Проблема сознания философии. Сущность сознания и его отличительные характеристики. Современные теории познания.
В истории философии можно выделить несколько подходов к проблеме сознания 1. физикализм (вульгарный материализм) Сознание – есть порождение материи объяснимо с точки зрения в физики и других естественных наук. (как печень вырабатывает желчь, так и мозг вырабатывает сознание) 2. солипсизм (субъект.идеализм) сознание индивида единственно достоверная реальность, а индивид лишь ее порождение 3. объективный идеализм - признает наличие как сознания так и материи, однако сознанию отводит первичную творческую роль и рассматривает его в отрыве от личности , как часть мирового сознания(Платон-мир идей) 4. умеренный материализм считает сознание особым проявлением материи, ее способностью отражать саму себя, но при этом признает за сознанием качество идеальности. Сознание - присущая только человеку способность целенаправленно и обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме, обеспечивающая возможность как свободной ориентации в окр.среде,так и ее преобразования в процессе. предметно практич действительности. Отличительные харак-ки сознания: 1. Сознание носит общий характер.( его формирование возможно только в обществе) 2. Сознание неотделимо от абстрактного мышления и членоразд речи. 3. Сознанию свойственно целеполагание. 4. Наше сознание имеет конструктивно-творческий характер. 5. Нашему сознанию свойственно самосознание. Теория познания есть общая теория, уясняющая саму природу познавательной деятельности человека. Теория познания развивалась вместе с философией на протяжении всей ее всемирной истории. Теория познания иначе называется гносеологией, или эпистемологией. Задачей гносеологии является скорее исследование природы "готового" знания. Таким образом, гносеология - это знание о знании. В идеале теория познания должна обосновывать всякое знание, в том числе естественнонаучное и философское. Она должна объяснять саму возможность такого знания, его сущность, содержание понятия истины, ее критерии. Современная гносеология ориентирована на научное познание и в своих методах и материале по существу сливается с методологией науки. Задача гносеологии – осмыслить, что действительно есть знание и каким образом оно достигается. На современном уровне теория познания являет собой результат обобщения всей истории развития познания мира. Она исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах к постижению их сущности, а в связи с этим рассматривает вопрос о путях достижения истины и её критерий. Знать означает в самом широком смысле владеть и уметь. Знание есть связующая нить между природой, человеческим духом и практической деятельностью. Билет 19 1. Неклассическая философия второй половины 19 века, ее особенности и значение. Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, классический позитивизм: Конт, Спенсер, Милль (на выбор). Неклассическая идеалистическая философия ставила своей целью критиковать немецкую классическую философию, особенно Гегеля, используя не новые подходы, а старые. Представители неклассической философии пытались объяснить мир, как и "классики", с позиций идеализма, но идеализма старого, догегелевского и доклассического (например, платоновского и др.) и найти новые, оригинальные подходы в рамках старого доклассического идеализма. Двумя основными направлениями неклассической идеалистической философии XIX в. являлись иррационализм и "философия жизни" и были, главным образом, представлены творчеством Шопенгауэра, Ницше, Дильтея. Иррационализм отвергал логические связи в природе, восприятие окружающего мира как целостной и закономерной системы, критиковал диалектику Гегеля и саму идею развития. Основная идея иррационализма заключается в том, что окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтролен разуму и подчиняется другим движущим силам, например аффектам, воле. Видным представителем иррационализма являлся Артур Шопенгауэр. В своем творчестве он выступал против диалектики и историзма Гегеля, призывал вернуться к кантианству и платонизму, а универсальным принципом своей философии провозгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире является воля. Шопенгауэр использует данную теорию с позиций волюнтаризма: • окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека; • сущность же мира, его вещей, явлений есть не "вещь в себе", а воля; мир явлений и мир сущности являются, соответственно, миром представлений и миром воли; • во всем мире всеобщая воля, воля предметов и явлений вызывает внешние события в мире, движение предметов, возникновение явлений; • воля присуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде "бессознательной", "дремлющей" воли; • окружающий мир по своей сущности есть реализация воли.. Помимо проблемы воли Шопенгауэр рассматривает и иные "насущные" философские проблемы — человеческой судьбы, свободы, необходимости, возможностей человека, счастья. В целом взгляд философа на данные проблемы носит пессимистический характер. Несмотря на то, что в основу человека и его сознания Шопенгауэр заложил волю, он не верит в возможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой. Судьба человека находится во всеобщем мировом хаосе вещей и явлений и подчиняется всеобщей необходимости. Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавляется ей. Шопенгауэр не верит в человеческое счастье. Продолжателем философских традиций Шопенгауэра был Фридрих Ницше (1844 - 1900). Ницше считается основоположником родственной иррационализму "философии жизни"- ввел понятие воли к власти , которая пронизывает всю природу, являясь стимулом эволюции, а также социальное бытие (как дионисийское или творческое начало). Основной темой нового направления в философии была интуитивно постигаемая жизнь как целостная и динамически развивающаяся реальность. 2. Особенности научного познания. Эмпирический и теоретический уровни; их различия по методам и результату. Проблема рациональности. В структуре научного знания выделяют два уровня знания - эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в то же время специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и теоретическое исследование. При этом указанные уровни научного познания не тождественны чувственной и рациональной формам познания вообще. Эмпирический — это такой уровень знания, содержание которого получено из опыта (наблюдение, измерение, эксперимент). На этом уровне знание фиксирует качества и свойства изучаемого предмета, доступного чувственному созерцанию. Теоретический уровень знания опирается на абстрактное мышление, для которого исходным пунктом исследования выступают результаты, полученные в ходе чувственного восприятия. Эмпирическое познание никогда не может быть сведено только к чистой чувственности. Даже первичный слой эмпирических знаний - данные наблюдений - всегда фиксируется в определенном языке: причем это язык, использующий не только обыденные понятия, но и специфические научные термины. Но эмпирическое познание к данным наблюдений не сводится. Оно предполагает также формирование на основе данных наблюдения особого типа знания - научного факта. Научный факт возникает как результат очень сложной рациональной обработки данных наблюдений: их осмысления, понимания, интерпретации. В этом смысле любые факты науки представляют собой взаимодействие чувственного и рационального. Формы рационального познания (понятия, суждения, умозаключения) доминируют в процессе теоретического освоения действительности. Различение эмпирического и теоретического уровней следует осуществлять с учетом специфики познавательной деятельности на каждом из этих уровней. По мнению академика И.Т. Фролова по: 1) характер предмета исследования, 2) тип применяемых средств исследования и 3) особенности метода. Различия по предмету состоят в том, что эмпирическое и теоретическое исследования могут познавать одну и ту же объективную реальность, но ее видение, ее представление в знаниях будут даваться по-разному. •Эмпирическое исследование ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними. •В теоретическом познание происходит выделение сущностных связей в чистом виде. Сущность объекта - взаимодействие ряда законов, которым подчиняется данный объект. Задача теории как раз и заключается в том, чтобы воссоздать все эти отношения между законами и таким образом раскрыть сущность объекта. Различия по типу применяемых средств : • Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Эмпирическое - включают в себя приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения и эксперимента. • В теоретическом же исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном. По методам исследовательской деятельности. • Основными методами эмпирического исследования являются реальный эксперимент и реальное наблюдение. • В теоретическом применяются особые методы: идеализация (метод построения идеализированного объекта); мысленный эксперимент с идеализированными объектами; абстаркция; конкретизация; анализ; синтез; обобщение; классификация; Индукция(от частного к общему); дедукция( от общего к частному) ________________________________________________________________________________ Билет 20 1. Философия 20 века: особенности, основные направления и значение. Психоанализ и психоаналитическая философия (основные проблемы и представители:Фрейд, Юнг, Фромм - на выбор). Философия XX в. - это множество самых различных направлений философствования, многие из которых пришли из прошлого столетия и продолжают жить и развиваться в соответствии с современными реалиями. В XX веке в философии продолжалась позитивистская линия. Философская антропология: Персонализм как философское направление, для которого человек является в первую очередь действующей личностью, а не просто абстрактным мыслящим субъектом. Личность – высшая духовная ценность. Возник как симптом кризиса позитивизма. Анализ бытия и смысла существования человека персонализм осуществляет, не только обращаясь к историко-философским традициям и теологическим трудам, но и прибегая к исследованию текстов художественной литературы, которая также выступает своеобразным "свидетелем истины", раскрывая конкретно-исторический и одновременно универсальный характер бытия человека. В России воспринималась личность как единственный источник и носитель культуры, находилась впротивопоставлению массовой культуре и обществу. Гермене́втика — «искусство толкования»- направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов. Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование), или философия существования, — философское направление XX в., идеи которого получили широкое распространение во многих европейских странах и США. Причины возникновения: нравственный, экономический, политический кризис; бурный рост науки и технологии; опасность гибели человечества; усиление жестокости; тоталитарные режимы, угнетающие личность человека. К экзистенциализму близко такое течение, как персонализм. Основные темы — человеческое существование, судьба личности, вера и неверие, утрата и обретение смысла жизни, — близкие любому художнику, писателю, поэту, с одной стороны, сделали это направление популярным среди художественной интеллигенции, а с другой — побудили самих экзистенциалистов обращаться к языку искусства. Различают экзистенциализм религиозный и атеистический. Экзистенциализм пытается возродить онтологию (учение о бытии). Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый 3. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Психоаналитическая философия возникла как новое метафизическое учение, осмысливающее скрытые тайники человеческой души. Сущность психоанализа мы можем рассматривать на трех уровнях: 1. как метод психотерапии; 2. как метод изучения психологии личности; 3. как система научных знаний о мировоззрении, психологии, философии. В результате своих исследований Фрейд пришел к выводу, что психика человека имеет сложную структуру, включающую сознание, предсознание и бессознательное. Фрейд в анализе психики впервые обнаружил огромную роль бессознательного в поведении человека. Бессознательные инстинкты, в первую очередь сексуальные течения (либидо), являются основными побудительными силами поведения личности. В формировании концепции Фрейда различают два этапа. 1.В это время он приходит к выводу, что вся человеческая культура есть результат сублимации, т.е. переключения энергии либидо на процесс творчества 2 этап связан с формулировкой динамической концепции психики личности, в которой он выделяет три слоя: Оно (Id), Я (Еgo) и Сверх- Я (super Еgо). Оно — бессознательное начало, выражающее инстинктивные влечения человека. Я — сознательное начало, выступающее посредником между Оно и Сверх-Я. СВЕРХЯ - миром культуры, общественным надзирателем. Слой Я — (сознание человека) призван согласовывать, регулировать отношения между влечениями Оно и цензурой Сверх-Я, которое является также и совестью. Таким образом, сознательное Я испытывает давление с двух сторон — Оно и Сверх-Я. находится в тисках между ними и обусловливает постоянную внутреннюю противоречивость личности. Поэтому оказывается, что Я вовсе не является господином в своем собственном доме, а вынуждено подчиняться внешней социокультурной реальности, сдерживая влечения своего Оно. В конечном итоге разум и сознание окажутся сильнее ОНО, что человек должен постоянно, укрепляя в себе Я, освобождаться от подсознательного, что людям нужно знать о бессознательном, чтобы быть свободным в своем поведении. ЭДИПОВ КОМПЛЕКС- упорядоченная совокупность любовных и враждебных желаний ребенка, направленных на родителей. Предполагает желание смерти сопернику того же пола и сексуальное желание, направленное на родителя противоположного пола. В негативной форме, напротив, это любовь к родителю того же пола и ревнивая ненависть к родителю противоположного пола.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (986)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |