Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАРОДНОГО



2019-05-24 1978 Обсуждений (0)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАРОДНОГО 0.00 из 5.00 0 оценок




ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Предметом методического обеспечения социально-культурной деятельности и народного художественного творчества является технология и

методика.

Технология - система действий, процесс последовательности действий. Процесс управления технологиями направлен на стандартизацию.

Методика предполагает творческую переработку процесса, содержания. Методики СКД и НХТ направлены на определённую социальную общность с целью позитивных изменений в их образе жизни, культурного уровня.

Методика- совокупность правил, требований и приёмов психолого-педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение людей в условиях свободного времени.

Метод -способ достижения цели, решения конкретных задач, совокупность приёмов для решения культурно - досуговых задач.

Методическое обеспечение возникло для регулирования сложного, во многом субъективного неравномерного процесса развития методики социально-культурной деятельности. Стремление «выровнять», сократить до возможного предела разрыв с одной стороны между практическим и теоретическим уровнем, с другой - между передовым и массовым опытом, привело к созданию системы методического обеспечения.

Становление методической службы относится к началу XX века. Отмена в России в 1861 году крепостного права, способствовала демократическим

преобразованиям в стране. Прогрессивная интеллигенция прилагала немало усилий для приобщения народа к культуре, образованию. Меценаты, интеллигенция вкладывала немалые средства в любительскую деятельность. Появляются тенденции к формированию методической деятельности и методической координации. В России появились Нижегородская, Тверская, Алтайская губернские просветительские комиссии и союзы.

В формирование непрофессионального искусства большой вклад внесли чиновники, учителя, офицеры, студенты, врачи, юристы, инженеры.

В 1910 году, в Москву прибыли делегаты из Ярославской губернии с просьбой помочь в организации крестьянского любительского театра.

Откликом на их просьбу стало создание при Всероссийском союзе сценических деятелей Комиссии по сельскому театру. Со всей России потянулись просьбы об организации театра, снабжении репертуаром имеющихся любительских театров. Комиссия преобразуется в отдел по устройству фабричных и деревенских театров при Московском отделении русского технического общества. Членами отдела были профессора, артисты, художники, студенты, учителя. Комиссии и отделы стали первыми структурами, которые оказывали методическую помощь любителям.

Преемником этой деятельности стал академик живописи В.Д. Поленов. На свои средства и мецената С.Морозова, а также актёров Московского художественного театра было построено специальное здание. В дальнейшем оно получило название «Поленовский дом». В нём располагались самодеятельный рабочий театр, музей, прокатный цех. Скоро дом стал первой «театральной лабораторией» на всю Россию.

Особо остро потребность в методическом руководстве обнаружилась после революции 1917г. «Как лучше, наиболее точно осуществлять воспитательное воздействие на сознание людей в условиях социалистического общества с целью утверждения пролетарского мировоззрения, высоконравственного поведения и активной жизненной позиции»?  Такой вопрос поднимал нарком просвещения А.В.Луначарский. В этот период в Российском государстве произошли кардинальные изменения. По мнению большевиков и правительства, новая идеология должна была закрепиться в сознании народа. Эта идеология внедрялась, в том числе и через сферу свободного времени. В первые годы Советской власти ещё не были сформированы формы, методы, средства, содержание деятельности организаций культуры, помочь им, были призваны методические учреждения. Проблемы методического руководства поднимались в 1918-1919 годах в журналах «Внешкольное образование», «Народное просвещение». В 1918 году при Наркомпросе, был образован отдел образования и подотдел, ведавший вопросами клубов, методических объединений, изб-читален и т.д. В 1920 году учреждается Главполитпросвет, в котором был создан художественный отдел, ведающий вопросами методического обеспечения. Отдел поддерживал клубные эксперименты, художественно-творческие поиски рабоче-крестьянской самодеятельности.

Организационная структура методического руководства создавалась постепенно. В 1917-1923 гг. методическая деятельность была возложена на

инструктора политпросвсфаботы, эта должность была введена в штатное расписание губернских и уездных политпросветов. Такой специалист, учитывая результаты культурно-просветительного опыта, давал руководящие указания. К 1923 году сформировались разнообразные методические объединения: «базисные библиотеки», центроклубы, «агитпароходы», кабинеты внешкольника. Самым популярным учреждением был методический кабинет.

К 1927г. система методических кабинетов разделилась по принципу регионального подчинения. Центральный методический кабинет находился в г. Москве. Затем шли губернские, уездные методкабинеты и методические уголки в избах-читальнях.

К 1928 году произошла дифференциация методического руководства на: 1) массовую работу клуба и 2) клубную художественную самодеятельность.

В 1953 году было организовано Министерство культуры СССР. К этому времени система методической деятельности была представлена в таком виде:

Уровни Массовая клубная работа Клубная художественная самодеятельность
Союзный Центральный научно-методический кабинет (при Министерстве Культуры СССР) Государственный Дом народного творчества (при  Министерстве  культуры СССР)
Республиканский Научно-методический кабинет              (при Министерстве культуры Республики) Дом народного творчества (При Министерстве культуры республики)
Областной  (краевой) Методический кабинет (при управлении культуры) Дом народного творчества
Районный Методический кабинет Методический кабинет

 

В 1966 году за районными домами культуры официально был закреплён статус методического центра, ему вменялось в обязанность методическое обслуживание сельских клубов. В 1972 году, в связи с централизацией клубной и библиотечной систем, сфера действия районных методических кабинетов расширилась, они обеспечивали все учреждения культуры, независимо от ведомственной принадлежности (государственные и профсоюзные). В тот период превалировал термин «методическая работа», но с 1979 года возвратился термин «методическое руководство».

В 1979 году система методического руководства была изменена, на основе слияния методических кабинетов и домов народного творчества. Появляются научно-методические центры народного творчества и культпросветработы, выстроенные по региональному принципу.

С 1990 года вводится термин «методическое обеспечение» - то есть содействие развитию народного творчества, а не руководство, оказание методической помощи в информационно-методическом обеспечении и координация деятельности.

В сфере культуры существуют две системы: методического обеспечения и повышения квалификации. На федеральном и областном (краевом) уровне они разделены, на районном - объединены.

Повышение квалификации - процесс, который обеспечивает соответствие знаний - характеру работы. Повышением квалификации специалистов сферы культуры, занимаются специальные курсы при Министерстве культуры, областных, краевых управлениях, курсы при ВУЗах, СПУЗах.

Для методических служб повышение квалификации является промежуточной целью, а основной - совершенствование практической методики. Для повышения квалификации характерна цикличность, для методического обеспечения - непрерывность.

Методическое обеспечение призвано обеспечивать рациональную организацию свободного времени в культурно-досуговых учреждениях.

В настоящее время в практике методической деятельности существует ряд методических подразделений:

- РОМЦ (районный организационно-методический центр);

- РОМО (районное организационно-методическое объединение);

- культурно - досуговые центры;

- методические кабинеты;

- центры народного творчества;

- организационно-методические отделы;

- научно-методический центр;

-ОМО (областное методическое объединение);

-информационно-методические центры;

- областной дом народного творчества.

Эти методические образования призваны выполнять информационно-методическую деятельность, но вместе с тем, у каждого существуют свои особенности, которые определяются местными условиями и возможностями. Эти условия определяют структуру, штатное расписание, должностные обязанности, приоритетные направления деятельности.

ГРДНТ (Государственный российский Дом народного творчества) - его деятельность адресована широкому кругу организаций и учреждений. Его задача - социально- демографическая дифференциация методики народного творчества. В ГРДНТ имеется:

- информационное агентство с компьютерным банком;

- видео и фонотека;

- архив;

- библиотека;

- коммерческая служба по обеспечению рекламой, аудио, видеоматериалами,
сценариями.

    Главное назначение методического обеспечения:

1) Постоянное совершенствование КДД, достижение максимально высокого
уровня для данного этапа уровня практической методики.

2) Совершенствование знаний, мастерства работников культуры.
Совершенствование методики происходит на эмпирическом и теоретическом

уровнях.                           

Эмпирический уровень - полученный из практики. Теоретический уровень - отражает методику со стороны её связей и закономерностей путём абстрактного мышления.

Система методического обеспечения включает в себя:

 1.Субъект методического обеспечения:

- методические структуры;

- кадры методических служб;

- знания о методике.

2.Объект методического обеспечения:

- профессиональные работники культуры;

- население;

- методические службы.

3.Содержание методического обеспечения, которое направлено на изучение, конструирование, и внедрение достижений методики в практику.

4.Условия методического руководства:

- материально-техническая база;

-информационные системы;

-финансовое обеспечение.

5.Средства.

6.Методы.

7.Формы.

Задачи методического обеспечения:

- сбор и обработка, анализ и сохранение региональной информации о состоянии
НХТ и СКД;

- обобщение и распространение лучшего опыта работы и инновационных
процессов;

- организация и проведение фестивально-творческих, учебно-практических
мероприятий;

- повышение профессионального мастерства, творческого отношения к делу
специалистов социально-культурной деятельности;

- информационное, репертуарно-методическое, нормативно-правовое обеспечение специалистов;

- внедрение передового опыта в практическую деятельность досуговых
учреждений.

Решение данных задач определяет ведущие методы деятельности методических служб:

1.Учёт (сбор, систематизация, обработка информации).

2.Анализ (информация, выделение передового опыта, устаревшего).

3.Обобщение (разработка методического материла, сценариев, положений).

4.Внедрение (организация, проведение, распространение различных форм).

Формы работы методического обеспечения:

- фестивали;

- выставки;

- семинары;

- деловые игры;

- конференции;

- «круглые столы»;           ,

- информационные дни;

- конкурсы;

- обмен опытом;

- творческие лаборатории;

- практикумы;

- лекции, беседы, доклады.

Проблемы деятельности современных методических структур:

- адекватное отражение объективных потребностей практики, удовлетворение
конкретных запросов;

- ответственность перед потребителем за качественный уровень методических
разработок;

- предоставление возможности индивидуального заказа методических материалов и услуг;

- активное внедрение в практику учреждений культуры инновационных форм и
методов;

- использование современных технологий в информационно-методической
деятельности;

- регулирование горизонтальных и вертикальных связей методических служб с
вышестоящими структурами;

- улучшение материально-технической базы, обновление фонда.

Конечная цель методического обеспечения - достижение наивысшего уровня работы всех культурно - досуговых учреждений в области народного художественного творчества. Это возможно при адекватном отражении запросов потребителей, качественном уровне методических разработок, включении инновационных методов работы, регулирования горизонтально-вертикальных связей методических служб.

 

Вопросы для самоконтроля:

1.В чем главное назначение методического обеспечения?

2.Какие методические подразделения существуют в настоящее время?

3.Что включает в себя система методического обеспечения?

4.Назовите задачи методического обеспечения.

5.Перечислите формы работы методического обеспечения.

 



2019-05-24 1978 Обсуждений (0)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАРОДНОГО 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАРОДНОГО

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1978)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)