Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретические проблемы переходного периода



2018-06-29 397 Обсуждений (0)
Теоретические проблемы переходного периода 0.00 из 5.00 0 оценок




Организуя борьбу против интервентов и белогвардейцев, Ленин не переставал много работать над теоретическими вопросами. Он вновь и вновь перечитывает труды Маркса и Энгельса, знакомится с литературой по вопросам политики, экономики, истории социализма, следит за важнейшими иностранными газетами и журналами, пишет статьи и брошюры крупнейшего теоретического значения, выступает с докладами и лекциями. «Зайдешь бывало в кабинет к Ильичу, — писала позднее Н. К. Крупская, — смотришь, он сидит и перечитывает Маркса или Энгельса, и это в какой-нибудь труднейший переломный момент жизни страны. Меня всегда поражала эта способность Ильича изучать теорию в самый разгар борьбы; в теории искал он разрешение практических вопросов».

Большое внимание Ленин уделял работе Коммунистического университета им. Я. М. Свердлова — первого высшего партийного учебного заведения. Он принял непосредственное участие в выработке учебного плана и программы для университета. Владимир Ильич настаивал на том, чтобы все преподавание носило живой характер, было связано с практикой. Он неоднократно выступал перед слушателями Коммунистического университета. В июле и августе 1919 года он прочел им две лекции о государстве.

В центре внимания Ленина был тогда вопрос о переходном периоде от капитализма к социализму, о диктатуре пролетариата. В июне 1919 года он пишет свою знаменитую статью «Великий почин», посвященную коммунистическим субботникам. Осенью он разработал подробный план брошюры «О диктатуре пролетариата» и написал статью «Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата». В декабре 1919 года была опубликована его брошюра «Выборы в Учредительное собрание и диктатура пролетариата». Весной 1920 года он пишет статьи «От разрушения векового уклада к творчеству нового» и «От первого субботника на Московско-Казанской железной дороге ко всероссийскому субботнику-маевке».

В этих работах Ленин, обобщив опыт творческой деятельности народных масс под руководством партии, опыт диктатуры пролетариата, развил марксистское учение о переходном периоде от капитализма к социализму, поставил и разрешил важнейшие вопросы строительства нового общества. Он подчеркнул международное значение опыта диктатуры рабочего класса в России и выдвинул задачу сделать этот опыт достоянием коммунистов других стран. Диктатура пролетариата в России, писал Ленин, отличается некоторыми особенностями, ибо она установилась в стране мелкобуржуазной и отсталой в экономическом отношении. Но основные формы общественного хозяйства и основные классовые силы в России до завоевания власти пролетариатом были те же, что и в любой капиталистической стране, так что эти особенности могут касаться только не самого главного.

Жизнь полностью подтвердила правильность ленинского положения. Находятся, однако, люди, называющие себя марксистами, которые хотят уверить, что ленинская теория диктатуры пролетариата есть чисто русская теория, применимая будто бы только в России. Так разного рода ревизионисты и отступники от ленинизма пытаются принизить великое ленинское учение, сузить его значение, ограничить национальными рамками. В действительности марксистско-ленинское учение о переходном периоде от капитализма к социализму, о диктатуре пролетариата является руководством к действию для всего международного коммунистического движения.

В. И. Ленин писал, что переходный период между капитализмом и социализмом не может не соединять в себе черты и свойства обоих этих социально-экономических укладов, не может не быть периодом борьбы между побежденным, но не уничтоженным капитализмом и рождающимся коммунизмом. Основные формы общественного хозяйства в рассматриваемую эпоху — это три уклада: социалистический, капиталистический и мелкотоварное хозяйство, которым соответствуют определенные классы: пролетариат, ставший господствующим классом, буржуазия и мелкая буржуазия (прежде всего — крестьянство), колеблющаяся между рабочим классом и буржуазией.

Поскольку в переходный период остаются эти классы, постольку классовая борьба, вопреки утверждениям реформистов и ревизионистов, не исчезает, она лишь меняет свои формы. Завоевав политическую власть, рабочий класс не прекращает классовой борьбы, а продолжает ее, используя государственный аппарат.

Одна из сторон диктатуры пролетариата связана с отношением рабочего класса к своему врагу — буржуазии. Стоящий у власти рабочий класс должен осуществить суровое, быстрое и решительное подавление сопротивления эксплуататоров — капиталистов, помещиков и их прихвостней. «Кто не понял этого, — писал Ленин, — тот не революционер, того надо убрать с поста вождей или советчиков пролетариата».1 Ленин подчеркивал, что применение насилия вызывается задачей подавления сопротивления эксплуататорских классов, и, когда эта задача будет решена, пролетарская власть откажется «от всяких исключительных мер».2

Другая сторона диктатуры пролетариата охватывает отношение рабочего класса к своему союзнику — трудящемуся крестьянству. Развивая учение марксизма, Ленин сделал следующий важный вывод: «Диктатура пролетариата есть особая форма классового союза между пролетариатом, авангардом трудящихся и многочисленными непролетарскими слоями трудящихся (мелкая буржуазия, мелкие хозяйчики, крестьянство, интеллигенция и т. д.), или большинством их, союза против капитала, союза в целях полного свержения капитала, полного подавления сопротивления буржуазии и попыток реставрации с ее стороны, союза в целях окончательного создания и упрочения социализма»3. Особый характер этого союза состоит в том, что руководящая роль в нем принадлежит рабочему классу.

Пролетариат после завоевания власти должен полностью преодолеть колебания крестьянства, окончательно отвоевать его у буржуазии, вовлечь в социалистическое строительство, добиться перехода его на путь крупного социалистического производства. Для того чтобы решить эту задачу, рабочему классу необходимо учитывать двойственную природу крестьянства, он должен разделять, разграничивать крестьянина-трудящегося от крестьянина-собственника, — крестьянина-работника от крестьянина-торгаша, — крестьянина-труженика от крестьянина-спекулянта. «Нужна диктатура пролетариата, власть одного класса, сила его организованности и дисциплинированности, его централизованная мощь.., — писал Ленин, — чтобы пролетариат мог вести за собой крестьянство и все мелкобуржуазные слои вообще».4

В. И. Ленин дал сокрушительный отпор защитникам капитализма и всякого рода ревизионистам марксистского учения, которые извращали сущность диктатуры пролетариата, сводя ее только к насилию. Как актуальны ленинские положения, направленные против фальсификаторов марксизма из империалистического лагеря и их подпевал относительно сущности диктатуры рабочего класса!

«...Не в одном насилии, — учил Ленин, — сущность пролетарской диктатуры, и не главным образом в насилии. Главная сущность ее в организованности и дисциплинированности передового отряда трудящихся, их авангарда, их единственного руководителя, пролетариата. Его цель — создать социализм, уничтожить деление общества на классы, сделать всех членов общества трудящимися, отнять почву у всякой эксплуатации человека человеком».5

Владимир Ильич предвидел, что созидательная роль пролетарского государства в ходе социалистического строительства будет все более возрастать.

«Естественно и неизбежно, — писал он, — что первое время после пролетарской революции нас занимает более всего главная и основная задача, преодоление сопротивления буржуазии... Но рядом с этой задачей столь же неизбежно выдвигается — и чем дальше, тем больше — более существенная задача положительного коммунистического строительства, творчества новых экономических отношений, нового общества»6.

В. И. Ленин, так же как Маркс и Энгельс, исходил из того, что диктатура пролетариата носит исторически преходящий характер, что она не должна и не будет существовать вечно. Диктатура нужна рабочему классу для создания социалистического общества, для уничтожения всякой эксплуатации человека человеком. «Эту цель, — разъяснял Ленин, — нельзя осуществить сразу, она требует довольно продолжительного переходного периода от капитализма к социализму... Поэтому Маркс и говорит о целом периоде диктатуры пролетариата, как периоде перехода от капитализма к социализму».7 При этом важно подчеркнуть, что, по мысли Ленина, диктатура рабочего класса необходима вплоть до окончательной ликвидации эксплуататорских классов, всех капиталистических элементов, до осуществления перевода крестьянства и всех мелкобуржуазных слоев на путь социализма, вплоть до построения и упрочения социализма.

В годы Советской власти Ленин развил выдвинутые им в книге «Государство и революция» положения о функциях государства в условиях социализма и перехода к коммунизму. Социалистическое государство, писал он, «организует в общенациональном масштабе крупное производство.., распределяет рабочие силы между разными отраслями хозяйства и предприятиями, распределяет массовые количества принадлежащих государству продуктов потребления между трудящимися».8

Одной из главных задач социалистического государства является охрана социалистической собственности. «Рабочие и крестьяне, — писал Ленин, — должны понять, что земли и фабрики являются их достоянием, и относиться к ним бережно, как к своему добру».9 Важнейшей функцией социалистического государства Ленин считал контроль за мерой труда и потребления. Вместе с тем социалистическое государство выполняет огромную роль в области культурного строительства, воспитания масс в духе коммунизма. Социалистическое государство обеспечивает правопорядок и защиту социализма. Наконец, оно осуществляет внешнюю политику в интересах укрепления социализма и развития мирового революционно-освободительного движения.

Одной из самых важных закономерностей перехода от капитализма к социализму и развития социалистического общества Ленин считал руководящую роль коммунистической партии10. Опыт революции в России и других странах показывает, что роль коммунистической партии после завоевания власти рабочим классом не только не уменьшается, а напротив, чрезвычайно возрастает.11

«Диктатура пролетариата, — писал Владимир Ильич, — есть упорная борьба, кровавая и бескровная, насильственная и мирная, военная и хозяйственная, педагогическая и администраторская, против сил и традиций старого общества. Сила привычки миллионов и десятков миллионов — самая страшная сила. Без партии, железной и закаленной в борьбе, без партии, пользующейся доверием всего честного в данном классе, без партии, умеющей следить за настроением массы и влиять на него, вести успешно такую борьбу невозможно».12

На основе опыта нашей страны Ленин разъяснял, что диктатуру осуществляет организованный в Советы пролетариат, которым руководит Коммунистическая партия. Прежде всего работа партии идет через Советы. Вместе с тем партия опирается на профессиональные союзы, а также другие организации трудящихся. Именно партия объединяет и направляет их деятельность. «Таков общий механизм пролетарской государственной власти, рассмотренный «сверху», с точки зрения практики осуществления диктатуры».13

В. И. Ленин резко критиковал таких вождей рабочего класса, которые, на словах признавая диктатуру пролетариата, на деле остаются людьми не способными или не желающими понять ее значение и проводить ее в жизнь.

«Как громадна, как необъятно велика опасность от такого рода зла, — писал Владимир Ильич, — это особенно наглядно показала гибель первой Советской республики в Венгрии (за первой погибшей последует победоносная вторая)». Одна из главных причин этой гибели — измена «социалистов», которые «на словах перешли на сторону Бела Куна и объявили себя коммунистами, на деле же не проводили в жизнь политики, соответствующей диктатуре пролетариата, а колебались, малодушничали, забегали к буржуазии, частью прямо саботировали пролетарскую революцию и предавали ее. Окружающие Венгерскую Советскую республику всемирно-могущественные разбойники империализма (т. е. буржуазные правительства Англии, Франции и т. д.) сумели, конечно, использовать эти колебания внутри правительства венгерской Советской власти и зверски задушили ее руками румынских палачей.

Нет сомнения, — продолжает Ленин, — что часть венгерских социалистов искренне перешли на сторону Бела Куна и объявили себя искренне коммунистами. Но суть дела от этого нисколько не меняется: «искренне» объявивший себя коммунистом человек, который на деле вместо беспощадно твердой, неуклонно решительной, беззаветно смелой и геройской политики ( — только такая политика соответствует признанию диктатуры пролетариата) — колеблется и малодушничает, — подобный человек своей бесхарактерностью, своими колебаниями, своей нерешительностью совершает такую же измену, как и непосредственный предатель. В личном смысле разница между предателем по слабости и предателем по умыслу и расчету очень велика; в политическом отношении этой разницы нет, ибо политика — это фактическая судьба миллионов людей, а эта судьба не меняется от того, преданы ли миллионы рабочих и бедных крестьян предателями по слабости или предателями из корысти».14

Весь исторический опыт рабочего движения, социалистических революций подтверждает глубокую правоту этого ленинского вывода. Практика социалистических преобразований показала, что взятие рабочим классом в свои руки политической власти, обобществление средств производства создают лишь объективные предпосылки, объективные возможности для решения всех многогранных задач создания и развития нового общества. А как эти возможности реализуются на практике, — зависит в первую очередь от правящих коммунистических партий, от их умения по-марксистски, по-ленински решать сложнейшие задачи, выдвигаемые жизнью.

Примечание:

1 В. И. Ленин. Соч., т. 38, стр. 385.

2 В. И. Ленин. Соч., т. 40, стр. 101; ср. т. 39, стр. 404 — 405.

3 В. И, Ленин. Соч., т. 38, стр. 377.

4 Там же, стр. 386.

5 Там же, стр. 385.

6 В. И. Ленин. Соч., т. 39, стр. 13.

7 В. И. Ленин. Соч., т. 38, стр. 385, 386.

8 В. И. Ленин. Соч., т. 39, стр. 273.

9 В. И. Ленин. Соч., т. 36, стр. 215.

10 См. В. И. Ленин. Соч., т. 41, стр. 27.

11 См. Коммунистический Интернационал в документах. М., 1933, стр. 108.

12 В. И. Ленин. Соч., т. 41, стр. 27.

13 Там же, стр. 32.

14 В. И. Ленин. Соч.. т. 40, стр. 131 — 132.

 

«Великий почин»

Гений Ленина, его тесная связь с жизнью и творческий подход к марксизму, необыкновенная сила научного предвидения позволяли ему проникать своим взором далеко в будущее. Он размышлял и об «уже развитом социалистическом обществе», о построении «полного социалистического общества».1

В первые годы Советской власти в нашей стране только закладывался фундамент социалистического общества, только пробивались первые слабые ростки коммунизма. Но Ленину, как никому, было присуще чувство нового, замечательное умение заметить, оценить и решительно поддержать все новое, прогрессивное, рождающееся в жизни. Он увидел эти ростки, показал их значение и, глубоко проанализировав новые явления в жизни, выдвинул важные принципиальные положения о социализме и коммунизме, о закономерностях создания и развития коммунистической формации. Особенное значение имеет его работа «Великий почин».

10 мая 1919 года рабочие Московско-Казанской железной дороги провели массовый субботник. После окончания рабочего дня они бесплатно отремонтировали 4 паровоза и 16 вагонов, а также разгрузили несколько тысяч пудов различных грузов, причем производительность труда превысила обычную более чем в два с половиной раза. Вскоре субботники стали проводиться и на других предприятиях в различных городах страны. Они были ответом рабочего класса на призыв Центрального Комитета партии «взяться за работу по-революционному». Субботники явились ярким выражением самоотверженного труда пролетарских масс в тылу и с исключительной силой свидетельствовали о творческой деятельности рабочего класса, стоящего у власти, о его беззаветной борьбе за сохранение и упрочение завоеваний социалистической революции.

В. И. Ленин в «Великом почине» охарактеризовал субботники. как событие огромной важности, как «фактическое начало коммунизма». Они на практике показали, что такое социализм и коммунизм, каковы пути построения нового общества. «Коммунистический субботник железнодорожных рабочих Московско-Казанской дороги, — писал Владимир Ильич, — есть одна из ячеек нового, социалистического, общества, несущего всем народам земли избавление от ига капитала и от войн».2

Пролетариат, разъяснял Ленин, представляет и осуществляет более высокий тип общественной организации труда по сравнению с капитализмом. В этом суть, в этом источник силы и залог неизбежной полной победы коммунизма. Капиталистическая организация труда держится на дисциплине голода, боязни пролетария лишиться работы. «Коммунистическая организация общественного труда, к которой первым шагом является социализм, держится и чем дальше, тем больше будет держаться на свободной и сознательной дисциплине самих трудящихся, свергнувших иго как помещиков, так и капиталистов»3.

Гигантское значение субботников Ленин видел прежде всего в том, что они говорили о начале переворота более трудного, более существенного, более коренного, более решающего, чем свержение буржуазии, ибо это — победа над собственной косностью, распущенностью, мелкобуржуазным эгоизмом, над привычками, которые капитализм оставил в наследство рабочему и крестьянину. Субботники, писал Ленин, показали сознательный и добровольный почин рабочих в переходе к новой трудовой дисциплине, в повышении производительности труда, в создании социалистического хозяйства.

Коренной проблемой строительства социализма и последующего перехода к коммунизму Ленин считал развитие производительных сил. Он подчеркивал, что только громадный шаг вперед в развитии производительных сил может привести к полному уничтожению классов, к преодолению существенных различий между городом и деревней, между людьми физического и умственного труда, к осуществлению принципа коммунизма: «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Для того чтобы достичь такого уровня производительных сил, при котором возможно перейти к коммунизму, нужно создать более высокую производительность труда, чем та, которая достигнута при капитализме. «Производительность труда, — писал Ленин, — это, в последнем счете, самое важное, самое главное для победы нового общественного строя. Капитализм создал производительность труда, невиданную при крепостничестве. Капитализм может быть окончательно побежден и будет окончательно побежден тем, что социализм создает новую, гораздо более высокую производительность труда»4.

Вывод Владимира Ильича о более высокой производительности труда при социализме, — это важный вклад в марксистское учение о коммунизме. Из него вытекает идея экономического соревнования двух систем: социализма и капитализма, предполагающая не только решение вопроса «кто — кого» внутри страны, но и развертывание соревнования двух систем в мировом масштабе с тем, чтобы превзойти капитализм в экономической области.

Без повышения производительности труда переход к коммунизму невозможен, указывал Владимир Ильич. «Коммунизм, — писал он, — есть высшая, против капиталистической, производительность труда добровольных, сознательных, объединенных, использующих передовую технику, рабочих».5

В связи с субботниками Ленин раскрыл сущность коммунистического труда, показав его отличие от характера труда при социализме. Социализм, разъяснял он, предполагает общественный труд при строжайшем контроле и надзоре со стороны государства, которое определяет и меру труда, и меру его вознаграждения. При коммунизме же, вырастающем по мере упрочения социализма и являющемся высшей фазой нового общества, труд будет бесплатной работой на пользу общества, производимой без расчета на вознаграждение; это — труд как необходимая потребность здорового организма. Коммунистические субботники явились первыми зачатками такого труда.

В статье «Великий почин» Ленин к росткам коммунизма отнес образцовую работу предприятий, заботливость и добросовестность при добыче и распределении каждого пуда угля, железа, хлеба и других продуктов, образцовую чистоту жилого дома и квартала, общественные столовые, ясли, детские сады. Внимательное изучение ростков нового, уход за ними он считал первейшей обязанностью партии и государства. Ленин выражал твердую уверенность, что при поддержке социалистического государства «ростки коммунизма не зачахнут, а разрастутся и разовьются в полный коммунизм».

В. И. Ленин указывал на различие между первой и высшей фазами коммунистического общества. В то же время он подчеркивал органическую связь между ними. Он характеризовал социализм как «неполный коммунизм», говорил о коммунизме как «высшей ступени социализма», «социализме в развернутом виде», «законченном социализме».6 Ленин предвидел процесс перерастания социализма в коммунизм, раскрывал его неизбежность, сущность и закономерности.

Примечание:

1 См. В. И. Ленин. Соч., т. 36, стр. 139; т. 45, стр. 370.

2 В. И. Ленин. Соч., т. 39, стр. 18 — 19.

3 Там же, стр. 14.

4 В. И. Ленин. Соч., т. 39, стр. 21.

5 Там же, стр. 22. (Курсив наш. — Авт.)

6 См. В. И. Ленин. Соч., т. 33, стр. 98; т. 36, стр. 65; т. 39, стр. 380; т. 15, стр. 233.

 



2018-06-29 397 Обсуждений (0)
Теоретические проблемы переходного периода 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоретические проблемы переходного периода

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (397)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)