Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВОПРОС 8. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА И СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ПОМОЩИ В РОССИИ ЛИЦАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ



2019-05-24 466 Обсуждений (0)
ВОПРОС 8. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА И СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ПОМОЩИ В РОССИИ ЛИЦАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




(Антропова, Щерба)

План ответа:

1. Классификация В. В. Лебединского.

2. Нормативно-правовая база лиц с ОВЗ

3. Система помощи лицам с ОВЗ в России

4. Современное состояние системы помощи лицам с ОВЗ

1. Классификация В. В. Лебединского.

Лебединский выделяет 6 вариантов психического дизонтегенеза:

1. общее недоразвитие–тотальное недоразвитие всех функций (олигофрения, приобретенное УО)

2. задержанное психическое развитие – замедление темпа развит психики. Выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, эмоциональной сферы, преобладаний игровых интересов.

3. поврежденное психическое развитие связано с перенесенными инфекциями или травмами. В отличии от общего недоразвития здесь имеется длительный период нормального развития, затем в результате патогенного воздействия, сформировавшиеся функции распадаются, регрессируют, однако расстройства психических функций парциальны (деменция, приобретенная после трех лет УО)

4. дифицитарное развитие - связано с первичной недостаточностью отдельных анализаторных систем – зрения, слуха, ОДА. Первичный дефект ведет к недоразвитию функций, связанных с ними наиболее тесно и к замедлению развития ряда других функций связанных с пострадавшей опосредовано.

5. искаженное развитие – сложное сочетание общего недоразвития задержанного поврежденного и ускоренного развит отдельных психических функций приводящее к ряду качественно новых патологических образований неприсущих каждому из входящих в клиническую картину ввиду нарушенного развит (РДА).

6. дисгармоническое развитие – по структуре напоминает искаженное, однако здесь причиной является не текущий болезненный процесс, а врожденное или рано приобретенное стойкое диспропорциональность психики, преимущественно в ЭВС (психопатии).

Любая группа детей с нарушениями в развитии неоднородна по составу. Внутри каждого вида принято выделять подгруппы детей в зависимости от выраженности нарушения и его характеристики, часто дети имеют осложненный вид нарушения, часть сложный.

Сложные нарушения - это сочетания двух или более нарушений в системе организма, что обуславливает существенное своеобразие психического и физического развития у детей. Недостатки развития входящие в состав сложного дефекта, связаны с повреждением разных систем организма и могут быть: нарушение зрения плюс РЦП, УО плюс слепота, слепоглухота. В зависимости от структуры нарушения дети с сочетанными нарушениями делятся на три группы:

1. дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых может вызвать аномалию развития: слепоглухие, УО + глухие, слабослышащие с ЗПР.

2. дети имеющие одно существенное психофизическое нарушение (ведущие) и сопутствующие ему другое нарушение, выраженное в слабой степени (УО с небольшим снижением слуха). В таких случаях говорят об «осложненном» дефекте.

3. дети с множественными нарушениями – когда имеется три или более нарушений (первичных), выраженных в разной степени и приводящим к отклонениям в развитии ребенка (УО+ слабовидящие +глухие дети).

2. Нормативно-правовая база лиц с ОВЗ

Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов традиционно является одним из значимых аспектов государственной политики в сфере образования.

Нормативно-правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:

· международные (подписанные СССР или Российской Федерацией);

· федеральные (Конституция, законы, кодексы – семейный, гражданский и др.);

· правительственные (постановления, распоряжения);

· ведомственные (Министерства образования);

· региональные (правительственные и ведомственные).

Важным федеральным документом в области образования детей-инвалидов, является государственной программа Российской Федерации «Доступная среда», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. №175

Программа определяет, что одним из приоритетных направлений государственной политики должно стать создание условий для предоставления детям-инвалидам, с учетом особенностей их психофизического развития, равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования (обычные образовательные учреждения), и с учетом заключений психолого-медико-педагогических комиссий.

Законом РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» предусмотрено получение образования детьми, имеющими специальные образовательные потребности в форме обычного обучения в общеобразовательных учреждениях, интегрированного обучения, обучения на дому и обучения в условиях стационарного лечебного учреждения.

3. Система помощи лицам с ОВЗ в России

1.Институты диагностики проблем.


· ПМК

· МПК


Предусматривает системное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление уровня актуального и перспективного развития.

Цель ПМПК: определение уровня развития ребенка, а именно выявление различных отклонений и назначение того или иного курса лечения или реабилитации. Комиссия имеет право консультировать родителей по поводу вопросов относительно не только физического, но и психического развития ребенка. Члены комиссии обязательно должны представить определенные выводы и дать рекомендации по дальнейшим действиям относительно данного ребенка

Состав: Комиссия состоит из различного рода специалистов, а также председателя (из области образования) и его заместителя (чаще всего специалиста здравоохранения). В состав комиссии в обязательном порядке должны входить следующие специалисты: психолог, различные врачи (например, педиатр, ортопед, ЛОР, окулист и т.д.), специальные педагоги (это могут быть логопеды, сурдопедагоги), социальный работник (а также социальный педагог), юрист. Также в состав могут включаться различные члены правления из областей здравоохранения и образования

Функции:

· диагностика – определение причин, по которым у ученика возникли проблемы, рассмотрение его семейных и дружеских отношений, просмотр сведений о нем, его талантов и потенциала.

· отбор детей в различные учреждения

· комплектование учреждений.

Документация: Заключение ПМПК

2. Блок коррекции-нормализации-помощи.

· Институт раннего вмешательства; (от рождения до 3 лет)

Раннее вмешательство – это система, направленная на помощь детям имеющих проблемы в развитие или риски их появления.

У программ раннего вмешательства основная цель как можно раньше выявить нарушения в развитии младенца или ребенка раннего возраста и помочь родителям создать оптимальные условия для его развития и обучения. Программы раннего вмешательства включают в себя процесс: с планирования беременности родителями, и на последующие ее этапы пренатальный, натальный и постнатальный периоды до 3 лет.

· Дошкольные учреждения;

Осуществляют помощь детям от 3-4 до 7-8 лет.

Дети с задержкой психического развития посещают в основном дошкольные образовательные учреждения компенсирующего и комбинированного вида, так же возможен вариант инклюзии, а также группы кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии. Данные сады реализуют «Адаптированную основную общеобразовательную программу для детей с задержкой психического развития»

В системе образования традиционная педагогическая помощь детям с нарушением интеллекта реализуется в ДОУ разных видов:

· компенсирующего, предназначенного для обучения детей с нарушением интеллекта;

· комбинированного, имеющего как группы для нормально развивающихся детей, так и группы компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта;

· общеразвивающего, предназначенного для обучения нормально развивающихся детей и детей с нарушением интеллекта, которым должно быть обеспечено психолого-медико-педагогическое сопровождение;

Данные сады реализуют «Адаптированную основную общеобразовательную программу для детей с умственной отсталостью».

· Школьные учреждения.

Для обучения детей с ЗПР созданы общеобразовательные учреждения реализующие адоптированную основную общеобразовательную программу для детей с ЗПР варианты 7.1 и 7.2.

Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы). Обязательным является систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося. Возможно в рамках общеобразовательных школ.

Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.

Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет, за счёт введения первого дополнительного класса. Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ЗПР, которые включают использование адаптированной образовательной программы, специальных методов обучения и воспитания, проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, направленных на коррекцию недостатков физическом и (или) психическом развитии и формирование социальных (жизненных) компетенций.

Обучение детей с умственной отсталостью осуществляют общеобразовательные школы реализующие «адоптированную основную общеобразовательную программу двух вариантов.

Вариант 1 предполагает, что обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья, в пролонгированные сроки. Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.

Вариант 2 предполагает, что обучающийся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья, в пролонгированные сроки.

Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 АООП, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени.

При реализации АООП является расширение его жизненного опыта и социальных контактов в доступных для него пределах. Обязательной является специальная организация среды для реализации особых образовательных потребностей обучающегося, развитие его жизненной компетенции в разных социальных сферах (образовательной, семейной, досуговой, трудовой и других)

3. Институт реабилитации.

Институты реабилитации создаются в основном для лиц с умственной отсталостью.

Дети с ЗПР после окончания школы продолжают обучение в средних специальных или высших учебных заведениях. 

· Реабилитационные центры

Предусмотрены для умственно отсталых лиц. В Реабилитационном центре предусматриваются отделения для постоянного, пятидневного и дневного пребывания лиц в возрасте от 16 до 45 лет.

Цель работы этого учреждения - интеграция в общество той части умственно отсталых лиц, которая ограниченно способна к самостоятельной жизни. Эта цель достигается решением в данных учреждениях следующих задач:

· обучение умственно отсталых лиц элементарным профессиям;

· обучение их социальным навыкам, без которых невозможна успешная адаптация в обществе;

· рациональное трудоустройство с учётом приобретённых навыков, уровня их усвоения.

· Общественные организации

Это организации создаваемые в основном родителями детей с нарушениями в развитие.

Направление деятельности организации: оказание помощи и поддержки людям с нарушением интеллекта независимо от их места проживания; поддержка социально уязвимых групп, защита прав человека, спорт, физическое развитие, здоровый образ жизни.

 

4. Современное состояние системы помощи лицам с ОВЗ

Таким образом, наблюдается положительная тенденция в развитии помощи детям с ОВЗ.

Открываются центры ранней педагогической, психологической и медицинской помощи, для детей с нарушениями в развитии.

Открываются специальные школы для детей с умственной отсталостью, их преимущество в том, что ребенок живет в семье и воспитывается в нормальных средовых условиях.

Разрабатываются инновационные программы обучения детей.

Проблемы:

1. Преимущественно сформирована дошкольная и школьная помощь

2. Недостаточное количество ПМПК

3. Некоторые элементы педагогической системы имеют возрастные ограничения (службы раннего вмешательства, школы, дошкольные образовательные учреждения)


ВОПРОС 9. СИСТЕМА РИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ (Шутова, Булавина)

План ответа:

1.Понятие «принцип», «принцип обучения»;

2.Классификация принципов обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.

3. Номенклатура общедидактических принципов обучения

4. Номенклатура специальных принципов обучения:

4.1. Номенклатура специальных принципов обучения специальной педагогики;

4.2.Номенклатура специфических принципов обучения детей с интеллектуальной недостаточностью;

5. Номенклатура частных принципов по истории;

6. Аспекты реализации принципов обучения

      

Большой вклад в разработку принципов обучения детей с нарушением интеллекта внесли И.Г. Песталоцци, Я. А. Коменский, К.Д. Ушинский, Э. Сеген, Е. К. Грачева, В.П. Кащен­ко, Л.С.Выготский, А.Н.Граборов, Г.М.Дульнев, И.Г.Еременко, М.С.Певзнер и другие.

1.Понятие «принцип», «принцип обучения»

  Принцип — это основное положение, которое распространяется на все явления в той области, из которой он выведен путем обобщения и абстрагирования (Т.В. Алышева, Г.В. Васенков, В.В. Воронкова Олигофенопедагогика).

  Принцип – основное, исходное положение педагогической теории, концепции, определяющее содержание, организационные формы и методы учебной и воспитательной работы (В.М. Полонский Словарь по образованию и педагогике).

Существуют разные определения принципов обучения.

  Принципы обученияэто исходные положения, определяющее деятельность учителя и характер познавательной деятельности учеников ( Б. П. Пузанов Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями)

  Принципы обучения - это самые общие закономерности, которых преподаватель должен придерживаться в ходе своей дидактической деятельности ( К. Сосницкий «Общая дидактика»)

  Принципы обучения- это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности ( Е.С. Матвейчук)

Таким образом, принцип — это абсолютно устойчивое положение, следуя которому мы организуем процесс. Принципы обучения — это правила, на основе которых строится весь процесс обучения. Принципы обучения формулируют для того, чтобы стандартизировать процесс обучения.

 

2. Классификация принципов обучения детей с интеллектуальной недостаточностью

1. Общедидактические принципы обучения

2. Специальные принципы обучения

3. Частные принципы обучения

  1. Общедидактические принципы — это принципы, которые определяют организацию процесса обучения и воспитания, как общей, так и специальной педагогики. К ним относят: принцип активности и сознательности, принцип наглядности, принцип научности и доступности, принцип системности и последовательности, принцип воспитывающего и развивающего обучения, принцип индивидуального и дифференцированного подхода, принцип связи обучения с жизнью.

2. Специальные принципы обучения - это принципы, которые используются только в обучении детей и подростков с ОВЗ.

Специальные принципы обучения делят на две части:

1 принципов, которые регламентируют процесс обучения в спец образовании;

2 принципы обучения, которые регламентируют обучение детей с интеллектуальной недостаточностью.

3. Частные принципы обучения - это принципы, которые формулируются при решении определенного класса учебно-познавательных задач. Эти принципы формулируются в рамках частных методик.

  Таким образом, данная система принципов обучения регламентирует сущностные стороны процесса обучения, такие как учебная деятельность учеников, деятельность учителя и содержание образования.

  В современной специальной педагогике нельзя использовать дидактические принципы отдельно друг от друга, педагог должен реализовывать их как систему, для того чтобы образовательный процесс был успешным.

3. Номенклатура общедидактических принципов обучения

 1. Принцип активности и сознательности учащихся в обучении

  Суть: Принцип активности и сознательности исходит из философского концепта о путях познания, которые выделяет гносеология. Первый путь познания от частного к общему. Второй путь познания от общего к частному. Частное — это активность, а общее — это сознательность ( рациональность)

Либо мы идем от деятельности практической к осознанию, либо от осознания к деятельности. Детям со сниженным уровнем способностей рекомендован путь познания от частного к общему ( от активности к сознательности). В процессе обучения мы выбираем путь познания для ребенка мы предлагаем ему практическое познание мира и потом делаем обобщение ( это подходит для обучения умственно отсталых детей) или наоборот. В любом случае динамика активности является показателем эффективности процесса коррекционного обучения. Чем выше активность ребенка в практической деятельности тем выше коррекционные эффекты процесса обучения.

 2. Принцип наглядности обучения

  Наглядность обучения является одним из наиболее значимых принципов в специальной школе. Умственно отсталые ученики имеют конкретно-образное мышление, и особенно в младших классах, имеют очень ограниченный круг представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

  Наглядность в обучении способствует установлению правильной взаимосвязи между словом, образом и практической деятельностью учеников, что помогает обеспечить более высокое качество знаний.



2019-05-24 466 Обсуждений (0)
ВОПРОС 8. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА И СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ПОМОЩИ В РОССИИ ЛИЦАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВОПРОС 8. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА И СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ПОМОЩИ В РОССИИ ЛИЦАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (466)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)