Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема человека в философии. Понятие человек, индивид, личность, индивидуальность. Специфика человеческого бытия.



2018-07-06 2487 Обсуждений (0)
Проблема человека в философии. Понятие человек, индивид, личность, индивидуальность. Специфика человеческого бытия. 4.80 из 5.00 5 оценок




Понятия "человек", "индивид", "личность" и "индивидуальность" однопорядковые, но не идентичные.

Человек - это субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового истор. и культурного процесса. По своей природе он представляет собой целостную биосоциальную систему, уникальное существо, способное понятийно мыслить, производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и нравственными качествами.

Индивид - единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и соц. особенностям.

Личность - это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Хотя природную основу личности образуют ее биологические особенности, все же определяющими факторами ее развития являются качества социально значимые. Для личности х-ны осознание мотивов своего поведения, постоянная работа сознания и воли, направленная на самореализацию, раскрытие индивидуальных способностей.

Индивидуальность - это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Личность по своей сущности социальна, но по способу своего существования она индивидуальна. Индивидуальность раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой среди других.

Проблема личности в философии - это вопрос о том, какое место занимает человек в мире, чем он фактически является и чем он может стать, каковы границы его свободного выбора и соц. ответственности. Хотя отдельный человек не властен над результатами совокупной общественной деятельности, он всегда обладает свободой выбора и именно этот выбор конституирует его как личность.

В ходе истор. развития меняются не только преобладающие соц. типы личности, их ценностные ориентации, но и сами взаимоотношения личности и общества. В первобытном обществе отдельный человек не был самостоятельным пo отношению к общине. Лишь усложнение и дифференциация общественной деятельности создают предпосылки для автономии личности. Однако процесс этот глубоко противоречив.

Билет 16

Немецкая классическая философии : ее особенности и значение. Философия Гегеля и объективный идеализм ( принцип систематики, диалектика, феменоменология духа). Понимание человека и его свободы.

Вильгельм Фридрих Гегель был одним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого классического идеализма. Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны: теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является абсолютная идея - Мировой дух); диалектика как всеобщий философский метод.

К важнейшим философским трудам Гегеля относятся: "Феноменология духа", "Наука логики", "Философия права".

Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля – отождествление бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие - абсолютной идеи.

Абсолютная идея - это: единственно существующая подлинная реальность; первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений; мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить. Следующим ключевым онтологическим понятием философии Гегеля является отчуждение.

Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего определенного, отчуждает себя в виде: окружающего мира, природы, человека.

А затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к самому себе: то есть происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух - отчуждение - окружающий мир и человек - мышление и деятельность человека - реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека - возвращение Абсолютного духа к самому себе.

Само отчуждение включает в себя: творение материи из воздуха; сложные отношения между объектом (окружающим миром) и субъектом (человеком) - через человеческую деятельность Мировой дух опредмечивает себя; искажение, неправильное понимание человеком окружающего мира. Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он – носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека - частица Мирового духа.

Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, человек есть "конечный дух" Мирового духа. Через человека Мировой дух: проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов; целенаправленно и закономерно движется - действия, поступки человека, ход истории; познает себя через познавательную деятельность человека; творит - в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком.

Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики.

Диалектика, по Гегелю, - основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что:

• все - Мировой дух, "конечный дух" - человек, предметы и явления окружающего мира, процессы - содержит в себе противоположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т. д.);

данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют;

• единство и борьба противоположностей - основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего существования и развития).

Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:

• существует определенный тезис (утверждение, форма бытия);

• данному тезису всегда находится антитезис - его противоположность;

• в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез -

новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более

высоком уровне развития;

• данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня.

В качестве самого первого тезиса, с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис «бытие» (то есть то, что существует). Его антитезис – «небытие» («абсолютное ничто»). Бытие и небытие дают синтез - «становление», который является новым тезисом. По Гегелю, противоречие – не зло, а благо. Именно противоречия являются движущей силой прогресса. Без наличия противоречий, их единства и борьбы развитие невозможно.

В своих исследованиях Гегель стремится понять: философию природы, философию духа, философию истории, а значит, и их сущность.

Природу (окружающий мир) Гегель понимает как инобытие идеи (то есть антитезис идеи, другую форму существования идеи) Дух, по Гегелю, имеет три разновидности: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух.

Субъективный дух - душа, сознание отдельного человека (так называемый "дух для себя"). Объективный дух - следующая ступень духа, "дух общества в целом". Выражением объектов нового духа является право - данный свыше, изначально существующий как идея (поскольку свобода заложена в самом человеке) порядок взаимоотношений между людьми. Абсолютный дух - высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением Абсолютного духа являются: искусство, религия, философия.

Искусство - непосредственное отображение человеком абсолютной идеи. Среди людей, согласно Гегелю, "увидеть" и отобразить абсолютную идею могут лишь талантливые и гениальные люди, в силу этого они являются творцами искусства.

Религия - антитезис искусства. Если искусство - абсолютная идея, "увиденная" гениальными людьми, то религия - абсолютная идея, открытая человеку Богом в виде откровения. Философия - синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и в то же время понятое гениальными людьми - философами. Философия - полное раскрытие всех истин, познания Абсолютным духом самого себя ("мир, схваченный, мыслью" - по Гегелю), соединение начала абсолютной идеи с ее концом, высшее знание.

История, по Гегелю, процесс самореализации Абсолютного духа. Поскольку Абсолютный дух включает в себя идею свободы, вся история есть процесс завоевания человеком все большей и большей свобода. В этой связи Гегель делит всю историю человечества на три больших эры: восточную, антично средневековую, германскую.

Восточная эра (эпоха Древнего Египта, Китая и т. д.) - такой период истории, когда в обществе осознает себя, пользуется свободой и всеми благами жизни лишь один человек - фараон, китайский император и т. д., а все остальные являются его рабами и слугами. Антично-средневековая эра - период, когда себя стала осознавать уже группа людей (глава государства, окружение, военачальники, аристократия, феодалы), однако основная масса подавлена и не свободна, зависит от "верхушки" и служит ей.

Германская эра - современная Гегелю эпоха, когда себя осознают и свободны все. Один из важнейших философских выводов Гегеля о бытии и сознании в том,

что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие -сознанием. Все разумное действительно, а все действительное разумно.

2. Общество - как объект философского анализа. Различные подходы и объяснения происхождения и сущности общества. Общество как система. Основные сферы жизнедеятельности общества.

Общество – представляет собой определённую совокупность людей, проживающих на земле и находящихся в определённых связях и отношениях. Общество является целостной системой потому, что все его структурные подразделения выполняют функции, направленные на сохранение данной общественной структуры и эти функции контролируются и регулируются сложившейся целостной структурой.

Общество является сложной многосвязанной системой. Суммарный эффект связей по определенному свойству - отношение. В обществе существуют различные виды отношений: экономические, политические,

нравственные, религиозные, семейно-бытовые и др. Вся совокупность общественных отношений,

присутствующих в обществе, образует общественную структуру.

В истории социальной философии традиционно выделяются 3 наиболее крупных точки зрения:

- натуралистический подход – человеческое общество рассматривается как естественное продолжение

закономерностей природы, мира животных и в конечном итоге – Космоса. С этих позиций тип общественного

устройства и ход истории определяется ритмами солнечной активности и космических излучений (А.Л.

Чижевский и Л.Н. Гумилев), особенностями географической и природно-климатической среды (Ш.Л.

Монтескье, Л.И. Мечников), спецификой человека как природного существа, его генетическими, расовыми и

половыми особенностями (Э. Уилсон, Р. Докинс).

- идеалистический подход – сущность связей, объединяющих людей в единое целое усматривается в

комплексе тех или иных идей, верований, мифов. Основой общественной жизни также может служить

божественное начало (религиозное понимание общества), или идеи великих личностей (О. Конт), психология

масс (Г. Лебон) или абсолютный Разум (Гегель).

- материалистический подход – наиболее полно обоснован в концепции К. Маркса и Ф. Энгельса,

которую они сами называли материалистическим понимаем истории.

Основу мировой истории и общества составляет деятельность. Связывает людей в «социальный организм» не общая идея или общий Бог, а потребность людей оказывать сопротивление силам

природы и с помощью труда поддерживать свою жизнь. У каждого человека есть определенные потребности,

которые должны удовлетворяться. История представляет собой ряд этапов, в ходе которых данные

потребности удовлетворяются тем или иным способом экономического производства. Именно уровень

развития техники, материального производства и является определяющим для формирования той или иной

системы социальных отношений, уровня культуры, политического строя, правовых положений и философских представлений о мире. Таким образом, людей объединяют конкретные экономические интересы, которые

производны от их потребностей.



2018-07-06 2487 Обсуждений (0)
Проблема человека в философии. Понятие человек, индивид, личность, индивидуальность. Специфика человеческого бытия. 4.80 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: Проблема человека в философии. Понятие человек, индивид, личность, индивидуальность. Специфика человеческого бытия.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2487)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)