Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


I V . Особенности обучения детей с недоразвитием разной степени выраженности.



2019-05-24 294 Обсуждений (0)
I V . Особенности обучения детей с недоразвитием разной степени выраженности. 0.00 из 5.00 0 оценок




Вкратце:

1) Содержание обучения упрощено; 2) Время, отведённое на обучение ограничено (обязательная конечность процесса обучения); 3) Наглядно – действенный характер обучения, обязательное трудовое обучение; 4) Алгоритмичность процесса обучения (технологии безошибочного обучения);

5) Соблюдение охранительно-педагогического режима (смена видов деятельности, чёткий режим дня, наличие пауз, поддерживающее медикаментозное лечение)

 

* Обучающиеся с умственной отсталостью не проходят итоговой аттестации, но получают свидетельство об обучении по образцу и в порядке, установленном законодательством в сфере образования. Результаты овладения обучающимися с умственной отсталостью АООП имеет интегративный характер и включает в себя: требования к оценке овладения социальными компетенциями (личностные результаты); требования к оценке степени самостоятельности использования предметных знаний и умений для решения практико-ориентированных задач (предметные результаты).

** Основная специфика специального образования – его коррекционная направленность. В связи с этим все вопросы обучения в специальных детских учреждениях рассматриваются в аспекте основных дидактических принципов и осуществлении коррекции.


ВОПРОС 3. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ (Васильева, Сильвестер)

 

План ответа:

1. Наука, понимание явления

2. Предмет исследования в специальной педагогике

3. Задачи исследования в специальной педагогике

4. Методы исследования в специальной педагогике

I. Наука, понимание явления.

В современном обществе приняты разные определения науки: содержательное определение, и институциональное понимание науки. Содержательное определение раскрывает то, что исследует определенная область знаний. Институциональное понимание – то, какие методы, какой инструментарий в целом, и в каких формах проводятся исследования.

Наука – информация, систематизированная человеческим сознанием и закреплённая на опр. носителях об опр. классе предметов и явлений.

На протяжении многих лет вопросы изучения, обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии интегрировались в рамках дефектологии. Отклонения в развитии психики в дефектологических исследованиях изучались с клинических, психологических и педагогических позиций. С 90 х годов XX века началось самостоятельное развитие двух научных направлений: специальной педагогики и специальной психологии.

Специальная педагогика является составной частью педагогики, одной из ее ветвей и разрабатывает теоретические и прикладные аспекты специального (особого) образования и воспитания лиц с недостатками в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно.

Специальная педагогика стала рассматриваться как самостоятельная отрасль педагогического знания, тесно связанная со смежными науками, в первую очередь с медициной и со специальной психологией.

II. Предмет исследования в специальной педагогике

Специальная педагогика - это наука о теории и практике специального образования.

Предмет - теория и практика специального образования, принципы, содержание и методы коррекционно-педагогической работы, направленные на преодоление недостатков в развитии детей в целях их социальной адаптации и интеграции в общество.

Под объекттом исследования специальной педагогики понимается процесс воспитания детей с проблемами в развитии

Часто предметом специальной педагогики становится процесс коррекции вторичных проблем психического развития ребенка, реализуемый в ходе специально организованного обучения или воспитания.

Структура предмета в коррекционной педагогике может пониматься как структура коррекции вторичных проблем, реализуемая в процессе специально организованного обучения и воспитания

Коррекция-это система психологических, медицинских, педагогических воздействий, направленных на поправление вторичных проблем психомоторного характера.

III. Задачи исследования в специальной педагогике

· Выявление и учет детей с проблемами в развитии;

· Разработка методов ранней диагностики аномалий развития;

· Обоснование и разработка принципов организации и развития сети специальных учреждений для аномальных детей;

· Определение целей, задач, содержания и методов учебно-воспитательного процесса в учреждениях для аномальных детей;

· Разработка системы профилактической, коррекционной, реабилитационной работы по предупреждению аномалий детства (информирование будущих и настоящих родителей о возможных причинах нарушений развития у детей);

· Повышение эффективности процесса социализации аномального ребенка на разных этапах развития;

· Социальная адаптация.

IV. Методы исследования в специальной педагогике

Теоретические методы исследования (используются при формулировке гипотез и рекомендаций по применению результатов экспериментального этапа исследования):

· анализ информации по исследуемой проблеме;

· методы сравнения, сопоставления, взглядов на проблему исследования;

· метод экспликации (выработки собственной точки зрения на проблему исследования)

· метод экстраполяции (перенос выявленных тенденций и закономерностей на всю совокупность схожих, но не исследованных предметов исследований)

Экспериментальные методы исследования

· методы пассивного исследования (наблюдение, сбор анамнестических и катамнестических данных, анализ продуктов деятельности испытуемых); методы анкетирования (закрытого, открытого)

· экспериментальные методы (естественный и лабораторный эксперимент констатирующий и формирующий)

Методы качественного и количественного анализа + методы мат.статистики

· Методы мат.статистики в педагогике применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.

· Методы качественного анализа направлены на получение глубокой, развернутой информации о предмете исследования. В отличие от количественных методов, они фокусируются не на статистических измерениях, а опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических (основанные на опыте) данных и являются источником формирования гипотез и продуктивных идей. Иначе говоря, они отвечают на вопросы "что?" "как?" и "почему?", а не на

вопрос "сколько?". Результаты качественного исследования содержат мнения, оценки, рассуждения, описания, ассоциации, предположения, обоснования, идеи, предложения, аргументы

· Метод количественного анализа отвечает на вопрос «сколько?» и фокусируется на статистических измерениях.

* Необходимо различать два основных направления в использовании количественных методов в педагогике: первое — для обработки результатов наблюдений и экспериментов, второе — для моделирования, диагностики, прогнозирования, компьютеризации учебно-воспитательного процесса.

- Регистрация — выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников и т. п.).

- Ранжирование — расположение собранных данных в определенной последовательности, определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т. п.).

- Шкалирование — присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам

 


ВОПРОС 4. ПРОБЛЕМА КАТЕГОРИАЛЬНОЙ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ (Хайруллина, Балашова)

План:

1. Специальная педагогика и её понятийный аппарат

2. Основные единицы метаязыка специальной педагогики и специальной психологии

3. Категория развития, обучения и воспитания

4. Категория коррекции

5. Категория реабилитации и адаптации

6. Дифференциация, интеграция, инклюзия

 

1. Специальная педагогика является составной частью педагогики, одной из ее ветвей (от лат. specialis – род, вид).

Специальная педагогика – это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно. [Назарова Н.М.]

Так как специальная педагогика является составной частью педагогики, то она пользуется специфически понимаемыми общепедагогическими терминами. В то же время специальная педагогика имеет и собственный понятийный аппарат, свою терминологию.

Изучением проблемы категориальной определённости в специальной педагогике занимались: Выготский Л.С., Рубинштейн С.Я., Бгажнокова И.М.

 

2. Понятие – результат обобщения человеческим сознанием конкретных характеристик предмета познания.

Категория – результат обобщения понятий, характеризующих предмет познания.

Дефиниция – это сжатый смысл основных категорий, которые описывают предмет науки.

 

3. Развитие – количественные и качественные изменения в явлении, системе, предмете, характеристике процесса; процесс и результат количественных и качественных изменений человека [Подласый И.П.].

Развитие – процесс становления личности (Рубинштейн).

Факторы развития:

- внутренние (биологические)

- внешние (социальные)

Виды дизонтогенеза:

- недоразвитие

- задержанное развитие

- повреждённое развитие

- дефицитарное развитие

- искаженное развитие

- дисгармоничное развитие

Обучение – сложное системное образование, которое специально конструируется в обществе с целью социализации подрастающего поколения; системное взаимодействие “ученика” и “учителя”, направленное на “нормализацию” социального статуса.

а) процесс формирования ЗУН у ребёнка учителем;

б) взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, направленная на решение задач образования, развития, воспитания [Давыдов].

Бгажнокова И.М.: специфическое взаимодействие специалиста с пациентом, направленное на исправление и повышение продуктивности психомоторных процессов, нарушенных в ходе дизонтогенеза.

Коррекционно-развивающее обучение – система мер, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации.

Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

а) в социальном смысле: передача социального и культурно-исторического опыта от старших поколений младшим.

б) в широком педагогическом смысле: специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие на ученика с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в семье и учебно-воспитательных учреждениях.

в) в узком педагогическом смысле: процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

В.С. Генецинский: процесс субъектно-объектного взаимодействия, направленный на выработку у ребенка механизмов управления активностью.

Этапы становления личности (Ананьев): индивид-> субъект -> личность -> индивидуальность

 

4. Коррекция – специально организованное воздействие на ту или иную проблему в организме, делающая возможным продолжение реализации проблемной функции либо её замещение.

С.Я. Рубинштейн: система медицинских, психологических и педагогических средств, направленных на исправление вторичных проблем в психическом развитии субъекта.

Механизмы коррекции:

- исправление (умственная отсталость);

- замещение (сенсорные нарушения);

- модификация поведения;

- разрушение (речевые нарушения).

Компенсация – замещение, перестройка нарушенных или недоразвитых функций путём использования сохранных или перестройки частично нарушенных; возмещение дефицитарной функции за счет усиленного использования сохранных функций.

Компенсация – процесс возмещения утраченной функции за счёт сверхнормативного развития сохранной (эффект сверхкомпенсаци).

 

5. Абилитация (лат. habilis – быть способным к чему-либо) – система лечебно-педагогических мероприятий с целью преодоления нарушений развития у детей раннего возраста.

Реабилитация – комплекс медицинских, психолого-педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление и компенсацию нарушенных или утраченных физических, психических и социальных функций.

Физиологическая адаптация – выработка у субъекта механизмов приспособления к меняющимся условиям действительности.

Психологическая адаптация – подстраивание условий под нужды субъекта.

Социальная адаптация – активное приспособление лиц с ОВЗ к условиям социальной среды путём усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.

Виды социальной адаптации:

- социально-бытовая;

- социально-трудовая;

- социализация.

Дезадаптация – это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды.

 

6. Дифференциация – разделение учебных планов и программ с учётом склонностей и способностей учащихся.

Интеграция – совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ.

Виды интеграции:

- интернальная (совместное обучение и воспитание детей с одной и той же проблемой в развитии, но с разной степенью выраженности)

- экстернальная (совместное обучение и воспитание детей вне зависимости от характера и степени выраженности нарушения)

Этапы интеграции:

1. Подготовка среды к включению в нее ребенка с проблемами в развитии

2. Подготовка ребенка с ОВЗ к включению его в среду.

3. Постепенное включение подготовленного ребенка в подготовленную среду.

Инклюзия – высший этап интеграции: включение ребенка с ОВЗ в среду засчёт ресурсов самой среды.




2019-05-24 294 Обсуждений (0)
I V . Особенности обучения детей с недоразвитием разной степени выраженности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: I V . Особенности обучения детей с недоразвитием разной степени выраженности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (294)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)