I V . Особенности обучения детей с недоразвитием разной степени выраженности.
Вкратце: 1) Содержание обучения упрощено; 2) Время, отведённое на обучение ограничено (обязательная конечность процесса обучения); 3) Наглядно – действенный характер обучения, обязательное трудовое обучение; 4) Алгоритмичность процесса обучения (технологии безошибочного обучения); 5) Соблюдение охранительно-педагогического режима (смена видов деятельности, чёткий режим дня, наличие пауз, поддерживающее медикаментозное лечение)
* Обучающиеся с умственной отсталостью не проходят итоговой аттестации, но получают свидетельство об обучении по образцу и в порядке, установленном законодательством в сфере образования. Результаты овладения обучающимися с умственной отсталостью АООП имеет интегративный характер и включает в себя: требования к оценке овладения социальными компетенциями (личностные результаты); требования к оценке степени самостоятельности использования предметных знаний и умений для решения практико-ориентированных задач (предметные результаты). ** Основная специфика специального образования – его коррекционная направленность. В связи с этим все вопросы обучения в специальных детских учреждениях рассматриваются в аспекте основных дидактических принципов и осуществлении коррекции. ВОПРОС 3. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ (Васильева, Сильвестер)
План ответа: 1. Наука, понимание явления 2. Предмет исследования в специальной педагогике 3. Задачи исследования в специальной педагогике 4. Методы исследования в специальной педагогике I. Наука, понимание явления. В современном обществе приняты разные определения науки: содержательное определение, и институциональное понимание науки. Содержательное определение раскрывает то, что исследует определенная область знаний. Институциональное понимание – то, какие методы, какой инструментарий в целом, и в каких формах проводятся исследования. Наука – информация, систематизированная человеческим сознанием и закреплённая на опр. носителях об опр. классе предметов и явлений. На протяжении многих лет вопросы изучения, обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии интегрировались в рамках дефектологии. Отклонения в развитии психики в дефектологических исследованиях изучались с клинических, психологических и педагогических позиций. С 90 х годов XX века началось самостоятельное развитие двух научных направлений: специальной педагогики и специальной психологии. Специальная педагогика является составной частью педагогики, одной из ее ветвей и разрабатывает теоретические и прикладные аспекты специального (особого) образования и воспитания лиц с недостатками в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно. Специальная педагогика стала рассматриваться как самостоятельная отрасль педагогического знания, тесно связанная со смежными науками, в первую очередь с медициной и со специальной психологией. II. Предмет исследования в специальной педагогике Специальная педагогика - это наука о теории и практике специального образования. Предмет - теория и практика специального образования, принципы, содержание и методы коррекционно-педагогической работы, направленные на преодоление недостатков в развитии детей в целях их социальной адаптации и интеграции в общество. Под объекттом исследования специальной педагогики понимается процесс воспитания детей с проблемами в развитии Часто предметом специальной педагогики становится процесс коррекции вторичных проблем психического развития ребенка, реализуемый в ходе специально организованного обучения или воспитания. Структура предмета в коррекционной педагогике может пониматься как структура коррекции вторичных проблем, реализуемая в процессе специально организованного обучения и воспитания Коррекция-это система психологических, медицинских, педагогических воздействий, направленных на поправление вторичных проблем психомоторного характера. III. Задачи исследования в специальной педагогике · Выявление и учет детей с проблемами в развитии; · Разработка методов ранней диагностики аномалий развития; · Обоснование и разработка принципов организации и развития сети специальных учреждений для аномальных детей; · Определение целей, задач, содержания и методов учебно-воспитательного процесса в учреждениях для аномальных детей; · Разработка системы профилактической, коррекционной, реабилитационной работы по предупреждению аномалий детства (информирование будущих и настоящих родителей о возможных причинах нарушений развития у детей); · Повышение эффективности процесса социализации аномального ребенка на разных этапах развития; · Социальная адаптация. IV. Методы исследования в специальной педагогике Теоретические методы исследования (используются при формулировке гипотез и рекомендаций по применению результатов экспериментального этапа исследования): · анализ информации по исследуемой проблеме; · методы сравнения, сопоставления, взглядов на проблему исследования; · метод экспликации (выработки собственной точки зрения на проблему исследования) · метод экстраполяции (перенос выявленных тенденций и закономерностей на всю совокупность схожих, но не исследованных предметов исследований) Экспериментальные методы исследования · методы пассивного исследования (наблюдение, сбор анамнестических и катамнестических данных, анализ продуктов деятельности испытуемых); методы анкетирования (закрытого, открытого) · экспериментальные методы (естественный и лабораторный эксперимент констатирующий и формирующий) Методы качественного и количественного анализа + методы мат.статистики · Методы мат.статистики в педагогике применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. · Методы качественного анализа направлены на получение глубокой, развернутой информации о предмете исследования. В отличие от количественных методов, они фокусируются не на статистических измерениях, а опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических (основанные на опыте) данных и являются источником формирования гипотез и продуктивных идей. Иначе говоря, они отвечают на вопросы "что?" "как?" и "почему?", а не на вопрос "сколько?". Результаты качественного исследования содержат мнения, оценки, рассуждения, описания, ассоциации, предположения, обоснования, идеи, предложения, аргументы · Метод количественного анализа отвечает на вопрос «сколько?» и фокусируется на статистических измерениях. * Необходимо различать два основных направления в использовании количественных методов в педагогике: первое — для обработки результатов наблюдений и экспериментов, второе — для моделирования, диагностики, прогнозирования, компьютеризации учебно-воспитательного процесса. - Регистрация — выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников и т. п.). - Ранжирование — расположение собранных данных в определенной последовательности, определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т. п.). - Шкалирование — присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам
ВОПРОС 4. ПРОБЛЕМА КАТЕГОРИАЛЬНОЙ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ (Хайруллина, Балашова) План: 1. Специальная педагогика и её понятийный аппарат 2. Основные единицы метаязыка специальной педагогики и специальной психологии 3. Категория развития, обучения и воспитания 4. Категория коррекции 5. Категория реабилитации и адаптации 6. Дифференциация, интеграция, инклюзия
1. Специальная педагогика является составной частью педагогики, одной из ее ветвей (от лат. specialis – род, вид). Специальная педагогика – это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно. [Назарова Н.М.] Так как специальная педагогика является составной частью педагогики, то она пользуется специфически понимаемыми общепедагогическими терминами. В то же время специальная педагогика имеет и собственный понятийный аппарат, свою терминологию. Изучением проблемы категориальной определённости в специальной педагогике занимались: Выготский Л.С., Рубинштейн С.Я., Бгажнокова И.М.
2. Понятие – результат обобщения человеческим сознанием конкретных характеристик предмета познания. Категория – результат обобщения понятий, характеризующих предмет познания. Дефиниция – это сжатый смысл основных категорий, которые описывают предмет науки.
3. Развитие – количественные и качественные изменения в явлении, системе, предмете, характеристике процесса; процесс и результат количественных и качественных изменений человека [Подласый И.П.]. Развитие – процесс становления личности (Рубинштейн). Факторы развития: - внутренние (биологические) - внешние (социальные) Виды дизонтогенеза: - недоразвитие - задержанное развитие - повреждённое развитие - дефицитарное развитие - искаженное развитие - дисгармоничное развитие Обучение – сложное системное образование, которое специально конструируется в обществе с целью социализации подрастающего поколения; системное взаимодействие “ученика” и “учителя”, направленное на “нормализацию” социального статуса. а) процесс формирования ЗУН у ребёнка учителем; б) взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, направленная на решение задач образования, развития, воспитания [Давыдов]. Бгажнокова И.М.: специфическое взаимодействие специалиста с пациентом, направленное на исправление и повышение продуктивности психомоторных процессов, нарушенных в ходе дизонтогенеза. Коррекционно-развивающее обучение – система мер, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации. Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. а) в социальном смысле: передача социального и культурно-исторического опыта от старших поколений младшим. б) в широком педагогическом смысле: специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие на ученика с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в семье и учебно-воспитательных учреждениях. в) в узком педагогическом смысле: процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. В.С. Генецинский: процесс субъектно-объектного взаимодействия, направленный на выработку у ребенка механизмов управления активностью. Этапы становления личности (Ананьев): индивид-> субъект -> личность -> индивидуальность
4. Коррекция – специально организованное воздействие на ту или иную проблему в организме, делающая возможным продолжение реализации проблемной функции либо её замещение. С.Я. Рубинштейн: система медицинских, психологических и педагогических средств, направленных на исправление вторичных проблем в психическом развитии субъекта. Механизмы коррекции: - исправление (умственная отсталость); - замещение (сенсорные нарушения); - модификация поведения; - разрушение (речевые нарушения). Компенсация – замещение, перестройка нарушенных или недоразвитых функций путём использования сохранных или перестройки частично нарушенных; возмещение дефицитарной функции за счет усиленного использования сохранных функций. Компенсация – процесс возмещения утраченной функции за счёт сверхнормативного развития сохранной (эффект сверхкомпенсаци).
5. Абилитация (лат. habilis – быть способным к чему-либо) – система лечебно-педагогических мероприятий с целью преодоления нарушений развития у детей раннего возраста. Реабилитация – комплекс медицинских, психолого-педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление и компенсацию нарушенных или утраченных физических, психических и социальных функций. Физиологическая адаптация – выработка у субъекта механизмов приспособления к меняющимся условиям действительности. Психологическая адаптация – подстраивание условий под нужды субъекта. Социальная адаптация – активное приспособление лиц с ОВЗ к условиям социальной среды путём усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. Виды социальной адаптации: - социально-бытовая; - социально-трудовая; - социализация. Дезадаптация – это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды.
6. Дифференциация – разделение учебных планов и программ с учётом склонностей и способностей учащихся. Интеграция – совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ. Виды интеграции: - интернальная (совместное обучение и воспитание детей с одной и той же проблемой в развитии, но с разной степенью выраженности) - экстернальная (совместное обучение и воспитание детей вне зависимости от характера и степени выраженности нарушения) Этапы интеграции: 1. Подготовка среды к включению в нее ребенка с проблемами в развитии 2. Подготовка ребенка с ОВЗ к включению его в среду. 3. Постепенное включение подготовленного ребенка в подготовленную среду. Инклюзия – высший этап интеграции: включение ребенка с ОВЗ в среду засчёт ресурсов самой среды.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (331)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |