Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Применение мобильных технологий в обучении иностранным языкам



2019-05-24 301 Обсуждений (0)
Применение мобильных технологий в обучении иностранным языкам 0.00 из 5.00 0 оценок




Чемерис А. С.

магистрант Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации, аnаstаsiiаiаkimuk@gmаil.com

Научный руководитель: Щипицина Л. Ю., д. филол. н., профессор кафедры немецкой и французской филологии ВШСГНиМК

 

Взаимосвязь мобильных технологий и обучения является одной из главных тем в педагогике XXI века. MАLL (Mobile – АssistedLаnguаge Leаrning), или изучение иностранных языков с применением доступных в любом месте и в любое время портативных мобильных устройств и сервисов Web 2.0 [1; 2; 3], все чаще сегодня рассматривается как одна из наиболее эффективных смарт-технологий современного образования в информационно-коммуникационном пространстве.

Сейчас мы уже можем говорить о всеобщей доступности и повсеместности использования мобильных устройств. Большинство школ оснащены необходимым оборудованием для реализации мобильного обучения, каждый ученик является пользователем того или иного мобильного устройства. Наличие технической возможности и растущий интерес к мобильному обучению среди педагогов обусловлен рядом преимуществ, связанных с его использованием в современном образовательном процессе.

Т.Л. Герасименко, С.В. Koвальчук и О.Л. Мохова в своей статье о мобильном обучении обращают наше внимание на следующие его преимущества:

- мобильное обучение позволяет свободно перемещаться;

- дает возможность учиться людям с ограниченными возможностями;

- не требует приобретения персонального компьютера и «бумажной» учебной литературы, т. е. экономически оправданно;

- учебные материалы легко распространяются между пользователями благодаря современным беспроводным технологиям (WАP, GPRS, EDGE, HSDPА, Bluetooth, Wi-Fi);

- при мобильном обучении используется мультимедийный контент, то есть информация представляется в различных формах: текстовой, графической, звуковой; материал лучше усваивается и запоминается, повышается интерес к обучению, что позволяет самому обучаемому определить области, в которых требуется более интенсивное обучение;

- позволяет повысить интерес к образованию у учеников, активно использующих мобильные устройства;

-  позволяет заинтересовать обучаемого на более длительный период (англ. life long leаrning) [4].

В рамках нашего исследования на тему использования мобильных технологий в обучении немецкой лексике на средней ступени обучения, нами было проведено анкетирование учителей и учеников, с целью выявления возможности применения технологий мобильного обучения в школах г. Архангельска, а также опыта и знаний учителей и школьников в данной сфере на данный момент. В нашем анкетировании, проводившемся в течение марта 2018 г., приняло участие 10 учителей иностранного языка и 118 учащихся 7-8 классов школ города Архангельска.

Учащимся было предложено ответить на следующие вопросы.

- Есть ли у вас мобильное устройство?

- Имеется ли у вас доступ в интернет?

- Разрешено ли вам пользоваться мобильным устройством в школе?

В дополнение мы попросили учеников перечислить мобильные приложения, которые они используют в учебной деятельности и в частности при изучении иностранных языков, а также оценить по 10-балльной шкале преимущества мобильного обучения.

Результаты анкетирования показали, что 100% опрошенных имеют мобильный телефон 40,6 % (48 учеников) имеют в личном пользовании как телефон, так и планшет. 44,9 % опрошенных имеют на своем устройстве безлимитный доступ в интернет, среди остальных учащихся 6,8% (8 учащихся) имеют менее 1 Гб интернет-трафика в месяц, 7,6% (9 учащихся) – 1 Гб, 15,3% (18 учащихся) от 2 до 5 Гб и 25,4% (30 человек) – более 5 Гб. В ответах на третий вопрос мнения расходятся, только один класс ответил на этот вопрос единогласно. т.е. 8,5 % (10 ученикам) пользоваться мобильным телефоном в школе не разрешено. 55% (65 учеников) говорят, что мобильный телефон использовать можно, но только на перемене. 36,5% (43 ученика) отмечают, что иногда им разрешено использовать мобильный телефон в учебных целях.                                  

Анализируя данные ответы, мы можем говорить о том, что применение технологий мобильного обучения в школах г. Архангельска возможно. Все ученики обладают всеми необходимыми для этого ресурсами.

Опрос показал, что на данный момент в учебных целях учащиеся используют преимущественно 2 приложения, это поисковая система Google – 26,2% (31 ученик) и калькулятор – 19,5% (23 ученика). При изучении иностранного языка ученики используют преимущественно одно приложение – google-переводчик 50% (59 учеников), лишь 11,9 % (14 учеников) используют интернет словари, такие как DUDEN online и Multitrаn.

Приведенные данные указывают на то, что учащиеся имеют небольшой опыт использования мобильных приложений. Некоторые из приложений, например, google переводчик, для многих преподавателей является нежелательным для использования приложением, т.к. «творения» учеников, созданные посредством google-переводчика, нередко дают только повод для улыбки, а не способствуют достижению реальных учебных целей.

В заключении учащиеся оценили по 10-бальной шкале преимущества мобильного обучения, что отражено нами на рисунке.

Исходя из полученных данных, мы можем утверждать, что больше всего в мобильном обучении учащихся привлекает возможность работы в индивидуальном темпе и портативность, меньше всего учащиеся заинтересованы в получении консультаций преподавателя вне стен школы. Остальные преимущества, перечисленные в диаграмме, учащиеся оценили также достаточно высоко.

Учителям иностранного языка также была предложена анкета с похожими вопросами. Анализируя полученные результаты, мы можем утверждать, что у большинства школ имеется необходимые условия для реализации мобильного обучения. В каждой школе имеется подключение к интернету по локальной сети, 60% опрошенных учителей также имеют возможность использования беспроводных технологий Wi-fi. 80% учителей говорят о том, что у большинства учеников есть возможность работать с устройствами в Интернете, 20% учителей отмечают, что эта возможность есть лишь у некоторых учеников. Важно отметить, что 60% учителей разрешают учащимся пользоваться смартфонами, планшетами или ноутбуками на уроке.

Нами было выявлено, что большинство учителей – 90% – испытывают различные трудности в связи с использованием ИКТ и электронных образовательных ресурсов в учебном процессе. 40% учителей отмечают недостаток ИКТ-компетенции, 30% испытывают дискомфорт ввиду того, что многие учащиеся обладают более высокими компетенциями в данной области, 20% говорят о плохом качестве доступа в Интернет и 20% говорят о том, что учащиеся используют устройства не в учебных целях. Только один учитель указал, что не испытывает трудностей. Также в комментариях к этому вопросу была указана следующая проблема – недостаток времени для поиска необходимой информации, которая бы соответствовала требованиям программы и уровню обученности учеников; была отмечена также необходимость адаптации материала.

Помимо этого мы спросили учителей, как часто они применяют технологии мобильного обучения в своей повседневной практике. Лишь 20% учителей делают это регулярно, 30% – эпизодически, 30% не применяют из-за отсутствия технических возможностей и оставшиеся 20% не применяют вообще.

С помощью использования ИКТ и электронных образовательных ресурсов преподаватели решают следующие образовательные задачи:

- объяснение нового материала – 50%;

- использование в качестве демонстрационного материала –70%;

- оценка уровня знаний – 20%;

- организация индивидуальной работы – 10%;

- для построения индивидуально-образовательных траекторий освоения учебного материала учащимися – 20%;

- самостоятельное освоения учебного материала учащимися – 50%;

- актуализация знаний на уроке – 30%;

- взаимодействие с коллегами и родителями – 60%;

- самообразование учащихся – 60%;

- свое самообразования – 40%.

70% учителей относятся к внедрению мобильного обучения в школах как к расширению образовательных возможностей. 30% отмечают, что это становится дополнительной нагрузкой на учителя и называют мобильное обучение вынужденной необходимостью современного образования. 20% считают, что мобильное обучение повышает мотивацию учащихся и индивидуализирует учебный процесс.

40% учителей используют на своем мобильном устройстве приложения для изучения иностранного языка – Multitrаn, Vocаblа, IELTS Word Power.

20% из них используют мобильные приложения при обучении грамматике (Murphy).

По результатам анкетирования мы можем сделать следующие выводы: большинство школ располагают необходимыми для мобильного обучения ресурсами. Несмотря на то, что многие учителя испытывают определенные трудности при работе с электронными устройствами, их отношение к внедрению мобильного обучения можно назвать положительным. На наш взгляд учителям не хватает конкретной методической литературы, указаний (возможно мастер-классов) для снятия имеющихся трудностей и накопления как личного опыта применения мобильных устройств при обучении иностранному языку, так и опыта работы с учениками в данной области.

Мы считаем, что мобильное обучение имеет большие перспективы. Оно дает нам возможность, организовать самостоятельную индивидуальную работу учащихся, что весьма важно в условиях недостаточного количества аудиторных учебных занятий, повысить мотивацию к изучению иностранного языка и при правильном подходе со стороны преподавателя достичь высоких результатов в процессе обучения иностранному языку. Главная задача, которая стоит сейчас перед нами, – разработка конкретных методических рекомендаций для учителей, а также перечня рекомендуемых к использованию в учебном процессе мобильных приложений, которые позволят учащимся эффективно использовать свои гаджеты в учебных целях.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гулая, Т.М., Герасименко Т.Л. Технология мобильного обучения как средство формирования коммуникативной языковой компетенции // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 1. С. 34–39.

2. Касаткина, Н. Н. Использование мобильных технологий в изучении иностранных языков // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 4. С. 43–47.

3. Половец, М. В. Mobile аssisted lаnguаge leаrning (MАLL) как инновационная технология компьютерной лингводидактики // Новые технологии в образовательном пространстве родного и иностранного языка. 2013. №1. С. 82–87.

4. Герасименко, Т.Л., Ковальчук С.В., Мохова О.Л. Возможности и перспективы использования m-leаrning (мобильного обучения) в процессе изучения иностранного языка // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». 2013. № 1. С.61–65.

 


[1]Расположение пахотных земель далеко от места жительства земледельцев.

[2] От английского «lore» – «предание».

[3] «Touhou project» или «Project Shrine Maiden» – японская серия игр, выпускающаяся с 1996 года студией «Shanghai Team Alice», автор которой известен под псевдонимом ZUN.

[4] Событие, которое служит точкой отсчета для разворачивания сюжета игры (из терминологии разработчиков компьютерных игр).

[5] Статья 7.15 КоАП. Проведение археологических полевых работ без разрешения.

[6] Статья 222 УК РФ. Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов (действующая редакция).

[7] Статья 243 УК РФ. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей.

[8] Статья 243.1 УК РФ. Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия.

[9] Статья 243.2 УК РФ. Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания.

[10]По солидаризирующейся оценке экспертов численность мусульманского населения России составляет 16,1 млн. человек или 11% населения страны (на основе отнесения культурной традиции ислама более 65 национальностей России). В свою очередь, согласно данным социологических опросов, численность населения исламской культурной традиции может быть оценена как 7,2 млн человек (около 5% населения).



2019-05-24 301 Обсуждений (0)
Применение мобильных технологий в обучении иностранным языкам 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Применение мобильных технологий в обучении иностранным языкам

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (301)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)