Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ленин призывает к восстанию



2018-06-29 632 Обсуждений (0)
Ленин призывает к восстанию 0.00 из 5.00 0 оценок




В середине сентября Владимир Ильич пишет Центральному Комитету, Петроградскому и Московскому комитетам письмо «Большевики должны взять власть» и письмо Центральному Комитету партии «Марксизм и восстание». На основе глубокого и всестороннего анализа международной и внутренней обстановки он выдвинул перед партией задачу подготовки и организации вооруженного восстания для взятия власти. «Получив большинство в обоих столичных Советах рабочих и солдатских депутатов, — писал он, — большевики могут и должны взять государственную власть в свои руки». За нами не только большинство рабочего класса, но и большинство народа. Это доказано взятием власти Советами во многих местах страны после разгрома корниловщины.

Владимир Ильич предупреждает партию, что он пока не ставит вопроса о «дне» или «моменте» восстания в узком смысле, но с его практической подготовкой надо спешить. Над страной и революцией нависает грозная опасность. Российская буржуазия, в полном согласии с английскими империалистами, подготавливает сдачу Петрограда немцам, идет на неслыханное преступление и предательство родины во имя сохранения своей власти над народом. Одновременно «союзники» России — англо-французские империалисты, как об этом сообщала печать, начали сговор о сепаратном мире с Германией «за счет России». Сорвать эти замыслы международного империализма, спасти страну и революцию может только большевистская партия, если она возьмет власть в свои руки и немедленно предложит мир народам.

Массы, указывал Ленин, не хотят больше терпеть «руководство» эсеров и меньшевиков. Они с уважением и по достоинству оценили значение твердого большевистского руководства, которое продемонстрировала наша партия в дни разгрома корниловщины. За нами верная победа, ибо народные массы близки к отчаянию, а мы даем им верный выход из войны, разрухи и голода.

В письме «Марксизм и восстание» Ленин показал, что отношение марксизма к восстанию, как к искусству, не имеет ничего общего с бланкизмом и заговорщичеством. Развивая дальше взгляды Маркса и Энгельса по вопросу о вооруженном восстании, он учил, что для того чтобы быть успешным, восстание должно опираться на передовой класс, на революционный подъем народа и на такой переломный момент в развитии революции, когда активность передовых рядов народа наибольшая и когда всего сильнее колебания в рядах врагов и среди слабых, половинчатых, нерешительных друзей революции. Если есть налицо эти условия, то отказ от отношения к восстанию, как к искусству, будет изменой марксизму и революции. Уже в этом письме Ленин набрасывает свой примерный план организации восстания: организовать штаб повстанческих отрядов, распределить силы, двинуть верные полки на самые важные пункты, занять Петропавловскую крепость, арестовать генеральный штаб и правительство; послать к юнкерам и так называемой дикой дивизии (в надежности которой Временное правительство было уверено) такие отряды, которые способны погибнуть, но не дать неприятелю двинуться к центрам города; мобилизовать вооруженных рабочих, призвать их занять сразу телеграф и телефон; поместить штаб восстания у центральной телефонной станции, связать с ним по телефону все заводы, все полки, все пункты вооруженной борьбы.

Письма Ленина обсуждались на заседании ЦК большевистской партии 15 сентября. На заседании часть членов ЦК, особенно Каменев, оказали настолько сильное сопротивление предложениям, содержавшимся в письмах Ленина о вооруженном восстании, что на голосование был поставлен вопрос об уничтожении ленинских писем. За предложение о сохранении только одного экземпляра писем голосовало 6, против — 4, воздержалось — 6. Решено было в ближайшее время назначить собрание ЦК, на котором обсудить выдвинутые в этих письмах тактические вопросы.

14 — 22 сентября в Петрограде эсеро-меньшевистским ЦИК было созвано Демократическое совещание якобы в целях упразднения безответственного личного режима власти в стране и создания власти, подотчетной органам демократии. Первоначально Ленин считал необходимым использовать трибуну совещания для того, чтобы показать массам гибельность политики соглашательства мелкобуржуазных партий с капиталистами. Он допускал возможность обеспечения наиболее полного представительства большевиков на данном всероссийском совещании, посылки на него рабочих делегаций, которые должны были требовать передачи всей власти в стране Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Но после того как выяснилось, что вожди эсеров и меньшевиков отвергли требования о разрыве с буржуазией, подтасовали состав Демократического совещания, Ленин считал участие в нем представителей большевистской партии ошибочным. Ленин ясно видел, что главной целью Демократического совещания была попытка отвлечь внимание народа от нарастающей революции, втянуть большевиков в ловушку всероссийской «говорильни» и таким образом оторвать их от рвущейся на улицу массы.

Большевики, писал Ленин, должны были, огласив свою декларацию, уйти с этого поддельного совещания, оставив из 136 своих делегатов одного — трех для «службы связи», а всех остальных двинуть на заводы и в казармы. Когда Демократическое совещание окончилось, Ленин настойчиво требовал от большевиков бойкота предпарламента, выделенного совещанием. Он доказывал, что роль парламентской трибуны в данном учреждении ничтожна, между тем как внепарламентские средства пропаганды, агитации и организации имеют решающее значение.

Центральный Комитет партии обсудил предложение Ленина об уходе большевиков из предпарламента и принял его, преодолев сопротивление Каменева и других капитулянтов. Надо уйти в Советы, говорил Ленин, в профессиональные союзы, вообще к массам и звать их на борьбу.

В связи с нарастанием революционного кризиса в стране Ленин счел невозможным оставаться дольше в Гельсингфорсе. Дальность расстояния создавала трудности для руководства партией в это бурное революционное время. Почта из Петро града запаздывала, утренние газеты прибывали лишь на другой день к вечеру. Ленин объявил хозяину квартиры Ровно, что хочет ехать в Выборг, и просил достать ему парик, а также позаботиться о квартире.

В конце своего пребывания в Гельсингфорсе Владимир Ильич имел беседу с членом ЦК социал-демократической партии Финляндии О. В. Куусиненом. В этой беседе Ленин советовал левым финским социал-демократам решительно выступить в Сейме за разрыв отношений Финляндии с Временным правительством России. Не позволяйте Керенскому и меньшевикам, говорил он, вызвать в ваших рядах какие бы то ни было сомнения в том, что последовательная борьба против всякого вмешательства Временного правительства в дела Финляндии есть верная революционная политика. Вы правильно сделали, что вопреки приказу Керенского не признали законности роспуска Сейма. Наша большевистская партия стоит за признание независимости Финляндии, сказал Ленин, и об этом легко будет договориться, когда в России власть перейдет в руки революционного рабочего класса.

В беседе Владимир Ильич упомянул, что собирается на следующий день поехать в Петроград. Когда О. В. Куусинен, встревоженный возвращением Ленина в Петроград и вновь возникающей угрозой для его жизни, спросил, нельзя ли его отъезд пока отложить, Ленин ответил решительно: нет, больше ждать нельзя, — сейчас с огромной быстротой назревает обстановка решающей схватки в борьбе за власть Советов. При этом он. в частности, сослался на сообщение только что полученных им русских газет о прениях на заседании Петроградского Совета, где выступил приехавший с фронта офицер Дубасов, который заявил, что он не большевик, но, зная действительное положение на фронте, заверяет, что армия воевать не может и не будет. В этом заявлении беспартийного офицера Ленин тогда увидел один из сигналов быстрого назревания в России революционной ситуации.

В двадцатых числах сентября Владимир Ильич уже был в Выборге. Здесь ему предоставил приют сотрудник редакции местной рабочей газеты «Туб» («Труд») Юхо Латукка, живший в Таликкала — рабочем предместье города.

Как всегда, Ленин немедленно приступил к работе. По воспоминаниям Латукки, часы рабочего дня Ильича были распределены точно: в 7 часов утра он уже сидел за письменным столом; для обеда и ужина, для бесед и дневного отдыха отводилось строго определенное время. Только час, когда надо ложиться спать, не всегда устанавливался точно: «Ну, это будет зависеть от продуктивности истекшего дня, чтобы не осталось чего-либо недоделанного», — говорил Ленин.

Вскоре после переезда в Выборг Владимир Ильич посылает председателю Областного комитета армии, флота и рабочих Финляндии И. Т. Смилге очень важное конспиративное письмо. Указав на то, что история сделала коренным политическим вопросом сейчас вопрос военный, Ленин рекомендует адресату «все внимание отдать военной подготовке финских войск + флота для предстоящего свержения Керенского». Собрать точнейшие сведения о составе и расположении войск, в том числе и казачьих, под Питером и в Питере, о перевозе войск финляндских в Питер, о движении флота. Организовать посылку в казачьи части агитаторских отрядов. Из отпускаемых на побывку в деревню матросов и солдат составить отряды агитаторов для систематического объезда всех губерний и агитации в деревнях с целью «провести в деревне блок большевиков с левыми эсерами, крестьян с рабочими, а не с капиталистами». Ленин рекомендовал пустить в обращение лозунг: власть должна немедленно перейти в руки Петроградского Совета, который передаст ее съезду Советов. Большевики Балтфлота и войск, расположенных в Финляндии, приступили к осуществлению этих и других, содержащихся в письме, ленинских указаний.

Подчеркивая необходимость серьезного отношения в партии к вооруженному восстанию, Ленин шлет из Выборга в Петроград статьи и письма, убеждая ЦК и другие ответственные партийные органы преодолеть наивные и опасные надежды на то, что стихийная «волна сметет Керенского», и развернуть конкретную и оперативную подготовку к восстанию. В большой статье «Кризис назрел» Владимир Ильич отметил новые изменения, происшедшие в политическом положении страны к началу октября и повелительно диктовавшие немедленное восстание.

Разрастающееся крестьянское восстание, усиление национально-освободительного движения в стране, отказ финляндских войск и Балтийского флота подчиняться Временному правительству, готовность солдат Северного фронта поддержать большевиков, нежелание солдат других фронтов воевать за империалистические цели русской и иностранной буржуазии — все это неопровержимо доказывает, что назрел общенациональный революционный кризис, наступил величайший перелом, обязывающий пролетарскую партию к решительным революционным действиям против буржуазного Временного правительства.

«Все будущее русской революции, — писал Ленин, — поставлено на карту. Вся честь партии большевиков стоит под вопросом. Все будущее международной рабочей революции за социализм поставлено на карту». Большевики, указывал он, не должны поддаваться конституционным иллюзиям, «вере» в созыв Учредительного собрания. Большевики не вправе ждать съезда Советов, назначенного на 20 октября, так как это значит упустить время, пропустить недели, а недели и даже дни решают теперь все.

Находясь в Выборге, Ленин стремился как можно скорее возвратиться в революционный Петроград. Он не раз просил ЦК разрешить ему прибыть в столицу. 3 октября ЦК принимает решение: «...предложить Ильичу перебраться в Питер, чтобы была возможной постоянная и тесная связь»1.

К сожалению, нет документов, прямо подтверждающих точную дату приезда В. И. Ленина из Выборга в Петроград. Воспоминания современников Владимира Ильича по этому вопросу противоречивы. Некоторые из них утверждают, что Владимир Ильич прибыл в Петроград в конце сентября, и даже называют дни прибытия — 22 или 29 сентября. Другие считают, что Ленин прибыл в начале октября. Сохранился единственный официальный документ — приведенное выше решение ЦК партии, предлагавшее Владимиру Ильичу переехать в Питер. Судя по этому решению, он прибыл в Петроград вскоре после 3 октября. По некоторым данным, 7 октября загримированный Ленин в сопровождении Эйно Рахьи выехал поездом на станцию Райвола. Здесь он поднялся на тендер паровоза № 2932 к уже знакомому ему машинисту Гуго Ялаве. Благополучно переехав границу, он сошел на станции Удельная. Н. К. Крупская подготовила конспиративную квартиру у работавшей вместе с ней в культкомиссии районной думы Выборгской стороны Маргариты Васильевны Фофановой.

С величайшей энергией и настойчивостью Ленин подготавливает партию к организации вооруженного восстания. 8 октября он пишет свои знаменитые «Советы постороннего». В этой статье и других своих произведениях Владимир Ильич обобщает высказывания Маркса и Энгельса в стройное и цельное марксистское учение о восстании и развивает его применительно к новой эпохе. Указав на то, что «вооруженное восстание есть особый вид политической борьбы, подчиненный особым законам...» и что к нему надо относиться, как к искусству, Ленин в «Советах постороннего» напоминает большевикам и конкретизирует основные правила вооруженного восстания, сформулированные еще Марксом и Энгельсом:

«1) Никогда не играть с восстанием, а, начиная его, знать твердо, что надо идти до конца.

2) Необходимо собрать большой перевес сил в решающем месте, в решающий момент, ибо иначе неприятель, обладающий лучшей подготовкой и организацией, уничтожит повстанцев.

3) Раз восстание начато, надо действовать с величайшей решительностью и непременно, безусловно переходить в наступление. «Оборона есть смерть вооруженного восстания».

4) Надо стараться захватить врасплох неприятеля, уловить момент, пока его войска разбросаны.

5) Надо добиваться ежедневно хоть маленьких успехов (можно сказать: ежечасно, если дело идет об одном городе), поддерживая, во что бы то ни стало, «моральный перевес»».3

Руководствуясь этими правилами и учитывая данную конкретную обстановку в России, указывал Ленин, следует организовать и провести одновременное, возможно более быстрое и внезапное наступление на Питер извне и изнутри, из рабочих кварталов самой столицы, из Финляндии, Ревеля, Кронштадта, двинуть наступление всего флота, создать гигантский перевес сил над контрреволюционными силами Керенского. Необходимо, учил он, комбинировать три главные силы: флот, рабочих и войсковые части так, чтобы непременно были заняты и ценой каких угодно потерь удержаны телефон, телеграф, железнодорожные станции, мосты в первую очередь, выделить самые решительные элементы — «ударников», рабочую молодежь, лучших матросов — в небольшие отряды для занятия ими всех важнейших пунктов и для участия их везде, во всех важных операциях.

В письме к большевикам, участникам областного съезда Советов Северной области, Ленин охарактеризовал междуна- родные и внутренние условия, позволяющие большевикам немедленно взять власть и требующие от них быстрых и решительных революционных действий. Он подчеркнул, что сейчас российская революция уперлась не в резолюции и голосования на съездах, а в восстание. «Под Питером и в Питере — вот где может и должно быть решено и осуществлено это восстание, как можно серьезнее, как можно подготовленнее, как можно быстрее, как можно энергичнее»4. Свое письмо Ленин закончил словами: «Промедление смерти подобно».

 



2018-06-29 632 Обсуждений (0)
Ленин призывает к восстанию 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ленин призывает к восстанию

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (632)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)