактор укрепления независимости и суверенитета. Единение Беларуси и России, конвергенция экономик двух стран пойдет намного быстрее, если оба государства будут эффективно использовать положительный опыт друг друга с целью совмещения своих хозяйственных механизмов. Беларуси и России следует на деле привести в соответствие с задачами интеграции свои законы и синхронизировать ход экономических реформ, чтобы обеспечить баланс экономических интересов как этого требуют интересы экономической безопасности обоих государств.

Важным приоритетом внешней политики белорусского государства является сотрудничество со странами СНГ, ЕврАзЭСОМ (Евразийское экономическое пространство).

Содружество независимых государств основано в 1991 г. на началах суверенного государства всех его членов, которые являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. Высшим органом Содружества является Совет глав государств, который обсуждает вопросы, связанные с деятельностью государств в сфере их общих интересов. Постоянно действующий исполнительный, административный и координирующий орган СНГ – Исполнительный комитет СНГ.

В Программе действий по развитию СНГ на период до 2005 года были определены основные направления сотрудничества в сферах экономики, политики, борьбы с преступностью, терроризмом, наркобизнесом, в военной области, охране границ, в информационной области, в здравоохранении, образовании, сферах культуры, туризма, спорта. В настоящее время формируется новая Программа, определяющая этапы и направления сотрудничества в рамках СНГ на длительную перспективу.

Евразийское экономическое сообщество объединяет 5 стран (Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан). Его цель – ускоренное формирование единого экономического пространства, общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы, единых транспортных, энергетических, информационных систем. Для реализации этих целей действуют такие органы управления как Межгосударственный Совет, Интеграционный комитет, Межпарламентская Ассамблея, Суд Сообщества. ЕврАзЭС позволяет обеспечить странам-участницам устойчивые торговые связи, дает стимул промышленному развитию государств с использованием сложившегося разделения труда, может дать позитивные результаты при объединении транспорта и другой инфраструктуры. Участие Беларуси, с преобладанием в ней перерабатывающей промышленности, в этом сообществе стран дает хорошие возможности для сбыта ее продукции.

В странах единого экономического пространства (Россия, Беларусь, Украина, Казахстан) передвижение товаров, услуг, рабочей силы и финансов поможет расширить рынки сбыта и восстановить утраченные после распада СССР хозяйственные связи между регионами и предприятиями.

 



2018-07-06 579 Обсуждений (0)
Идеология интеграции с Россией и другими странами СНГ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Идеология интеграции с Россией и другими странами СНГ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (579)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)