Графические средства интерпретации взаимодействий
В большинстве случаев для интерпретации взаимодействия факторов необходимо построение графиков средних значений. Для этого служит кнопка Графики, от-крывающая диалоговое окно ОЛМ-одномерная: Графики профилей, показанное на рис. 14.3. В этом окне можно задать параметры сразу нескольких графиков сред-них значений. Каждый график представляет собой ломаную линию (профиль), соединяющую точки — средние значения для групп. Горизонтальной оси соответ-ствуют уровни одного из факторов, а величина средних значений откладывается по вертикальной оси.
Вид графиков задается тремя параметрами. В поле Горизонтальная ось вводится имя фактора, градациям которого будет соответствовать горизонтальная ось гра-фика или графиков. В поле Отдельные линии указывается фактор, градациям ко-торого будут соответствовать разные линии на графике. Поле Отдельные графики
служит для задания имени фактора, градациям которого будут соответствовать разные графики. Щелчок на кнопке Добавить подтверждает правильность введен-ных параметров и позволяет перейти к заданию графиков другого типа.
При проведении двухфакторного дисперсионного анализа, как в нашем примере, достаточно построить один график. Для этого надо сначала задать имя фактора для окна Горизонтальная ось. Обычно это тот фактор, который имеет больше градаций, — и нашем случае это фактор Ч_ряда. Затем необходимо задать имя фактора для окна Отдельные линии, — в нашем случае это фактор Инт. В результате будет построен график с двумя ломаными линиями, каждая из которых соединяет три точки. Вер-тикальная ось этого графика будет соответствовать величине средних значений, го-ризонтальная ось — переменной Ч_ряда, а две отдельные линии — переменной Инт.
Рис. 14.3.Диалоговое окно ОЛМ-одномерная:Графики профилей
Для трехфакторного анализа подобный график позволит интерпретировать только двухфакторное взаимодействие. Для интерпретации трехфакторного взаимодействия необходимо градациям третьего фактора поставить в соответствие разные Отдельные графики. Например, если бы третьим фактором в нашем примере был фактор От-срочка, то задание этого фактора как имени для разных графиков привело бы к по-строению двух графиков — по одному для двух условий (есть, нет), каждый из кото-рых соответствовал бы двухфакторному взаимодействию переменных Инт и Ч_ряда.
Пошаговый алгоритм, приведенный ниже, повторяет действия предшествующего шага, но добавляет в окно вывода график средних значений, позволяющий интер-претировать взаимодействие факторов Инт и Ч_ряда. А шаг 6 демонстрирует по-строение альтернативного графика: столбиковой диаграммы средних значений.
Шаг 5Б После выполнения шага 4 должно быть открыто диалоговое окно ОЛМ-одномерная, показанное на рис. 14.1. Если вы уже успели поработать с этим окном, щелкните на кнопке Сброс.
и Задайте переменные для анализа. Для этого щелкните на переменной Слова, чтобы выделить ее, а затем — на верхней кнопке со стрелкой, 206 Глава 14.Многофакторный дисперсионный анализ
чтобы переместить переменную в поле Зависимая переменная; щелк ните на переменной Инт, чтобы выделить ее, а затем — на второй сверху кнопке со стрелкой, чтобы переместить переменную в список Фиксированные факторы. Повторите то же действие для переменной Ч_ряда. Щелкните на переменной Знач, чтобы выделить ее, а затем — на второй снизу кнопке со стрелкой, чтобы переместить переменную
в список Ковариаты.
В Задайте параметры результатов. Для этого щелкните на кнопке Пара-метры, чтобы открыть диалоговое окно ОЛМ-одномерная: Параметры, и установите флажки Описательные статистики, Критерии однородно-сти, Оценка размера эффекта, а затем щелкните на кнопке Продол-
жить, чтобы вернуться в диалоговое окно ОЛМ-одномерная.
В Щелкните на кнопке Графики, чтобы открыть диалоговое окно ОЛМ-
одномерная: Графики профилей.
В Выделите в списке Факторы переменную Ч_ряда и щелчком на верх-ней кнопке со стрелкой перенесите ее в поле Горизонтальная ось.
В Выделите в списке Факторы переменную Инт и щелчком на второй сверху кнопке со стрелкой перенесите ее в поле Отдельные линии.
В Подтвердите правильность введенных параметров щелчком на кноп-ке Добавить — в нижнем поле появится строка Ч_ряда*Инт, обозна-чающая тип графика средних.
В Щелкните на кнопке Продолжить, чтобы вернуться в диалоговое окно ОЛМ-одномерная.
В Щелкните на кнопке OK, чтобы открыть окно вывода.
При желании можно построить альтернативные графики, например столбиковые, воспользовавшись меню Графика в командной строке.
Шаг 6 На экране должно присутствовать окно редактора данных со строкой меню и загруженным файлом ex022.
в В командной строке выберите Графика Устаревшие диалоговые окна Столбики.
в В открывшемся окне Столбики выделите значок Кластеризованные и щелкните по кнопке Задать.
в В открывшемся окне Кластеризованные столбики: Итожащие функции по группам наблюдений установите переключатель Другую статистику
(например, среднее) и в окно Переменное перенесите из левого окна переменную Слова. В окно Категориальная ось перенесите перемен-ную Интонация, а в окно Задать кластеры по — переменную Ч_ряда.
в Щелкните на кнопке OK, чтобы открыть окно вывода.
После выполнения шагов 5, 5а, 5б и 6 программа автоматически перейдет в окно вывода. Для просмотра результатов при необходимости можно воспользоваться вер-тикальной и горизонтальной полосами прокрутки. Обратите внимание на стандарт-
ную строку меню в верхней части окна вывода: ее присутствие позволяет выполнять любые статистические операции, не переключаясь обратно в окно редактора данных.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (516)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |