Переезд в Гельсингфорс
По окончании сенокосной поры Ленину было уже трудно скрываться под видом косца. В районе шалаша стали появляться охотники, а в городе распространялись слухи, что Ленин под видом слесаря скрывается на Сестрорецком заводе. Ищейки Керенского в поисках Ленина вновь прочесывали окрестности Петрограда. Были пущены в ход даже собаки-ищейки. Объявились сотни добровольных сыщиков из среды буржуазных обывателей. Однажды в газетах было сообщено, что 50 офицеров «ударного батальона» дали клятву или поймать Ленина, или умереть. Надо было подыскать для Владимира Ильича новое, более надежное и безопасное место. ЦК принял решение поручить финским большевикам переправить Ленина в Финляндию. Это поручение Орджоникидзе передал А. В. Шотману, который вместе с финским рабочим-большевиком Эйно Рахьей немедленно взялся за его осуществление. Н. А. Емельянов достал удостоверение и пропускной билет на имя сестрорецкого рабочего Иванова Константина Петровича. Ленин был сфотографирован в парике. Фотокарточку приклеили на пропуск и поставили подлинную печать Сестрорецкой милиционной комиссии. После обстоятельных поисков пути в Финляндию товарищи предложили Ильичу переправиться туда на паровозе под видом кочегара. Получив его согласие, они договорились со знакомым машинистом Г. Э. Ялавой о переправе Ленина через границу. Поздно вечером 8 августа Ленин покинул шалаш. Предстояло под покровом темноты пройти пешком около десяти километров до ближайшей станции Финляндской железной дороги. На пути к станции сопровождавшие Ленина товарищи сбились с тропинки и вышли к реке, которую пришлось переходить вброд. Продолжая плутать, забрели в горящий лес. Идти было опасно, горел торф, можно было провалиться в болото. Стали уходить от огня. Создалось чрезвычайно опасное положение: недалеко была граница и легко можно было наскочить на юнкеров. Наконец, измученные и голодные, ночью вышли к приграничной станции Дибуны, где хозяйничали юнкера. Ленин успел скрыться под откосом железнодорожного полотна в кустах. Вышедшего на разведку и для покупки билетов Емельянова юнкера тут же задержали. Когда подошел поезд, Ленин быстро вошел в один из последних вагонов и вместе с Рахьей благополучно добрался до станции Удельная. Здесь он переночевал в квартире финского рабочего Э. Г. Кальске. На следующий день в сопровождении Рахьи и Шотмана Ильич снова отправился на станцию. Перед тем как сесть на поезд, он передал Шотману тетрадь с просьбой беречь. На ее синей обложке было написано «Марксизм о государстве». В этой тетради Владимир Ильич собрал воедино и проанализировал высказывания Маркса и Энгельса о государстве, сформулировал ряд важнейших положений о сломе в ходе социалистической революции буржуазной государственной машины, о диктатуре пролетариата, пролетарской демократии, социализме и коммунизме и другие, получившие всестороннее развитие и обоснование в книге «Государство и революция». В ленинской тетради разоблачались взгляды оппортунистов II Интернационала и анархистов по вопросам социалистической революции и государства. Работа «Марксизм о государстве» имеет большое самостоятельное значение. Часть ее материалов, содержащих анализ ценнейшего теоретического наследия марксизма, осталась не использованной в книге «Государство и революция». Владимир Ильич дорожил своей тетрадью в синей обложке. Вскоре после перехода на нелегальное положение в записке, написанной на имя Каменева (эта записка была захвачена юнкерами во время обыска на квартире Елизаровых), он писал: «...если меня укокошат, я Вас прошу издать мою тетрадку: «Марксизм о государстве»». Машинист Гуго Ялава принял к себе на паровоз Ленина под видом кочегара. Владимир Ильич усердно подбрасывал в топку дрова. До Белоострова доехали благополучно. Здесь, на пограничной станции, началась проверка документов у пассажиров. Могла быть проверка и на паровозе. Но опытный и находчивый Ялава избавил Ленина от этой опасности. Он отцепил паровоз и полным ходом поехал «набирать воду». Лишь с третьим звонком он быстро прицепил паровоз к поезду, дал резкий свисток и быстро поехал. Через несколько минут Ленин был уже в Териоках, взял от Шотмана обратно свою тетрадь и вскоре приехал в деревню Ялкала, в двенадцати километрах от Терпок. Здесь он поселился г. доме финского рабочего П. Г. Парвиайнена, расположенном у леса в стороне от деревни. По воспоминаниям Эйно Рахьи, Ленин поселился даже не в избе, а в пристройке. «Почему-то Владимиру Ильичу понравилось это помещение, и он пожелал там жить. Вымыли пол, поставили стол, кровать, лампу, в общем все, что ему нужно было, и здесь он работал. Он не мог бы работать в избе, потому что там мешали дети, и из этих соображений, я считаю, он согласен был жить даже в курятнике, чтобы только иметь возможность работать»1. Связь с Петроградом Владимир Ильич поддерживал через дочь хозяина дома Л. П. Парвиайнен. В Ялкала он много работал, писал, в отведенное им для отдыха время помогал хозяину пахать землю, косить траву, ходил в лес за грибами и брусникой, купался в озере Каукьярви, катался на лодке, удил рыбу. Его сопровождали маленькие дети Парвиайнена, к которым он относился с трогательной любовью. Общение с детьми всегда доставляло Ленину большую радость. Ялкала была кратковременным пристанищем Ленина. Ввиду близости русской границы оставаться тут долго было опасно. Ленин здесь жил, пока для него подыскивали подходящую квартиру в Гельсингфорсе. Вскоре в Ялкала за Лениным приехали два финна из Гельсингфорса, чтобы увезти его в глубь Финляндии. То были молодые рабочие, любители-артисты гельсингфорсского Народного дома. Они загримировали Ленина под финского пастора. В их сопровождении Ленин поездом прибыл из Териок в небольшой городок Лахти, в 130 километрах от Гельсингфорса, и остановился на квартире корреспондента финской социал-демократической газеты «Тюёмиес» («Рабочий») Аксели Коски, работавшего раньше на обувной фабрике в Петербурге. Затем Владимир Ильич сделал еще одну остановку на день на станции Мальм (пригород Гельсингфорса), на даче депутата финского сейма Карла Вийка, который был знаком с Лениным с 1910 года. С его помощью Ленин начинает налаживать почтовую связь с Заграничным бюро ЦК большевиков, находившимся в то время в Швеции. В Гельсингфорсе Ленин поселился в квартире финского социал-демократа Густава Ровно, исполнявшего тогда обязанности начальника гельсингфорсской полиции. С точки зрения конспирации и охраны Ленина лучшего варианта придумать было нельзя. Квартира Ровно состояла из одной комнаты и кухни и была свободна, так как жена Ровно находилась в то время в деревне. Ленин жил в Гельсингфорсе также на квартирах финских рабочих Усениуса и Блумквиста. Ровно организовал связь Ленина с Петроградом через известного Владимиру Ильичу машиниста Ялаву, жившего в Выборгском районе, недалеко от нелегальной квартиры Н. К. Крупской. «У нас так и наладилось, — вспоминал Ровно: — по вечерам я караулил на вокзале почтовый поезд, покупал все газеты и приносил Ленину. Он немедленно прочитывал их и писал статьи до поздней ночи, а на следующий день передавал мне их для пересылки в Питер. Днем он сам себе готовил пищу».2 Дважды по удостоверению сестрорецкой работницы Агафьи Атамановой к Ленину в Гельсингфорс приезжала Надежда Константиновна Крупская. «Ильич обрадовался очень, — вспоминала она. — Видно было, как истосковался он, сидя в подполье в момент, когда так важно было быть в центре подготовки к борьбе. Я ему рассказала о всем, что знала. Пожила в Гельсингфорсе пару дней».3 Очень немногие из большевиков знали, где находился Ильич. Но его статьи, появлявшиеся в газетах «Пролетарий», «Рабочий». выпускавшихся большевиками вместо закрытой «Правды», читала вся партия, радуясь, что ее вождь находится на своем посту и в безопасности. В связи с тем, что 20 августа, в день выборов гласных в Петроградскую городскую думу, буржуазные газеты еще раз опубликовали клеветнические заявления относительно Ленина, он выступил в «Пролетарии» с очень важной и поучительной статьей «Политический шантаж». В ней он указал на необходимость учитывать специфику приемов, которые применяются империалистической буржуазией в преследовании революционных партий и их вождей, чтобы лишить их возможности вести политическую деятельность. Без политического шантажа, лжи и клеветы не могут обойтись политические противники революционной пролетарской партии, — до того низки и низменны эти противники, враги коммунизма. И после победы социалистической революции, в годы строительства социализма, да и в наше время подлые приемы врагов рабочего класса мало изменились: ложь, клевета, шантаж, подлог, преследование, — все пускается в ход империалистами и их слугами, чтобы оболгать коммунистические и рабочие партии, очернить их в глазах трудящихся. Бешеная ненависть буржуазии, писал Ленин, служит лучшим доказательством правильной и честной службы революционеров пролетариату. Большевики, испытавшие на себе удары политических шантажистов, писал Ленин, могут применить к себе замечательные слова (он часто вспоминал их и потом) выдающегося русского поэта Н. А. Некрасова: Мы слышим звуки одобрения Оклеветанному буржуазией революционеру, учил Ленин, необходимо противопоставить шантажистам доверие своей марксистской партии и не отстраняться от общественной деятельности до «разбора дела» в буржуазных судах. Мы должны полагаться, подчеркивал Владимир Ильич, на суд пролетариев, на суд своей пролетарской партии. С величайшей гордостью и признательностью писал Ленки о партии большевиков: «ей мы верим, в ней мы видим ум, честь и совесть нашей эпохи, в международном союзе революционных интернационалистов видим мы единственный залог освободительного движения рабочего класса».4 В этих проникновенных словах Ленина заключена высочайшая оценка всемирно-исторических заслуг Коммунистической партии перед российским и международным рабочим движением, ее марксистской теоретической зрелости, ее беззаветной преданности делу социалистической революции, ее замечательных моральных качеств коллективного политического вождя трудящихся. Твердая, последовательная, беззаветная борьба за интересы народа высоко поднимала авторитет и влияние большевистской партии. Это ярко выявилось в дни подавления подготовленного контрреволюцией корниловского мятежа, ставившего своей целью установление в стране военной диктатуры, ликвидацию Советов и реставрацию монархии. Мятеж начался 25 августа 1917 года. Ставленник помещиков и буржуазии, верховный главнокомандующий генерал Корнилов двинул с фронта на Петроград армейский корпус и казачьи части. Был дай приказ вступить в город «не позже утра 1 сентября» и «восстановить порядок», то есть задушить революцию. Вдохновителем мятежа была кадетская партия. В статье «Слухи о заговоре» и в письме «В Центральный Комитет» Ленин разработал тактику большевиков в дни борьбы с корниловщиной. Мы, писал он, воюем и будем воевать против Корнилова, как и войска Керенского, но мы не поддерживаем Керенского, разоблачаем его слабость и шатания, разоблачаем все Временное правительство, как соучастника корниловского заговора. В этой сложной обстановке вновь ярко проявился политический гений Ленина. Большевики вошли в состав созданного ЦИК «Комитета народной борьбы с контрреволюцией». ЦК разослал в местные партийные организации телеграмму, в которой изложена суть ленинской тактики в борьбе с корниловщиной: «Во имя отражения контрреволюции работаем в техническом и информационном сотрудничестве с Советом, при полной самостоятельности политической линии»5. Большевики подняли массы на борьбу против Корнилова. В течение нескольких дней контрреволюционный мятеж был разгромлен. В период борьбы с корниловщиной массы снова ожили, что нашло свое отражение в деятельности Советов. Многие из них, еще не порывая со своими эсеро-меньшевистскими руководителями, выступали против корниловского мятежа. (14) сентября Ленин написал свою известную статью «О компромиссах», в которой опроверг всячески поддерживаемое эсерами и меньшевиками невежественное, обывательское представление о большевиках, как якобы принципиальных противниках каких бы то ни было компромиссов. Он показал действительное отношение марксистской партии рабочего класса к компромиссам. «Задача истинно революционной партии, — писал он, — не в том, чтобы провозгласить невозможным отказ от всяких компромиссов, а в том, чтобы через все компромиссы, поскольку они неизбежны, уметь провести верность своим принципам, своему классу, своей революционной задаче, своему делу подготовки революции и воспитания масс народа к победе в революции».6 Указав далее на то, что в результате разгрома корниловщины наступил такой крутой и оригинальный поворот и ходе русской революции, создавший возможность ее мирного развития, Ленин поставил вопрос о том, что большевики могут предложить мелкобуржуазно-демократическим партиям добровольный компромисс, согласиться на возврат к доиюльскому требованию: вся власть Советам, образование ответственного перед Советами правительства из эсеров и меньшевиков. Компромисс состоял бы в том, писал Владимир Ильич, что большевики, не претендуя на участие в этом правительстве, отказались бы от выставления немедленно требования перехода власти к пролетариату и беднейшему крестьянству, от революционных методов борьбы за это требование. Разумеется, все это при условии, если в формировании и деятельности Советов будет осуществляться полный демократизм и большевики получат возможность вполне свободно агитировать за свои взгляды, за свое влияние в Советах. Эсеры же и меньшевики, образовав ответственное перед Советами правительство, получили бы сразу полную возможность осуществить программу своего блока, опираясь на громадное большинство народа. «Только во имя этого мирного развития революции — возможности, крайне редкой в истории и крайне ценной, возможности, исключительно редкой, только во имя ее большевики, сторонники всемирной революции, сторонники революционных методов, могут и должны, по моему мнению, идти на такой компромисс».7 Однако Владимир Ильич предупреждал большевиков, что то особое политическое положение, которое создало возможность компромисса с мелкобуржуазными партиями, продержится лишь самое короткое время. Уже 3(16) сентября в приписке к статье «О компромиссах» Владимир Ильич пришел к выводу: «...пожалуй, предложение компромисса уже запоздало. Пожалуй, те несколько дней, в течение которых мирное развитие было еще возможно, тоже прошли»8. Меньшевики и эсеры категорически отвергли предложение большевиков. После ликвидации корниловского заговора развернулось обновление Советов и переход их на позиции большевиков. 31 августа (13 сентября) перешел на сторону большевиков Петроградский Совет, 5(18) сентября — Московский Совет. Вслед за столичными Советами большевики стали завоевывать большинство в Советах и в других городах страны. Отовсюду в Петроград шли требования о передаче власти в руки Советов. Эсеры и меньшевики, писал Владимир Ильич, сделали все возможное и невозможное, чтобы «превратить Советы (особенно Питерский и общерусский, т. е. ЦИК) в пустые говорильни, под видом «контроля» занимавшиеся вынесением бессильных резолюций и пожеланий, которые правительство с самой вежливой и любезной улыбкой клало под сукно. Но достаточно было «свежего ветерка» корниловщины, обещавшего хорошую бурю, чтобы все затхлое в Совете отлетело на время прочь и инициатива революционных масс начала проявлять себя как нечто величественное, могучее, непреоборимое»9. В статьях «Один из коренных вопросов революции», «Русская революция и гражданская война», «Задачи революции», написанных в первой половине сентября, Ленин вновь возвращается к вопросу о возможности в России мирного развития революции в случае передачи всей власти в центре и на местах Советам. Сосредоточение всей государственной власти в руках Советов, указывал Ленин, это единственное средство, которое могло бы сделать дальнейшее развитие революции постепенным, мирным, спокойным. В статье «Задачи революции» Ленин сформулировал и программу нового правительства, ответственного перед Советами: немедленно предложить всем воюющим народам заключить мир на демократических условиях; провести конфискацию и национализацию помещичьих земель и передачу их трудящимся; национализировать банки и важнейшие отрасли промышленности; ввести в общегосударственном масштабе рабочий контроль над производством и потреблением; обезопасить Россию от повторения «корниловских» попыток. Советское правительство могло бы обеспечить в самый короткий срок созыв Учредительного собрания, с законодательной деятельностью которого эсеры и меньшевики связывали практическое осуществление экономических и социальных требований своих программ. Обращаясь к партиям эсеров и меньшевиков с предложением о создании Советского правительства с указанной выше программой, Ленин учитывал не только происходившие изменения в Советах, но и то обстоятельство, что в сентябре внутри этих партий начались серьезные колебания, обнаружился рост левой оппозиции по отношению к правым лидерам, среди левых эсеров и меньшевиков-интернационалистов раздавались голоса за переход власти к Советам. Ленин обращался со своими предложениями не только к вождям меньшевиков и эсеров, но, главным образом, к «низам», к массам, не только к своим, «но и особенно к эсеровским, к беспартийным, к темным». Однако правые лидеры эсеров и меньшевиков, являвшиеся одновременно и вождями ЦИК, отвергли предложения большевиков о создании «левого блока» и продолжали политику соглашения с контрреволюцией. Тем самым они расчистили почву для развязывания буржуазией гражданской войны против революционного пролетариата и сделали восстание рабочих, солдатских и крестьянских масс неизбежным. Как отмечал Владимир Ильич, по крайней мере с половины сентября лозунг «Вся власть Советам!» был «равносилен призыву к восстанию». В. И. Ленин считал, что в новых условиях лозунг «Вся власть Советам!» получает новое содержание, ибо Советы стали другими. Теперь