Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ФОРМЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСАХ



2019-05-24 320 Обсуждений (0)
ФОРМЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСАХ 0.00 из 5.00 0 оценок




Дружинина Н.Н.

магистрант Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации, [email protected]

Научный руководитель: Дроздова Н.А., к. пед. н., доцент кафедры немецкой и французской филологии ВШСГНиМК

 

Эпоха глобализации и расширение международного сотрудничества на всех уровнях обусловливает необходимость уметь общаться и взаимодействовать с представителями разных культур. Иначе говоря, для того чтобы успешно функционировать в современном обществе, обучающиеся должны овладеть коммуникативной компетенцией, которая подразумевает не только умение общаться с представителями других культур на иностранном языке, но и способность к ведению диалога культур. Овладение учащимися навыками общения на иностранном языке является основной задачей обучения иностранному языку.

Успешному овладению иностранным языком у обучающихся может помешать целый ряд факторов – отсутствие учебников, отражающих современное состояние изучаемого языка, недостаточное использование технологий мультимедиа, низкая мотивация изучать иностранный язык у студентов, отсутствие универсальной методики обучения иностранному языку, а также ограниченная сетка часов, предназначенных для изучения иностранного языка.

Элективные курсы по немецкому языку могут внести значительный вклад в развитие иноязычной коммуникативной компетенции у студентов педколледжа.

Элективный курс (от лат. electus – избирательный) – это обязательный курс по выбору учащегося [1]. При реализации программы подготовки специалистов среднего звена, разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, элективные курсы могут быть включены в вариативную часть данной программы. В ФГОС СПО на вариативную часть учебных циклов, которая определяется образовательной организацией самостоятельно, отводится 30% всех часов обучения.

Важно отметить, что элективный курс будет полезен только тогда, когда он будет действительно элективным – то есть у учащихся будет возможность выбора. Однако выбор должен быть не случайным, а обоснованным. Именно поэтому во многих методических пособиях, посвященных элективным курсам, рекомендуется заранее предложить обучающимся ознакомиться с программой курса, а также с возможностями предлагаемого курса.

Следующим, не менее важным, на наш взгляд, условием эффективного элективного курса является то, что в элективном курсе не должно быть повторения или дублирования обязательной программы, однако элективный курс может иметь ту же предметную направленность, что и обязательная программа. Чем ближе проблематика курса к проблемам, значимым для обучающихся, тем больше шанс на успех в овладении, в том числе и иноязычной коммуникативной компетенцией. Элективный курс станет эффективным только тогда, когда занятия будут соответствовать потребностям, интересам и запросам обучающихся. Поэтому здесь уместно говорить о том, что элективные курсы ориентированы на удовлетворение запросов конкретных групп учащихся.

Индивидуальные особенности обучающихся влияют и на выбор форм обучения. Методы и формы обучения также зависят от профиля обучения и от направленности самого элективного курса. В целом можно сказать, что в рамках элективного курса могут использоваться те же методы и формы обучения, что и на занятиях обязательного курса.

Одним из современных направлений педагогики является интерактивное обучение, формы и методы которого можно использовать в рамках элективного курса по иностранному языку.

Интерактивное обучение – это «способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем» [2, с. 8]. Интерактивное обучение предполагает освоение языка не от теории к практике, а наоборот, т.е. от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Сформировать коммуникативную компетенцию можно только через соответствующий опыт деятельности и общения, который в свою очередь может быть получен в режиме интерактивного обучения.

Основным преимуществом интерактивных форм проведения учебных занятий является то, что именно эти формы могут способствовать росту мотивации обучающихся, прочности знаний, развитию творчества и фантазии, развитию коммуникабельности, формированию активной жизненной позиции и командного духа.

Т.С. Панина предлагает разделить формы и методы интерактивного обучения на три группы: дискуссионные, включающие в себя диалог, групповую дискуссию, разбор ситуаций из практики и т.д; игровые – в данную группу входят различные виды игр: дидактические, творческие, деловые, ролевые, организационно-деятельностные; тренинговые формы проведения занятий, представляющие собой, например, коммуникативный тренинг. Данная форма может также включать в себя дискуссионные и игровые формы учебных занятий [2].

Ролевая игра. Ролевая игра является одним из самых эффективных способов обучения иностранному языку, т.к. она дает возможность участникам выйти за рамки своего «контекста» и сыграть роль другого человека, сымитировать ситуацию реального общения. Ролевая игра также служит средством закрепления усвоенных лексических и грамматических норм. Важным преимуществом ролевой игры является то, что в ней нет зрителей, каждый из участников играет определенную роль – самих себя или персонажей специфической ситуации.

Ролевая игра не должна прерываться для обсуждения и должна быть максимально приближена к реальной ситуации общения. Для организации ролевой игры необходимо соблюсти ряд принципов.

Проиллюстрируем эти принципы на примере составленной нами ролевой игры на немецком языке по теме Wohngemeinschaft.

Ihr seid A-Level Schüler, die mit Beginn des Studiums von Zuhause auszuziehen möchten. Das Thema des Rollenspiels ist "Ausziehen und Wohnen mit Gleichaltrigen". Wonach würden sie suchen? Was würden andere von ihnen erwarten? Gebraucht eine Notiz vom " Schwarzen Brett ":

Вы выпускники школы, которые с началом обучения в институте хотят съехать из родительского дома. Тема ролевой игры «Переезд в квартиру совместного проживания». Какого соседа по квартире вы бы стали искать? Каких соседей ищут другие люди? Используйте заметку с доски для объявлений:

Wir suchen ein neues Mitglied für unsere WG:

Wir bieten: • billige Miete • zentrale Lage • gut eingerichtete Küche etc. Wir wünschen: • Sinn für Humor • Ehrlichkeit • Nichtraucher

 

Мы ищем соседа для совместного проживания:

Мы предлагаем: • выгодную цену • центральное положение • хорошо оборудованную кухню и т.д. Мы ожидаем: • чувство юмора • честность • отсутствие вредных привычек

 

Anleitung: Zunächst sagt jeder Studierende, wonach er suchen würde. Dann wird eine Liste der Dinge erarbeitet, die die WG bietet, und der Dinge / Eigenschaften, die gewünscht werden. Nun können Interviews zwischen WG-Bewohnern und einem neuen Interessenten durchgeführt werden.

Инструкция: Сначала каждый учащийся высказывает пожелания, кого бы он стал искать. Затем ученики разрабатывают список условий, которые предлагаются в их совместной квартире, и список черт характера, которые они ожидают от своего будущего соседа. После этого проводятся интервью между жителями квартиры и теми, кто хотел бы к ним присоединиться.

Использование интерактивных форм учебных занятий позволяет увеличить время речевой практики каждого обучающегося, добиться усвоения материала всеми членами группы, повысить мотивацию к изучению иностранного языка, а также развить иноязычную коммуникативную компетенцию.

 

Список литературы

1. Лысаковская, Е.В. Элективные курсы. Некоторые вопросы // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». ИД «Первое сентября» [Электронный ресурс]. URL: http://noz.my1.ru/metodika/2013/lisakovskai.doc (дата обращения: 14.05.2018).

2. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения. – М.: Академия, 2008. – 176 с.

МОДЕЛЬ РЕВЕРСИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКОВ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Дятьлева М.С.

магистрант Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации, [email protected]

Научный руководитель: Дроздова Н.А., к. пед. н., доцент кафедры немецкой и французской филологии ВШСГНиМК

 

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования предполагают введение единых подходов к образовательному результату. Обученность учащихся состоит из трех взаимосвязанных компонентов: знания, умения применять полученные знания в учебной и реальной деятельности, овладения способами познавательной деятельности [1]. Такая постановка задач может представлять серьезные затруднения как для авторов учебно-методических комплексов и учебных программ, так и для практикующих учителей. Как спланировать серию уроков для изучения той или иной темы, построить отдельный урок так, чтобы конечный результат удовлетворил ученика и самого учителя? Проблема эффективного планирования современного урока иностранного языка является сегодня одной из самых актуальных.

Традиционная модель построения урока предполагает, что именно учитель несет ответственность за усвоение учебного материала учащимися, он ставит цели, задачи, сообщает учащимся определенный для данного урока объем знаний, закрепляет переданные учащимся знания серией упражнений, контролирует их усвоение [2]. Современный урок отличается от традиционного по способу передачи знаний, применяются деятельностные методы: интерактивный, поисковый, проблемный, проектный, исследовательский, а также по характеру взаимоотношений «учитель-ученик»: партнерство, равная ответственность за результаты обучения, ученик, как и учитель, является субъектом обучения. Методологической основой новых стандартов образования является системно-деятельностный подход в образовании, который предполагает активное и мотивированное участие самого обучающегося в процессе обучения, включение школьников в такую деятельность, которая способствует самостоятельному осуществлению алгоритма действий, направленных на решение учебных задач [3].

Применение системно-деятельностного подхода на практике предполагает применение принципов деятельности (ученик не просто усваивает готовую информацию, а сам добывает ее и учится применять на практике), системности (учащийся познает целостную картину мира, возможны уроки на стыке наук – интегрированные уроки), принципы психологического комфорта и творчества (учащийся получает опыт творческой деятельности в доброжелательной, мотивирующей атмосфере учебного занятия) [4].

Несомненно, что реализация принципов системно-деятельностного подхода при традиционном планировании урока невозможна. Поэтому усилия методистов и практикующих учителей направлены на поиски инновационных моделей конструирования учебных занятий.

В данной статье представлены результаты опроса 58 учителей иностранных языков Архангельской области. Учителям было предложено оценить собственную подготовку и планирование учебного занятия. При этом педагоги отмечают, что эффективным является такой урок, в котором были достигнуты цели урока, учащиеся работали без потери времени, поняли материал урока и были заинтересованы содержанием урока. Большинство учителей все-таки придерживается традиционной модели урока: целеполагание – проверка домашнего задания – введение новых знаний – закрепление-контроль изученного – объяснение домашнего задания. Некоторые учителя добавляют в традиционный набор этапов этап актуализации знаний, этап рефлексии. Основные принципы, которыми руководствуются педагоги при построении учебного занятия, также являются давно знакомыми еще по советским учебникам по методике: научности содержания, доступности, наглядности. Некоторые учителя называют принцип автономии учащегося, который можно рассматривать в контексте новых образовательных стандартов. Необходимо отметить разнообразие форм уроков, применяемых педагогами. Это урок-игра, урок-путешествие, урок-защита проектов, урок-аукцион, урок-викторина, урок-дискуссия и даже урок – ток-шоу. Трудности при подготовке урока испытывают все без исключения педагоги. Эти трудности постановки целей и задач учебного занятия, недостаток упражнений на закрепление нового материала (недостаток в УМК), незнание эффективных способов проверки знаний, умений, навыков, недостаток аутентичного учебного материала. Результаты опроса позволяют сделать вывод об актуальности нашего исследования, педагогам просто необходимо дать новые подходы и инструменты планирования современных уроков, отвечающие вызовам реформы образования.

Нами была апробирована инновационная модель реверсивного планирования урока немецкого языка как второго иностранного на базе муниципального образовательного учреждения «Новодвинская гимназия». Данная модель предлагается немецкими методистами К. Енде, Р. Гротьяном, К. Клеппин, И. Мор. Авторы делят процесс восприятия нового знания на три главные фазы: введение (Einstieg), усвоение (Erarbeitung), применение (Anwendung). Каждая фаза делится на множество подфаз. Фазы учебного занятия – это четко разграниченные части, которые компонуются учителем логически, следуя планомерному достижению главной цели урока через выполнение подцелей, подчиненных главной цели. При выборе последовательности фаз занятия методисты предлагают исходить из мотивации учащихся к изучению предмета, их способности к восприятию и концентрации на новом учебном материале, особенностях мыслительной деятельности, таких, например, как скорость и полнота усвоения материала [5].

Учащиеся 7а и 7б класса гимназии изучают немецкий язык как второй иностранный третий год и находятся на уровне А2 европейской шкалы языковой компетенции. На период эксперимента они начали изучать тему «Изображение и звук». Конечной целью серии уроков (трех) было умение учащихся высказаться на тему «Телевидение». Учащиеся 7б класса выступили в роли контрольной группы и обучались по традиционной схеме планирования урока. Фазы и подфазы уроков в экспериментальной группе 7а планировались, исходя из последовательности подцелей, направленных на достижение главной цели. Учащиеся должны были создать мини-проект «Наша программа телепередач», где им самим предстояло создать программу телепередач на немецком языке, состоящую из любимых ими передач российских и немецких телевещателей.

Фаза «Введение» предполагала активизацию имеющихся у учащихся знаний, введение лексического материала (названия типов телепередач), необходимого для выполнения мини-проекта, учащиеся слушали фрагменты немецких телепередач и определяли их тип; мотивацию учащихся на дальнейшую работу. Учащиеся отвечали на вопросы: Часто ли ты смотришь телевизионные передачи? Какие телепередачи тебе нравятся/не нравятся, почему?

Фаза усвоения предполагала поиск в интернете и знакомство с программой телепередач немецких телеканалов ZDF, MTV и ARD; учащиеся предполагали тип и содержание передач из программ телевидения, просмотр заинтересовавших по названию передач. Далее в группах их трех человек учащиеся составляли свою телевизионную программу на один день недели с 16 до 22 часов, готовили презентацию программы (плакат, буклет или компьютерную презентацию).

На этапе применения полученных знаний и умений учащиеся готовили устный рассказ о своей телепрограмме и представляли программу всей группе. Таким образом, учащиеся составили четыре различных программы, отвечающих их собственным интересам и предпочтениям. Учащиеся были заинтересованы в создании мини-проекта, так как они не были ограничены в творчестве и получали поддержку учителя.

На этапе рефлексии все учащиеся отметили, что им было интересно познакомиться с передачами немецкого телевидения, узнать о типах телепередач, поразмышлять, почему одни передачи им нравятся, а другие нет. Учащиеся экспериментальной группы отметили, что им было интересно работать в группах и узнать предпочтения одноклассников. В целом, высказывания в экспериментальной группе были более содержательными и полными (9-10 предложений против 5-6 в контрольной группе). Все учащиеся экспериментальной группы в отличие от контрольной давали оценочные суждения о том, почему они выбрали именно эти передачи для включения в программу, так как они изначально были поставлены в ситуацию выбора и обоснования включения программ в их проект. В контрольной группе только 5 из 13 учащихся (наиболее подготовленные и мотивированные к изучению языка) включили в свое высказывание оценочные суждения.

Результаты эксперимента позволяют сделать вывод, что инновационная модель реверсивного планирования более соответствует требованиям к современному уроку, чем традиционная. При реверсивном планировании учитель четко видит конечную цель и выстраивает урок, отметая второстепенные задачи, при этом экономится время урока, урок более логично построен, ход его понятен учащимся, учащимся предоставляется большая свобода, возможность творческого применения усвоенного материала.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Артюгина, Т.Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем. Учебно-методической пособие. – Архангельск: Изд-во АО ИОО, 2009. – 25 с.

2. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. – М.: Просвещение, 2003. – 416 с.

3. Артюгина, Т.Ю. Изучаем ФГОС основного общего образования: Практическое пособие. – Архангельск: Изд-во АО ИОО. 2013. – 54 с.

4. Мякшина, Р.В. Оценка качества образования на основе сбалансированной системы показателей. Методические рекомендации. – Архангельск: Изд-во АО ИОО, 2013. – 42 с.

5. Ende K., Grotjahn R., Kleppin K., Mohr I. Curriculare Vorgaben und Unterrichtsplanung [=DLL 06]. Berlin: Langenscheidt, 2013. 218 с.

 



2019-05-24 320 Обсуждений (0)
ФОРМЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСАХ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ФОРМЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСАХ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (320)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)