Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОБУЧЕНИЕ РЕФЛЕКСИВНОМУ ЧТЕНИЮ НА НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ В ОСНОВНОй ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ



2019-05-24 352 Обсуждений (0)
ОБУЧЕНИЕ РЕФЛЕКСИВНОМУ ЧТЕНИЮ НА НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ В ОСНОВНОй ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




Ковалева В.А.

магистрант Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации, [email protected]

Научный руководитель: Костеневич Е. В., к. филол. н., доцент кафедры немецкой и французской филологии ВШСГНиМК

 

Формирование культуры работы с информацией как важная задача, поставленная ФГОС общего образования, предполагает формирование культуры чтения. Чтение на уроке немецкого языка является наиболее развитым видом речевой деятельности. Учащиеся должны владеть умениями чтения на таком уровне, чтобы оно стало основой для совершенствования других видов речевой деятельности. Сегодня школьные учителя хорошо понимают, что научить читать – это не только выработать умение правильно озвучивать текст на иностранном языке, но и извлекать содержащиеся в нем мысли, идеи, факты – понимать его, оценивать, использовать полученную информацию. Современные образовательные стандарты ориентированы на универсальные учебные навыки. Учащиеся обучаются ключевым методам, составляющим основу умения учиться.

В пособии «Стандарты второго поколения. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли» [1] представлен раздел «Чтение в составе универсальных учебных действий. Требования к уровню чтения в основной школе и современное состояние проблемы грамотности». Под термином «грамотность чтения» авторы понимают способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии о них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества. Рефлексия текста предполагает размышление о содержании (или структуре) текста и перенос его в сферу личного сознания [1]. Данные разъяснения к реализации ФГОС ООО определяют рефлексивное чтение как наиболее развитой вид чтения и приводят подробный список из 16 умений, которые необходимо сформировать в процессе обучения этому виду деятельности. Например, выделять главную и избыточную информацию, понимать основную мысль текста, пользоваться разными техниками понимания прочитанного, анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения и др.

Следует отметить, что авторы данного пособия подчеркивают эффективность рефлексивного чтения и выделяют его как отдельный вид чтения наряду с такими видами, как ознакомительное, изучающее, просмотровое/поисковое, выразительное чтение вслух. Однако, вслед за Е.Н. Солововой [2], мы считаем, что не следует рассматривать рефлексивное чтение как самостоятельный вид чтения ввиду того, что элементы рефлексии присутствуют в любом из трёх базовых видов чтения. Рефлексия – это процесс, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности [3]. Как форма психической деятельности, рефлексия проявляется в постоянном анализе своих мыслей, действий, переживаний. Существует несколько классификаций рефлексии.

По содержанию: символическая, устная и письменная.

По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

По цели: эмоциональная, рефлексия деятельности, рефлексия содержания материала.

Под рефлексивным чтением мы понимаем деятельность человеческого мышления в процессе чтения, направленную на осмысление информации текста, на осмысление своих и чужих интеллектуальных действий, эмоционального состояния, самопонимание и понимание другого в ходе текстовой деятельности. Целью обучения рефлексивному чтению является научение обучающихся разным видам рефлексии – языковой, личностной, интеллектуальной, эмоциональной, сенсорной и духовной, а также рефлексии своей деятельности.

Мы рассматриваем рефлексивное чтение как технологию, которая повышает мотивацию к обучению, формирует навыки самообразования, учит эффективно работать с большими объемами информации, что крайне важно в современном мире, где качество чтения может определять успех человека. Ведь уже Основной государственный экзамен (ОГЭ) по иностранному языку в 9 классе содержит задания по чтению, предполагающие наличие сформированных умений рефлексивного чтения.

В учебно-методической литературе представлены многочисленные способы и приемы обучения различным видам чтения на уроках иностранного языка. Некоторые из них позволяют решать задачи, стоящие перед учителем при обучении рефлексивному чтению.

В данной статье мы проанализируем один из современных учебников немецкого языка на предмет наличия в нём заданий и упражнений по обучению рефлексивному чтению и более подробно рассмотрим несколько эффективных приемов и стратегий, позволяющих научить обучающихся работать с текстом на немецком языке осознанно.

В ходе анализа текстов для чтения из учебников немецкого языка «Горизонты. Немецкий язык. Второй иностранный язык» для 8 и 9 классов [4] на наличие заданий по овладению умениями рефлексивного чтения согласно ФГОС мы выяснили, что наиболее последовательно авторами выстроена работа по формированию следующих умений:

- сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста;

- предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку;

- понимать основную мысль текста;

- различать темы и подтемы текста;

- ставить перед собой цель чтения, направленного на понимание полезной в данный момент информации;

-  выделять главную и избыточную информации.

Однако практически отсутствуют задания для овладения следующими умениями:

- формирования системы аргументов;

- сопоставления разных точек зрения и источников информации по теме;

- выполнения смыслового свертывания выделенных фактов и мыслей;

- понимания назначения разных видов текстов;

- использования разных техник понимания прочитанного;

- анализ изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения;

- понимания душевное состояние персонажей текста и сопереживания им.

Проведенный анализ показывает, что в данных учебниках представлено недостаточно материала для формирования умений рефлексивного чтения. В качестве дополнения к имеющимся заданиям мы предлагаем использовать следующие приёмы, позволяющие научить детей работать с текстом осознанно и овладевать необходимыми умениями рефлексивного чтения: методика Ривина, «Лови ошибку», «Двойной дневник», «Инсерт», «Таблица – синтез». Данные приемы были успешно апробированы с обучающимися 8 класса МБОУ «Талажская СШ» Приморского района Архангельской области при работе с текстами.



2019-05-24 352 Обсуждений (0)
ОБУЧЕНИЕ РЕФЛЕКСИВНОМУ ЧТЕНИЮ НА НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ В ОСНОВНОй ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОБУЧЕНИЕ РЕФЛЕКСИВНОМУ ЧТЕНИЮ НА НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ В ОСНОВНОй ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (352)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)