Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СТРУКТУРА КОМПЛЕКСА ПСИХОГИМНАСТИКИ



2019-05-23 246 Обсуждений (0)
СТРУКТУРА КОМПЛЕКСА ПСИХОГИМНАСТИКИ 0.00 из 5.00 0 оценок




ПСИХОГИМНАСТИКА

В НАЧАЛЬНОЙ

ШКОЛЕ

 

Методические материалы в помощь психологам и педагогам

 

 

Творческий

 Центр

Москва

2003

 

Рецензенты: канд. психол. наук, директор муниципального центра психологической службы образования г. Рязани И.Н. Вознесенская; педагог-психолог высшей квалиф. категории лицея № 4 г. Рязани О.С. Андреева; педагог-психолог МУПСО I категории Е.В. Кесеяер.

 

Алябьева Е.А.

Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003. - 88 с. 15ВИ 5-89144-334-1

В книге представлена методика организации психогимнастики по двум направлениям, даны два комплекса занятий для детей младшего школьного возраста с нормой развития и «пограничными нарушениями».

Представленный материал поможет освоить методику проведения психогимнастики как эффективного метода психопрофилактики и психокоррекции..

Предназначена для психологов-педагогов и учителей начальной школы.

 

 

 Алябьева Елена Алексеевна

ПСИХОГИМНАСТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Методические материалы в помощь психологам и педагогам

Редактор ВВ. Дремова

Художник Е.В. Кустарова

Корректоры Э.С. Корчагина, Л. Н. Васильева

Компьютерная верстка И.А. Забелиной

Диапозитивы текста изготовлены в ТЦ Сфера

Лицензия ИД № 02242 от 05.07.00.

Гигиенический сертификат № 77.99.10.953.Д.006214.10.01 от 26.10.2001 г.

Подписано к печати 31.10.02. Формат 60 х 90 '/,„. Бумага типографская.

Уч.-изд. л. 5,5. Тираж 8000 экз. Заказ № 2460.

Издательство «ТЦ Сфера».

129164, Москва. Маломосковская ул., 21. Тел.: (095) 107-59-15, 216-37-72.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУП ордена «Знак Почета»

Смоленской областной типографии им. В. И. Смирнова.

214000, г. Смоленск, пр-т им. Ю. Гагарина, 2.

                   

 

ВВЕДЕНИЕ

То, что дети дошкольного и младшего школьного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать уже никому не надо. Важно, чтобы методами психопрофилактики и психокоррекции владели не только педагоги-психологи, но и учителя.

Наиболее известными пособиями, в которых изложена теория и методика организации психогимнастики с детьми младшего школьного возраста, являются «Психогимнастика» М.И. Чистяковой и «Я хочу!» Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей» Г. Бард-нер, И. Ромазан, Т. Чередниковой.

Но сложность использования материалов данных двух пособий в том, что они представлены или в виде отдельных этюдов и игр, или в примерном содержании трех-четырех занятий. Спланировать самостоятельно 20 занятий цикла психогимнастики может далеко не каждый педагог и психолог.

В учебном пособии А. А. Оси повой «Общая психокоррекция» психогимнастикой называется метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Это эффективное средство оптимизации социально-перцептивной сферы личности, так как позволяет обратить внимание на «язык тела» и пространственно-временные характеристики общения. Это метод реконструктивной психокоррекции, цель которого — познание и изменение личности клиента!

В книге М.И. Чистяковой «Психогимнастика» дано такое определение психогимнастики: это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы)2.

Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истрщаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.

 

3

 

 

Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

Психогимнастика по методике М.И. Чистяковой прежде всего направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.

Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Нарушения выразительности моторики заслуживают пристального внимания потому, что неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и взрослыми. Особенно в этом случае страдают дети с неврозами, органическими заболеваниями головного мозга и другими нервно-психическими заболеваниями. Такие дети часто являются контингентом логопедических групп и групп детей коррекционных классов начальной школы. Дети с бедной экспрессией, возможно, и сами полностью не улавливают, что им сообщается бессловесным образом другими людьми, неправильно оценивают и их отношение к себе, что, в свою очередь, может быть причиной углубления у них астенических черт характера и появления вторичных невротических наслоений.

Не менее важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Называние эмоций в психогимнастике ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя. Ребенок, говорящий на хорошем, богатом языке, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он тоньше понимает себя, свои переживания, эмоции у него становятся более дифференцированными. Психологи считают, что резервы повышения действенности нравственных представлений ребенка лежат в эмоциональной насыщенности содержания оценочных суждений взрослых, в использовании ими оценок личностных свойств, оценок-состояний, оценок-предвосхищений и других форм эмоциональных отношений, соответствующих уровню нравственного развития школьника.

СТРУКТУРА КОМПЛЕКСА ПСИХОГИМНАСТИКИ

Курс психогимнастики состоит из 20 занятий, на которых дети должны усвоить примерно восемь понятий, связанных с переживаниями основных эмоций, и десять представлений, оценивающих личностные качества человека.

Занятия проводятся два раза в неделю, длятся от 25 минут до 1 часа 30 минут.

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из четырех фаз.



2019-05-23 246 Обсуждений (0)
СТРУКТУРА КОМПЛЕКСА ПСИХОГИМНАСТИКИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СТРУКТУРА КОМПЛЕКСА ПСИХОГИМНАСТИКИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)