Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Три вида рати (любви к Кришне)



2019-05-24 1116 Обсуждений (0)
Три вида рати (любви к Кришне) 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Существуют три вида рати: садхарани, саманджаса и самартха. Кубджа, царицы Двараки и девушки Гокулы обладают разными видами этих рати. Садхарани подобна драгоценному камню, саманджаса — драгоценному камню чинтамани, а самартха — драгоценному камню каустубха. Садхарани-рати не легко достичь, са-манджаса-рати — достичь очень трудно, а самартха-рати — может быть достигнуто только гопи Враджа и никем больше.

С адхарани-рати

Садхарани-рати — это, как правило, не очень глубокая любовь к Кришне. Она появляется от непосредственного созерцания Кришны и пробуждает желание наслаждаться играми с Ним.

Кубджа сказала Кришне: «Мой дорогой возлюбленный, пожалуйста, останься со мной на несколько дней, чтобы вкусить наслаждений. О лотосоокий, я не могу просто так потерять Твое общество» (Ш.Б. 10.48.9).

В садхарани-рати из-за недостатка глубины любви возникают ограниченные желания. Кубджа хотела наслаждаться Кришной, и потому ее рати (любовь) низкого уровня.

Саманджаса-рати

Когда девушка любит Кришну как своего супруга и считает себя Его женой, когда ее жажда любви возникает от понимания Его трансцендентных качеств и славы, услышанных и воспринятых чувствами, и когда эта сильная жажда ограничена рамками регулирующих отношений в законном браке, это называется саманджаса-рати. Любовь цариц Двараки — проявление саманджаса-рати.

Царица Рукмини сказала Кришне: «О Мукунда, Ты восхищаешь сердца всех людей. Никто не равен Тебе но происхождению, добродетелям, красоте, знанию, юности, богатстве и силе. О лев среди людей, какая разумная, целомудренная девушка не выберет Тебя своим супругом?» (Ш.Б. 10.52.38).

Саманджаса-рати ограничена законными отношениями любви и не может полностью покорить и подчинить себе Кришну.

«Шестнадцать тысяч цариц использовали свои женские чары, улыбаясь, бросая лукавые взгляды, играя бровями и выпуская острые стрелы Купидона, чтобы пробудить любовные желания в Кришне. Все же они не могли взволновать ум и чувства Кришны» (Ш.Б. 10.61.4).

Самартха-рати

Когда жажда любви настолько сильна, что любящая и возлюбленный достигают единения, такая любовь называется самартха-рати.

Самартха-рати, пробужденная лалана-ништхой или кришна-ништхой является самой глубокой и интенсивной любовью к Кришне. Даже слабый аромат самартха-рати заставляет, забыв всё, сосредоточиться на Кришне.

Наблюдая за деятельностью одной гопи, Вринда сказала Кришне: «Эта гопи, считающая себя Твоей дорогой возлюбленной, находилась среди старших родственников, которые препятствовали ей встретиться с Тобой. Представив, что она услышала звуки Твоих ножных колокольчиков, она, подобно обезумевшей, громко закричала «Хе Кришна!».

Волны игр самартха-рати захлестывают каждого изумлением. Самартха-рати отличается тем, что в ней постоянно присутствует неизменное желание вкушать расы любовных игр. Это желание никогда не уменьшается и никогда не исчезает.

Тот, кто обладает самартха-рати, желает только одного — сделать Кришну счастливым. В двух других вышеописанных видах рати присутствует стремление к собственному счастью. Поэтому самартха-рати — самый возвышенный вид любви к Кришне. Только возвышенные преданные и освобожденные души обладают самартха-рати.

Уддхава сказал: «Среди всех людей на Земле гопи в высшей степени удачливы. Они всегда поглощены мыслями о лотосных стопах Кришны. Великие мудрецы и святые тоже пытаются погрузиться в медитацию на лотосные стопы Говинды, но гопи, полностью отдавшие свою любовь Кришне, спонтанно развили в себе эту склонность, не практикуя йогу» (Ш.Б. 10.47.58).

Самая интенсивная форма самартха-рати — према. Различные стадии постепенного развития премы таковы: снеха, мана, праная, рага, анурага и бхава (махабхава).

Таким образом, любовь к Кришне проходит различные стадии интенсивности, подобно тому, как сахар проходит следующие стадии: семя сахарного тростника, сок сахарного тростника, патока, сироп, гранулированный сахар и сахарный леденец.

Чистая любовь к Кришне, проявленная в шести стадиях, начиная со снехи, известна как према. Кришна обменивается взаимной любовью со Своими преданными. Поэтому, с какой силой преданный любит Кришну, с такой же силой Кришна любит этого преданного.

Према

Экстатическая любовь в мадхура-расе, которую невозможно разрушить, ослабить или прервать, даже если есть все причины прервать или разрушить ее, такая неразрушимая любовь называется премой.

Радхарани сказала Нандимукхи: «Несмотря на то, что Я постоянно порицаю Его грубыми словами, такими как: «Я проклинаю Тебя, потому что хотя Я пытаюсь следовать религиозным принципам целомудрия, Ты продолжаешь беспокоить Меня», Шьямасундар, тем не менее, не оставляет попыток препятствовать на Моем пути. О подруга, даже несмотря на то, что Его поведение может навлечь на Меня яростный гнев Моего мужа Абхиманью, все же Моя любовь к Кришне никогда не ослабевает».

Вринда сказала Кундалате: «О сакхи, кто может понять любовь, которая существует между Чандравали и Кришной? Эта любовь остается сильной и никогда не увядает, хотя каждый день ей приходится видеть красоту, любовь и другие качества Радхарани, которые гонят прочь всех других предполагаемых любовниц».

Према бывает трех видов: праудха, мадхья и манда.

 

Праудха-према (полностью развитая любовь)

Праудха-према это такой вид любви, который из-за не состоявшегося свидания или обманутой надежды приносит страдания любящей девушке (гопи).

Кришна сказал Мадхумангалу: «О друг, пожалуйста, сходи в лесную беседку и передай Моей горюющей возлюбленной: О Камала, пожалуйста, не огорчайся из-за Моей задержки, ибо Я стремлюсь

встретиться с Тобой. Пожалуйста, не разочаровывайся во Мне, когда Я говорю, что не могу прийти к Тебе немедленно, поскольку Я должен предотвратить хаос, который может случиться из-за одного демона, угрожающего разрушить Гокулу. Я очень скоро приду, движимый сильным чувством любви к Тебе, и Мы встретимся у цветочного ложа».

Мадхья-према

Мадхья-према позволяет терпеть существование соперницы.

Кришна сказал: «Даже несмотря на то, что Я ищу очаровательную, изящную Чандравали этой осенней ночью, столь подходящей для счастливых амурных игр, тем не менее, Радхарани, терзаемая волнами любовных игр и армией Купидона, терпеливо ждет Меня в кундже».

Манда-према

Та любовь, которая из-за постоянно близкого общения не пренебрегает возлюбленным и не стремится к нему, называется манда-према.

Жена жреца сказала Кришне: «Пожалуйста, умиротвори гордость Сатьябхамы и прими ее обратно в Свое общество. Те, кто любят Тебя, не должны быть наказаны за незначительные ошибки».

Праудха-према также описывается как состояние любви, где разлука с возлюбленным становится нестерпимой.

Страдая от разлуки с Кришной, Радхарани сказала Лалите: «Дай Мне, пожалуйста, это красивое изображение Кришны, которое ты нарисовала. Если ты часто будешь показывать Мне его, чтобы успокоить Мой гнев в разлуке с Кришной, Я возьму это изображение домой и буду коротать время, с гневом смотря на него» (Удцхава-сандеш, 50).

Когда влюбленная гопи способна перенести отсутствие Кришны с великой трудностью, такая любовь называется мадхья-према.

Одна гопи сказала: «О подруга, когда же закончится этот долгий день? Когда придет благоприятная ночь, она проявит облик Кришны, принца Враджа. Его чудные локоны, покрытые пылью, поднятой копытами коров, Его лицо, прекрасное, как луна, и Его очаровательный облик рассеют страдания наших глаз».

Когда влюбленная гопи может иногда погрузиться в забвение чего-либо, это состояние любви называют манда-према.

Одна гот сказала: «Я была так поглощена чувством ревнивого гнева на мою соперницу, что забыла сплести цветочную гирлянду для Кришны. Коровы мычат, сообщая о возвращении Кришны. О сакхи, что же мне делать?»

Снеха

Когда сердце сгорает от интенсивной любви, это состояние называют снехой. Любовь, которая плавит сердце экстатическими эмоциями, также называется снеха. В этом состоянии премы влюбленная гот никогда не насыщается постоянным созерцанием Кришны или постоянным общением с Ним.

Сердца гопи плавятся от любви к Кришне. Их беспокойные ло-тосные глаза стремятся постоянно пить нектар Его пленительного облика.

Вриндадеви сказала Радхе: «Хотя две птицы чакора Твоих глаз постоянно пьют потоки нектарного сияния лица Хари, они никогда не чувствуют пресыщения. Я считаю, что причиной этому являются многочисленные слезы, которые льют эти две опьяненные птицы чакора Твоих глаз, словно они извергают рвоту от выпитого нектара».

Знатоки рас выделяют три вида снехи в соответствии с уровнем ее развития: каништха (начальный), мадхьяма (средний) и утта-ма (высший). Каништха-снеха означает, что сердце гот начинает таять в тот момент, когда возлюбленный касается ее тела (анга-санга). Мадхьяма-снеха характеризуется тем, что сердце гопи плавится от любви при виде своего возлюбленного (вилока). На уровне уттама-снехи любящей гот достаточно просто услышать о своем возлюбленном (шравана) или просто вспомнить о нем (смарана), как ее сердце тут же начинает плавиться от любви к нему.

Касание к телу (анга-санга)

Одна из подруг Пали сказала Кришне: «О Мадхава, Ты подобен нектарному дождевому облаку, а Пали — олицетворению женской красоты. Возможно ли, чтобы это олицетворение красоты не расплавилось в Твоих объятиях?»

Взгляд (вилока)

Подруга Шьямы, Бакуламала, сказала Кришне: «О Мукунда, когда солнце Твоего лица восходит перед Шьямой, масло ее сердца начинает плавиться. Это не так удивительно. Когда луна лица Шьямы восходит перед Тобой, драгоценный камень чандраканта Твоего сердца начинает плавиться, но затем становится снова твердым. Вот это действительно удивляет. (Камень чандраканта плавится от лунного света. Поэтому удивительно, что расплавленный драгоценный камень чандраканта сердца Кришны снова затвердел, застыв от любви Кришны к Шьяме).

Слушание (шравана)

Вишакха сказала Кришне: «О Мурари, когда половина Твоего имени достигла слуха лотосоокой Радхики, слезы тут же ручьями брызнули из Ее глаз, омывая все Ее тело, а Ее разум запутался от опьянения медовым нектаром любовной страсти. В этом опьяненном состоянии Она спотыкалась, зевала, а потом застыла, как статуя».

Воспоминание (самарана)

Заметив, что Радхарани начала плакать, как только вступила на дорогу, где проходил Кришна, Нандимукхи сказала Ей: «Как только Ты шагнула на дорогу, по которой шел Кришна, Твое тело сразу же затрепетало. Не означает ли это, что Тебя захлестнула волна любви к Нему и Твое сердце тут же расплавилось?»

Два вида снехи

Существует два вида снехи: гхрита-снеха и мадху-снеха. Гхри-та означает топленое масло, а мадху — мёд.

Когда любящая испытывает в своей любви почтение и благоговейный трепет к своему возлюбленному, это состояние называется гхрита-снеха, снеха, подобная топленому маслу. Как топленое масло само по себе не очень вкусное, но в сочетании с другими продуктами обретает вкус, также гхрита-снеха сама по себе не очень вкусна, но в сочетании с другими составляющими экстатической любви становится сладкой. Как топленое масло твердо и прохладно, так и гхрита-снеха тверда и прохладна благодаря любви, проникнутой почтением и благоговейным трепетом к Кришне. Поэтому гхрита-снеха сравнивается с топленым маслом.

Гхрита-снеха (любовь, подобная топленому маслу)

Падма, подруга Чандравали, обратилась к Лалите и подругам Радхарани: «Когда бы Чандравали ни приходила, Мадхусудана немедленно почтительно обнимает ее издалека. Своей чистейшей любовью она полностью подчиняет себе Кришну. Она подобна белой муссонной туче, проливающей потоки дождя трансцендентных игр с Шри Кришной. Кто другой может сравниться с моей подругой Чандравали?»

Вриндадеви сказала Нандимукхи: «Кришна положил левую руку Чандравали Себе на плечо. Считая свою левую руку не чистой, Чандравали поменяла ее на правую. Когда Чандравали танцевала с Кришной, она преисполнилась благоговения. Слезы текли из ее глаз, и она передвигала свои стопы очень неуклюже, тем самым развеселив подруг Радхи».

Понимание возвышенного положения возлюбленного порождает почтение и благоговение в любящей гопи. Это понимание и сопутствующее благоговение присутствует в гхрита-снехе. Гхрита-снеха характеризуется чувством любви «я принадлежу Кришне».

Мадху-снеха (любовь, подобная мёду)

Мадху-снеха характеризуется сильными чувствами обладания Кришной, где любящая гопи думает «Кришна мой». Мадху-снеха являет густую сладость. Она содержит в себе нектарные вкусы различных любовных рас и наполнена опьяняющей пылкой страстностью. И поскольку эта любовь, снеха, подобна мёду (мадху), ее называют мадху-снеха.

Кришна сказал Субалу: «Радха подобна статуе, сделанной из сладчайшего нектара любви, исполненной всех трансцендентных добродетелей и размягченной пылом обжигающей страсти. Когда Ее имя проникает в обитель Моих ушей, Я тут же переполняюсь величайшим блаженством и забываю обо всем на свете».

Когда снеха достигает своего пика, это называется мана, гордость или гнев. Мана проявляет новый вид сладости (в форме неучтивости и упрямства).

В разгаре любовных игр Радхарани стала отчитывать Кришну. Нахмурив брови, Она сказала: «О герой пастухов, не дыши на Меня. Ты покрыт с ног до головы пылью с копыт коров, от этой пыли у Меня слезятся глаза».

Мана делится на два типа: удатта-мана и лалита-мана. Существует две разновидности удатта-мана: в первом случае героиня внешне смиренна (дакшинатья), но внутренне непокорна и строптива (вамъя). Во втором — героиня остается предельно сдержанной и серьезной, тщательно скрывая свои чувства и оставаясь недоступной для понимания. Удатта-мана возможна только в гхрита-снехе.

 

Мана (гордость)

 

Удатта-мана

 

Дакшинатъя-удатта-мана

Кришна сказал Кундалате: «Когда Я случайно произнес имя Радхи, сердце Чандравали пронзила острая боль. Тем не менее, для того чтобы вывести Меня из затруднительного положения, она два раза улыбнулась и сказала несколько слов, исполненных сладости. Так Чандравали удивила Моих друзей-пастушков».

Вамья-удатта-мана

«Нахмурив брови, эта гопи пристально посмотрела на Хари, и два шмеля ее глаз стали пить нектар Его лотосного лица» (Вишну-пурана, 5.13.45).

«Проиграв в игре в кости, ставкой которой были объятия, оленеокая гопи пристально посмотрела на Мадхаву хитрыми глазами и рукой остановила Его, когда Он пытался обнять ее».

Лалита-мана

Лалита-мана представляет собой сладостную форму мадху-сне-хи, которая, накаляясь до предела, начинает искриться юмором и непредсказуемой хитростью. Лалита-мана также делится на два типа: каутилъя и нарма. Оба вида лалита-маны проявляются только в мадху-снехе.

Каутилъя-лалита-мана

Каутилья-лалита-ману сопутствуют независимость и гордость по отношению к возлюбленному.

«В течение танца раса одна гопи в гневе любви кусала свои губы, хмурила брови и бросала взгляды на Кришну из уголков глаз, будто гневно выпускала в Него стрелы».

Когда Кришна сказал: «Моя дорогая страстная сакхи, теперь ты можешь обнять Меня», губы Мангалы скривились в отвращении, и она ударила Кришну своей цветочной гирляндой.

Нарма-лалита-мана

Нарма-лалита-ману сопутствуют шутки и веселье.

Рупа-манджари сказала Рати-манджари: «Однажды, желая насладиться счастьем прикосновения к груди Радхарани, Кешава, с поднявшимися от возбуждения волосками на теле, долгое время растягивал удовольствие, рисуя на Ее груди узоры вспотевшими пальцами, беспокойноокая Радхика взволновалась, что кто-то может прервать Их игры, и неожиданно оттолкнула Его, прижав рукою Свою левую грудь».

Объявив, что Он уполномоченный сборщик налогов, Кришна запросил плату у гопи, когда повстречал их во Вриндаване. Гопи обвинили Его в обмане, и Он ответил, «по не произнес ни слова лжи. Тогда Лалита обратилась к Кришне со следующими словами: «О враг Агхи, языки этих тысяч святых гопи от наслаждения нектаром Твоих бимбоподобных губ стали очень чистыми и целомудренными. Как могут они наговаривать на Тебя? Мой дорогой Кришна, почему Твоя красноватая ладонь не может терпеть туго завязанной одежды этих дивнобровых гопи!» (Дана-кели-каумуди, 90).

Праная

Когда сердце героини наполняется вишрамбхой, т.е. она доверяет своему возлюбленному и считает себя во всем равной Ему, это состояние любви называется праная.

Рупа-манджари сказала: «Наклоненная голова дивноликой Радхи-ки отдыхает на плече Кришны, Ее грудь касается Его груди, волоски на Ее теле поднялись от блаженства, Она хмурит брови и пристально смотрит на Своего возлюбленного лукавыми глазами. Она взяла край желтой одежды Кришны, затмевающей золото, и вытерла слезы радости на Своем лице».

 

Вишрамбха (доверие) бывает двух видов: майтра и сакхья. Майтра-вишрамбха

 

Майтра-вишрамбха — это безоговорочное доверие, соединенное со смирением.

«Во время танца раса одна гопи, ликуя от счастья, поместила ло-тосную руку Кришны в свою, а другая гот обвила свои руки вокруг шеи Кришны, умащенной сандаловой пастой» (Ш.Б. 10.32.4).

Одна служанка-гоии дала Чандравали совет: «Не отодвигайся стыдливо назад, когда лотосоокий Кришна украшает твои стопы колокольчиками. Звон этих колокольчиков пристыдит всех твоих лебедеподобных соперниц».

Сакхья-вишрамбха

Когда влюбленная гопи с оттенком дружбы относится к своему возлюбленному Кришне и уверена, что Он целиком подчинен ее власти, ее состояние называется сакхья-вишрамбха.

Вишакха сказала Радхе: «О подруга, что Ты говоришь Кришне, когда крепко обнимаешь Его двумя лианами Своих рук, и какие секреты шепчешь Ему на ухо?»

Сатьябхама сказала Кришне: «Мой дорогой, если Твои слова правдивы и Ты намерен сдержать Свое слово, то принеси это дерево париджата в сад моею дворца» (Вишну-пурана, 5.30.34).

Одна гопи сказала: «Прислонившись двумя цветочными бутонами своей груди к чарующей груди Кришны, моя подруга Чандравали рисует узоры кункумой на лбу Кришны, убийцы Камсы».

Радхарани считала Себя самой любимой гопи Кришны. Она возгордилась и покинула танец раса вместе с Ним. Зайдя глубоко в лес, Она сказала: «Мой дорогой Кришна, Я не могу дальше идти, неси Меня куда пожелаешь» (Ш.Б.10.30.38).

В некоторых обстоятельствах снеха порождает пранаю, а праная, в свою очередь, порождает ману. В других обстоятельствах из снехи возникает мана, а из маны — праная. Таким образом, мана и праная могут быть как причиной, так и следствием. Удатта и лалита присутствуют и в майтре, и в сакхье, причем в сакхъе их называют сумайтра и сусакхъя.

Сумайтра

«Когда Кришна начал рассказывать тайны их ночных игр, дивноокая Чандравали нахмурила изящные брови и немедленно закрыла рукой Ему рот».

Когда Тара рисовала картинки на груди Кришны, украшенной знаком шриватса, Он ради шутки бросил в воду Ямуны коробку с красками. Тара, нахмурив брови, сердито взглянула на Него хитрыми глазами и, обнимая Его, закончила рисунок, используя кун-куму со своей груди».

Сусакхья

Вринда сказала Нандимукхи: «Победив Кришну в игре в кости, где ставкой был поцелуй, Шьяма пристально посмотрела на Него лукавыми глазами, обвила левой рукой шею Кришны и выпила нектар Его уст».

Рупа-манджари сказала: «Откинув Свой желтый чадар, Кришна показал Радхарани царапины на Своей груди. Тряся головой и нахмурив брови, с поднявшимися волосками на теле, Гандхарвика гневно покрыла руками темную груди Кришны».

Рага

На высшей стадии своего развития праная превращается в рагу, в состоянии раги даже самые мучительные страдания воспринимаются как счастье.

Наблюдая за действиями Радхарани, Лалита сказала: «Даже во время палящих, обжигающих лучей солнца, подобных ливню острых мечей, Радха стоит на грубом склоне холма Говардхана, поместив Свои лотосные стопы на постель из голубых лотосов, и смотрит на принца пастухов, Кришну, не испытывая никаких страданий, но напротив, застыв в неподвижности, Она чувствует счастье».

Одна гопи молилась луне: «О луна, окруженная звездами в ночь месяца Бхадра! О та, кто волнует волны в океане любовных желаний, я предлагаю тебе воду аргхьи и склоняюсь перед тобой. Я молюсь, чтобы по твоей милости мое желание стать возлюбленной юного Кришны действительно исполнилось» (Падьявали, 179).

Существуют две разновидности раги: ншима-рага и рактима-рага. Ншима-рага бывает двух видов: нили-рага и шьяма-рага.

 

Нилима-рага

 

Нили-рага

Нили-рага — это любовь, которая не теряет силы и не уменьшается. Ее не показывают прилюдно, она скрывается в сердце. Нили-рага ясно видна во взаимоотношениях между Чандравали и Кришной.

Бхадра сказала Кришне: «О царь Враджа, несмотря на то, что добрая, чистосердечная Чандравали полностью очарована Твоими трансцендентными качествами и сильно любит Тебя, она искусно проявляет множество признаков, убеждающих, что не любит Тебя, и что даже ее подруги думают, что она безразлична к Тебе».

Шьяма-рага

Шьяма-рага характеризуется тем, что влюбленная гопи сильно беспокоится и даже плачет, если ее возлюбленный опаздывает на свидание.

Одна гопи сказала гордой Бхадре, которая поссорилась с Кришной: «Прежде ты никогда бы не покинула Кришну, чтобы уйти в темную лесную рощу даже днем. Вид такой темной рощи испугал бы тебя. О гордая Бхадра, сейчас ты попала в двойную ловушку — темной ночью, в темном лесу черных деревьев тамала ты жадно стремишься найти Кришну, убийцу демона Муры».

Рактима-рага

Рактима-рага имеет две разновидности: кусумбха и манджиштха-самбхава.

Кусумбха-рага показывает красоту и величие других раг. Кусумбха-рага, соединяясь с манджиштха-рагой, порождает скорбь в сердце гопи, любящей Кришну.

Одна гопи сказала Кришне: «О Кришна, когда моя подруга Шьяма слышит Твое имя, она цепенеет, а когда она видит змею, то становится безумной от счастья, вспоминая Твои змееподобные руки. Ей кажется, что она повсюду видит Тебя. Я не могу понять ее состояние: то ли она глубоко любит Тебя, то ли страшно Тебя ненавидит».

Манджиштха-самбхава-рага — это вечная, неизменная любовь, которая никогда не разрушается. Она независима и не имеет причины, кроме себя самой. Она постоянно увеличивается и становится все более и более очаровательной и ослепительно сияющей. Любовь между Радхой и Кришной — самый яркий пример манджиштха-раги. В отличие от кусумбха-раги она никогда не ослабевает.

Паурнамаси сказала Нандимукхи: «Несравненный праздник ликования взаимной любви Шри Шри Радхи- Мадхавы вечен. Он не ограничен никакими рамками. Как бы ни повлияла судьба на юную Чету, Их любовь остается неизменной, она в высшей степени независима и не имеет никаких причин, кроме себя самой. Радха и Кришна наслаждаются нектаром общения друг с другом, несмотря на враждебное отношение старших. Их удивительная, блаженная любовь вечно увеличивается в красоте и богатстве».

Радхарани сказала Паурнамаси: «Ты советуешь Мне отказаться от любви к Кришне, победителю демона Муры. Позволь Мне попросить у тебя одно благословение. Пожалуйста, благослови Меня, чтобы этим вечером Я могла стать пчелой на лесной гирлянде Кришны, привлеченной к сладкому аромату Его уст» (Видагдха-мадхава).

Такие бхавы как гхрита-снеха, удатта, майтра, сумайтра и ни-лима проявляются в любви Чандравали и ее подруг, а также цариц Двараки, первой из которых является Рукмини. Что касается остальных более возвышенных бхав, таких как мадху-снеха, лалита, сакхья, сусакхъя и рактима, они присущи только чувствам Шримати Радхарани и Ее последовательницам. Но иногда они обнаруживаются у Сатьябхамы и Лакшманы.

Таким образом, существует много разных видов любви, которые проявляют дивнобровые девушки Гокулы. Эти гопи делятся на группы атма-пакша (союзницы) и випакша (соперницы), а также на другие группы.

Анурага

Тарага (любовь), которая постоянно усиливается и обновляется во все новые и свежие чувства, называется анурага. Благодаря этой любви (анураге) гопи видят Кришну всегда в новом свете.

Увидев Кришну издалека, Радхарани сказала Вринде: «Кришна постоянно появляется перед Моим взором. Но Я никогда до этого не видела такой сладости. Мои глаза едва ли способны выпить хоть каплю Его чарующей красоты» (Дана-кели-каумуди, 28).

Радха сказала: «О тонко стайная подруга, кто этот Кришна, что когда Его имя входит в Мои уши, Я теряю всякое самообладание?» Лалита ответила: «О девушка, ослепленная любовью, что постоянно происходит в Твоем сердце?»

Радха: «Не смейся надо Мной!»

Лалита: «О сбитая с толку девушка, я уже отдала Тебя в руки этого Кришны».

Радха: «Да, действительно. Но Он появился передо Мной подобно молнии, вспыхнувшей в Моих глазах».

Благодаря силе анураги трансцендентные влюбленные оказываются в подчинении друг у друга. Анурага порождает према-вайчит-тъю (любовь в разлуке), из-за которой у любящей гопи появляется желание родиться среди неподвижных форм жизни во Врадже. Кроме того, анурага позволяет любящей увидеть Кришну (спхур-ти) во время разлуки с Ним.

Кундалата сказала Кришне: «О Кришна, о убийца Агхи, насколько удивительны волны любовных игр, где Ты и Твоя возлюбленная Радхарани стремитесь победить друг друга! Я вижу, что Радха крепко связала слона Твоего сердца цепями Своей любви, а Ты пленил оленя Ее сердца веревками блаженства Своей любви».

Према-вайчиттъя

Према-вайчиттъя — это випраламбха, любовь в разлуке с Кришной. В этом состоянии любви может появиться желание родиться в низшей форме жизни во Врадже.

Страдающая от разлуки Радхарани сказала Лалите: «О сакхи, Я думаю, что рождение в теле бамбука — самое славное рождение. Поэтому Я совершу множество суровых аскез в этой жизни, чтобы в следующем рождении стать бамбуковой флейтой и пить сладостный нектар бимбоподобных губ Кришны» (Дана-кели-каумуди, 17).

Випраламбха

Лалита обратилась к страннику, идущему в Матхуру: «О странник, пожалуйста, повтори это послание вслух перед Кришной, царем Матхуры. Скажи Ему: «Прекрасная враджа-гопи передала это послание Тебе». Она говорит: «О в высшей степени независимый Кришна, пожалуйста, оставь Матхуру и немедленно приезжай во Врадж. Почему Ты постоянно мучаешь мою страдающую подругу Радхику, появляясь перед Ней на одно мгновение, и сразу же исчезаешь?»

Бхава (махабхава)

Когда анурага достигает своего пика, ее называют бхава или махабхава.

Вринда сказала Кришне: «О мой Господь, Ты подобен царю слонов, гуляющему в лесных рощах у холма Говардхана. Ты опытен в искусстве супружеских игр. О владыка вселенной, Твое сердце и сердце Радхи плавятся от любви друг к другу, слившись воедино. Поэтому Вы не отличны друг от друга. Ты смешал Вашу любовь, подобную красному лаку, с Вашими расплавленными сердцами, и для блага всего мира нарисовал удивительную картину на внутренних стенах дворца вселенной».

Это высочайшая любовь, которая недоступна даже для цариц Кришны в Двараке, но которая живет лишь в сердце Радхи и гопи Враджа, называется махабхава. Махабхава исполнена сладостного нектара, который очаровывает и пленяет сердце.

Если героя и героиню связывают брачные узы, их взаимоотношения относятся к свакия-расе, а любовь (рати) характеризуется как саманджаса. Саманджаса-рати не способна достичь стадии махабхавы. Махабхава возможна только для самартха-рати. Во Врадже царит паракия-раса. Махабхава проявляется только на высшем уровне любви самартха-паракия-расы девушек Враджа.

Махабхава бывает двух видов: рудха и адхирудха.

Рудха-махабхава

Когда яркое сияние всех проявлений саттвика-бхав (трансцендентных экстазов) достигает наивысшей точки, это называется рудха-махабхава.

«Во время танца раса гопи явили нектарную реку любви к Кришне. Обрывистым воркованием пробудившихся лебедей в этой реке были звуки сдавленных от экстаза голосов гопи. Волнами и водоворотами этой реки были трепещущие движения гопи. Игривыми рыбками в этой реке были поднявшиеся от блаженства волоски на телах гот. Потоками этой реки были слезы гопи. Охлаждающими брызгами в этой реке была ликующая радость гопи, а цветущими лотосами в этой реке было трансцендентное счастье гопи».

Эта экстатическая любовь {рудха-махабхава) проявляется в следующих состояниях: в неспособности терпеть моргания глаз, которые закрываются на долю секунды, мешая лицезреть возлюбленного; в возбуждении сердца; в восприятии кальпы как одного мгновения; во время переживания счастья с предчувствием, что это счастье может обернуться страданиями; в забвении всего и даже самого себя; в восприятии одного мгновения как целой кальпы.

Эти проявления экстатической любви присутствуют во время встречи с возлюбленным (в йоге) и в разлуке с Ним (в вийоге).

«Гопи увидели своего возлюбленного Кришну на поле Курукшетра после долгой разлуки. Они обняли Его в своем сердце и испытали величайшее блаженство, которое не могут обрести даже совершенные йоги. Гопи проклинали творца за то, что он создал мигающие веки, мешающие им видеть Кришну» (Ш.Б. 10.80.38).

«Во время встречи Кришны с враджаваси на Курукшетре некоторые женщины Двараки сказали: «Посмотрите, как глубоки волны любви гопи к Кришне, что влияют на каждого. Они затронули сердца великих царей Куру, а небесных красавиц заставили усомниться в своем целомудрии. Эти волны любви гопи плещутся о трансцендентную красоту Кришны».

Паурнамаси сказала Нандимукхи: «Во время танца раса, проходившего в осенний сезон при лунном свете, ночь растянулась на период ночи Брахмы. Но это не удивило гопи, поскольку они даже не знали об этом. Они были так поглощены трансцендентным счастьем, что даже не заметили, как пролетела целая кальпа, словно одно мгновение».

Гопи сказали: «Дорогой Кришна, Твои лотосные стопы так нежны, что мы с великой осторожностью кладем их на наши твердые груди, боясь причинить Тебе боль. Ты — наша жизнь и душа. Поэтому нас беспокоит, что острые камешки на лесной тропе, по которой Ты гуляешь, могут поранить Твои нежные стопы» (Ш.Б. 10.31.19).

Кришна сказал: «Дорогой Уддхава, словно реки, впадающие в океан, великие мудрецы в йогическом трансе погружаются в само-осознание и не ведают больше о материальных именах и формах. Так и гопи Вриндавана в своем уме были настолько привязаны ко Мне, что не могли думать о собственных телах, об окружающем мире или о своих будущих жизнях. Всё их сознание было неотделимо от Меня» (Ш.Б. 11.12).

Кришна сказал: «Дорогой Уддхава, все ночи, которые гопи провели со Мной, с их дорогим возлюбленным, на земле Вриндавана, казались им краткими, как мгновение. Но лишенные Моего общества, гопи чувствовали, что те же самые ночи тянутся целую вечность, будто каждая ночь была равной по продолжительности дню Брахмы» (Ш.Б.11.12.11).

Адхирудха-махабхава

Адхирудха-махабхава содержит в себе те же проявления (бхавы), что и в рудха-махабхаве. И когда эти бхавы, только что описанные в рудха-махабхаве, становятся максимально сильными, яркими и впечатляющими, их называют адхирудха-бхавами.

Господь Шива сказал Парвати: «О Парвати, если все счастье и боль в духовном мире Вайкунтхи и миллионы материальных вселенных, с их тремя планетарными системами, соединить вместе, они едва ли сравнялись бы с двумя каплями из океана блаженства и боли любви Радхи к Кришне».

Существует два вида адхирудха-махабхавъг. модана и мадана.

Модана-махабхава

Адхирудха-махабхава, в которой все саттвика-бхавы героя и героини значительно сильнее, чем в состоянии уддипта, называют модана.

Нава-Вринда сказала: «Древо желаний трансцендентного блаженства Радхи и Мадхавы вечно цветет ослепительным великолепием. Сладкие речи Радхи и Кришны — трели кукушек на веувях этого дерева. Их трансцендентная красота — ствол этого дерева, Их любовные желания — свежие почки этого дерева, капельки Их пота — жемчужные плоды этого дерева, а Их слезы — мёд, стекающих с этого дерева. Даже находясь в одном месте, это дерево трепещет любовной страстностью» (Лалита-мадхава, 8.9).

харер йатра са-кантасйа викшобха-бхара-карита премору-сампад-викхйата-кантатиишйитадайах радхикй-йутха эвйшау модано на ту сарватау йау шрйман хладинй-шактй сувиласах прийо варау

Среди Радхарани и Ее подруг трансцендентное счастье не ограничивается моданой, это счастье обогащено очаровательными трансцендентными играми хладини-шакти.

харер йатра са-кантасйа викшобха-бхара-карита

Во время встречи с Кришной Его цариц и враджаваси на Курук-шетре одна из женщин Двараки сказала: «Удивительная река Радхарани, наполненная волнами любви, вошла в океан Кришны на Курукшетре. Увидев это, Бхадра застыла на месте и не в силах была вымолвить ни слова, Калинди обливалась слезами, Сатьябхама весело смеялась и шутила, а серьезная Рукмини сильно побледнела».

премору-самнад-викхйата-канпштиишйитадайах

«Посмотри, океан любви Радхи бурлит и накатывает великими волнами на Хари, затмевая Парвати, которая не отлична от тела Шивы, затмевая Лакшми, которая покоится на груди своего возлюбленного, затмевая Сатьябхаму, которая из-за своей великой удачи подобна лотосу, которым привлекается шмель сердца Кришны, а также затмевая Чандравали, которая из-за своей сладости очень дорога Кришне, повелителю Матхуры».

Когда любящая гопи переживает разлуку (вираху) со своим возлюбленным, состояние счастья превращается в замешательство (мо-хану). Погруженная в чувства разлуки, она испытывает эмоциональные переживания, известные как суддипта-саттвика-бхавы (экстатические эмоции, подобные ослепительно пылающему огню).

Вернувшись из Вриндавана, Удцхава сказал Кришне: «Погруженная в чувства интенсивной любви к Тебе, Радхарани дрожит всем телом, громко скрежещет зубами, говорит заикающимся голосом, сильно бледнеет, затмевает поднявшимися волосками на Своем теле плоды кантаки и льет столько слез, что Гокула стала подобна матери всех рек».

Сведущие в науке рас вайшнавы описывают следующие анубхава-экстазы: обморок, вызванный воспоминанием о возлюбленном или возлюбленной; стремление принять любые невыносимые страдания ради счастья возлюбленного; любовь, заставляющая трепетать всю вселенную; скорбь и плач, подобно птице; желание любящей, чтобы после ее смерти элементы ее тела могли, вернувшись в природу, общаться с ее возлюбленным; и божественное безумие.

Эти формы замешательства (моханы) изначально присущи Шри Радхе, царице Вриндавана. Они очень необычны и исходят из сан-чари-мохи (экстаза трансцендентного смущения, в котором присутствует радость, боль разлуки и скорбь).

Обморок, вызванный воспоминанием о возлюбленной

Одна гот сказала: «Даже находясь в объятиях Рукмини-деви в драгоценном дворце Двараки около океана, Кришна вспомнив аромат трансцендентных игр Радхарани в лесной роще на берегу Ямуны, внезапно упал в обморок» (Падьявали, 371).

Стремление принять любые невыносимые страдания ради счастья возлюбленного

Радха сказала Уддхаве: «Если Мукунда вернется во Врадж, мы будем очень счастливы, но если Его возвращение заставит Его хоть немного страдать, нам это не доставит ни малейшего счастья. Если Кришна не приедет во Вриндаван из Матхуры, мы будем сильно страдать, но если, оставаясь там, Он будет счастлив, то это также доставит счастье нашим сердцам».

Любовь, заставляющая трепетать всю вселенную

Нандимукхи рассказала Кришне, царю Двараки, о страданиях Радхи во Вриндаване: «Когда вздохи Радхарани, исполненные любви к Тебе, расходятся во всех направлениях, они заставляют вселенную трепетать от горя и боли. Ее вздохи погружают в скорбь всех людей и заставляют животных и птиц обливаться слезами. Даже жители Вайкунтхи наполняются тревогой и, лишившись блаженства, начинают плакать».

Мучимая болью разлуки с Кришной, Радхарани сказала Вишакхе: «Я не знаю, как Моя слабая грудь способна вынести этот великий огонь страданий, более нестерпимый, чем подводный вулканический огонь. Если дым от этого огня вырвется из Моего сердца в виде вздоха, он спалит дотла всю вселенную».

Скорбь и плач, подобно птице

Посетив Двараку



2019-05-24 1116 Обсуждений (0)
Три вида рати (любви к Кришне) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Три вида рати (любви к Кришне)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1116)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)