Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Разновидности супружеской любви



2019-05-24 359 Обсуждений (0)
Разновидности супружеской любви 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Уджвала-шрингара-раса (сияющая божественным очарованием супружеская любовь) делится на два вида: випраламбха (любовь в разлуке) и самбхога (встреча возлюбленных и их супружеские игры).

Випраламбха

Любовь в разлуке (випраламбха) бывает двух видов: 1. любовь в разлуке юной Четы, когда Они непосредственно не встретились друг с другом; 2. любовь в разлуке юной Четы, когда Они уже встретились.

Страстное желание наслаждаться объятиями и любовными играми перед встречей становится источником Их сильного удовлетворения.

Как ткань невозможно покрасить в красный цвет без красной краски, аналогично, счастье супружеской любви невозможно достичь во всей ее полноте без разлуки. Поэтому випраламбха усиливает наслаждение влюбленных при встрече (самбхоге).

 

Существует четыре категории випраламбхи:

 

1. пурва-рага;

2. мана;

3. према-вайчиттья;

4. праваса,

 

Пурва-рага

 

Пурва-рага — это любовь, которая возникает перед первой встречей юной Четы, когда Они узнают друг о друге, увидев друг друга (даршана) или понаслышке (шравана). При этом Они испытывают взаимное влечение и сладостное томление в предвкушении будущего любовного союза.

Даршана

Героиня может увидеть Кришну непосредственно (сакшат), увидеть Его изображение (читра) или же увидеть Его во сне (свапна). Это называется даршана.

Сакшат

Случайно увидев Кришну, Радхарани сказала Вишакхе: «Этот юноша, украшенный жемчужным ожерельем и желтым чадаром, сияющим, как золото, с гладким, блистающим животом, напоминающим голубой лотос, заставляет всю вселенную дрожать от любовной страсти» (Падьявали, 159).

Читра

Глядя на изображение Кришны, Радхарани сказала: «О лучезарная юность, Я любуюсь Твоим чарующим изображением! Твой лик сияет подобно пламени подводного вулкана. Пожалуйста, охлади Мои глаза. Мы простые и честные девушки. Ох! Ох! Почему мы не знаем, кто Ты?» (Видагдха-мадхава, 2.23).

Свапна

Чандравали сказала Падме: «Моя дорогая подруга, во сне я увидела реку с черной, как буйвол, водой. На берегу этой реки цвела роща лиан мадхави, наполненная жужжащими пчелами. В этой роще находился смуглый, пленительный юноша в желтой одежде, обернутой вокруг бедер. Желая одарить меня счастьем, Он позвал меня удивительным образом».

Шравана

Героиня может услышать о Кришне из уст поэта, или из уст гопи-посланницы, либо от подруги, или из песни. Все это называется шравана.

Юная подруга принцессы Лакшманы обратилась к ней: «О Лак-шмана, почему твое тело покрылось мурашками, когда ты услышала поэму из уст поэта, прославляющего победу Кришны над царем Магадхи, Джарасандхой?»

Вринда сказала Кришне: «Когда я зачитывала Твое послание, Та-равали, опустив взгляд, слушала с предельным вниманием. Волоски на лиане ее тела от экстаза поднялись и высыпали мурашки, а икота сдавила ей горло. Она не вынесла бы никакого разговора, в котором не говорилось бы о Тебе».

Вишакха сказала Кришне: «О Кришна, когда моя подруга Радха слушает о Тебе из моих уст, Ее глаза возбуждаются, как у обезумевшей птицы чакоры. Когда Она день за днем слушает рассказы о Тебе, Она постепенно худеет и истощается, подобно реке, пересохшей в осенний сезон».

Принцесса Лакшмана спросила свою подругу: «Со слезами на глазах Нарада Муни прославлял кого-то, играя на вине в царском собрании. О подруга, пожалуйста, скажи мне, кого прославлял Нарада в своих песнях? При описании этой личности из моих глаз непрерывно льются слезы».

У кого в сердце сначала возникает пурва-рага: у Кришны или у гопи? Отвечая на этот вопрос, следует учесть разные факторы. В материальном мире девушки отличаются робостью и стыдливостью. По этой причине именно юноша проявляет инициативу первым, желая сблизиться с ней. Однако считается, что девушки

испытывают больший интерес к любовным отношениям, и потому пурва-рага проявляется сначала в сердцах оленеоких гопи. В бхак-ти-шастрах сказано, что пурва-рага в первую очередь появляется в сердце преданного, а вслед за ним ее ощущает и Верховный Господь. Поэтому пурва-рага проявляется в сердцах враджа-гопи раньше и в более интенсивной форме.

В пурва-раге возникают следующие санчари- или вьябхичари-бхавы (экстазы): болезни, сомнения, ревность, усталость, расстройство, желание, смирение, волнение, сонливость, бодрость, жалобы, заторможенность, безумие, растерянность и желание умереть.

 

Бывают три разновидности пурва-раги:

 

1. праудха;

2. саманджаса;

3. садхарана.

 

Праудха-пурва-рага

Праудха-пурва-рага — это пурва-рага, характерная для тех, кто обладает самартха-рати (самой возвышенной любовью, в которой присутствует только одно желание — сделать Кришну счастливым).

На этом уровне пурва-раги проявляются десять состояний сознания, начиная с лаласа (страстное желание) и заканчивая марана (желанием смерти). Будучи связаными с праудха-пурва-рагой, все эти состояния также обладают качеством праудха.

Страстное желание (лаласа), возбуждение ума (удвега), бессонница (джагарья), истощение (танава), оцепенение (джадима), нетерпеливость (вьягра), болезнь (вьядхи), безумие (унмада), заблуждение (моха) и стремление к смерти (мритью) — таковы десять состояний, характерных для пурва-раги.

Лаласа

Лаласа — это страстное стремление достичь исполнения своего желания; оно проявляется в потере душевного спокойствия, в непостоянстве, пылкости, хождении взад-вперед и в частых вздохах.

Одна гопи спросила свою подругу: «Почему ты постоянно куда-то уходишь, а, приходя, сотни раз бросаешь взгляды на окраину деревни Враджа и бесконечное число раз вздыхаешь от страха перед своими старшими родственниками?»

Вишакха сказала Кришне: «Когда, даже издалека, Радхарани слышит один слог Твоего имени, Она начинает дрожать и плакать, словно птица кханджана, а когда Она случайно видит красивую тучу в небе, Ее охватывает сильное желание заключить эту тучу в объятия» (Видагдха-мадхава, 3.24).

Удвега

Удвега — это возбуждение ума и трепет сердца, когда любящая горячо дышит, цепенеет, волнуется, плачет, бледнеет и потеет.

Вишакха сказала Радхарани: «Моя дорогая подруга, что за беспокойства нарушили мир в Твоем сердце? Почему Твое красное сари мокрое от слез? Почему эта дрожь похитила спокойствие Твоего тела? О сияющая, как золотая чампака, Радхика, пожалуйста, скажи правду. Не хорошо скрывать такие страдания от своих подруг» (Видагдха-мадхава, 2.2).

Джагарья

Джагаръя — бессонница. Неспособность заснуть и бессилие — признаки джагаръи.

Радхарани обратилась к Вишакхе: «Моя подруга-сон постоянно показывает Мне одну черную личность, одетую в сияющие желтые одежды, и затем немедленно исчезает, будто рассерженная. О Вишакха, Я в сильном беспокойстве. Пожалуйста, убеди эту девушку-сон вернуться ко Мне. Никто, кроме нее не в силах схватить вора, который украл Мой сон».

Танава

Танава — это истощение и похудение тела. Это состояние сопровождается слабостью, головокружением и скорбью.

Одна гот сказала Вишакхе: «О Вишакха, однажды услышав нектарине звуки флейты Кришны, ты сразу же похудела и истощилась, словно убывающий полумесяц, и браслеты тут же упали с твоих запястий».

Радхарани скорбела: «Исполняя танец тандава, Хари наслаждался под этим деревом кадамба на берегу Ямуны со Своими друзьями. Скрываясь за лианами, Я наблюдала за Ним, а потом ушла. О Моя подруга, что Мне сказать? Судьба бросила Меня в пылающее пламя скорби».

Джадима

Когда любящая не способна понять, что благоприятно, а что нет, когда она не отвечает на вопросы, не видит и не слышит что происходит вокруг, это состояние называется джадима (оцепенение). В этом состоянии любящая может внезапно и неожиданно начать осуждать других, а потом застыть без движения и т. д.

Одна гопи обратилась к Пали: «Ты плачешь без всякой причины, не слышишь слова своих подруг и постоянно вздыхаешь, подобно кузнечным мехам. О лотосоокая Пали, должно быть, медовый нектар сладкого пения флейты Кришны влился в чаши твоих ушей».

Въягра

Бхава, не проявляемая внешне, может быть названа сдержанностью. Если же это становится невозможным и бхава выходит из равновесия, такое состояние именуют вьягра. В состоянии вьягры проявляются такие качества, как нелогичность, отвращение, уныние, ревность и т. д.

Паурнамаси сказала Нандимукхи: «Этот йог-мистик в своем сердце перенаправил сознание с объектов чувств на Верховного Господа. Однако эта молодая девушка перенаправила свое сознание из сердца на объект чувств. Великий йог стремится увидеть Верховного Господа в своем сердце хотя бы на мгновение, а эта очаровательная девушка желает, чтобы Верховный Господь жил в Ее сердце и стоял перед ней» (Видагдха-мадхава, 2.17).

Вьядхи

Не достигнув желанного объекта, любящая девушка погружается в болезненное состояние (въядхи). Въядхи сопровождается бледностью и лихорадкой, простудой, страстным желанием, смущением, глубокими вздохами и слабостью в теле.

Подруга Бхадры сказала: «О Мурахара, когда Бхадра услышала, что Ты потушил лесной пожар, она поместила Тебя в свое сердце, чтобы потушить в нем лесной пожар любовной страсти. Но Твое присутствие только удвоило это обжигающее пламя, и теперь она, бледная, с лихорадкой в теле, будто сгорела дотла».

Унмада

Когда героиня всегда и везде видит своего возлюбленного, принимая за Него самые разнообразные объекты, это состояние называется унмада (безумие). Признаками унмады являются растерянность, заблуждение, тяжелое дыхание, немигающий взор и т. д.

Увидев изображение Кришны, нарисованное Вишакхой, Радхарани сказала: «Юноша, сияющий, как сапфир, и украшенный павлиньим пером, вышел из этой картинки и пристально посмогрел на Меня, изогнув красивые брови. Его взгляд свел Меня с ума от любви к Нему и заставил безумно смеяться. Теперь луна для Меня стала подобна палящему солнцу, а солнце — холодным, как луна» (Видагдха-мадхава, 2.3).

Моха

Когда действительность воспринимается в искаженном свете, это называется мохой (заблуждением, иллюзией). Моха сопровождается смущением, оцепенением и т. д.

Вишакха рассказывала Кришне о состоянии Радхи: «Джатила сказала: ’’Почему моя невестка Радха постоянно вздыхает и никогда не дышит через нос? Почему Она смотрит на меня нечестными глазами? Тьфу! Дай-ка мне кришнатилу помыть руки”. О непогрешимый, как только Радха услышала два слова криш-на, Ее бросило в дрожь. О Ачьюта, Ты стал причиной Ее внезапного смущения».

Мритъю

Если несмотря на все усилия героини встретиться со своим возлюбленным или заставить его вернуться к ней герой так и не отвечает взаимностью, стрелы Купидона доставляют ее сердцу такую невыносимую боль, что она решает расстаться с жизнью. Героиня завещает всё свое имущество подругам. Находясь в этом состоянии, она обращается к пчелам, ветру, лунному свету, облакам, цветам кадамба, молнии, павлинам.

Вринда сказала Паурнамаси: «Радхарани на прощание обняла бутоны на лиане жасмина, которую Она вырастила на берегу Ямуны. На прощание Она отдала Лалите Свое очень красивое бриллиантовое ожерелье, вошла в кадамбовую рощу, где жужжали пчелы, и тут же упала в обморок. Но Ее снова привели в чувства Ее дорогие подруги повторением имени Хари».

Радхарани сказала Своей постоянной спутнице Вишакхе: «О подруга, если Кришна жесток ко Мне, тебе не нужно плакать, в этом нет твоей вины. Я должна умереть, но после Моей смерти, пожалуйста, соверши погребальный обряд, положи Мое тело так, чтобы оно обнимало дерево тамала, как лиана, чтобы Я могла вечно оставаться во Вриндаване спокойной. Такова Моя последняя просьба» (Видагдха-мадхава, 2.47).

Саманджаса-пурва-рага

Саманджаса-пурва-рага — это пурва-рага, которая появляется перед встречей трансцендентных любовников; она является характеристикой саманджаса-рати. Героиня проявляет десять состояний сознания, начиная с абхилаша (страстное стремление), чинта (размышление), смрити (воспоминание), гуна-киртана (прославление качеств своего возлюбленного), удвега (возбуждение и беспокойство), вилапа (скорбь), унмада (безумие), въядхи (болезнь), джадата (инертность) и стремление к смерти (мритъю).

Абхилаша

Страстное стремление к общению с любимым и усилия к достижению его общества называется абхилаша. В этом состоянии героиня очень красиво украшает себя и проявляет сильную привязанность к возлюбленному.

Подруга Сатьябхамы обратилась к ней: «О хитрая Сатьябхама, когда Субхадра из чувства дружбы позвала тебя покинуть на время дом твоего отца и навестить дворец Деваки, ты приложила большие усилия, чтобы очаровательно украсить себя. Должно быть, в твоем сердце скрывался какой-то тайный мотив».

Чинта

Чинта — это глубокое размышление о том, как встретиться со своим возлюбленным. В этом состоянии героиня ворочается в постели, тяжело вздыхает и мечтает, как она увидится с любимым.

Подруга Рукмини обратилась к ней: «О лотосоликая Рукмини, я замечаю твои постоянные вздохи, вырывающиеся из твоих бим-боподобных уст, твое иссохшее тело, ворочающееся на кровати, как палка, и твои глаза постоянно размытые черной маскарой. Но ничего не может стать препятствием для твоей свадьбы завтра».

Смрити

Воспоминание о качествах и деяниях возлюбленного называется смрити. В этом состоянии влюбленную девушку охватывает дрожь, она плачет, тяжело вздыхает и тоскует.

Подруга Сатьябхамы сказала ей: «Царственный слон-Кришна плещется в озере твоего ума. О дочь Махараджи Сатраджита, этот слон-Кришна постоянно забрызгивает лотосы твоих глаз. Он ослабил лотосные стебли твоих рук и заставил трепетать птиц чакра-еака твоей груди».

Гуна-киртанам

Гуна-киртанам — это прославление красоты и других трансцен-денгных качеств своего возлюбленного. Эта деятельность заставляет героиню трепетать, по ее телу бегут мурашки, а голос прерывается от экстатических переживаний.

Принцесса Рукмини написала письмо Кришне: «О царь Матхуры, все юные девушки жаждут испить медовую сладость Твоей трансцендентной красоты. Даже когда Ты Сам пробуешь капельки этого мёда, волоски на Твоем теле вздымаются от экстаза. И шмель моего ума, издалека вдохнув аромат этого мёда, не может больше оставаться спокойным и умиротворенным».

Беспокойство, скорбь, сопровождаемая безумием, болезнью, инертностью и стремлением к смерти — эти шесть признаков проявляются в саманджаса-пурва-раге в той же степени, в какой они присутствуют в саманджаса-рати.

Садхарана-пурва-рага

Садхарана-пурва-рага подобна садхарана-рати. В ней обнаруживаются те же шесть состояний вплоть до вилапа (скорбь), но в более мягкой форме.

Абхилаша

Описание цариц Господа в Двараке: «Все эти женщины прославились, несмотря на то, что не имели особых качеств и чистоты. Их супруг, лотосоокий Верховный Господь, никогда не покидал их дворцы и всегда радовал их сердца Своим присутствием» (Пратхама-скандха, 1.10.30).

В садхарана-пурва-раге трансцендентные влюбленные, пользуясь услугами посланников, обмениваются любовными письмами (кама-лекха), гирляндами (.мальярпанам) и другими предметами. Эти предметы или письма могут передаваться Самим Кришной Его возлюбленной гопи, или посредством доверенных спутников.

Любовное письмо (кама-лекха)

Любовное письмо (кама-лекха) раскрывает чувства любви гопи к Кришне. Письмо может быть передано девушкой юноше, или юношей девушке.

Существует два вида любовных писем: ниракшара (написанные с помощью знаков или символов) и сакшара (написанные с использованием алфавитных букв).

Наракшара

Не прибегая к помощи букв, героиня может нацарапать ногтем на красном лепестке полумесяц или вывести символическую фигуру на красноватой веточке и отправить это послание Кришне. Такое письмо называется ниракшара.

Кришна сказал Субалу: «Кончиком ногтя Вишакха нацарапала на свежей веточке полумесяц. Как случилось, что этот нацарапанный любовный полумесяц насильно проник в Мое сердце?»

Сакшара

Письмо, написанное собственной рукой автора на простом языке (пракрит), называется сакшара.

Шашимукхи передала Кришне от Радхарани следующее письмо: «Мой дорогой Кришна, долгое время Ты терзал и ранил Мое сердце, и теперь могущественный, скверный Купидон вошел в эти раны, которые сделал Ты. Теперь Я вижу Тебя повсюду, куда бы ни бросила взгляд, но никак не могу найти этого Купидона» (Джаган-натха-валлабха).

Для написания такого письма используют красные чернила, сделанные из стебля лотоса, или черные чернила из мускуса. Бумагой служат большие лепестки цветов, а печать ставят красной кункумой.

Малъярпанам (гирлянда)

Вринда сказала Радхарани: «Моя дорогая сакхи, Кришна, принц Враджа, послал Тебе эту удивительную, искусно сплетенную гирлянду, которая ярко свидетельствует о Его великом умении». Когда Радхарани услышала эти слова, Она покрылась испариной. Я думаю, что случилось на самом деле, — всё Ее умиротворенное, хладнокровное целомудрие немедленно вытекло из Ее тела».

Знатоки рас перечисляют следующие стадии пурва-раги: любовные чувства между героиней и героем вспыхивают после того, как они впервые увидят друг друга; затем следуют размышления, привязанность и беспокоящие чувства; сильная решимость встретиться; бессонница; истощение; безразличие ко всему, кроме возлюбленного; потеря стыда; безумие; обморок, и, наконец, желание совершить самоубийство.

Таково последовательное развитие пурва-раги. Пурва-рага возникает как в сердце героя, так и героини, однако в первую очередь проявляется в поведении героини, а затем уже охватывает и чувства героя.

Вринда обратилась к Радхарани: «Погруженный в блаженство от сладости пения собственной флейты, Кришна прекратил играть на флейте. Он забыл украсить Себя гирляндой и другими цветочными украшениями. Он больше не испытывал жажды наслаждаться пленительными играми с множеством гопи. О моя подруга, Он просто позволил неугомонным змеям Твоих бровей выпить беспокойный ветер Его сердца» (говорится, что змеи поддерживают себя, вдыхая ветер).

Таково описание пурва-раги.

 

Мана

 

Мана (ревнивый гнев) определяется тем, что не позволяет герою и героине встретиться друг с другом или же при встрече мешает героине смотреть на своего возлюбленного, обнимать его и исполнять другие желания.

Мана порождает такие санчари-бхавы, как упадок духа, сомнения, гнев, волнение, гордость, ревность, утаивание своих чувств, задумчивость и чувство вины.

Источником гнева становится праная (любовь, когда влюбленные считают себя равными). Обычно мана не возникает до стадии праная. Если же это происходит, мана проявляется только в незрелом состоянии.

Мана (ревнивый гнев) — это проявление экстатической любви. Он бывает двух видов: сахету (имеющий причину) и нирхету (не имеющий причины).

Сахету-мана

Когда героиня узнаёт, что ее возлюбленный проявляет нежные чувства к другой девушке из группы соперниц, у нее возникает ревнивый гнев. Таким образом, бхава, смешиваясь с пранаей, становится сахету-маной.

«Мудрецы утверждают, что без любви не может быть страха потерять своего возлюбленного, и без любви не может быть ревности. Поэтому страх и ревность — неотъемлемые составляющие любви» (Шрингара-тилака, 2.53).

«Когда Кришна медленно вошел во дворец, Он, которого боится сам страх и который является потомком Махараджи Яду, с любовью размышлял о Своей разгневанной царице Сатьябхаме. Тем временем, услышав, как ее соперница Рукмини получила цветок париджата с Индралоки, Сатьябхама, которая очень гордилась богатством своей юности и красоты, погрузилась в состояние ревнивого гнева» (Хари-вамша, 2.66.4, 2.65.50). *

Таким образом, все виды мана служат для усиления интенсивности премы, любви между героем и героиней.

Сердце героини наполнено чувством обладания своим возлюбленным, она считает его своей собственностью, и потому, если ей приходится видеть героя в объятиях соперницы, она теряет душевный покой и самообладание.

Однажды в Двараке Шри Кришна подарил цветок с дерева париджата своей супруге Шри Рукмини-деви. Хотя все остальные жены Господа узнали об этом, только Сатьябхама не смогла стерпеть подобное «унижение ее достоинства». В сердце Сатьябхамы вспыхнул ревнивый гнев (мана), когда она с ужасом осознала благосклонность Кришны к ее сопернице.

Есть три способа, как героиня может узнать об особой благосклонности Кришны к ее сопернице: услышать об этом (шрута); догадаться о влиянии соперницы на героя (анумита); увидеть ее с героем (даршана).

Шрута

Героиня может услышать о сопернице от своей близкой подруги (прия-сакхи), от попугая или от кого-либо еще.

Вринда обратилась в Шашимукхи: О Шашимукхи, пожалуйста, не верь этой лжи, что наговорила тебе жестокосердная подруга о предательстве Кришны. Стоя в лесу, твой возлюбленный Кришна сейчас полностью разбит из-за того, что не видит твоего лица. О прекрасная богиня, пожалуйста, будь добра к Нему и облегчи страдания Его сердца».

Услышав от подруги, что Кришна подарил цветок париджата царице Рукмини, разгневанная Сатьябхама сказала: «Увы, какие мучительные новости услышала я сейчас! О подруга, пожалуйста, не мучай меня этими лживыми шутками. Даже в моем присутствии Кришна предпочитает дарить небесный цветок париджата этой Рукмини. Тьфу на этого Кришну!»

Когда Шьямала, услышав от попугая об измене Кришны, сильно разгневалась, Кришна попытался успокоить ее: «Этот лесной попугай просто повторяет слова какой-то жестокой гопи, обожающей ссоры. Моя дорогая Шьямала, пожалуйста, не верь этим бессмысленным словам глупой птицы. Охлади свой ревнивый гнев, который мучает Меня, и будь милостива ко Мне».

Анумита

Иногда героиня может увидеть на теле своего возлюбленного признаки того, что тот проводил время в компании другой гопи; кроме того, герой может ненамеренно произнести имя ее соперницы или же та может явиться к ней во сне. «Знаки любви» на теле героя и героини-соперницы называются бхоганка, а непреднамеренное произнесение героем имени соперницы называется готра-скхалана. Если это происходит, героиня испытывает такую пронзительную боль, что хочет немедленно умереть. Когда героиня видит соперницу во сне, это называют свапна-дришта-випакша-вайшиштья,

Бхоганка

Потратив всю ночь в ожидании Кришны, утомленная и усталая Чандравали, в конце концов, заснула. На рассвет е Кришна пришел и стал оправдывать Свою задержку. Подруга Чандравали, Падма, гневно обрушилась на Него со следующими словами: «О лжец, развлекающийся на берегу Ямуны, какая польза в Твоих сладких словах? Утомленная, разгневанная Чандравали сейчас спит в лесной беседке. Тебе же я советую немедленно убираться отсюда! На Твоем лбу отпечатались мастерски нарисованные дельфины, украшавшие тело соперницы Чандравали».

Когда Кришна пришел на рассвете на место свидания, разгневанная Радхарани обратилась к Нему: «А, Кришна, явился не запылился. Твои глаза, Я вижу, покраснели, должно быть, от цветочной пыльцы. Я также вижу, что Твои губы изранены, наверное, холодный лесной ветер иссушил их. Не отстраняйся от Меня. В конце концов, судьба не благосклонна ко Мне, и Я не должна осуждать Тебя» (Видагдха-мадхава, 4.40).

Готра-скхалана

Билвамангала Тхакур: «Покинув рощу, именуемую Радха-мохана (очарование Радхи), Кришна пришел к Чандравали. Кришна сказал: «О Радхарани, все благословения Тебе». Чандравали ответила: «О Камса, все благословения тебе». Кришна удивился: «О сбитая с толку девушка, где ты увидела Камсу?» Чандравали ответила: «А почему Ты обращаешься ко мне «О Радхарани»?» Кришна, опустив лицо, смущенно улыбнулся. Пусть Господь Хари защитит всех вас».

Однажды Кришна случайно обратился к Чандравали, назвав имя Радхарани. В это время подруга Чандравали принялась отчитывать Кришну: «Ага! Прямо перед Тобой сияет ослепительным светом, словно множество лун, прекрасная Чандравали, о мошенник, где Ты увидел шестнадцатую звезду по имени Радха? О чернокожий, немедленно уходи из этой кунджи, моя подруга, луноподобная Чандравали, покраснела от гнева и не желает больше видеть Тебя».

Свапна

Свапна: Кришна или Его друг-весельчак Мадхумангала во сне произносят особые речи.

Когда Кришна спал рядом с Чандравали, посреди ночи Он стал говорить во сне: «О Радха, Я проклинаю Тебя, что Ты никогда не оставляешь Меня одного. Ты всегда находишься в Моем сердце и вне Меня. Ты всегда передо Мною и позади Меня. Ты — в лесной беседке и в лесу у холма Говардхана. Ты следуешь за Мной повсюду». Когда Чандравали услышала эти слова, она разгневалась и отвернулась от Кришны».

Шайбья сказала своей подруге: «Посмотри, как лицо Чандравали пылает болью и гневом. Она услышала, что Мадхумангала говорит во сне. Мадхумангала сказал: «Кришна просто обхитрил Чандравали, подругу Падмы, сказав ей множество приятных, лукавых слов. А теперь идет к Радхарани!»»

Падма сказала Кришне: «Прекрати врать! Ты оставил мою другу Чандравали в полном одиночестве в той пещере с подозрительной поспешностью, которая показала Твое намерение обмануть ее. О царь обманщиков, я долго следила за Тобой, и, в конце концов, когда я услышала подозрительный звон колокольчиков, я увидела Тебя с Радхарани на берегу Ямуны».

Падма сказала Чандравали: «О моя подруга, ранним утром я сделала ожерелье из гунджи и со страстным желанием любви надела ее на шею принцу Враджа. Посмотри! Лалита сейчас носит то же самое ожерелье на своей груди! Это зрелище сжигает мое сердце ярким пламенем».

Нирхету-мана

Если реального повода для ревнивого гнева нет, но под влиянием пранайи, которая смешивается с бхавой, героиня находит некий предлог, возникает необоснованный гнев ревности (нирхету-мана).

Сахету-мана — это трансформация пранайи, а нирхету-мана — расширение пранайи, которая возникает из природы любовных игр (виласа). Такое проявление беспричинного любовного гнева называется пранайя-мана.

По своей природе духовная любовь движется по кривой, подобно змее, то есть ее развитие непредсказуемо. И поэтому героиня и герой испытывают два вида ревнивого гнева: обоснованный и необоснованный (сахету и нирхету).

Вьябхичари-бхавы этого вида любви (мана) многочисленны; главная среди них — утаивание чувств.

Опоздав на свидание на три часа, гопи стала оправдывать свое опоздание следующими словами на гнев подозрительного Кришны: «Если Ты даже немного подозреваешь меня, то не смотри на меня смеющимися глазами. О принц Враджа, я искусно обманула своего мужа и, украшенная сияющими драгоценностями, долго шла по дороге сюда, лунный свет не появлялся до середины ночи, а затем неожиданно появились густые тучи и заслонили луну».

Радха сказала Своей подруге: «Во время Наших полуденных игр Я захотела нарвать цветов и потому оставила Его. О сакхи, когда Он, в конце концов, увидел Меня, то выглядел очень взволнованным. Он стал молчаливым и Его лицо было невыразительным, как луна. Когда Я с тревогой положила горсть цветов к Его стопам, это божество гневно нахмурило Свои брови и неожиданно улыбнулось».

Когда Радха увидела Кришну, возвращающегося в деревню Враджа из леса, Она неожиданно, без всякой причины, почувствовала ревнивый гнев. Заметив это, Ее подруга Шьяма сказала Ей: «Кришна остановился на мгновение у Твоего порога, бросая на Тебя из уголков глаз взгляд, исполненный игривой любви. О подруга, снедаемая ревнивым гневом, почему Ты просто смотришь на Него из окна? Отбрось гнев, выйди из дома и порадуй Господа Твоей жизни» (Удцхава-сандеш, 44).

Однажды Радхарани отправила Кришну собирать цветы. Он вернулся и нашел Ее пылающей ревнивым гневом без всякой на то причины. Он сказал Ей: «О горячая девушка, по Твоему приказу Я нарвал эти цветы. Почему Ты внезапно охладела и стала молчаливой? Перестань дуться и скажи, каким цветком Мне украсить Твое ухо?»

Когда Радха и Кришна одновременно разгневались друг на друга в состоянии мана, Вринда сказала Им: «Кришна, почему Ты опустил лицо и молчишь так долго? Радха, почему Ты молчишь, словно набрала в рот воды, и сердишься на Кришну? Мои дорогие друзья, кто украл Ваши улыбки? Нет причин ссориться из-за этих грубых, шутливо брошенных слов».

Однажды, желая прекратить Их ссору, Кришна сказал Радхе: «Сейчас Ты пришла в лесную рощу на берег Ямуны. Должно быть, Ты очень устала из-за Нашей ссоры. О Радха, возьми этот круглый гранат». Волоски на теле Радхики поднялись от радости, а на лице расцвела улыбка. Улыбаясь и смеясь, Кришна обнял Ее.

Нирхету-мана (беспричинный ревнивый гнев) спонтанно угасает, и поссорившиеся влюбленные естественно улыбаются и возобновляют свою прежнюю дружбу.

Кришна сказал рассерженной Радхарани: «О Радха, если Ты так разгневана на Меня, то почему Твои щеки пылают румянцем счастья?» Когда Радхарани не смогла спрятать улыбку, услышав эти шутливые слова, Кришна, повелитель гопи, поцеловал Ее.

Хасъя (смех) и другие подобные бхавы прогоняют ман, однако, чтобы нейтрализовать сахету-ман, герою приходится использовать многие средства, такие как успокаивающие слова, дипломатичные прославления, подарки, поклоны, притворное пренебрежение и резкая перемена настроения. Признаком угасания мана являются следующие действия героини: она вытирает ладонями слезы, начинает улыбаться, шутить и т. д.

Успокаивающие слова

Кришна успокоил Радхарани после Их ссоры: «О прекрасная Рад-хика, правда в том, что даже хотя Я серьезно оскорбил Тебя, Ты всё же — Мое сладостное прибежище, где Я храню Свою нежную любовь». Когда Радхарани услышала эти слова, Она опустила лицо, и слезы брызнули из Ее глаз, наполняя два великолепных кувшина Ее груди».

Дипломатичные прославления

Дипломатичные прославления бывают двух видов: 1) хитро прославлять качества возлюбленной и 2) обвинять ее, обвиняя ее подруг, или укорять других.

Кришна сказал Радхарани: «О Радха, Твои глаза очаровательны и игривы, как две неугомонные рыбки, Твои груди подобны двум пленительным черепахам, Твои губы — как два неисчерпаемых источника трансцендентного блаженства, три линии на Твоей талии ослепительно великолепны, а красота Твоего лица повергает в отчаяние мириады богинь удачи. О гордая, гневная девушка, даже хотя Ты обладаешь такой восхитительной красотой, всё же Твое сердце осквернено ревностью» (Видагдха-мадхава, 4.14).

Говоря притворно приятные слова, герой может также успокоить ссору.

Кришна сказал Радхарани: «Нет Твоей вины в том, что Ты грубо относишься ко Мне и с любовью к другим. Я не достоин Твоей доброты. Ты так очаровательна, что затмеваешь даже красавиц с небесных планет, которые по сравнению с Тобой кажутся трупами. О дивноликая, среди любящих девушек Враджа Ты — высший объект поклонения».

Когда Бхадра поссорилась с Кришной, ее подруга обратилась к ней: «О славная Бхадра, твой любимый Кришна, убил демона Шанкха-чуду и поклялся защищать всех праведников от демонических сил. И поэтому не хорошо для тебя пренебрегать Им». Когда Бхадра, услышала эти слова, одна слезинка незаметно повисла на кончике ее носа, словно украшающая нос жемчужина.

Подарки

Герой, пользуясь подходящим случаем, дарит героине украшения или другие подарки, чтобы прекратить ссору.

Однажды Кришна сказал ревниво разгневанной Падме: «У Меня есть друг по имени Купидон. Когда он услышал, что ты Моя возлюбленная, он передал Мне это сапфирное ожерелье тебе в подарок. Это ожерелье сейчас насладится праздником счастья прикосновения к твоей груди». Сказав это, Кришна украсил грудь Падмы ожерельем. Она отбросила ревность и гнев, широко улыбаясь над этой шуткой, в это время Кришна с любовью поцеловал ее.

Поклоны

Поклоны означают, что герой падает к стопам любимой и молит ее о прощении.

Вринда сказала Кундалате: «Когда Кришна, затмевающий Своей красотой миллионы Купидонов, предложил поклоны, прикоснувшись павлиньим пером к Ее стопам, из глаз прекрасной Радхарани потоками полились слезы, объявляя о конце жаркого лета Ее ревнивого гнева».

Притворное пренебрежение

Иногда, видя, что никакие методы не помогают ему успокоить героиню, герой замолкает и тем самым проявляет кажущееся безразличие к ней. Такое поведение называется притворное пренебрежение.

Вринда сказала гопи: «Кришна — дорогой сын царя пастухов. Он — главный герой Даже сонмы Купидонов не могут сравниться с Ним. Мои дорогие подруги, не хорошо, что Радхарани так груба с Ним. Посмотрите, Она идет вдалеке. Почему Она так жестока к Кришне?»

Кришна обратился к Субалу: «Даже несмотря на то, что Я неоднократно склонялся перед ней, Падма не хотела остужать свой ревнивый гнев. Она сказала Мне: «Я клянусь никогда не разговаривать с Тобой снова, и плачу я сейчас только потому, что цветочная пыльца попала мне в глаза».

Однако некоторые ученые склонны считать, что упекша подразумевает умение говорить двусмысленные шутливые слова, пытаясь тем самым задобрить героиню.

Кришна сказал Чандравали: «В твою косу вплетены цветы малати, а в твоем левом ухе — цветок малы. Каким другим цветком Мне украсить твое правое ухо?» Когда Кришна сказал эти слова, Он улыбался и под предлогом понюхать эти цветы, поцеловал Чандравали в ее цветущую щеку.

Резкая перемена настроения

Неожиданная смена настроения. Так иногда герой произносит слова, которые наполняют сердце героини внезапным страхом. Поскольку подобная смена настроения может возникнуть и сама собой, неожиданная смена настроения бывает двух видов: 1. когда неожиданные обстоятельства прекращают ссору влюбленных; 2. когда герой намеренно пугает свою возлюбленную или вводит ее в другое эмоциональное состояние, чтобы прекратить ссору.

 

1. Когда неожиданные обстоятельства прекращают ссору влюбленных

Гопи вели беседу между собой: «Хотя Кришна говорил льстивые слова и применял множество других действенных тактик, Он не мог убедить Бхадру охладить ее ревнивый гнев. Смотрите! Испугавшись раскатов грома, Бхадра добровольно бросилась в объятия Кришны».

Кришна сказал Субалу: «Когда Мои сладкозвучные слова и другие усилия были бесполезны, вдруг демон Аришта издал свирепый рык, который прозвучал как магическое заклинание, которое тут же погасило пламя ревнивого гнева Вишакхи».

 

2. Когда герой намеренно пугает свою возлюбленную или вводит ее в другое эмоциональное состояние, чтобы прекратить ссору

Вринда сказала Паурнамаси: «Закрыв глаза и искривив лицо, Кришна сказал: «Ох! Меня укусила ужасная пятиглавая змея!» Радхарани сильно взволновалась и тут же позабыла о Своем ревнивом гневе, Когда Она спрашивала: «Что же делать? Что же делать?» Очаровательный Кришна, улыбаясь, неожиданно поцеловал Ее».

Нандимукхи сказала Паурнамаси: «После того как Кришна обидел Радхарани, Он попытался умиротворить Ее, подарив цветочную гирлянду. Увидев, что Она в гневе отбросила эту гирлянду, Он сделал вид, что горько опечалился. Закрыв глаза и сморщив лицо, Он притворно упал в обморок на землю. Обеспокоенная Радхарани немедленно склонилась над Ним, обеими руками обняв Его за шею, Кришна вдруг улыбнулся и поцеловал Ее, испив нектара Ее бимбоподобных уст».

Иногда ревнивый гнев дивнобровых девушек Враджа может быть успокоен определенным местом и временем, а также с помощью звуков флейты Кришны.

Вринда сказала Бхадре: «Когда Чандравали увидела лес Вриндавана, наполненный множеством цветов и жужжащих пчел, и когда она увидела своего любимого улыбающегося Кришну под деревом кадамба, она тут же утратила весь свой ревнивый гнев и ее глаза засияли желанием наслаждаться с Кришной».

Вринда сказала Кришне: «Когда разгневанная Радхарани услышала как гоим-посланница сказала: «Очаровательная, нектарная осенняя луна омывает лес на берегу Ямуны ярким сиянием, Радхарани сразу же умиротворилась, и блеск Ее улыбки указывал на то, что Она простила Тебя».

Одна гопи сказала разгневанной Радхарани: «Если Ты добровольно не откажешься от Своего упрямого гнева, тогда победоносные звуки флейты Кришны разгонят его».

Радха сказала Лалите: «О подруга, будь добра, закрой Мне уши. В этом лесу совершенный йог-флейта Кришны декламирует мантру, чтобы и



2019-05-24 359 Обсуждений (0)
Разновидности супружеской любви 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Разновидности супружеской любви

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (359)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)