Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Наслаждения и счастье во время встречи



2019-05-24 317 Обсуждений (0)
Наслаждения и счастье во время встречи 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Любуясь друг другом, заключая друг друга в объятия и наслаждаясь множеством любовных игр, Кришна и гопи вкушают вечные наслаждения и счастье (самбхога). Самбхога бывает двух видов: мукхъя (основным) и гауна (второстепенным).

Мукхья-самбхога

Если герой и героиня встречаются друг с другом наяву, это называется мукхья-самбхога. Она бывает четырех видов:

1. санкшипта (краткая; та, что возникает после пурва-раги);

2. санкирна (ограниченная; та, что возникает после того, как уходит ман);

3. сампанна (обогащенная, счастливая; та, что возникает после непродолжительной разлуки героя и героини);

4. самриддхиман (цветущая, восторженная; та, что возникает, когда герой возвращается из дальнего путешествия).

 

Санкшипта

Встреча, которая из-за страха, застенчивости и прочих эмоций быстро заканчивается, именуется сачкшипта-самбхога.

Нандимукхи благословила гопи: «Пусть рука Кришны, которая, хотя и случайно подняла холм Говардхан, дрожащая от страха перед прикосновением к груди Радхарани при Их первой встрече, защитит тебя».

«Несмотря на то, что в то время Они встретились в первый раз, несмотря на то, что Она покрыла Свое лицо вуалью, когда Он пытался поцеловать Ее, несмотря на то, что Она отталкивала Его лианами Своих рук, когда Он пытался Ее обнять, и несмотря на то, что Она не проявила никакого интереса, когда Он пытался игриво заговорить с Ней, все же Мадхусудана был очарован Радхикой».

Санкирна

Когда влюбленные наслаждаются множеством любовных игр, к которым примешивается некий обман, о котором догадывается героиня, такое состояние называется санкирна-самбхога. Подобное состояние испытывает человек, который пьет одновременно сладкий и обжигающий горячий сок сахарного тростника. Санкирна-самбхога характеризуется одновременным присутствием боли и наслаждения во время встречи влюбленных.

«Вся слава любовным играм Радхи и Кришны, которые исполнены богатства трансцендентного блаженства! Их игры состоят из нектара гневных слов, ревнивых ссор и искоса брошенных взглядов, намекающих на прекращение ревнивого гнева».

Гарги сказала Нандимукхи: «Хотя скривившиеся губы Радхарани показывали Ее неудовлетворение, Ее лукавые взгляды — гнев, а Ее грубые слова — ревность, все же Ее сладостный лик очаровал недолго гневающегося Кришну».

Сампанна

Когда героиня встречается со своим возлюбленным после разлуки, испытываемое от этого ощущение великого удовлетворения называется сампанна-самбхога. Она подразделяется на две категории: агати и прадурбхава.

Агати

Если герой ежедневно возвращается после непродолжительной разлуки к своей возлюбленной, их встреча называется агати.

Вечером Кришна, в сопровождении гопов и коров-сурабхи, возвращался с пастбищ в деревню Враджа. Когда Он проходил мимо дома Радхи, Вишакха сказала: «О Радхарани, не будь слишком застенчивой из-за присутствия Твоих старших. Выйди на крыльцо дома. Весь день Ты угрюма из-за разлуки с Кришной, а теперь этот очаровательно улыбающийся Кришна, пленяющий умы гопи, украшенный бусами из гунджи и окруженный шмелями, привлеченными Его ароматом, проходит мимо Твоего дома» (Удцхава-сандеш, 40).

Прадурбхава

Когда Кришна внезапно и непредсказуемо появляется перед Его возлюбленными гопи, взволнованными сильной любовью к Нему, их встреча называется прадурбхава. Прадурбхава являет собой великий праздник интенсивного духовного счастья.

«Когда Кришна ушел с танца раса, гопи сильно расстроились, а когда они погрузились в печаль, Кришна снова появился перед ними в Своих желтых одеждах. Украшенный цветочной гирляндой и сладко улыбающийся, Он мог пленить даже Купидона. Так Кришна внезапно появился среди гопи» (Ш.Б. 10.32.2).

Когда Кришна жил в Матхуре, Он появился как видение перед Радхарани, которая пересказала это Лалите: «Послушай, Лалита, это был не сон. О подруга, поверь Мне, Я не сошла с ума. Твой друг Кришна неожиданно появился в лесу около холма Говардхана и снова показал Свою искусность в любовных ссорах со Мной» (Хамсадута, 107).

Когда влюбленные встречаются после разлуки, интенсивное чувство любви, известное как рудха-бхава, проявляет счастье, настолько сильное, что оно безгранично погружает в блаженство.

Когда присутствует анурага, боль разлуки удваивается, а радость, которая приходит, когда влюбленные видят друг друга снова в пра-дурбхаве (при внезапной встрече), превращается в праздник восторженного счастья.

Самриддхиман

Если герой и героиня разлучены по воле судьбы и им очень трудно увидеть друг друга, то когда они встречаются, они испытывают острое чувство счастья и ликования, это называется самриддхиман-самбхога.

Находясь во дворце в Нава-Вриндаване Двараки, Радхарани сказала Нава-Вринде: «Мое тело сгорает от желания увидеть Кришну. Это желание, как острое копье, пронзает Мое сердце. Оно — ливень боли. О луноликая, Моя прана жадно стремится к Кришне во Вриндаван наслаждаться с Ним играми в лесной беседке на берегу Ямуны» (Лалита-мадхава, 7.18).

Встретив Радху после долгой разлуки, Кришна сказал Ей: «Я искал встречи с Тобой и теперь Я встретил Тебя. Ты — Мой объект поклонения. Ты — богиня удачи, которая правит всем миром. Ты для Меня — как золото для нищего» (Лалита-мадхава, 8.10).

Самриддхиман-самбхога бывает скрытой и явной.

Гауна-самбхога

Когда возлюбленный появляется в скрытом виде, испытываемое от этого счастье называется гауна-самбхогой. Она делится на два вида: где влюбленные испытывают великое счастье; и где влюбленные испытывают небольшое счастье. В этой книге описана только гауна-самбхога, которая приносит интенсивное счастье. Другие виды гауна-самбхоги не описаны здесь.

Наслаждение играми с Кришной во сне называется гауна-самбхогой. Сны бывают обычными (саманья) и особыми (вишеша).

Обычные сны уже были описаны в объяснении въябхичари-бхав. Вишеша-гауна-самбхога проявляется в форме удивительных снов; переживая это особое состояние, героиня не видит разницы между сном и бодрствованием. Вишеша-гауна-самбхога исполнена страстного желания экстатической любви. Она делится на такие же четыре разновидности, как и мукхъя-самбхога: санкшипта, сан-кирна, сампанна и самриддхиман.

Свапна-санкшипта

Радха сказала Вишакхе: «О подруга, каждую ночь во сне Я вижу одного сильного юношу, чье сияющее тело насмехается над множеством цветущих голубых лотосов. Он — драгоценность среди всех юных мужчин, искусных в наслаждении супружескими играми. Каждую ночь во сне Он развлекается со Мной в лесу на берегу Ямуны, даруя Мне счастье поцелуев».

Свапна-санкирна

Одна гопи сказала: «О дивная подруга, не гневайся на меня. Здесь нет моей вины. Я не гасила жаркое пламя моего ревнивого гнева на Кришну. Однако во сне я увидела озорного юношу, который пролил на меня нектар, и этот нектар потушил пламя моего гнева».

Свапна-сампанна

Радхарани сказала Лалите: «Если этот лучший из жестокосердных юношей действительно покинул Меня, смерть, несомненно, придет ко Мне. Кто вынесет это? Но, тем не менее, каждую ночь во Вриндаване Он приходит ко Мне во сне и одаривает Меня великим счастьем» (Хамсадута, 105).

Свапна-самриддхиман

Радхарани сказала Нава-Вринде: «После Моих долгих попыток Говинда, наконец, пришел ко Мне во сне, но, увы, как только Он появился передо Мной, Акрура, жестокий посланник Камсы, предстал перед Нами и снова увез Его на колеснице в Матхуру» (Лалита-мадхава, 7.11).

Сварупа (природа) духовных снов идентична сварупе бодрствования. Примером тому могут служить любовные отношения Уши и Анируддхи, встреча которых произошла во сне. Иногда сиддха-бхакта видит во сне своего обожаемого Господа или кого-то из Его вечных спутников, и те оставляют ему на память ожерелье или иной предмет, с которым сиддха-бхакта, покидая царство грез, возвращается в реальный мир, принося с собой живое свидетельство истинности только что им увиденного. Эти описания служат доказательством того, что духовные сны и духовная реальность обладают одинаковой природой. Таким же образом могут встречаться друг с другом гопи и Кришна. Эти сны бывают двух видов: джагараямана-свапна (сон наяву) и свапнаямана-джагара (явь во сне). Сны гот, превзошедших уровень освобождения и достигших премы, нельзя сравнивать с обычными снами, порожденными гуной страсти. Сны гопи — это апракрита (нематериальные) и ниргуна (находятся вне гун природы); они — истинная реальность. Поэтому очаровательная и игривая природа любви к Кришне такова, что позволяет действительно общаться с Кришной, видя Его во сне.

 

Теперь мы опишем очаровательные супружеские игры в самбхога-расе:

 

1. созерцание (сандаршана);

2. беседы (джалпа);

3. прикосновения (спаршана);

4. преграждение пути (вартма-родхана);

5. раса-лила и другие любовные развлечения в лесу Вриндавана (вриндавана-крида);

6. водные игры в Ямуне (ямуна-джала-кели);

7. катание на лодках (нау-кхела);

8. воровство (пила-чаурья);

9. взимание налогов (дана-лила);

10. игра в прятки в лесных рощах (кундже-лукочури-кхела);

11. распитие медового вина (мадху-пана);

12. переодевание Кришны в одежды гопи (вадху-веша-дхрити);

13. притворный сон (капата-нидра);

14. игра в кости (дьюта-крида);

15. дерганье за край одежды (паттакришти);

16. поцелуи (чумба);

17. объятья (ашлеша);

18. знаки от царапин ногтей (накха-кшатам);

19. наслаждение нектаром с бимбоподобных губ (бимба-судха-панам);

20. любовная близость (сампрайога).

 

Созерцание (сандаршана)

Радхарани сказала Кундалате: «О неугомонноокая, пока лотосное лицо Кришны, с ее цветущими щеками, украшенными танцующими серьгами-акулами, не исчезло с поля нашего зрения, Я опасаюсь Моих старших, и Мой ум напоминает Мне о репутации Моей семьи» (Лалита-мадхава, 2.26).

Беседы (джалпа)

Радхарани: «О царь змей и распутников, могут ли благочестивые и уважаемые девушки терпеть эти оскорбления?»

Кришна: «Только кусая этих девушек, эта змея обретет благую удачу» (Дана-кели-каумуди, 42).

Кришна: «О Радха, Ты сейчас явила форму Господа Шивы. Полумесяц сияет на Твоем лбу, а сияние Твоего тела покрыто пеплом. Твои глаза подобны огню. Тебе поклоняется Карттикея. Ты сжигаешь Купидона дотла пламенем из Твоего третьего глаза. О Радха, пожалуйста, даруй Мне, царю змей, место на Твоей груди» (Дана-кели-каумуди, 43).

Радха: «О царь змей, почему должны эти девушки-мангусты терпеть Твои оскорбления?

Кришна: «Если Кришна-змея укусит этих мангустов, Он, несомненно, не обретет никакого блага» (Дана-кели-каумуди, 44).

Прикосновения (спаршана)

Кришна сказал: «О Радха, Твое трансцендентное тело пленяет и зачаровывает взор. Твой лоб сияет словно полумесяц. Твоя юность лучезарна и свежа. Ты смотришь на Меня блестящими, игривыми глазами. Вишакха поклоняется Тебе. Искры Твоего лукавого взгляда пробуждают во Мне любовную страстность. О Радха, пожалуйста, позволь Мне, царю змей, прикоснуться к Твоей груди».

Одна гопи сказала: «Ты выглядишь так, словно к тебе прикоснулись змеиные руки змея-царя распутников».

Другая гопи ответила: «Ты оскорбляешь меня! Я страдаю от холода. Ты сама, будто несчастна и дрожишь, а волосы на твоем теле поднялись, наверное, от холода».

Преграждение пути (вартма-родхана)

Преградив дорогу на Говардхан, Кришна сказал Радхе: «Сможешь ли Ты пройти крутые склоны этого холма, покрытые сияющими черными камнями, с непроходимыми бамбуковыми зарослями и другими растениями, сгибающимися на ветру? Перейдешь ли Ты через вершину этого холма? Эта дорога трудна для Тебя. Лучше Тебе пойти по берегу Ямуны» (Видагдха-мадхава, 6.19).

«Верховный Господь, который поддерживает весь мир, сейчас стоит перед Тобой. Его тело сияет цветом сапфира. Он держит посох, а Его бамбуковая флейта заткнута за лучезарный пояс. Пройдешь ли Ты дорожный пост, который Он охраняет? Берег Ямуны — самый легкий путь, по которому Ты можешь пройти без препятствий».

Раса-лила и другие любовные развлечения в лесу Вриндавана (вриндавана-крида)

Угрожая гопи, что заберет у них одежду и украшения, Кришна сказал: «Сколько времени Мне потребовалось, чтобы забрать все ожерелья и драгоценности у юных девушек на холме Говардхане? Несмотря на то, что эти бедные оленеокие девушки умоляли Меня сладкими речами, Я забрал всё и оставил их, как голых попрошаек. От сгыда они прикрывали лица, пока им не повстречалась дружественная лиана, которая отдала им свои листья».

Кришна обратился к Радхарани: «С песней шмеля земляной лотос прославляет Твои лотосные стопы. Цветы жасмина с великим смирением предлагают Твоим зубам поклоны. Плоды бимба поклоняются Твоим губам. Смотри! Ослепительный лес Вриндавана рвется служить Тебе!»

Раса-липа

Полубогиня, путешествующая по небу на вимане, пролетая над лесом Вриндавана, сказала своей подруге: «Смотри! Кришна! Цвет Его тела подобен свежей грозовой туче. Хотя Он один, Он удивительно распространил Себя между каждыми двумя гопи и положил Свои длинные руки на плечи каждой из гопи. Тела гот лучезарны, как молнии, они стоят между каждым Кришной и держат Его за руку, танцуя с Ним на празднике танца раса».

Игры в Ямуне (ямуна-джала-кели)

Вишакха сказала Кришне: «В водном сражении с Радхой Твоя гирлянда рассыпалась, Твоя героическая тилака стерлась, а волосы растрепались. Сияющая луна лица моей подруги Радхи вошла в драгоценный камень каустубха на Твоей груди в виде отражения. Но не пугайся, Она не сможет причинить Тебе вреда».

«Своими ладонями, трепещущими во время водных игр, Кришна радовал покрытое и непокрытое лицо Радхарани, как юные птицы чакраваки встречаются днем и разлучаются в сумерки. Пусть же Кришна защитит весь мир» (Падьявали, 301).

Катание на лодках (нау-кхела)

Радхарани сказала Кришне: «Все, что Ты сказал, — правда. На Ямуне нет волн, а эта лодка — новая. О Мадхава, Я опасаюсь, что эта лодка перевернется, поскольку Ты очень беспокойный лоцман» (Падьявали, 270).

Воровство (лила-чаурьям)

К воровству относится кража флейты, одежды, цветов и других вещей.

Кража флейты (вамши-чаурьям)

Одна гопи сказала: «Зажимая Свои ножные и ручные золотые браслеты и постоянно поглядывая на глаза спящего Кришны, хитро улыбающаяся Радхарани украла флейту Кришны, вытащив ее у Него из-за пояса» (Падьявали, 253).

Кража одежды (вастра-чаурьям)

Стоя по шею в воде Ямуны, гопи обратились к Кришне, укравшему их одежду: «Одна из нас покроет себя лепестками лотоса, пойдет во Врадж и вернется со старшими гопи, разгневанными на Твои злодеяния». Говоря эти слова, гопи поклонялись Кришне, сокровищу трансцендентной двойственности, укравшему одежду девушек, которые следовали обету поклонения богине Катьяяни».

Кража цветов (пушпа-чауръям)

Кришна сказал Радхарани: «О оленеокая Радхика, хотя Ты прекрасно осведомлена, все же каждый день, изменяя внешность, Ты воруешь Мои цветы сумана. Но сейчас по воле провидения Ты арестована. И что сделают Мне Твои нахальные подруги? Немедленно заходи в тюремную камеру этой пещеры!»

Взимание налогов (дана-лила)

Кришна, как сборщик налогов, обратился к Радхе: «Ты пренебрегаешь сборщиком налогов, споришь с Ним, а затем отказываешься платить дань. Поэтому Тебе придется вступить в поединок любовного сражения с этим сборщиком налогов на крутом склоне холма Говардхана» (Дана-кели-каумуди, 64).

Игра в прятки в лесных рощах (кундже-лукочури-кхела)

Блуждая в лесу в поисках Радхарани, Кришна размышлял: «Я думаю, луноликая Радха вошла в эту ашоковую рощу с желанием наслаждаться здесь трансцендентными играми. Если это не так, то почему эти шмели в не сезон прославляют аромат деревьев ашока, если Радха не прикоснулась к ним Своею стопой?»

Питье медового вина (мадху-пана)

Вринда сказала Паурнамаси: «Радхарани была очарована отражением веселого, пленительного лица Кришны в кубке с медовым вином. Хотя Кришна постоянно побуждал Ее гшть, Она не прикасалась устами к кубку, но, как зачарованная, смотрела на отражение лица Кришны».

Переодевание Кришны в одежды гопи (вадху-веша-дхрити)

Кришна сказал Уддхаве: «Когда Радха поссорилась со Мной, Она сильно разгневалась на Меня. Потом Она спросила Вишак-ху: «О правдивая Вишакха, кто эта темнокожая девушка?» Вишакха ответила: «Она — дочь пастуха».

Радха спросила: «Почему она пришла сюда?»

Вишакха: «Она желает подружиться с Тобой».

Тогда Радха приняла Меня как Свою подругу, но после того, как Она несколько раз обняла Меня, разгневанная, Она поняла, что этой девушкой был Я, переодетый в женскую одежду, и это Ее полностью сбило с толку» (Удцхава-сандеш, 64).

Притворный сон (капата-нидра)

Билвамангала Тхакур: «Мягко улыбаясь, с волосками, поднявшимися на Его теле от экстатической любви, Кришна закрыл глаза и притворился спящим. Так Он мог подслушивать забавные разговоры гот, которые полностью очаровали Его слух. Мы поклоняемся этому притворяющемуся спящим Верховному Господу» (Кришна-карнамрита, 21).

Игра в кости (дъюта-крида)

Вринда сказала Кундалате: «Когда Кришна выиграл ставку, Он игриво укусил Радхарани в правую щеку. Она сказала: «Давай сыграем еще, по-бенгальски», и гневно бросила кости. Притворяясь, что Она выиграла, Кришна сказал: «Моя дорогая прелестная нодруга, Ты выиграла! Теперь Я сделаю всё, что Ты прикажешь». После этих слов Кришна игриво укусил Радхарани в левую щеку. На это Радхарани, словно разгневавшись еще сильнее, связала Его шею лиановыми веревками Своих рук».

Дерганье за край одежды (паттакришти)

Кришна сказал: «Этот драгоценный камень очень удачлив. Когда Я дернул Радхарани за корсаж и Она попыталась прикрыть Свою грудь густой лесной тьмой, этот драгоценный камень, понимая Мои желания, улыбнулся и засветился волнами света, заставив Ее сильно смутиться» (Лалита-мадхава, 6.31).

Поцелуи (чумба)

Рупа-манджари сказала своей подруге: «Хмуря брови с притворным гневом, лотосоокая Радхарани сильно сопротивлялась поцелуям луноликого Кришны, который казался шмелем, отдыхающим на лотосе, раскачивающемся на ветру».

Объятья (аишеша)

Одна из подруг Радхарани сказала: «Цвет тела Радхи подобен свежей кункуме, а цвет тела Кришны — темному дождевому облаку. Когда Она неистово обнимает Его, Его сияние затмевает славу дерева тамала, обвитого золотой лианой».

Знаки от царапин ногтей (накха-кшатам)

Шьяма сказала Радхарани: «О подруга, это не Твои груди, скорее это лоб царственного слона, поцарапанный превосходным стрекалом Купидона-Кришны».

Наслаждение нектаром с бимбоподобных губ (бимба-судха-панам)

Кришна сказал Радхарани: «О Радха, чьи бедра стройные, как хобот слона, не закрывай луну Своего лица рукой. Позволь шмелю-Кришне в этом кадамбовом лесу напиться нектара с плодов бимба Твоих губ».

Любовная близость (сампрайога)

Вринда сказала Кундалате: «Сейчас Кришна крепко прижал к Себе Радху. Он пьет нектар Ее губ. Она тяжело дышит. А Он искусно отмечает праздник Их супружеской любви. Она наполняет лесную рощу нечленораздельными звуками Своего блаженства. Так луна-Радха соединилась в супружеской трансцендентной любви с грозовой тучей-Кришной».

В дополнение к счастью сампрайоги знатоки рас отмечают другой вид супружеской игры, известной как лила-виласа, которая одаривает Божественную Чету различными видами счастья.

Наблюдая за играми Радхи и Кришны, гопи беседовали между собой: «В ответ на крепкие объятия Кришны, Радхика царапала Его ногтями. Когда Он кусал Ее губы, Она отбивалась руками. Когда Он тянул Ее за одежду, Она наотмашь била Его цветком лотоса. Эти игры приносили Радхе и Кришне больше счастья, чем Их беспрекословный союз».

Когда Кришна орошал Радхарани шутливыми словами, Она хмурила брови и смотрела на Него изумленным взглядом из уголков глаз. Когда Он дергал Ее за одежду, Она дрожала и отбивалась лотосом, который прежде украшал Ее ухо. Так эти игры Радхи и Кришны, обучающие супружеской любви девушек Враджа, доставляли юной Чете свежее, густое наслаждение, большее, чем Их прямой любовный союз».

«В начале супружеских игр Радхи и Кришны проявлены различные дарующие удовлетворение препятствия. Волоски, поднявшиеся от экстаза на Их телах, препятствуют Их крепким объятиям, моргание Их глаз препятствует Их игривым взглядам, Их шутливые беседы препятствуют Их наслаждению нектаром губ друг друга, а Их экстатическое блаженство препятствует Их игривому любовному сражению» (Гита-говинда, 12.10).

Таково описание самбхоги.

 

Гопи Враджа с любовной нежностью обращаются к своему возлюбленному Кришне, называя Его следующими именами:

О Гокулананда (блаженство Гокулы)! О Говинда (дарующий радость чувствам и коровам)! О Гоштхендра-кула-чандра (луна, взошедшая в семье царя Враджа)! О Пранеша (повелитель нашей жизни)! О Сундаротгамша (корона всех красивых мужчин)! О На-гара-шикха-мани (сокровище среди героев-любовников)! О Врин-давана-видху (луна Вриндавана)! О Гоштха-юва-раджа-манохара (прекрасный принц Враджа)!

Поскольку сладостный нектарный океан трансцендентных рас бездонен и не имеет границ, — очень трудно войти в него. Стоя на берегу этого океана, я лишь слегка прикоснулся к нему.

Эта книга «Уджвала-ниламанн» (лучезарный сапфир) написана в загадочно бездонном океане Враджа-бхуми. О Господь, я молюсь, чтобы этот сапфир мог стать подходящим украшением для Твоих ушей в виде акул-сережек.

 

Так заканчивается шестнадцатая глава «Шри Уджвала-нилама-ни» Шрилы Рупы Госвами Прабхупады, описывающая самбхогу, трансцендентные наслаждения и счастье во время союза Кришны и Его возлюбленных гопи.

 

Пусть Верховный Господь будет доволен нашими скромными попытками служить Его надежным лотосным стопам.

Ом тат сат.

 

 

Шри Мадхава Махотсава



2019-05-24 317 Обсуждений (0)
Наслаждения и счастье во время встречи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Наслаждения и счастье во время встречи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (317)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)