Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИСЛАМ И МУСУЛЬМАНЕ В ДИСКУРСЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ



2019-05-24 673 Обсуждений (0)
ИСЛАМ И МУСУЛЬМАНЕ В ДИСКУРСЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Шаврина М.С.

магистрант Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации, [email protected]

Научный руководитель: Шапаров А.Е., д. полит. н., проф. кафедры регионоведения, международных отношений и политологии ВШСГНиМК

 

Изучение места религиозного маркера в процессе формирования гражданской идентичности, особенно в странах с этнокультурной неоднородностью, – это актуальное направление исследования в рамках социальных наук. Отсюда не случайно, что предстоящим летом 2018 года на XIX Всемирном социологическом конгрессе (Торонто, Канада) в рамках исследовательского комитета по политической социологии предполагается обсуждение на одной из сессий темы «Нация, религия и идентичность в современном мире» [1]. Другая наблюдающаяся сегодня тенденция в рамках политической науки – это появление на Западе (преимущественно в Сербии и США) субдисциплины «политология религии», основателем которой является сербский политолог Миролюб Евтич [2]. Одна из четырех областей исследования этой субдисциплины включает в себя: понятия, объяснения, советы, конструкции религиозных догм, доктрин, учения и практики, которые явно, прямо и открыто связаны с политической сферой [2, p. 64].

Интерес для исследования места религиозного компонента в процессе формирования гражданской идентичности и изучение тех факторов или инструментов, которые могут способствовать её формированию (или же, напротив, препятствовать) представляют страны не только с этнокультурной однородностью, но и с культурным многообразием. Более того, как показывают последние опросы в современной России, религиозным организациям доверяют 43% граждан. Уровень доверия идет следом после: Президента (74%), армии (60%) и органов государственной безопасности (46%) [3]. Принимая во внимание поликонфессиональность современной России, на наш взгляд, релевантно рассмотреть данный процесс на примере второй по численности традиционной религии – ислама[10].

В настоящей статье мы исходим из официальных определений «гражданской идентичности» и «гражданской нации», которые были даны в 2017 году. Согласно словарю, разработанному академиками РАН, под гражданской идентичностью понимается – «отождествление себя с гражданами страны, государственно-территориальным пространством, представление о государстве, обществе, стране, образ «мы» и чувство общности, солидарности, ответственности за дела в стране» [4]; под «российской нацией», - гражданско-политическая общность, консолидированная на основе исторической российской государственности, члены которой обладают равными правами независимо от этнической, расовой и религиозной принадлежности, общими историко-культурными ценностями, чувством принадлежности к единому народу, гражданской ответственностью и солидарностью» [там же]. Фактически предполагается осуществление известной формулы – «единство в многообразии», которая, по мнению В.Ю. Зорина отвечает «…не только насущной потребности обеспечения гражданского согласия в крупном государстве, это также еще и единственная реализуемая формула устройства многоэтничной и поликонфессиональной страны» [5, с.118].

Одна из главных функций религии и религиозных организаций в современных условиях, по мнению М.М. Мчедловой, заключается в их возможности «..выступать в качестве ресурса политической и социальной консолидации. Они способны при помощи гражданских, культурных, вероучительных объединительных моментов выполнять функции обеспечения национальных интересов…» [6, с. 94-95]. В свою очередь, В.А. Михайлов считает, что процесс формирования и развития российской идентичности неразрывно связан с воспитанием чувства общей родины, а значит, и патриотизма, которое необходимо начинать со школьной скамьи, в рамках уроков религиозной и светской этики, на которых важно акцентировать внимание, прежде всего, на общих гуманистических началах религий [7, с. 90-91]. 

Солидаризируясь с вышесказанным, мы полагаем, что рассмотрение с целью выявления места исламского маркера в процессе формирования гражданской идентичности в современной России, важно начать с раскрытия в концептуальном плане понимания следующих компонентов гражданской идентичности: государственно-территориальное пространство, представление о государстве, стране, образ «мы» и чувство общности, солидарности, ответственности за дела в стране. Особенностью раскрытия такого понимания в настоящей статье выступает анализ, прежде всего, через призму исламской религиозной традиции, а также включая рефлексию мусульманского сообщества России.

Ключевым документом для такого анализа выступает «Социальная доктрина российских мусульман» (далее – Доктрина), подписанная 14.06.2015 г. [8]. Данный документ отражает официальную позицию исламского духовенства на различные аспекты сосуществования мусульман в российском обществе, в том числе и по отношению к государству, к иным верованиям, к иной культуре. Анализ содержательной части Доктрины на предмет выявления концептуальных разъяснений перечисленных выше составляющих гражданской идентичности представлен в Таблице 1.

Таблица 1

Краткие концептуальные разъяснения социальной доктрины российских мусульман от 14 июня 2015 года

Компоненты российской         гражданской идентичности Разъяснения согласно Доктрине
Государственно-территориальное пространство и представление о государстве - «дар-ус-салям» (территория мира»), - «дар-уль-ахд» (территория договора) - «дар уш-шахада» (территория, на которой можно свободно исповедовать свою религию)
Представление о стране «дийар» (земля, страна) т.е. земная Родина.
Образ «мы» и чувство общности, ответственности за дела в стране Мединская Конституция постулирует: общность религии общность Родины

Таким образом, российские мусульмане считают свою земную Родину территорией мира, договора и территорией, на которой можно свободно исповедовать свою религию [8, с. 28]. Следует отметить, что перечисленные категории разработаны мусульманскими правоведами и входят в круг других понятий, таких как: «дар-аль-ислам» (территория ислама), «дар-ас-сулх» (территория мирного договора), «дар-аль-харб» (территория войны) [9, с. 56]. Данные понятия сегодня широко транслируются в мировом масштабе, в том числе они применимы в контексте государственно-территориального пространства для стран с мусульманским и немусульманским населением.

В области представлений о государстве и стране выявлено, что для мусульман Закон государства является общественным договором, который в исламе имеет особое значение как форма социального бытия. Основной закон – Конституция РФ – гарантирует права и свободы граждан, в том числе, право на вероисповедание. Следовательно, государственная власть в РФ признается мусульманами одновременно легальной и легитимной. Россия как страна воспринимается мусульманами в качестве земной Родины [8, с. 24-26, 28].

Что касается чувства общности, солидарности, ответственности за дела в стране, Доктрина постулирует, что в организации взаимоотношений внутри мусульманского сообщества основой выступает братство по вере (ислам). Но в то же время ислам признает братство, основанное на гражданстве, несмотря на различие в вере. Более того, на примере Мединской Конституции показано, что наряду с общностью в религии, значимы и общность в гражданстве и проживание на одной общей родине. В доктрине подчеркнуто, что недопустимо подменять вероисповедные узы гражданством. И если от мусульман не требуют отречения от их веры, то связи по вере и связи по гражданству не противоречат друг другу. В целом подчеркнуто, что понятие «гражданство» в исламской мысли предполагает любовь к Родине и к согражданам, включая внесение позитивного вклада во все то, что служит ее интересам и способствует ее прогрессу [8, с. 30-35].

В данном ключе автор убежден, что наличие в определении «российской гражданской нации» утверждения того, что члены такой политической общности являются ее частью вне зависимости от религиозной принадлежности, само по себе, может служить положительным аспектом для интеграции верующих в поликонфессиональном государстве. Но важно иметь такое представление и на когнитивном уровне. Однако, последнее социологическое исследование, опубликованное в 2017 году исследовательским центром «Pew», показало, что большинство православных в России согласились с тем, что для того, чтобы быть «истинным россиянином», нужно принадлежать к Русской православной церкви; более того, ¼ мусульман согласны с этим, равно как и число респондентов, не причисливших себя никакой из религий [10, p.12].

Исходя из этого, объяснимо, что сегодня представители традиционных религий России, в частности ислама, артикулируют в публичном пространстве результаты собственных духовно-нравственных, социально-культурных и интеллектуальных исканий [11, с. 109]. Часто их искания отсылают нас к известному в мусульманских кругах крымско-татарскому просветителю Исмаилу Гаспринскому, который в своей работе: «Русское мусульманство: мысли, заметки мусульманина» поднимал вопрос о необходимости единения и общей судьбы тюркских и славянских народов на территории Российской Империи [12]. В современном контексте, с опорой на идеи крымско-татарского просветителя рефлексия находится в осмыслении российского мусульманства как социокультурного феномена евразийской цивилизации. Эти идеи развивает Д. Мухетдинов [13]. Мухаметов А.Р. в то же время отмечает, что мусульманским религиозным общинам необходимо помимо духовно-религиозной деятельности ввести также и гражданское просвещение, в сотрудничестве с юридическими институтами вести разъяснительную деятельность среди мусульман [14].

Таким образом, подчеркнуто, что вопросы нациестроительства, формирования гражданской идентичности – это очень сложный и тонкий процесс, требующий от государства учета множества факторов, среди которых есть и религиозный. Важность последнего обусловлена и тем, что религиозные организации сегодня находится в числе первых по уровню доверия граждан в России. Социальная доктрина Российских мусульман позволяет говорить об общей позиции исламского духовенства России, которая может служить объединяющим социально-политическим аспектом религиозного фактора. Но как видится автору, налицо недостаточная информированность больших масс мусульман о наличии данной Доктрины, тем более, об ее содержании. Данный факт вызывает озабоченность и как следствие необходимость усиления просветительской работы исламских религиозных организаций, направленной на информирование широкого круга своих адептов с целью закрепления данных ценностей в сознание мусульман. Мусульманский дискурс показывает, что самоосмысление российских мусульман включает в себя осознание себя как частью евразийской цивилизации, так и частью современной многоконфессиональной России.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Nation, Religion and Identity in the Contemporary World. / International Sociological Association [Электронный ресурс]. – URL: https://isaconf.confex.com/isaconf/wc2018/ webprogrampreliminary/Session10168.html (дата обращения: 09.03.2018).  

2. Jevtić, M. Political science and religion. [Электронный ресурс] // Politics And Religion Journal. – 2007. – № 1(1). – P. 59-69. – URL: https://www.politicsandreligionjournal.com/ index.php/prj/article/view/213 (дата обращения: 09.03.2015). 

3. Институциональное доверие. 13.10.2016 [Электронный ресурс] / АНО Левада-Центр. – URL: https://www.levada.ru/2016/10/13/institutsionalnoe-doverie-2/ (дата обращения: 14.03.2018).

4. Российской нации дали определение. 20.04.2017. / Известия. – URL: https://iz.ru/news/687767 (дата обращения: 09.03.2018). 

5. Зорин, В.Ю. Мусульмане России: реалии формирования гражданской идентичности // Ислам в современном мире. – 2016. – Том 12. № 2. – С. 117-126.

6. Мчедлова, М.М. Ислам и единство российского общества: современность и исторический опыт // Ислам в современном мире. – 2015. – Том 11. – №1. – С. 93-102.

7. Михайлов, В.А. Воспитание чувства Родины как первоосновы гражданской идентичности и укрепления единства Российской нации // Ислам в современном мире. – 2015. – Том 11. – № 1. – С. 87-92.

8. Социальная доктрина Российских мусульман. 14.10.2015. С.48. / Материалы Межрелигиозного совета России. [Электронный ресурс]. – URL: http://interreligious.ru/netcat_files/17/10/2_Sotsial_naya_doktrina_Rossiyskih_musul_man__14_iyunya_2015_goda_.pdf (дата обращения: 09.03.2018).

9. Ислам: Энциклопедический словарь. - М.: Наука, 1991. – 315 с.

10. Religious Belief and National Belonging in Central and Eastern Europe / Pew Research Center. – 10 May 2017. Р.176. [Электронный ресурс]. – URL: http://assets.pewresearch.org/wp-content/uploads/sites/11/2017/05/15120244/CEUP-FULL-REPORT.pdf (дата обращения: 11.01.2018).

11. Кашаф, Ш.Р. Вызовы национальной идентичности: мусульманский ответ, российский случай // Власть. – 2015. – №4. – С. 107-115.

12. Гаспринский, И. Русское мусульманство: Мысли, заметки и наблюдения мусульманина. – Симферополь, 1881. – 45 с.

13. Российской мусульманство: традиции уммы в условиях евразийской цивилизации / Д. Мухетдинов. – М.: ИД «Медина», 2016. – 84 с.

14. Мухаметов, А.Р. Адаптация или отчуждение? Формирование гражданской идентичности российских мусульман. 13.05.2015. [Электронный ресурс]. / IslamRF.ru. – URL: http://islamrf.ru/news/analytics/amal/36498/ (дата обращения: 09.03.2018).

 



2019-05-24 673 Обсуждений (0)
ИСЛАМ И МУСУЛЬМАНЕ В ДИСКУРСЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИСЛАМ И МУСУЛЬМАНЕ В ДИСКУРСЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (673)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)