Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы истины в философии и науке. Классическая и современные концепции истины.



2018-07-06 1283 Обсуждений (0)
Проблемы истины в философии и науке. Классическая и современные концепции истины. 0.00 из 5.00 0 оценок




Главная цель познания – достижение истины. Философы давно пытаются выработать такую теорию познания,

которая позволила бы рассматривать его как процесс добывания научных истин. Основные противоречия на

этом пути возникали в ходе противопоставления активности субъекта и возможности выработки им знания,

соответствующего объективному реальному миру. Однако, главными преградами для этого являются сами

объективный мир и человек.

В общефилософском смысле проблема истины шире, чем проблема истинности знания. Можно говорить об «истинной дружбе», «истинных ценностях», «истине человеческого

существования» и т. д. Такое – онтологическое – понимание истины можно обнаружить у Платона, который понимал истину как отдельную «идею» и одновременно как характеристику бытия «идей», другими словами, в его учении она отождествлялась с неким подлинным измерением реальности, которое для своего обнаружения не нуждается в человеке и его познавательных способностях. Принципиально иное понимание задает гносеологический подход, с точки зрения которого истина представляет собой свойство не бытия, но знания.

Исторически первой и самой распространенной трактовкой является восходящее к Аристотелю классическое понимание истины как соответствие наших знаний о действительности самой действительности. Впоследствии эта концепция получила название «корреспондентской теории истины».

Корреспондентская (классическая) теория истины долгое время доминировала в научном познании и является наиболее приемлемой с точки зрения обыденного опыта.

Его основными положениями относительно понятия истины являются:

• Во-первых, понятие “действительность” трактуется прежде всего как объективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из явлений, но и из

сущностей, скрывающихся за ними, в них проявляющихся.

• Во-вторых, в “действительность” входит также и субъективная действительность;

познается, отражается в истине также и духовная реальность.

• В-третьих, познание, его результат — истина, а также сам объект понимаются как

неразрывно связанные с предметночувственной деятельностью человека, с практикой; объект задается через практику; истина, т.е. достоверное знание ее сущности и ее проявлений, воспроизводима на практике.

• В-четвертых, признается, что истина нетолько статичное, но также и динамичное образование, истина есть процесс (все достигаемые истины – есть истины относительные, абсолютная истина – есть сумма относительных истин).

Из понимания истины как объективной, не зависящей от индивидов, классов и человечества, следует ее конкретность. Конкретность истины — это зависимость знаний от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются.

Однако, классическая концепция истины встречает следующие трудности: действительность никогда не дана

субъекту напрямую, но лишь через посредничество сознания, а значит прямого соответствия никогда не будет; данные логики и математики, призванные упорядочить наши мысли относительно действительности не имеют соотносимых объектов реального мира (напр. мнимые числа); сами научные закономерности (напр.

физический закон) есть обобщения всех частных случаев, в то время как в реальности мы имеем дело только с единичными случаями.

Когерентная концепция истины (от лат. cohaerentia – связь, сцепление) делает акцент на таких свойствах знания как самосогласованность и логическая непротиворечивость. Решить вопрос об истинности (или ложности) определенного высказывания значит установить его согласованность (или несогласованность) с некой системой высказываний, то есть в отличие от классической концепции утверждение сравнивается не с реальностью, а с другими утверждениями. Когерентность знания может устанавливаться не только в рамках одной

теории, но и между теориями в пределах определенной отрасли науки, между наукой в целом и мировоззренческими установками культуры.

Прагматическая концепция истины(от греч. pragma - дело, действие) в наиболее четком виде представлена у представителя прагматизма У. Джемса, с точки зрения которого мера истинности знания определяется его практической полезностью, эффективностью для достижения тех целей, которые ставит и достижения которых добивается человек. Конвенционалистская концепция истины(от лат. conventio - соглашение). В своем понимании истины сторонники этой концепции (А. Пуанкаре, Р. Карнап, К. Айдукевич и др.) исходят из предпосылки, что само определение истины и ее конкретное содержание носят условно-договорной характер и являются производными от выбора концептуального инструментария, используемого при исследовании.

Онтологическая концепция истины. Истина в данной концепции есть единое, весь мир одновременно. Это

означает, что каждая конкретная вещь по отдельности истиной не является. И это действительно так.

Поскольку целое не равно сумме частей, и только интегральное знание о мире является в известной степени

достоверным. Сторонниками данной концепции являлись Платон, В.С. Соловьев, М. Хайдеггер. Указанная

концепция исправляет все недостатки классической и априористской концепций, однако при всей своей

привлекательности она недостижима, поскольку человек здесь должен одновременно воспринимать весь

мир, все бытие в его прошлом, настоящем и будущем состояниях. Другой аргумент – если все истинно – то как

быть с заблуждениями.

Экзистенциалистская концепция. Экзистенциальными называются такие состояния человека, когда

он, отвлекаясь от внешних проблем погружается в глубины своего духовного состояния и задумывается в

первую очередь о смысле собственного жизненного предназначения. Истина здесь сближается с ценностями.

Критерием истины уже выступают не столько знания, сколько «правда», творческая самореализация,

духовный рост. Сторонниками данной концепции являлись С. Кьеркегор, Н.А. Бердяев, М. Хайдеггер, К. Ясперс.

Таким образом, общими критериями истины могут являться практика, эксперимент, логическая

непротиворечивость, внутренняя и внешняя когерентность, простота, ценностное содержание и красота.

Истину также следует отличать от мнения (обобщенных массовых представлений), заблуждения

(непреднамеренной трактовки истинного знания как ложного, а ложного как истинного) и лжи

(преднамеренного сокрытия истинного знания).

Истина, таким образом, - это такое объективное содержание наших знаний, которое удостоверено (доказано) в

качестве независимого от субъективно-психологических компонентов, не выходит за границы своей

применимости и не претендует на окончательный завершенный характер.

Билет 15

Немецкая классическая философии : ее особенности и значение. Философия Канта (критика чистого разума: концепция познания, феномен и ноумен; критика практического разума: понимание человека, категорический императив)

Немецкая классическая философия 18-19 век − это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским

творчеством Иммануила Канта (1724-1804), Иоганна Готлиба

Фихте (1762-1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775-1854), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831), Людвига Андреаса Фейербахах (1804-1872) и выражала идеологические взгляды прогрессивной буржуазии эпохи ломки феодальных отношений. Каждый из представителей этого этапа создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется и общими чертами. Источниками немецкой классической философии стали философия Нового времени, философия Просвещения и романтизм.

Характерные особенности немецкой классической философии:

1. Своеобразное понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «конфронтирующим сознанием», «усмехающимся над действительностью», «душой» культуры.

2. Исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность. У Канта человек рассматривается как нравственное существо. Фихте подчеркивает активность, действенность сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума. Фейербах создает новую форму материализма − антропологический материализм, в центре которого стоит реально существующий человек, который является субъектом для себя и объектом для другого человека. Для Фейербаха единственными реальными вещами являются природа и человек как часть природы.

3. Все представители классической немецкой философии относились к философии как к специальной системе философских дисциплин, категорий, идей. И. Кант, например, выделяет в качестве философских дисциплин, прежде всего, гносеологию и этику. Шеллинг − натурфилософию, онтологию. Гегель создал широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия морали, философия религии, философия государства, философия развития индивидуального сознания и др. Фейербах рассматривал онтологические, гносеологические и этические проблемы, а также философские проблемы истории и религии.

4. Классическая немецкая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики. Кантовская диалектика − это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума.

Диалектика Фихте сводится к исследованию творческой активности Я, к взаимодействию Я и не-Я как противоположностей, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания

человека. Шеллинг переносит на природу разработанные Фихте принципы диалектического развития. Природа у него − становящийся, развивающийся дух.

5. Классическая немецкая философия подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность. Шло это осмысление в разных формах и разными путями, но проблема была поставлена всеми представителями данного направления философской мысли.

К социально значимым следует отнести: исследование Кантом всей жизнедеятельности

человека как субъекта нравственного сознания, его гражданской свободы, идеального состояния общества и реального общества с непрекращающимся антагонизмом между людьми и т.д.; идеи Фихте о первенстве народа перед государством, рассмотрение роли нравственного сознания в жизнедеятельности человека,; гегелевское учение о гражданском обществе, правовом государстве, частной собственности.

Иммануил Кант - основоположник немецкой классической философии. И.Кант - дуалист. Он считает, что предметы существуют независимо от субъекта, вне его, как непознаваемая «вещь в себе» (агностицизм).

Его творчество распадается на два периода:

докритический (по 1770 г.) и критический. В первый период интересы Канта носят ярко выраженный естественнонаучный и натурфилософский характер.

Название следующего периода в творчестве Канта «критический» призвано

обозначить существо нового подхода мыслителя к задачам философии. Он состоит в исследовании условий возможности самих предметов философского интереса (познания, морали, религии и т.д.) и критического испытания всякого догматизма. В этот период были написаны известные произведения И.Канта: «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788) и «Критика способности суждения» (1790).

«Критика чистого разума»- основной задачей являлось определение общих законов познавательной деятельности человеческого разума. Он ставит" задачу нахождения трансцендентальных законов познания,

т.е. законов выходящих за границы какого-либо непосредственного опыта. Предваряя решение

этой задачи Кант обращается к природе вещей. У него природа вещей распадается на 2 вида, вещи сами по себе обладающие внутренней сущностью-ноумен (вещь в себе).И внешнее проявление вещи-феномен. Человек в познавательной деятельности имеет дело с феноменами,

ноумены он познать не может.

«Критика практического разума» отвечает на вопрос что я должен делать? Практический разум- это разум деятельный относящийся к деятельности человека как свободного нравственного существа ,как и в теории познания этики Кант пытался найти априорные познания нравственности. Это должен быть всеобщий принцип, закон для всех. Кант его называет «категорический императив»(обязательное повеление). Основные максимумы категорического императива:1)К человеку должны относиться как к цели и никогда

как к средству. 2)Относись к человеку так же, как ты хотел, чтобы относились к тебе.З)Поступай согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в тоже время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом.

Кант выделяет три основные способности человека: 1. Чувственность (ощущения )

2. Рассудок (способность человека образовывать категории, оперировать понятиями)

3. Разум (высш ур чел интеллекта - способность формировать идеи, вырабатывать новые понятия)

Достоверное знание получается из синтеза ощущений и понятий. Условие этого синтеза - единство самого самосознания человека. В этой структуре нет опыта и нет практики как критерия проверки истинности знания.

Имея дело с феноменом, мы постигаем ноумен, но никогда не познаем вещь в себе. Чтобы ориентироваться в мире феноменов, мы используем априорные формы рассудка, которые живут в нашем сознании, но которых нет в реальной жизни(меридианы есть на карте, но их нет на самом деле)



2018-07-06 1283 Обсуждений (0)
Проблемы истины в философии и науке. Классическая и современные концепции истины. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы истины в философии и науке. Классическая и современные концепции истины.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1283)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)