Основные положения теории совершенной конкуренции.
Для рынка совершенной конкуренции характерны следующие черты: 1. Здесь действует большое число фирм, каждая из которых является независимой по отношению к другим фирмам. 2. Любая фирма отрасли не в состоянии воздействовать на рыночную цену производимого товара. Объем выпуска каждой фирмы составляет до 2% от общего объема. В условиях совершенной конкуренции каждая фирма воспринимает цену как внешний фактор, не зависящий от ее действий. 3. Фирмы отрасли производят один и тот же однородный продукт, так что покупателям безразлично, продукт какой фирмы выбрать. 4. Отрасль является открытой для входа и выхода из нее любого количества фирм. 5. Осуществляется равный доступ ко всей имеющейся информации. Если фирма действует в условиях совершенной конкуренции, то каждую единицу продукции она продает по одинаковой цене, то есть на каждую дополнительную единицу продукции фирма будет иметь одинаковый предельный доход, равный цене товара: Пример.
Поэтому кривые спроса средней и предельной выручки совпадают и представляют собой одну и ту же горизонтальную линию на уровне цены (рис. 22). Это показывает, что спрос является абсолютно неэластичным.
Рис. 22. Спрос отдельной фирмы. К проблеме определения объема выпуска продукции, при котором фирма максимизирует прибыль, можно подойти двумя способами: · оценить предельные значения выручки MR и MC; · изучить суммарные издержки ТС и суммарную выручку TR. Пример. Рассмотрим следующую таблицу и найдем максимальное значение прибыли:
Прибыль максимальна при Q = 8 шт/день (см. графики). Если MR > МС, то следует увеличивать объем производства, если же MR < МС, то объем производства следует уменьшить.
Рис. 23. Предложение отдельной фирмы.
Рис. 24. Общая картина по отрасли. Кривая предложения по отрасли рав- на сумме МС всех фирм на рынке. В целом, поведение фирмы на рынке может определяться следующими тремя ситуациями: 1. Наличие экономической прибыли (рис. 25а). 2. Точка безубыточности (имеем нормальную прибыль, однако экономической прибыли нет). Фирма работает только на покрытие собственных затрат (рис. 25б). 3. Предельная ситуация, когда Р = min AVC. В этом случае следует остановить производство (рис. 25в). В условиях совершенной конкуренции возможности стратегического воз- действия на цены ограничены. Есть три разных типа стратегий: 1. Стратегия случайного снижения цен: сначала происходит повышение цены, а затем ее понижают до уровня рыночной (на короткий период времени).
а) б) в) Рис. 25. Поведение фирмы на рынке.
2. Стратегия сигнализирования ценами, т.е. небольшое изменение цены свидетельствует о лучшем качестве вашего продукта, нежели у конкурентов. 3. Установление цен на наборы товаров: устанавливаем высокую цену на товар, но если его приобретают в наборе с каким-либо другим товаром, то цена на данный продукт будет снижена.
Выводы: 1. На рынке совершенной конкуренции цена устанавливается, исходя из состояния спроса и предложения в целом на рынке отрасли. 2. Равновесие фирмы на рынке совершенной конкуренции наступает при условии равенства MR = MC = P. 3. Фирма может увеличивать свои доходы только за счет изменения объема выпуска и, как следствие, изменения предельных издержек.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (457)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |