Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Национальные интересы Беларуси в контексте современной геополитики



2018-07-06 741 Обсуждений (0)
Национальные интересы Беларуси в контексте современной геополитики 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Республика Беларусь настойчиво ищет и находит свое достойное место в ряду мирового сообщества государств, глубоко осмысливает и учитывает происходящие в мире процессы и явления, осуществляя политику уважения ко всему человечеству, обеспечения диалога культур, терпимости друг к другу народов, стремится к преодолению конфликтов и трений в международных отношениях, активно использует свой потенциал и возможности в борьбе за мир и сотрудничество между странами.

Ключевым условием экономического развития Беларуси является торговля. Доля экспорта в валовом внутреннем продукте страны превышает 60%: более 90% тракторов, грузовых автомобилей, 70% холодильников, химических волокон, 50% телевизоров, изделий легкой промышленности, 80 % калийных удобрений.

В стране зарегистрировано около четырех тысяч предприятий с иностранными инвестициями из 83 стран. Основные страны-инвесторы по доле иностранного участия в объявленном уставном фонде – США, Германия, Нидерланды, Польша, Великобритания, Кипр, Россия.

Республика Беларусь считается лидером на постсоветском пространстве по числу действующих внешних связей ее научной сферы. Только на правительственном уровне заключено свыше 40 соглашений о научном сотрудничестве, а всего в этой сфере установлены взаимоотношения примерно с 70 государствами мира. Векторная направленность международного сотрудничества имеет самый широкий диапазон: это страны СНГ и Евросоюза, США, Япония. Активизировались взаимоотношения с государствами Азиатского региона: Китаем, Индией, Республикой Корея, Вьетнамом, а также по направлениям инновационной деятельности и информатизации – с Ираном, Ираком, Ливией, ЮАР, Венесуэлой.

Наработанный опыт сотрудничества позволяет шире использовать имеющиеся возможности научно-технической сферы. Только в 2007 году наиболее крупные проекты выполнялись в областях «Физика», «Математика», «Информационные технологии». Приоритетными для Республики Беларусь в работе с зарубежными партнерами являются следующие направления:

· создание и продвижение на мировом рынке конкурентноспособной наукоемкой продукции;

· активизация работы по приоритетным направлениям развития научных связей с конкретными странами, международными организациями;

· формирование международных программ и проектов сотрудничества;

· повышение качества подготовки научных кадров высшей квалификации.

Белорусские ученые участвуют в реализации российских научно-технических проектов в области космических и авиационных технологий, атомной энергетики, информатики и др. Углубляется взаимодействие с рядом международных организаций: Международной ассоциацией по сотрудничеству с учеными из новых независимых государств бывшего Советского Союза (ИНТАС), Международной ассоциацией академий наук (МААН), Международным научно-техническим центром (МНТЦ), Международным центром научно-технической информации, Ассамблей академий Европы (АLLEA), Международным советом по науке (ICSU), Объединенным институтом ядерных исследований, Европейским центром ядерных исследований (ЦЕРН), Научным комитетом НАТО в рамках международных семинаров по SCOPES и другими международными научными форумами.

За последние годы подписаны Договора НАН Беларуси с Академией наук Молдовы, Национальной академией наук Кыргыской Республики, Индийской национальной академией наук, Юнаньской академией сельскохозяйственных наук (КНР), Международным центром по теоретической физике им А.Салама (МЦТФ, г. Триест, Италия), Университетом штата Огайо (США), Британской академией, Национальным центром научных исследований (Франция), Черногорской академией наук и искусств, Австрийской академией наук, Соглашение о сотрудничестве с мировыми лидерами в области информационных технологий – компаниями «Хьюлет – Паккард», «Дел», «Оракл», «Эриксон», «СICRO».

Научные организации НАН Беларуси, кроме России, Украины, Китая, осуществляют тесное сотрудничество по проектам и контрактам с зарубежными партнерами из Австрии, Швеции, Германии, Финляндии, США, Польши, Индии, Кореи и других стран. Продолжает укрепляться сотрудничество Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований (БРФФИ) с международными и зарубежными организациями и фондами. Всего в рамках совместных международных конкурсов, к примеру, в 2007 году финансировалось 423 проекта, в том числе 207 с организациями в России и 91 - с организациями Украины.

Активная международная научно-техническая деятельность распространяется на широкий круг высших учебных заведений страны: БГУ, БНТУ, БГЭУ, БГПУ, БСХА и др. Министерством образования Республики Беларусь достигнута договоренность с Фондом поддержки образования и науки «Алферовский фонд» об оказании поддержки в проведении научно-исследовательских работ в области информационных технологий (телемедицина), химии, альтернативных источников энергии по учреждению грантов для молодых ученых, а также по инвестированию и организации выпуска высокотехнологической продукции и созданию инновационных предприятий.

Объединение международных усилий участников образовательного, научно-технического и инновационного процессов открывает возможности создания в ближайшие годы в Республике Беларусь эффективной белорусской модели национальной инновационной системы, которая обеспечит требуемые темпы научно-технического прогресса и широкое распространение знаний.

Геополитическое положение Беларуси делает ее привлекательным партнером для западноевропейских стран, желающих видеть нашу страну в качестве стабильного и предсказуемого государства. В последнее время много внимания уделяется установлению многостороннего сотрудничества с Европейским Союзом, что органично вписывается в программу многовекторной политики нашей страны. Беларусь предложила 5-6 проектов, которые могли бы быть реализованными с участием ЕС; обеспечить гарантии надежного транзита через территорию страны. Растет торговля со странами ЕС, в страну во все возрастающих размерах идут западные деньги, но не столько инвестиции, сколько кредиты, причем, большей частью, краткосрочные. ЕС продолжает предоставлять финансирование Беларуси для оказания помощи регионам, пострадавшим от последствий Чернобыльской катастрофы, а также для поддержки борьбы против торговли людьми, в частности, женщинами, через европейские границы.

Руководство Беларуси все более активно идет на сотрудничество с институтами ЕС. В октябре 2007 года дано согласие на размещение в Минске представительства комиссии ЕС.

ЕС предлагает более активно вовлекать представителей Беларуси на международном, региональном и местном уровнях в совместную работу и обмен опытом и знаниями в области экономики и торговли современной системы управления, информации, образования, туризма, культуры, научных исследований, энергетики, здравоохранения и др. социальных вопросов, охраны окружающей среды, транспорта и связи, проведения реформ и др.; способствовать вступлению нашей страны в ВТО – международную организацию, осуществляющую надзорные функции в мировой экономике и торговле. Польза от членства в ВТО:

· стабильность в торговой и инвестиционной среде, что явится важнейшей предпосылкой для улучшения инвестиционного климата в стране;

· доступ к более дешевым импортным комплектующим и сырью;

· возможность защищать белорусских экспортеров на внешних рынках;

· стимул для привлечения иностранных инвестиций;

· снижение давления внутренних лоббистов на законодателей и правительство;

· возможность получения компенсаций за ущерб стране, в случае расширения Таможенного союза ЕС.

Участие в европейских программах и организациях способствовало бы улучшению экономических возможностей поддержки малого и среднего бизнеса и подготовки белорусских предприятий к дальнейшим возможностям на европейском рынке; созданию большего количества рабочих мест, определению перспективы для молодого поколения; проведению регулярных и длительных обменов между университетами в Беларуси и ЕС на всех уровнях, включая административный и научный.

При всех сложностях и трудностях приоритетами взаимотношений с ЕС являются:

· содействие взаимовыгодной торговле и вложению инвестиций, стабильному экономическому развитию;

· поддержка перехода к рыночной экономике;

· укрепление демократии;

· обеспечение прочной основы для экономического, финансового, научно-технического, политического, социального, культурного сотрудничества.

С 1996 г. Республика Беларусь является членом Центрально-Европейской Инициативы, приоритетами участия в которой являются:

· экономическое сотрудничество (подготовка кадров по вопросам экономической трансформации в переходных экономиках и европейской интеграции, создание объединенной системы центров помощи развитию малого и среднего предпринимательства);

· научно-техническое, культурное сотрудничество;

· переподготовка руководящих кадров сельского хозяйства из пострадавших в результате чернобыльской катастрофы районов по вопросам внедрения современных технологий в сельскохозяйственное производство;

· оказание помощи в создании центра современного содержания незаконных мигрантов, задержанных на государственной границе при следовании в страны Западной Европы.

Во внешнеэкономическом сотрудничестве Беларуси большая роль принадлежит странам Центральной Азии (18% территории СНГ. 51 млн. населения – 19% населения СНГ). Центральноазиатский регион является поставщиком хлопкового волокна, алюминия, меди и других цветных металлов, табака. Но следует учитывать большие транспортные расходы, в результате которых возрастает конечная стоимость экспортируемых товаров, снижается их конкурентоспособность. А в целом Беларусь и государства Центральной Азии могут дополнять один одного в экономической, научно-технической, культурной сферах. Отсутствие политических разногласий, схожесть позиций по многим международным вопросам, взаимодополняемость экономик, культурное наследие народов предопределют необходимость разработки стратегии дальнейшего взаимодействия.

Одним из важнейших слагаемых многовекторной политики Беларуси на международной арене является сотрудничество со странами Азии и Африки (104 государства мира). Беларусь в настоящее время поддерживает дипломатические отношения с 76 странами региона. Среди государств Ближнего Востока и Африки наиболее высокий уровень сотрудничества достигнут в развитии двусторнних отношений с Египтом, Сирией, Ливией, ОАЭ, ЮАР, Кувейтом. Перспективным представляется сотрудничество с наиболее развитыми из стран Азии и Африки – Японией, Индией, Республикой Корея, Китаем, ЮАР по таким направлениям, как научные разработки по информационным и лазерным технологиям, генной инженерии, повышению надежности и долговечности машин, порошковой металлургии.

Объективным фактором, сближающим позиции Беларуси и стран Латинской Америки, является защита принципа многополюсного мира как гаранта стабильности в международных отношениях. Схожие позиции имеют они по вопросам места и роли ООН в современном мире, принципов реформирования Совета Безопасности ООН. В настоящее время Беларусь поддерживает дипломатические отношения с 27 из 33 стран региона. Главные торговые партнеры - Бразилия, Венесуэла, Мексика, Куба. Основа белорусского экспорта здесь – калийные удобрения, подшипники, стекловолокно, электрооборудование, запасные части для автомобилей и тракторов, синтетические нити. Главное внимание во внешнеэкономической деятельности в этом регионе направлено на продвижение интересов белорусских предприятий с целью увеличения объема экспорта, в том числе через создание совместных предприятий.

Беларусь установила дипломатические отношения с Соединенными Штатами Америки в 1991 г. США – один из наиболее крупных иностранных инвесторов в экономику республики (общий объем составляет 95,8 млн.дол.) На начало 2003 года было зарегистрировано 223 совместных и 273 иностранных предприятия с участием американского капитала. Товарооборот с США в 2002 г. составил примерно 200 млн. дол.

Активно сотрудничает Беларусь с международными организациями (прил.) Прежде всего это ООН как универсальный международный институт, объединяющий большие и малые страны. В рамках ООН Беларусь постоянно участвует в деятельности Комитета Генеральной Ассмблеи ООН по вопросам международной безопасности и разоружения, является автором и соавтором ряда резолюций, посвященных проблемам международной безопасности.

В настоящее время особое место в организации диалога по безопасности и сотрудничеству в Европе занимает ОБСЕ – уникальный форум для широкого политического участия, основанного на принципе суверенного равенства всех государств-участников. ОБСЕ является крупнейшей в мире региональной организацией, объединяющей 56 государств, расположенных в Европе, Центральной Азии и Северной Америке. Деятельность ОБСЕ охватывает широкий круг вопросов: обеспечение экономической и экологической безопасности, борьба с терроризмом, контроль над вооружениями, защита прав человека и развитие демократических институтов, меры по укреплению доверия и безопасности. Одновременно она играет существенную роль в предотвращении и урегулировании конфликтов в регионе, а также оказывает содействие странам – членам в постконфликтной реабилитации. Все решения в ОБСЕ принимаются на основе консенсуса, что обеспечивает принцип равенства всех государств и учета мнений всех партнеров.

Для Беларуси участие в ОБСЕ имеет принципиальное значение, поскольку это единственная общеевропейская организация, в которой наша страна имеет право голоса и равные права с остальными участниками.

Являсь полноправным членом ОБСЕ с 30 января 1992 года, наша страна при вступлении в нее присоединилась к таким основополагающим документам, как Хельсинский Заключительный акт 1975 года и Парижская хартия для новой Европы 1990 года, активно поддерживает закрепленную в Хартии европейской безопасности (1999 г.) приоритетную роль ОБСЕ в урегулировании конфликтов в регионе, ее ответственности на основе уважения суверенитета и территориальной целостности государств – участников.

По инициативе нашей страны в 1992 году была создана Минская группа ОБСЕ по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха; белорусские представители работают в миссиях ОБСЕ в Грузии и Македонии, Молдове и Таджикистане, в Секретариате ОБСЕ, а также в Офисе Верховного комиссара ОБСЕ по национальным меньшинствам, наблюдают за выборами в различных странах ОБСЕ в качестве долгосрочных и краткосрочных наблюдателей в рамках миссий БД И ПЧ.

В декабре 1992 года Постоянный совет ОБСЕ принял решение об открытии с января 2003 года Офиса ОБСЕ в г. Минске, основной задачей которого является оказание содействия Правительству Республики Беларусь в укреплении верховенства закона, развитии отношений с гражданским обществом, решении конкретных вопросов в области экономического, экологического и человеческого измерения. Офису также предоставлена возможность осуществлять мониторинг и отчитываться о выполнении возложенных на него задач. Правительством Республики Беларусь созданы четыре рабочие группы по сотрудничеству: экономическая, экологическая, по вопросам институционального строительства и верховенства закона, по отношениям с гражданским обществом. В 2003 – 2007 гг. по линии Офиса ОБСЕ в г. Минске было реализовано 32 совместных проекта – такие как: альтернативные источники энергии, развитие сельского туризма, восстановление регионов, пострадавших от аварии на ЧАЭС, участие Беларуси в механизмах Киотского протокола, совершенствование белорусского законодательства по местному самоуправлению, образованию, в области прав человека. С февраля 2003 года Национальное собрание Республики Беларусь принимает полноправное участие в работе Парламентской ассамблеи ОБСЕ.

Наша страна участвует в деятельности организации в рамках работы Постоянного совета ОБСЕ, Форума по сотрудничеству в области безопасности, Совместной консультативной группы по Договору об ограничении обычных вооруженных сил в Европе, Совместной консультативной группы и консультативного комитета по открытому небу; поддерживает взаимодействие с Секретариатом и институтами ОБСЕ – Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), Представителем ОБСЕ по свободе СМИ, координатором экономической и экологической деятельности ОБСЕ.

Постоянная делегация Республики Беларусь в Вене активно участвует в дискуссиях по основным вопросам европейской безопасности, включая выработку совместных мер по борьбе с международным терроризмом и предотвращению появления новых разделительных линий в Европе, решению актуальных проблем борьбы с наркотиками, торговлей людьми и искоренения всех форм нетерпимости и дискриминаций. Неоднократно привлекалось внимание государств – участников к белорусской инициативе «Глобальное партнерство против рабства и торговли людьми в 21- м веке», к разработке новых инструментов, эффективно противостоящих вызовам и угрозам. В частности, это касается безопасности элементов критической инфраструктуры, включая атомные электростанции, стратегические объекты энергосистемы, транспортные коридоры, используемые в общеевропейском масштабе. Эти проблемы весьма актуальны в контексте борьбы с терроризмом.

Наша страна внесла свой вклад в развитие и укрепление Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности (ФСБ) и военно-политического измерения в целом; первой задействовала механизм осуществления Документа о ЛСО (о легком и стрелковом оружии) «Раннее предупреждение, предотвращение конфликтов, регулирование кризисов и постконфликтное восстановление», предусматривающего такие меры по его реализации как: помощь в обеспечении безопасности запасов стрелкового оружия и управления ими; помощь в сокращении и утилизации стрелкового оружия и возможное наблюдение за такими процессами; оказание консультационных услуг или взаимной помощи в налаживании и укреплении пограничного контроля в целях сокращения незаконного оборота стрелкового оружия; помощь в осуществлении программ сбора стрелкового оружия и контроля за ним.

В рамках реализации данного решения в 2004-2005 гг. была осуществлена серия визитов представителей Великобритании, Швейцарии, Испании и проведена оценка состояния 17 объектов хранения ЛСО Министерства обороны Беларуси. По итогам оценки был подготовлен проект международной технической помощи «Наращивание потенциала в области управления запасами ЛСО и обеспечение их безопасного хранения». Проект, несмотря на то, что вся подготовительная работа велась в рамках ОБСЕ, будет осуществляться под эгидой Программы развития ООН (ПРООН). Общая сумма проекта составляет около 3 млн. евро. Наша страна намерена предоставить различные виды работ и услуг, установку системы безопасности на одном из объектов хранения ЛСО.

Неотъемлемым составляющим ОБСЕ считается Бюро по демократическим институтам и правам человека, основной акцент в работе которого делается на наблюдение за выборами в государствах-участниках, преимущественно к «востоку от Вены». Не все страны ОБСЕ, в том числе Беларусь, удовлетворены методологией БДИПЧ по наблюдению за выборами, практикой формирования миссий по наблюдению за выборами и подготовки отчетов и рекомендаций. К сожалению, используемая методика наблюдения допускает такую «гибкость», при которой одни и те же факты в двух соседних странах могут быть интерпретированы по-разному, в зависимости от того, какой получен заказ.

В ОБСЕ нет общепринятых стандартов демократических выборов, а есть только общие принципы и обязательства, закрепленные в Копенгагенском документе 1990 года и ряде последующих документов ОБСЕ. В этой связи любая оценка выборов со стороны ОБСЕ носит субъективный характер и во многом зависит от степени беспристрастности и объективности тех, кто пишет отчет об итогах наблюдения и расставляет политические акценты.

В частности, основные претензии Республики Беларусь к деятельности Бюро включают: географически ограниченный характер наблюдения, когда оно осуществляется главным образом в странах «к Востоку от Вены»; отсутствие общепринятых стандартов демократических выборов; нетранспарентность формирования миссий наблюдения и назначения их руководителей; политизированность выводов и заключений.

Позиция Беларуси заключается в том, что деятельность ОБСЕ в области наблюдения за выборами должна быть прозрачной. Необходима открытость на всех этапах, включая назначение главы миссии по наблюдению и подбор экспертов; должны быть разработаны четкие критерии с тем, чтобы параметры работы миссии и осуществления наблюдения были предсказуемы и транспорентными для всех партнеров.

Без коренного реформирования своей деятельности, выработки четких методик и критериев оценки результатов выборов, без отхода от политики двойных стандартов БДИПЧ ОБСЕ не может претендовать на роль объективного, независимого эксперта-наблюдателя, не может способствовать распространению демократических избирательных стандартов.

Беларусь выступает в качестве одного из наиболее активных сторонников комплексного реформирования ОБСЕ. Основная цель – трансформация ОБСЕ в полноценную международную организацию, эффективную и жизнеспособную, действующую в интересах всех стран-участниц как в плане укрепления безопасности на евро-атлантическом пространстве, так и в целях создания благоприятных условий для развития сотрудничества.

Развитие демократии, местного самоуправления, уважение прав человека, верховенство закона являются условием и приоритетами вступления Беларуси в Совет Европы.

Беларусь – участница 6 международных договоров в области прав человека и 8 конвенций Международной организации труда. Конституция республики предусматривает приоритет принципов международного права и обеспечение гарантий защиты прав человека в соответствии с международнопризнанными стандартами в области прав человека.

При поддержке военно-политической организации НАТО (отношения Беларуси и НАТО начались в 1995 году и ограничены партнерскими программами «Партнерство ради мира» и Совета европейско-атлантического партнерства) подготовлена миротворческая рота, но на международной арене она себя никак не проявила. Эксперты НАТО готовы обсуждать и содействовать на практике процессу реформирования белорусской армии; способствовать координации действий по управлению воздушным пространством, предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий в рамках созданного Евроатлантического центра.

Беларусь добровольно отказалась от обладания ядерным оружием и завершила его вывод со своей территории в конце 1996 года. В соответствии с Договором о ликвидации ракет средней и малой дальности, наше государство уничтожило 584 ракеты, их пусковые установки и дополнительное оборудование, около 10% вооружений и техники от общего количества военного оборудования, ликвидированного 30 государствами; одно из первых подписало Концепцию о запрещении химического оружия.

Подводя итог, можно сделать вывод, что в основе внешней политики любого цивилизованного государства лежат национальные интересы, как фундаментальный принцип обеспечения жизнедеятельности государства. Способность страны отстаивать свои национальные интересы определяется экономическим потенциалом, уровнем экономического развития. Поэтому внешнеполитические приоритеты заключаются в подчинении внешней политики политике внутренней. Национальные интересы следует реализовывать в рамках международного права, учитывая интересы других государств.

Место Беларуси в складывающемся новом миропорядке зависит от выбора пути модернизации экономики и общества, а также движения в общем цивилизованном пространстве с учетом белорусского менталитета. Внешняя политика Беларуси как общий курс стратегии в международных делах должна сочетать национальные интересы и ценности с общечеловеческими ценностями в вопросах безопасности, решения глобальных проблем, сотрудничества и укрепления мира.

Беларусь должна стремиться к обеспечению демократии, реализации общепринятых стандартов соблюдения прав человека, экономического роста и безопасности, что позволит существенно расширить поле ее внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, обеспечить ее реальный вклад в укрепление международной стабильности.

 

 

Приложение к модулю11



2018-07-06 741 Обсуждений (0)
Национальные интересы Беларуси в контексте современной геополитики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Национальные интересы Беларуси в контексте современной геополитики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (741)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)