этот лозунг означал прямой подход к установлению диктатуры пролетариата, организацию и государственное оформление этой диктатуры. Выдающееся значение произведений — «Политическое положение», «К лозунгам», «О компромиссах», «Один из коренных вопросов революции», «Русская революция и гражданская война», «Задачи революции» и других, написанных в период после июльских событий до середины сентября, состоит в том, что в них В. И. Ленин, наряду с другими большими принципиальными вопросами, продолжил начатую им ранее разработку чрезвычайно важного для деятельности марксистских партий вопроса о мирной и немирной формах революции, о мирном и немирном способах завоевания государственной власти социалистическим пролетариатом. Мирный путь развития революции в ленинском истолковании не имеет ничего общего с реформистской и ревизионистской идеей о «врастании капитализма в социализм». С точки зрения ленинизма мирный путь, — так же как и немирный, — это путь революционного преобразования общества, путь самой активной классовой борьбы широких масс рабочего класса и трудящегося крестьянства, руководимых марксистской партией, — за власть, за диктатуру пролетариата, за социализм. В Финляндии Ленин много трудился над разработкой вопросов теории марксизма. Здесь он написал свои выдающиеся произведения: «Государство и революция», «Грозящая катастрофа и как с ней бороться», «Удержат ли большевики государственную власть?», в которых развил марксистское учение о социалистической революции и диктатуре пролетариата, сформулировал основы внутренней и внешней политики пролетарской власти, наметил ее неотложные практические мероприятия. Примечание: 1 «Красная Летопись», 1934, № 1 (58), стр. 84. 2 Воспоминания о В. И. Ленине, т. 2, 1969, стр. 439. 3 Воспоминания о В. И. Ленине, т. 1, 1968, стр. 475. 4 В. И. Ленин. Соч., т. 34, стр. 93. 5 Переписка Секретариата ЦК РСДРП (б) с местными партийными организациями (март — октябрь 1917 г.). Ч. I. М., 1957, стр. 31. 6 В. И. Ленин. Соч., т. 34, стр. 133. 7 Там же, стр. 135. 8 Там же, стр. 138 — 139. 9 В. И. Ленин. Соч., т. 34, стр. 204.
«Государство и революция» В гениальном труде Ленина «Государство и революция», завершенном в августе — сентябре 1917 года, дано наиболее полное и систематическое изложение марксистского учения о государстве, которое было искажено Каутским и другими оппортунистами. Вместе с тем в этом труде Владимир Ильич развил марксистское учение о государстве на основе левого исторического опыта и в особенности опыта российских революций 1905 — 1907 и 1917 годов. Разбор, правильное истолкование и развитие этого учения были крайне важны потому, что в условиях назревания социалистической революции в России и ряде других стран вопрос о роли государства встал во всем своем научном и практическом значении, «как вопрос немедленного действия и притом действия в массовом масштабе».1 Идеологи буржуазии, а вслед за ними и оппортунисты в социалистических партиях выдвинули многочисленные теории государства, имеющие своей целью оправдать господство эксплуататорских классов, затушевать классовую сущность буржуазного государства. По их мнению, государство буржуазии является надклассовым органом, призванным «примирять» интересы различных классов общества. Опровергая эти утверждения как антинаучные, Владимир Ильич показал, что только марксизм впервые дал действительно научное объяснение происхождения государства и раскрыл его подлинную природу. Государство в собственном смысле слова, учит марксизм, есть машина для подавления одного класса другим. Как и другие орудия господства эксплуататорских классов над народом, государство возникло в ту пору, когда появилась частная собственность и общество раскололось на антагонистические классы. Не только в рабовладельческом и феодальном, но и в капиталистическом обществе государство выступает как орудие эксплуатации и угнетения трудящихся масс, составляющих подавляющее большинство населения. Особенно в эпоху империализма, в эпоху перерастания монополистического капитализма в государственно-монополистический капитализм, писал Ленин, происходит резкое усиление буржуазной «государственной машины», небывалый рост ее чиновничьего, полицейского и военного аппарата, направленного против революционного пролетариата и народных масс, национально-освободительного движении угнетенных народов и т. д. Все прежние революции, говорил Ленин, усовершенствовали буржуазную государственную машину. Появились самые разнообразные формы буржуазных государств, но суть их одна: все они являются диктатурой буржуазии. Пролетарская революция должна разбить, сломать буржуазное государство, ликвидировать его главные орудия угнетения: армию, полицию, бюрократический аппарат, суд, тюрьмы. Однако разрушение буржуазного государства ничуть не означает, что создаваемое пролетариатом новое общество может существовать и развиваться вообще без государства, как утверждали анархисты, исходившие из идеи о несовместимости любой государственности с победой демократии. Мы, писал Ленин, не утописты, и понимаем, что сразу обойтись без всякого управления, без всякого подчинения — это анархистские мечты, в корне чуждые марксизму. «Пролетариату, — утверждал Ленин, — необходима государственная власть, централизованная организация силы, организация насилия и для подавления сопротивления эксплуататоров и для руководства громадной массой населения, крестьянством, мелкой буржуазией, полупролетариями в деле «налаживания» социалистического хозяйства».2 Вопреки ревизионистско-оппортунистическим вихляниям, трусливым попыткам как-нибудь уйти от «диктатуры пролетариата», Владимир Ильич со всей силой подчеркивал, что учение о диктатуре пролетариата — это главное в марксизме. «Марксист лишь тот, кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата»3. В «Государстве и революции» Ленин всесторонне обосновал важнейшее положение марксизма о закономерности и неизбежности диктатуры рабочего класса, о ее исторической роли в развитии человечества на пути к коммунизму. «Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата». Приведя в своей книге это забытое оппортунистами высказывание Маркса из «Критики Готской программы», Владимир Ильич показал его подлинно научную истинность и программное значение для марксистских партий. «Этот вывод, — продолжал он, — покоится у Маркса на анализе тон роли, которую играет пролетариат в современном капиталистическом обществе, на данных о развитии этого общества и о непримиримости противоположных интересов пролетариата и буржуазии».4 Владимир Ильич подчеркнул величайшую организаторскую роль пролетарского государства в строительстве социалистического общества. Диктатура пролетариата в корне отличается от всякого эксплуататорского государства. Диктатура буржуазии, или других эксплуататорских классов, — это всегда диктатура над трудящимися массами, над народом; это власть меньшинства над громадным большинством. Диктатура пролетариата — это власть, выражающая и защищающая коренные интересы революционного народа. Она опирается на тесный союз пролетариата и трудового крестьянства, то есть подавляющего большинства населения, и ставит своей целью ликвидацию всякой эксплуатации человека человеком, построение социалистического общества. Развитие к бесклассовому обществу «идет через диктатуру пролетариата и иначе идти не может, ибо сломить сопротивление эксплуататоров-капиталистов больше некому и иным путем нельзя»5. Исторический опыт СССР, опыт становления социалистического общества в новых и новых странах целиком и полностью подтвердили этот вывод Владимира Ильича Ленина. С исключительной наглядностью и убедительностью пишет Ленин в своем труде о пролетарской демократии как о принципиально ином и высшем типе демократии, противопоставляя ее формальной, ограниченной и во многих отношениях лицемерной буржуазной демократии. Владимир Ильич еще и еще обращает внимание марксистов на то, что «переход от капитализма к коммунизму, конечно, не может не дать громадного обилия и разнообразия политических форм, но сущность будет при этом неизбежно одна: диктатура пролетариата».6 В. И. Ленин показал решающую роль Коммунистической партии не только в завоевании, но и в укреплении диктатуры пролетариата, в строительстве социализма и коммунизма. Партия пролетариата — организующая и руководящая сила в системе диктатуры пролетариата. «Воспитывая рабочую партию, марксизм воспитывает авангард пролетариата, способный взять власть и вести весь народ к социализму, направлять и организовывать новый строй, быть учителем, руководителем, вождем всех трудящихся и эксплуатируемых в деле устройства своей общественной жизни без буржуазии и против буржуазии».7 В этой формуле Ленина гениально определены роль и задачи Коммунистической партии, ее великая цель, ее программа на целый исторический период. Вся история международного коммунистического и рабочего движения, борьба за победу социализма подтвердили научный вывод Владимира Ильича о роли Коммунистической партии в историческом движении общества от капитализма к социализму и коммунизму. Великим вкладом Ленина в теорию марксизма является разработка им в «Государстве и революции» марксистского учения о социализме и коммунизме, как о двух основных фазах, которые проходит в своем развитии коммунистическое общество, об условиях отмирания государства. Он показал, что социализм и коммунизм, неизбежно приходящие на смену капитализму, развиваются на однотипной экономической основе — общественной собственности на средства производства, исключающей эксплуатацию человека человеком. Различие между социализмом и коммунизмом определяется степенью их экономической, политической и культурной зрелости. Социализм — первая, или низшая, фаза коммунизма. Уровень развития общественного производства на этой ступени еще таков, что он позволяет обществу осуществить лишь принцип: от каждого по способностям, каждому по труду. Общество еще носит на себе следы, «родимые пятна» старого общества, из недр которого оно вышло. Поскольку люди имеют различную квалификацию, неравную одаренность и способность трудиться, разный состав семьи, то, естественно, что при равной оплате за равный труд они фактически имеют неравные доходы. Но такой порядок является неизбежным для первой фазы коммунистического общества, а перескочить из капитализма к коммунизму, не пройдя социалистическую стадию развития, общество не может. «От капитализма, — говорил Ленин, — человечество может перейти непосредственно только к социализму, т. е. общему владению средствами производства и распределению продуктов по мере работы каждого»8. Поэтому важнейшее значение при социализме имеют учет и контроль со стороны общества и государства за мерой труда и мерой потребления. При коммунизме, то есть на высшей фазе коммунистического общества, развивающейся на основе упрочения социализма, действует основной принцип: от каждого по способностям, каждому по потребностям. Это возможно, указывал Владимир Ильич, лишь на такой высокой ступени развития общества, когда исчезнет противоположность умственного и физического труда, когда труд станет «первой жизненной потребностью» человека и на основе гигантского повышения производительных сил и воспитания нового человека материальные и духовные блага польются полным потоком и будет создано их изобилие в обществе. В книге «Государство и революция» Ленин дал глубокую теоретическую разработку вопроса об экономических основах отмирания государства. Отмирание государства он ставит в зависимость от быстроты развития высшей фазы коммунизма, подчеркивая, что это — процесс заведомо длительный, постепенный. Государство сможет отмереть полностью тогда, когда люди настолько привыкнут к соблюдению основных правил общежития и когда их труд будет настолько производителен, что они добровольно будут трудиться по способностям. Государство окончательно отомрет, разъяснял Владимир Ильич, только при полном коммунизме. В. И. Ленин сформулировал замечательно глубокую мысль, что «политически различие между первой или низшей и высшей фазой коммунизма со временем будет, вероятно, громадно».9 Политической предпосылкой отмирания государства он считал дальнейшее развитие, совершенствование социалистической демократии. Раскрывая сущность социализма, как величайшего носителя и ускорителя социального прогресса, Ленин показал, сколь «бесконечно лживо обычное буржуазное представление, будто социализм есть нечто мертвое, застывшее, раз навсегда данное, тогда как на самом деле только с социализма начнется быстрое, настоящее, действительно массовое, при участии большинства населения, а затем всего населения, происходящее движение вперед во всех областях общественной и личной жизни»10. Труд В. И. Ленина «Государство и революция» явился выдающимся вкладом в идейно-теоретическое вооружение большевистской партии. Гениальными идеями, развитыми в этом труде, наша партия руководствовалась в борьбе за победу Октябрьской революции, за построение социализма; она руководствуется ими и теперь, успешно решая великие задачи в период развернутого строительства коммунистического общества. Примечание: 1 В. И. Ленин. Соч., т. 33, стр. 8. 2 В. И. Ленин. Соч., т. 33, стр. 26. 3 Там же, стр. 34. 4 Там же, стр. 86. 5 В. И. Ленин. Соч., т. 33, стр. 88. 6 Там же, стр. 35. 7 Там же, стр. 26. 8 В. И. Ленин. Соч., т. 31, стр. 179. 9 В. И. Ленин. Соч., т. 33, стр. 98. 10 Там же, стр. 99 — 100.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (445)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |