СТРУКТУРА КОМПЛЕКСА ПСИХОГИМНАСТИКИ
ПСИХОГИМНАСТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Методические материалы в помощь психологам и педагогам
Творческий Центр Москва 2003
Рецензенты: канд. психол. наук, директор муниципального центра психологической службы образования г. Рязани И.Н. Вознесенская; педагог-психолог высшей квалиф. категории лицея № 4 г. Рязани О.С. Андреева; педагог-психолог МУПСО I категории Е.В. Кесеяер.
Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003. - 88 с. 15ВИ 5-89144-334-1 В книге представлена методика организации психогимнастики по двум направлениям, даны два комплекса занятий для детей младшего школьного возраста с нормой развития и «пограничными нарушениями». Представленный материал поможет освоить методику проведения психогимнастики как эффективного метода психопрофилактики и психокоррекции.. Предназначена для психологов-педагогов и учителей начальной школы.
Алябьева Елена Алексеевна ПСИХОГИМНАСТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Методические материалы в помощь психологам и педагогам Редактор ВВ. Дремова Художник Е.В. Кустарова Корректоры Э.С. Корчагина, Л. Н. Васильева Компьютерная верстка И.А. Забелиной Диапозитивы текста изготовлены в ТЦ Сфера Лицензия ИД № 02242 от 05.07.00. Гигиенический сертификат № 77.99.10.953.Д.006214.10.01 от 26.10.2001 г. Подписано к печати 31.10.02. Формат 60 х 90 '/,„. Бумага типографская. Уч.-изд. л. 5,5. Тираж 8000 экз. Заказ № 2460. Издательство «ТЦ Сфера». 129164, Москва. Маломосковская ул., 21. Тел.: (095) 107-59-15, 216-37-72. Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУП ордена «Знак Почета» Смоленской областной типографии им. В. И. Смирнова. 214000, г. Смоленск, пр-т им. Ю. Гагарина, 2.
ВВЕДЕНИЕ То, что дети дошкольного и младшего школьного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать уже никому не надо. Важно, чтобы методами психопрофилактики и психокоррекции владели не только педагоги-психологи, но и учителя. Наиболее известными пособиями, в которых изложена теория и методика организации психогимнастики с детьми младшего школьного возраста, являются «Психогимнастика» М.И. Чистяковой и «Я хочу!» Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей» Г. Бард-нер, И. Ромазан, Т. Чередниковой. Но сложность использования материалов данных двух пособий в том, что они представлены или в виде отдельных этюдов и игр, или в примерном содержании трех-четырех занятий. Спланировать самостоятельно 20 занятий цикла психогимнастики может далеко не каждый педагог и психолог. В учебном пособии А. А. Оси повой «Общая психокоррекция» психогимнастикой называется метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Это эффективное средство оптимизации социально-перцептивной сферы личности, так как позволяет обратить внимание на «язык тела» и пространственно-временные характеристики общения. Это метод реконструктивной психокоррекции, цель которого — познание и изменение личности клиента! В книге М.И. Чистяковой «Психогимнастика» дано такое определение психогимнастики: это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы)2. Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истрщаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.
3
Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки. Психогимнастика по методике М.И. Чистяковой прежде всего направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Нарушения выразительности моторики заслуживают пристального внимания потому, что неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и взрослыми. Особенно в этом случае страдают дети с неврозами, органическими заболеваниями головного мозга и другими нервно-психическими заболеваниями. Такие дети часто являются контингентом логопедических групп и групп детей коррекционных классов начальной школы. Дети с бедной экспрессией, возможно, и сами полностью не улавливают, что им сообщается бессловесным образом другими людьми, неправильно оценивают и их отношение к себе, что, в свою очередь, может быть причиной углубления у них астенических черт характера и появления вторичных невротических наслоений. Не менее важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Называние эмоций в психогимнастике ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя. Ребенок, говорящий на хорошем, богатом языке, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он тоньше понимает себя, свои переживания, эмоции у него становятся более дифференцированными. Психологи считают, что резервы повышения действенности нравственных представлений ребенка лежат в эмоциональной насыщенности содержания оценочных суждений взрослых, в использовании ими оценок личностных свойств, оценок-состояний, оценок-предвосхищений и других форм эмоциональных отношений, соответствующих уровню нравственного развития школьника. СТРУКТУРА КОМПЛЕКСА ПСИХОГИМНАСТИКИ Курс психогимнастики состоит из 20 занятий, на которых дети должны усвоить примерно восемь понятий, связанных с переживаниями основных эмоций, и десять представлений, оценивающих личностные качества человека. Занятия проводятся два раза в неделю, длятся от 25 минут до 1 часа 30 минут. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из четырех фаз.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |