Личностно-ориентированный подход
ü Нахождение способов решения задач; ü Умение реализовывать решение в практической деятельности.
C. Обучение (Ильин, Еременко) это процесс усвоения учеником знаний под управлением учителя (стратегия самонаучения). Акцент на необходимость повышения самостоятельности ребенка в решении любой учебно-познавательной задачи.
2) Процесс обучения является многосторонним, он состоит из: ® Деятельность учителя – преподавание (управление) – руководство учебно-познавательной деятельностью учащихся в рамках того содержания образования, которое определяется целью обучения. ® Деятельность ученика – учение – действия, выполняемые учащимися для достижения предполагаемого результата деятельности, побуждаемой теми или иными мотивами. ® Содержания образования.
3) Факторы, влияющие на эффективность процесса обучения: ü Качество профессиональной деятельности учителя (преподавание, управление); ü Особенности познавательной деятельности учащихся; ü Специфичность содержания образования. Лидирующий компонент. Отражается в образовательных программах (учебный план, программа отдельной области, учебник). ü Культурно-историческая ситуация, в которой реализуется обучение. 4) Функции процесса обучения Образовательная – основной смысл заключается в вооружении учащихся системой ЗУН, с целью их использования на практике. Воспитывающая- предполагает развитие личностных качеств, устойчивых стереотипов поведения, способствующих социализации учащихся. Важнейшим аспектов осуществления этой функции является формирование мотивов учебной деятельности. Коррекционно-развивающая - предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы, коррекцию вторичных отклонений в развитии.
5) Особенности процесса обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью состоят в следующем:
ВОПРОС 7. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР (Владимирова, Никулина)
План: 1) ЗПР как предмет исследования 2) Основные клинические типы ЗПР (по Лебединской) 3) Перспективность обучения и развития детей с ЗПР 1. Определение и этиология. ЗПР – задержка психического развития (термин Груня Ефимовна Сухарева) - это особый вид дизонтогенеза, проявляющийся в нарушении нормального темпа психофизического развития ребёнка. Под ЗПР понимаются синдромы отставания развития психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, ЭВ), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. (Богданова, Вовк) Таких детей больше всего по статистике. Каждый 5 ребенок имеет ЗПР. Это вид дизонтогенеза, обусловленный взаимодействием 2 групп факторов: Эндогенных – мозаичное поражение отдельных участков ЦНС, приводящее к функциональному динамич. нар. мозговой деятельности (заболевания матери, травмы, интоксикация, соматические заболевания); ММД (тотальность задержки). Экзогенных – синдром депривации, длительные неблагоприятные условия воспитания, ЭВИ. (парциальность, временность задержки). преим (Г.Е.Сухарева, В.И.Лубовский, К.С.Лебединская, М.С.Певзнер, Т.А.Власова, Н.А.Цыпина, М. Агран и др.) ЗПР характеризуется: 1) Нарушение темпа развития (ретардация (разница биологического и психического возраста), т.к. отставание на 2-3 года от сверстников с N). 2) Мерцающий характер работоспособности (не может выполнять монотонную Д от начала до конца). Нарушение работоспособности нельзя путать с продуктивностью Д. 3) Толерантное отношение к помощи 1. В отличие от умственной отсталости, где психическое и интеллектуальное недоразвитие имеет тотальный и необратимый характер, при задержке психического развития наблюдается выраженная неравномерность развития высших психических функций. 2. При ЗПР сохранны потенциальные возможности высших форм познавательной деятельности, и обобщения, отвлечения и абстрагирования. 3. Дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых детей, способны использовать оказываемую им помощь и переносить ее самостоятельно на новые задания. Умственно отсталый ребенок также использует оказываемую ему помощь, но перенести самостоятельно усвоенный в конкретном задании обобщенный способ действия на новые задания он не может. 2. Основные клинические типы ЗПР (Лебединская Клара Самойловна, 1980) Основные клинические типы ЗПР выделяют по пр-пу происхождения: 1. ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка (явления гипоопеки, гиперопеки, дисгармоничные отношения в семье и т.д.). Черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости, нерешительности у этих детей часто сочетаются с недостаточным уровнем знаний и представлений, необходимых для усвоения школьных предметов. Это результат неблагоприятного влияния на психич. р-е УСЛОВИЙ р-я –воздействие ДЕПРИВАЦИОННОГО СИНДРОМА. Фактор связан с недостатками информац-й среды, в кот. р-ся ребенок. Происходит потеря темпа р-я(ярко проявл-ся в том, что реб с трудом усваивает формальные знания). В перспективе- тенденции к нормализ-и психич-го р-я. 6-7 % от всего инфантилизма. 2. ЗПР конституционального происхождения - так называемый гармонический инфантилизм, при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость. Затруднения в обучении, нередко наблюдаемые у этих детей в младших классах, связываются с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, преобладанием игровых интересов. 3. ЗПР соматогенного происхождения обусловлена длит. соматической недостаточностью различного генеза: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы. Имеет место и задержка эмоц. развития — соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений — неуверенностью, боязливостью, капризностью, связ. с ощущением своей физической неполноценности (ГОСПИТАЛИЗМ (изоляция от мира), СТОЙКАЯ АСТЕНИЯ (быстро наступающая усталость после обычной нагрузки)). 4. ЗПР церебрально-органического генеза встречается чаще других, обладает большой стойкостью и выр-тью нар-й в ЭВС и познавательной деятельности. Имеется негрубая органическая недостаточность нервной системы, чаще остаточного характера. Наблюдается ЗАДЕРЖКА ФИЗ.РАЗВИТИЯ, общая гипотрофия (недостаточная масса тела для роста). ЭВ незрелость представлена орган. инфантилизмом — у детей отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций. Дети слабо заинтересованы в оценке, у них низкий уровень притязаний. Физиология незрелая, спокойный ребенок. Органический инфантилизм проявляется в одной из двух форм: а) неустойчивый органический инфантилизм. Характерны психомоторная расторможенность, эйфорический оттенок настроения, импульсивность, малая способность к волевому усилию и систематической деятельности, повышенная внушаемость, отсутствие стойких привязанностей; б) тормозимый органический инфантилизм. Преобладает пониженный фон настроения, нерешительность, безынициативность, боязливость. При инфантилизме – первой страдает ЭВС –В-П-М; при ММД- В-П-М-Р-ЭВС (схожа с Л УО). Моисей Шиманович Вроно (1983 г.) выделил основные клинические признаки, характерные для всех форм ЗПР: 1. Запаздывание развития основных психофизических функций (моторики, речи, социального поведения). 2. Эмоциональная незрелость. 3. Неравномерность развития отдельных психических функций. 4. Функциональный, обратимый характер нарушений. 3. Перспективность обучения Сказать о пике и об успеваемости в зависимости от нарушения. Потолок у уо. (у нормы нет потолка развития, у уо есть потолок, и больше него они не смогут развиться, а ЗПР может быть и ниже этого потолка и пики, которые выше потолка) Дети с ЗПР могут обучаться по 7.1 и 7.2 вариантам АООП, выбор варианта программы будет зависеть от степени выраженности задержки, индивидуальных особенностей учащихся. 7.1. Содержание программы и сроки обучения соответствуют общему образованию, но имеются дополнительные коррекционные курсы, описанные в АООП. (инфантилизм) в ОШ 7.2. Содержание образования сопоставимо с содержанием общего образования, сроки обучения пролонгированы. Так, в начальной школе по этому варианту предусматривается 5 лет обучения. (церебрально-органическая) 7 вид. По обоим вариантам программы возможно обучение в образовательном учреждении, реализующем программы общего среднего образования, при создании условий образования по АОП. Возможно обучение в отдельных образовательных учреждениях, реализующие адаптированную основную образовательную программу для детей с ЗПР, то есть бывшие VII в. Кроме того, возможно по обоим вариантам программы возможно создание отдельных классов в любых школах. Перспективы: 1)Разные формы инфантилизма (за исключением органического инфантилизма) выходят в нормальный темп развития (первые 4 года либо в спец условиях, либо в обычных) 2) Церебрально-органическая форма – перспективность обучения - это второй вариант программы. Дети дают динамику, похожую на динамику обучения ребенка с легкой УО (у них СИПРы-спец. индивидуальная программа развития) если выраженное нарушение интеллекта.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (282)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |